Конституция Франции 1791 г

 

3 сентября 1791 г. был утвержден Собранием. Вскоре его подписал король, который под давлением нарастающей силы народного движения принес присягу на верность Конституции.

Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утвержде­ния национального суверенитета и представительного правления.

Провозглашалось унитарное государственное устройство. Высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено коро­лем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности: они не могли быть подвергнуты уголовному преследованию и суду за мысли или действия, высказанные или совершенные ими при исполнении своих обязанностей. Главным назначением Национального собрания являлось при­нятие законов. Законопроект, принятый Собранием, подлежал ут­верждению королем. Но если отвергнутый королем законопроект был вновь принят следующими двумя новыми составами Нацио­нального собрания, то он приобретал силу закона (т. е. королев­ское вето было только отлагательным).

Исполнительная власть вручалась королю, которому предстоя­ло осуществлять ее е помощью назначаемых им министров. Король возглавлял вооруженные силы, назначал часть командного состава, утверждал назначение высших чиновников, осуществлял общее руко­водство внутренним управлением и внешними отношениями.

Исполнительная власть короля значительно ограничивалась. Он мог действовать только в рамках законов, принятых Собранием. Вводилась контрасигнатура — распоряжения короля приобретали за­конную силу лишь после подписания их соответствующим минист­ром, который и нес ответственность за принятое решение. Минист­ры назначались королем, но могли быть преданы суду Националь­ным собранием за неправомерные действия по своему ведомству.

Управление на местах возлагалось на выборные органы, которые действовали под руководством и контролем соответствую­щих министров. Король мог отменить решения местных властей, если они противоречили законам и постановлениям правительства, а в случае неповиновения отстранить их от должности, поставив об этом в известность Собрание. Последнее отвергало или утвер­ждало принятое решение, могло предать виновных суду.

Судебная власть осуществлялась выбранными на срок судьями. Они могли быть смещены только за преступления по должности, ус­тановленные в судебном порядке. Для рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяжных. Создавался кассационный суд. Особое значение имели разделы Конституции, посвященные избирательной системе. По сути здесь решался главный во­прос — кто будет править страной.

Депутаты Национального собрания должны были избираться на основе двухстепенных выборов, в которых могли участвовать только активные граждане. Ими признавались лица, имеющие французское гражданство, которым исполнилось 25 лет от роду, проживающие в определенном месте в течение установленного за­коном времени, уплачивающие прямой налог в размере оплаты не менее трех рабочих дней, не находящиеся в услужении, внесен­ные в список национальной гвардии. Право быть выборщиками по­лучили те активные граждане, размеры дохода которых в зависимо­сти от места их проживания равнялись оплате труда за 100—200 рабочих дней, те, которые нанимали или арендовали имущество стоимостью, эквивалентной оплате труда за 400 рабочих дней.

В Конституции нашли воплощение принципы национального су­веренитета и представительного правления. Коро­левская власть становилась конституционно ограниченной.

Билет 12.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: