Техническая подготовка спортсмена

Под технической подготовленностью спортсмена имеют ввидуобучение его основам техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки, и совершенствованием избранных форм спортивной тренировки. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков. На нее распространяются общие принципы дидактики и дидактические положения методики физического воспитания. Особенности спортивно-технической подготовки определяются тем, что она строится по закономерностям достижения мастерства в избранном виде спорта.

Говоря о спортивной технике, надо различать два значения этого термина. Во-первых, идеальная «модель» соревновательного действия, выработанная на основе практического опыта или теоретически. Во-вторых, реально формирующийся у спортсмена способ выполнения соревновательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменов своих возможностей для достижения спортивного результата.

Задачи технической подготовки спортсмена.

Центральная задача в спортивно-технической подготовке – сформировать такие навыки выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать его возможности в состояниях и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетнихзанятий спортом.

Различают специальную спортивно-техническую подготовку – это познание теоретических основ спортивной техники; моделирование индивидуальных форм техники и движений, соответствующих возможностям спортсмена; формирование умений и навыков, необходимых для успешного участия в текущих состязаниях; последующие преобразования и обновление форм техники.

Общая техническая подготовка – это прежде всего пополнение фонда умений и навыков, являющихся предпосылкой формирования технических навыков в избранном виде спорта. В ней широко используется эффект положительного переноса навыков: навыки, формируемые в процессе общей подготовки, входят обычно в преобразованном виде в состав возникающих на их основе специфических навыков и содействует их совершенствованию. Общая техническая подготовка спортсмена включает также обучение технике упражнений, избираемых в качестве дополнительных средств физической подготовки.

Средства и методы технической подготовки.

Комплекс средств и методов, используемых для реализации задач технической подготовки в процессе спортивной тренировки, в общих чертах рассмотрен в разделах «средства спортивной тренировки» и «методы спортивной тренировки». Основными практическими средствами технической подготовки спортсмена служат подготовительные, имеющие существенную структурную общность с соревнованиями, тренировочные формы соревновательных упражнений и сами соревновательные упражнения со всеми присущими им особенностями, и дополнительные – общеподготовительные упражнения. В ходе разучивания техники соревновательных действий, закрепления и совершенствования сформированных навыков находят применение многие разновидности методов упражнения (методы расчлененно-конструктиного и целостного упражнения с избирательным вычленением деталей стандартно-повторного и вариативного упражнения и т.п.), которые сочетаются в определенном порядке, зависящем от особенностей техники избранного вида спорта и этапов технической подготовки. Традиционные средства и методы словесного и наглядного обучения в соревновательной методике технической подготовки спортсмена с каждым годом дополняются новыми. В большинстве случаев они связаны с использованием специализированных аппаратурных устройств для формирования наглядных представлений, программирования параметров движений, срочной объективной информации по ходу выполнения и коррекции ошибок или физического облегчения правильного выполнения действий.

 

Особенности формирования спортивно-технических навыков и умений.

Задача технической подготовки сводится к становлению умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование функционального потенциала спортсмена для достижения наивысших результатов в процессе выполнения соревновательных действий, а также планомерное техническое совершенствование их различных этапов подготовки.

Процесс становления и совершенствования технического мастерства подразделяются на следующие этапы (Г. Штарк, 1971):

1. Стадия создания первого представления о двигательном действии и формирования установки на обучение ему. Возникающие при этом психомоторные реакции и направленности воли на выполнение действия создают соответствующую функциональную и психическую настройку. Достигается это применением словесных и наглядных методов, использование которых обеспечивает формирование установок и основных путей освоения техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: