Понятие и виды органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти – это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими задачами и функциями осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность.

Органы исполнительной власти классифицируются по следующим основаниям:

1. В зависимости от территориального масштаба деятельности:

ü центральные (республиканские) – органы, деятельность которых распространяется на всю территорию республики Беларусь. (центральный - Совет Министров; республиканские - министерства и госкомитеты)

ü местные - охватывают своей деятельностью одну или несколько административно-территориальных единиц. Это, например, местные исполкомы, местные администрации, их отделы и управления, а также местные органы отдельных министерств и госкомитетов, не находящиеся в подчинении исполкомов.

 

2. В зависимости от занимаемого положения и места в системе органы исполнительной власти делятся на:

ü Вышестоящие;

ü нижестоящие.

Большинство органов исполнительной власти одновременно являются вышестоящими по отношению к одним органам, но нижестоящими по отношению к другим, а все вместе они образуют единую вертикаль власти

3. В зависимости от объёма компетенции делятся на органы компетенции:

ü Общей – руководят на своей территории одновременно всеми или многими отраслями управления (Советминистров, местные исполкомы и местные администрации);

ü Отраслевой – руководятопределённой порученной им отраслью управления (министерства, отделы и управления местных исполкомов и местных администраций; промышленностью, строительством, с/х, здравоохранением, образованием и т.д.);

ü Специальной (межотраслевой) – руководятпо отдельным вопросам, имеющим общий характер для всех или многих отраслей (госкомитеты, КГБ).

4. В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти подразделяются на:

ü Коллегиальные. Во главе стоит группа лиц, образующих коллегию. Основные вопросы, относящиеся к компетенции такого органа, обсуждаются и решаются коллективно на заседаниях коллегии. При этом необходим кворум. К коллегиальным органам относятся все органы общей компетенции (Совмин, местные исполкомы, местные администрации).

ü Единоначальные. Во главе стоит одно лицо, руководитель, который может называться по-разному. Он лично принимает все решения, касающиеся деятельности данного органа, но и несёт всё ответственность за эту деятельность (министерства, отдел и управления исполкомов и местных администраций).

 

А-П положение Президента

Главой государства в любой стране является официально лицо либо орган, занимающее высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами. В самом общем виде глава государства может быть либо монархом, либо президентом, либо коллегиальным органом (Куба, СССР).

Глава государства, так или иначе, принимает участие в назначении правительства и в его отставке, то есть в формировании исполнительной власти. В парламентских республиках и монархиях глава государства обязан, так или иначе, назначить премьер-министром лицо, пользующееся доверием Парламента. Обычно это лидер партии, победившей на выборах. В тех странах, где глава государства обладает исполнительной властью, т.е. в президентских республиках, президент назначает всех министров, иных должностных лиц и, как правило, сам этот кабинет возглавляет.

В РБ Конституция определяет статус Президента как главы государства. Выполняя важнейшие государственные функции, Президент контролирует и координирует деятельность различных ветвей власти, но сам не входит ни в одну из них. Президент, не являясь главой исполнительной власти, играет значительную роль в её организации и функционировании. Его полномочия в сфере исполнительной власти закреплены в статьях 84, 85, 86 Конституции, а также в Законе о Президенте РБ. Президент вправе издавать указы и распоряжения, действующие на всей территории страны. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издаёт декреты (делегированные – порученные парламентом и временные – по усмотрению Президента), имеющие силу закона.

Совет Министров

Определить понятие правительства достаточно сложно. Если Парламент в любой стране обозначает один и тот же орган, т.е. орган, издающей, то понятие «правительство» в разных странах обозначает органы, которые разнятся по способу формирования, по властным полномочиям, по месту в системе государственных органов. В самом распространённом понимании Правительство – это центральный орган управления государством, его исполнительная власть, т.е. то, что в большинстве стран мира называется Советом министров либо кабинетом министров. Однако в ряде стран под понятием «правительство» понимается более высокий уровень управления. Например, в США (government) пол термином «правительство» понимается весь государственный механизм, включающий в себя не только исполнительную, но и законодательную и даже судебную власть. Но, как правило, говоря о правительстве, имеют в виду государственный коллегиальный орган, который осуществляет повседневное руководство внутренней и внешней политикой государства.

В РБ правительство называется Совет министров. Совет министров – это центральный коллегиальный орган государственного управления, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов государственного управления. Совет министров в своей деятельности подотчётен Президенту и ответственен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

В состав Совета министров входят: Премьер-министр, его заместители, глава администрации президента, председатель КГК, Председатель правления Национального банка, министры (все), председатели государственных комитетов (все), и руководители иных республиканских органов управления по решению Президента, т.е. персональный состав утверждается Президентом.

Непосредственное руководство деятельностью Совета министров осуществляет Премьер-министр, который назначается на должность Президентом с согласия Палаты представителей Национального собрания. Деятельность Совета министров основывается на сочетании коллегиального рассмотрения и решения вопросов с персональной ответственностью его членов за проведение в жизнь принятых решений и состояние дел на порученных участках работы. На рассмотрение Совета министров выносятся вопросы, которые отнесены к его компетенции и не могут быть рассмотрены иными государственными органами.

В законодательстве чётко определён перечень лиц, которые вправе вносить вопросы на рассмотрение Совета министров. Это Президент, все члены Совета министров, руководители иных республиканских органов госуправления, а также председатели областных и Минского горисполкомов. Все остальные вносят вопросы только через них.

Заседания Совета министров проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 месяца. Решение Правительства принимаются большинством голосов членов, присутствующих на заседании. Решения Правительства оформляются в виде постановлений и вступают в силу со дня их принятия, если в них не указан другой срок. Постановления Совета министров могут быть отменены указом Президента. Действует Совет министров на протяжение срока полномочий Президента, и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая при этом выполнять свои функции до формирования нового Правительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: