Действие актов управления

1. Понятие и виды форм управленческой деятельности.

Каждый вид государственной деятельности характеризуется определёнными внешними проявлениями и регламентируется соответствующими нормативными актами. Принцип разделения властей предполагает как различное функциональное назначение каждой ветви власти, так и различия в принимаемых ими актах. Исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами госуправления, выражается в издании подзаконных актов и в совершении других управленческих действий. Такие внешне выраженные действия исполнительной власти называются формами управления.

Формы управления различаются по содержанию, по целенаправленности, по способу выражения и по характеру вызываемых последствий.

По содержанию ФУ делятся на:

· Правотворческая управленческая деятельность заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене.

· Правоприменительная деятельность заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного факта под соответствующую норму права с целью решения конкретного вопроса.

По целенаправленности:

· Внутренние – деятельность органов управления по решению организационных, штатных вопросов, ведению делопроизводства, руководства сотрудниками и т.п.

· Внешние – связаны с взаимодействием органов исполнительной власти с другими организациями и гражданами (осуществление приёма в граждане).

По способу выражения:

· Словесные – письменные и устные (выражены словами).

· Конклюдентные – невербальные (знаки светофоров, дорожная разметка, знаки; кулаком по столу)

По характеру вызываемых последствий:

· Правовые – влекут возникновение, изменение или прекращение А-П отношений, либо имеют иное правовое значение (издание правовых актов управления).

· Неправовые – не порождают правоотношений и не влекут юридически значимых последствий (проведение совещаний, конференций; материально-технические действия; выдача справок…).

Правовые акты управления (ПАУ). Понятие и юридическое значение.

ПАУ характеризуются следующим :

1. ПАУ представляет собой юридический вариант управленческого решения. Путём его издания госорган или должностное лицо решает конкретный вопрос, возникший в его деятельности.

2. ПАУ может издаваться только полномочным субъектом и в пределах его компетенции.

3. ПАУ – одностороннее волеизъявление субъекта, обязательное для другой стороны.

4. ПАУ является подзаконным актом, т.е. он должен соответствовать Конституции, законам, актам Президента и вышестоящих органов исполнительной власти. Необходимо проводить различие между ПАУ и актами других госорганов.

- Закон служит источником для всех других госактов в том числе и актов управления; он обладает высшей юридической силой, т.е. не может быть отменён или приостановлен каким-либо иным актом. В то же время сам закон может отменить любой акт, в т.ч. и АУ.

- Отличие от судебных актов заключается в том, что судебные акты издаются, как правило, в связи с нарушением правовой нормы. АУ издаются не только в связи с нарушением правовой нормы, но с их помощью решается широкий круг повседневных управленческих вопросов. Судебные акты издаются на основе закона и правосознания судей. В соответствии с Конституцией судьи независимы и подчиняются только закону. Следовательно, ни один судебный акт не может быть принят вне прямых предписаний закона на основе чьего-либо указания. АУ же часто издаются по прямому поручению вышестоящих органов, причём это поручение может содержать указания на то, каким должно быть решение вопроса. Судебные акты всегда являются актами применения норм права, суды не создают правовых норм. АУ могут быть как актами применения норм права, так и содержать в себе новые правовые нормы.

Виды актов управления.

Основным критерием, по которому классифицируются АУ, являются их юридические свойства. В соответствии с ним, АУ делятся на:

· Нормативные – устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы. Они содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата и рассчитаны на многократное применение. (ПДД)       

· Ненормативные (индивидуальные) – принимаются с целью осуществления конкретных разовых мероприятий. (проведение субботника). Основной их разновидностью являются индивидуальные акты, которые содержат конкретные предписания, адресованные персонально определённым субъектам, регулирующие конкретные отношения и характеризующиеся однократностью реализации.

Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

Можно выделить три группы требований, предъявляемых к АУ.

1. Общие требования, которым должны удовлетворять все акты, независимо от того, кем они изданы, по какому вопросу, каковы их юридические свойства.

2. Дополнительные/специальные требования. Они предъявляются лишь к некоторым актам, в зависимости от их содержания и назначения.

3. Требования Организационно-технического характера.

Действие актов управления.

ПАУ только тогда выполняют свою роль, когда они действуют, т.е. вызывают те юридические последствия, ради достижения которых были изданы. Действующим является акт, который вступил в силу. При этом срок вступления в силу для разных актов различен.

Например, декреты Президента вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в них не указан иной срок. Указы Президента, постановления СовМина и иные нормативные акты органов исполнительной власти вступают в силу со дня включения их в национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Правовые акты, не имеющие нормативного характера, вступают в силу со дня их принятия, если в них не установлен иной срок.    


 

Тема 8. Административная ответственность


КоАП как основной источник в сфере АО

Понятие и основные черты АО

Основания для освобождения от АО

                                                                                            


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: