Первый этап. Настройка на визуализацию.
Положение тела в пространстве может быть разным, в зависимости от того, какая степень релаксации требуется данному клиенту.
Второй этап. Рассказывание или чтение истории, путешествия
История имеет три части — начало, кульминацию и завершение.
Третий этап. Возвращение из путешествия.
После возвращения в бодрствующее состояние предлагается изобразить запомнившиеся ощущения, образы. В процессе изображения возникает состояние рефлексии над материалом воображения.
Четвертый этап. Обсуждение работы. Полезно, опросив всех, почувствовать, что чувствовал каждый.
Рисование
Первый этап: свободная активность перед собственно творческим процессом — непосредственное переживание. На этом этапе изотерапии дети любят, как они это называют, «пачкать», сначала используя один, затем другой материал, а потом смешивая их.
Второй этап: процесс творческой работы — создание феномена, визуальное представление. Дети безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением, вне зависимости от возраста (даже очень маленькие дети).
|
|
Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания. На этом этапе необходимо расположить работу в таком месте, где на нее было бы легко смотреть. Детям предлагают поместить свое художественное произведение в удобном для них месте на вертикальной поверхности (стене, окне, на стенке шкафа, двери).
Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
Особенности четвертого этапа изобразительной деятельности таковы:
- Психолог просит ребенка описать картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова «Я». Например: «Я — картинка».
- Выбираются специфические предметы на картинке, для того чтобы ребенок их идентифицировал с чем-нибудь.
- При необходимости задают ребенку вопросы, чтобы облегчить ему выполнение задачи: «Что ты делаешь?», «Кто пользуется тобой?», «Кто тебе ближе всех?».
- Ребенку предлагается вести диалог между двумя частями его картинки или двумя соприкасающимися, либо противоположными точками.
- Психолог просит ребенка обратить внимание на цвета. Излагая свои предложения о том, как нарисовать картинку, пока ребенок сидит с закрытыми глазами, ему можно предложить подумать над следующим
- Психолог работает над идентификацией, помогая ребенку «отнести к себе» то, что он говорит, описывая картинку или ее части.
- На этом этапе рисунок откладывается и прорабатываются реальные жизненные ситуации или рассказы, «вытекающие» из рисунка.
- Психолог выясняет, нет ли пропусков или пустых мест на картинках и обращает особое внимание на этот факт.
- Психолог останавливается на тех вещах, которые для ребенка выходят на первый план.
- Осуществляются наблюдения за внешними проявлениями поведения: особенностями оттенка голоса ребенка, положением его тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами.
|
|
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Факторы эффективности сказкотерапии
Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:
1) отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;
2) отсутствие четких персонификаций;
3) сказки — кладезь жизненного опыта и традиций. Многогранность и многоуровневость хранимой информации. Образность языка;
4) психологическая защищенность;
5) наличие тайны и волшебства.