Кафедра информатики и информационных таможенных технологий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины
«ЭКОНОМЕТРИКА (продвинутый уровень)»
Направление подготовки: 38.04.01 Экономика
Направленность образовательной программы: Экономика
Уровень высшего образования: магистратура
Ростов-на-Дону
2015
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Ростовский филиал
Кафедра информатики и информационных таможенных технологий
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины
« ЭКОНОМЕТРИКА (продвинутый уровень )»
Направление подготовки: 38.04.01 Экономика
Направленность образовательной программы: Экономика
Уровень высшего образования: магистратура
Ростов-на-Дону
2015
Автор-составитель:
М.М. Цвиль, доцент кафедры информатики и ИТТ Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат физико-математических наук, доцент
|
|
Ответственный за выпуск
О. Е. Кудрявцев, и.о. по руководству кафедрой информатики и ИТТ
Ростовского филиала Российской таможенной академии,
профессор кафедры, доктор физико-математических наук, доцент
Рецензенты:
В. В. Шамраева, доцент кафедры высшей математики РГСУ, кандидат физико-математических наук, доцент
О. Е. Кудрявцев, и.о. по руководству кафедрой информатики и ИТТ
Ростовского филиала Российской таможенной академии,
профессор кафедры, доктор физико-математических наук, доцент
Программа одобрена на заседании кафедры информатики и информационных таможенных технологий Ростовского филиала Российской таможенной академии (протокол от 29.04.2015 № 9)
© Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2015
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины – формирование компетенций выпускников, связанных с выработкой навыков построения эконометрических моделей, применения эконометрических моделей для анализа состояния и оценки перспектив развития экономических и социальных систем в условиях взаимосвязей между их внутренними и внешними факторами.
Задачи изучения дисциплины:
- расширение и углубление теоретических знаний о современных эконометрических методах анализа данных;
- овладение методикой построения, анализа и применения эконометрических моделей для объяснения поведения исследуемых эконометрических показателей, прогнозирования и предсказания экономической политики;
|
|
- использование современных программных продуктов, необходимых для решения эконометрических задач.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в табл. 1.
Таблица 1
Результаты обучения, соотнесенные с общими результатами
освоения образовательной программы
Код компетенции | Результаты освоения ОП(формулировка компетенций) | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-1 | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | Знать: − основные методы сбора и анализа информации; (ОК-1, З_1) – сущность эконометрического исследования, виды моделей и количественные методы, используемые для моделирования статистических данных;(ОК-1, З_2). Уметь: − анализировать, обобщать и воспринимать информацию; (ОК-1, У_1) − ставить цель, формулировать задачу и составлять эконометрическую модель; (ОК-1, У_2). Владеть: – современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; (ОК-1, В_1). |
ОК-3 | готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | Знать: − основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам эконометрики; (ОК-3, З_1). Уметь: − применять современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;(ОК-3, У_1) Владеть: − методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере;(ОК-3, В_1). |
ПК-5 | способность самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ | Знать: − современные методы эконометрического анализа;(ПК-5, З_1) Уметь: − самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы (ПК-5, У_1). Владеть: − навыками микроэкономического и макроэкономического моделирования с применением современных инструментов; (ПК-5, В_1) |
ПК-6 | способность оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности | Знать: − современные программные продукты, необходимые для решения экономико-статистических задач;(ПК-6, З_1). Уметь: − осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;(ПК-6, У_1). Владеть: − навыками оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности;(ПК-6, В_1). |
ПК-9 | способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов | Уметь: − анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов; (ПК-9, У_1). Владеть: − навыкамианализа, преобразования и передачи данных с использованием сетевых компьютерных технологий; (ПК-9, В_1). |
ПК-10 | способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом | Знать: − основные методы прогнозирования в решении прикладных экономических задач;(ПК-10, З_1). Уметь: − формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на микро- и макро-уровне;(ПК-10, У_1). Владеть: − навыкамипрогнозирования основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;(ПК-10, В_1). |
|
|
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ
Дисциплина «Эконометрика (продвинутый уровень)» относится к базовой части блока Б1. (Б1.Б.03) дисциплин.
Дисциплина изучается на 2курсе в 3семестрепо очной форме обучения и на 2 курсе в 4 семестре по заочной форме обучения.
Изучение дисциплины базируется на результатах обучения по дисциплинам, «Математический анализ», «Высшая алгебра», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Эконометрика», «Информатика», «Микроэкономика» (продвинутый уровень); «Макроэкономика» (продвинутый уровень);««Современные информационные технологии в экономической науке и практике».
Учебная дисциплина «Эконометрика (продвинутый уровень)»создает теоретическую и практическую основу для решения профессиональных задач и выполнения научно-исследовательской работы, ВКР в соответствии с учебным планом.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость (объем) дисциплинысоставляет 4зачетных единицы (ЗЕ), 144академических часов.
Таблица 2.1
Распределение объема дисциплины по видам работпо очной форме обучения
Год набора – 2014
Виды работ | Всего часов | Семестр 3 |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем, | 28 | 28 |
в том числе: | ||
Лекции (Л) | 8 | 8 |
Практические занятия (ПЗ), | 20 | 20 |
из них в интерактивной форме (ИФ) | 12 | 12 |
Самостоятельная работа обучающихся, в том числе внеаудиторная контактная работа | 80 | 80 |
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации - экзамен | 36 | 36 |
Таблица 2.2
Распределение объема дисциплины по видам работ по заочной форме обучения
Год набора 2013
иды работ | Всего часов | Семестр 3 |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем, | 16 | 16 |
в том числе: | ||
Лекции (Л) | 4 | 4 |
Практические занятия (ПЗ), | 12 | 12 |
из них в интерактивной форме (ИФ) | 10 | 10 |
Самостоятельная работа обучающихся, в том числе внеаудиторная контактная работа | 119 | 119 |
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации - экзамен | 9 | 9 |
год набора – 2014, 2015
|
|
Виды работ | Всего часов | Семестр 4 |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем, | 16 | 16 |
в том числе: | ||
Лекции (Л) | 6 | 6 |
Практические занятия (ПЗ), | 8 | 8 |
из них в интерактивной форме (ИФ) | 8 | 8 |
Лабораторные занятия (ЛЗ) | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся, в том числе внеаудиторная контактная работа | 119 | 119 |
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации - экзамен | 9 | 9 |
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ
ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)
5.1. Распределение учебного времени по темами видам учебных занятий
Таблица 3.1
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(очная форма обучения)для 2014 года набора
№ п/п | Наименование раздела/ темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Практические занятия (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3 семестр | |||||||
11 | Раздел 1.Множественный регрессионный анализ | 32 | 4 | - | 8 | 4 | 20 |
12 | Тема 1.1. Классическая линейная модель множественной регрессии. | 11 | 2 | - | 4 | 2 | 5 |
13 | Тема 1.2. Линейные регрессионные модели с гетероскедастичными и автокорреляционными остатками. | 8 | 1 | - | 2 | - | 5 |
14 | Тема 1.3. Спецификация моделей регрессии с фиктивными независимыми переменными | 13 | 1 | - | 2 | 2 | 10 |
55 | Раздел 2. Анализ временных рядов и прогнозирование | 40 | 2 | - | 8 | 4 | 30 |
66 | Тема 2.1. Модели временных рядов. | 20 | 1 | - | 4 | 2 | 15 |
77 | Тема 2.2. Модели с лаговыми переменными. | 20 | 1 | - | 4 | 2 | 15 |
88 | Раздел 3.Системы эконометрических уравнений. Анализ панельных данных | 36 | 2 | - | 4 | 4 | 30 |
39 | Тема 3.1. Системы эконометрических уравнений | 18 | 1 | - | 2 | 2 | 15 |
110 | Тема 3.2. Анализ панельных данных | 18 | 1 | 2 | 2 | 15 | |
11 | Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | 36 | Экзамен | ||||
12 | Всего по дисциплине | 144 | 8 | - | 20 | 12 | 80 |
Таблица 3.2
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(заочная форма обучения)для 2014 года набора
№ п/п | Наименование раздела/ темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Практические занятия (час.) | Лабораторные занятия (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||||
всего | ИФ | всего | ИФ | |||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | ||
| 4 семестр | |||||||||
11 | Раздел 1.Множественный регрессионный анализ | 46 | 2 | - | 4 | 4 | 40 | |||
12 | Тема 1.1. Классическая линейная модель множественной регрессии. | 13 | 1 | - | 2 | 2 | 10 | |||
13 | Тема 1.2. Линейные регрессионные модели с гетероскедастичными и автокорреляционными остатками. | 15 | - | - | - | 15 | ||||
14 | Тема 1.3. Спецификация моделей регрессии с фиктивными независимыми переменными | 18 | 1 | - | 2 | 2 | 15 | |||
55 | Раздел 2. Анализ временных рядов и прогнозирование | 48 | 2 | - | 4 | 4 | 2 | 40 | ||
66 | Тема 2.1. Модели временных рядов. | 25 | 1 | - | 2 | 2 | 2 | 20 | ||
77 | Тема 2.2. Модели с лаговыми переменными. | 23 | 1 | - | 2 | 2 | 20 | |||
88 | Раздел 3.Системы эконометрических уравнений. Анализ панельных данных | 41 | 2 | - | - | 39 | ||||
39 | Тема 3.1. Системы эконометрических уравнений | 21 | 1 | - | - | 20 | ||||
110 | Тема 3.2. Анализ панельных данных | 20 | 1 | - | 19 | |||||
11 | Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | 9 | Экзамен | |||||||
12 | Всего по дисциплине | 144 | 6 | - | 8 | 8 | 2 | 119 | ||
5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем