Исторический обзор деятельности мировых судей в России

Мировая юстиция в России основывается на опыте других государств, обращаясь к истории, следует отметить, что родиной мировой юстиции принято считать Англию, как сформи­ровавшаяся институт мировой юстиции он известен там с XIV века. Должность мирового су­дьи в ее современном понимании впервые возникла в Англии, как судебная единоличная власть, призванная со­хранять сложившийся социальный мир.

Далее, идея мировой юстиции была заимствована и другими государствами. Так, в 1790 г. мировые судьи появились во Франции, как низшая инстанция, избираемая населением кантонов. В их компетенцию входило примирение сторон по гражданским делам (при наличии к тому достаточных основа­ний) и рассмотрение дел о так называемых нарушениях (незначительные уголовные дела, по которым не требо­валось проведения следствия).

В США с 1793 по 1967 г. действовали комиссионеры – довольно точная копия английской модели мировой юстиции.

Широко распространено мнение, что судебная реформа началась 20 ноября 1864 года, когда царь Александр II подписал Указ Правительствующему сенату, утвердившей четыре законодательных акта: Учреждение судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.... На подлинном документе собственною его императорского величества рукою написано: "Быть по сему" В Царском селе, 20 ноября 1864 года.

Таким образом, определена дата, когда ста­рая судебная система России была упразднена. По мнению ученых: «Наиболее радикальными (по степени разрыва с предшествующим порядком судоустройства и судопроизводства) представляются реформы 1864 г. и 1922–1923 гг. Наиболее осознанной современниками и потомками следует, бесспорно, признать реформу 1864 г.»44

44 Уложение Судебных Установлений 1864 г. Электронная версия, система Гарант

  При проведении судебной реформы 1864 г. определилось стремление создать выборный, всесословный, независимый и самостоятельный суд, главным предназначением которого было примирение сторон, охрана и утверждение общего порядка и спокойствия.

  Учитывая значимость судебной реформы 1984 года, проведены исследования, и анализ «Учреждения судебных установлений», (далее УСУ) в контексте настоящего времени. 

По судебной реформе 1864 г. новая судебная система согласно ст. 1 представлялась так:

- «Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и Правительствующему сенату - в качестве верховного кассационного суда. Судебная власть, обозначенная в Учреждениях судебных установлений, распространялась на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные»45.

45 Уложение Судебных Установлений 1864 г., ст. 1, Электронная версия, система Гарант)

 

  В соответствии со ст. 3 УСУ: «Мировой судья есть власть единоличная; съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат суть установления коллегиальные». Из этого следует, что мировые судьи рассматривали дела единолично. Процесс был устным и публичным, допускалось участие поверенных.

  Одним из главных вопросов в Уложении судебных установлений, был вопрос территориальной подсудности. В соответствии с Уложением повсеместно должны были быть избраны мировые судьи. Каждый мировой судья осуществлял судебную власть на определенной территории - участке. Определенное число участков составляло мировой округ. Мировой суд осуществлял свою деятельность в рамках мирового округа - уезд с городами, делившийся на участки. Так, согласно ст. 12 УСУ мировые судьи состояли при мировом округе. Мировой округ – это уезд с находящимися в нем городами. Но столичные города (Санкт-Петербург Москва), а с 1865 г. и Одесса сами включали в себя несколько округов (ст. 13 УСУ). Мировой округ делился, в свою очередь, на мировые участки, число которых определялось особым расписанием (ст. 14 УСУ). Там же в (ст., ст. 16, 17 и 18) прописано: что в мировом округе, кроме участковых мировых судей, состоят также почетные мировые судьи. Собрание как почетных, так и участковых мировых судей каждого мирового округа составляет высшую мировую инстанцию, именуемую съездом мировых судей. В этом съезде председательствует один из мировых судей по собственному их избранию.46

46 Уложение Судебных Установлений 1864 г., ст. 12-13, ст. 16-18.  Электронная версия, система Гарант

  Каждому мировому судье присваивался особый символ его звания – золотая цепь и знак (медальон), которые судья надевал на время исполнения обязанностей. Кроме того, мировой судья имел и свою особую печать.

Административно-территориальное и судебно-территориальное деление империи после реформы не совпадали. Уезды и города были разделены на участки мировых судей. Территория, подведомственная окружным судам, охватывала несколько уездов, округа судебных палат – несколько губерний. Окружные суды были судами первой инстанции общих судов, судебные палаты – судами второй инстанции. Создатели судебной реформы объясняли такую судебно-территориальную структуру сочетанием мировой и общей юстиции, а также недостатком квалифицированных юристов для создания общих судов в каждом уезде. Но сегодня мы видим преимущества такой организации правосудия в большей изоляции судебных и административных органов. При такой структуре все уездное начальство не только по табели о рангах, но и по реальному статусу, было лишено возможности оказывать на судей какое-либо влияние. Соответственно, и судьи второй инстанции избавлялись от давления на них со стороны губернской бюрократии.

    Должность мирового судьи в России была выборной. Официально введение выборности объяснялось тем, что мировой судья как посредник, как хранитель мира должен обладать доверием местных обывателей. Не последнюю роль сыграло и еще одно соображение: возложить все траты и хлопоты на местные бюджеты, дабы не обременять центральный аппарат и казну беспокойством по поводу избрания тысяч мировых судей. Выборы мировых судей производились уездным земским собранием. В столицах и г. Одессе обязанности собраний возлагались на городские думы.

Участковые, почетные и добавочные мировые судьи избирались сроком на 3 года, хотя высказывались предложения сделать бессрочное избрание либо удлинить срок после переизбрания. Большинство судей служило несколько сроков подряд, число переизбраний законом не ограничивалось. В установленном порядке мировые судьи принимали присягу и допускались к исполнению своих должностей.47

47 Уложение Судебных Установлений 1864 г.,  Электронная версия, система Гарант

  Данные положения регламентировались статьями: 19, ст. 20, 23 - 40 УСУ. Требования к кандидату на должность участкового мирового судьи были сформулированы в ст. 19 УСУ: «В мировые судьи могли быть избраны местные жители:

1) не менее 25 лет от роду;

2) получившие образование в высших или средних учебных заведениях, или выдержавшие соответствующее испытание, или прослужившие не менее трех лет в таких должностях, «при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел»; 

3) удовлетворявшие имущественному цензу (они сами или их родители либо жены должны были владеть, хотя бы в разных местах, землей вдвое больше того, сколько требовалось для непосредственного участия в избрании гласных в уездные земские собрания, или другой недвижимостью на сумму не менее 15 тыс. рублей, а в городах

- недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога: в столицах не менее 6 тыс., в прочих городах не менее 3 тыс. рублей)

- п. 3 ст. 19 УСУ. Требование земельного ценза для кандидатов в различных губерниях и уездах было разное, но не менее 400 десятин земли29 (т.е. примерно 430 га)48.

48 Уложение Судебных Установлений 1864 г., ст. 19-20, ст. 23-46. Электронная версия, система Гарант

  Кроме того, в ст. 21 и ст. 22 УСУ, указывалось, что мировыми судьями не могут быть:

1) состоящие под следствием или судом за преступления или проступки, а равно и подвергшиеся по судебным приговорам за противозаконные действия заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию, и те, которые, быв под судом за преступления или проступки, влекущие за собою такие наказания, не оправданы судебными приговорами;

2) исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;

3) объявленные несостоятельными должниками и

4) состоящие под опекою за расточительность (ст. 21 УСУ);

Священно- и церковнослужители не могут принимать на себя звания ни почетных, ни участковых мировых судей (ст.22 УСУ).49

49 Уложение Судебных Установлений 1864 г., ст. 21-22, Электронная версия, система Гарант 

  В Уложении судебных установлений прописывались положения о должности участковых мировых судей ст. 41-45 УСУ, так например: … в пределах каждого мирового участка правосудие осуществлял участковый мировой судья. Он избирал, с согласия съезда мировых судей, постоянное место пребывания в своем участке для разбирательства подведомственных ему дел, но просьбы (заявления, жалобы) должен был принимать везде и в любое время, а «в необходимых случаях и разбирать дела на местах, где оные возникли» (ст. 41 УСУ).50

50 Уложение Судебных Установлений 1864 г., ст. 41-45, Электронная версия, система Гарант

  О должности почетных мировых судей ст. 46- 50 УСУ сказано, что почетный мировой судья мог занимать любую другую должность по государственной или общественной службе, за исключением должностей прокуроров, их товарищей, местных чиновников казенных управлений и полиции и волостного старшины (ст. 49 УСУ).51

51 Уложение Судебных Установлений 1864 г., ст. 46-50, Электронная версия, система Гарант

     О съездах мировых судей (ст. 51- 63 УСУ)

Мировой съезд задумывался как орган периодический: он состоял из тех же судей, которые работали в I инстанции в своих участках. Согласно УСУ все мировые судьи, бросив свои дела, в определенное время, в определенном месте, которые укажут земские собрания (в столицах – городские думы), должны были съезжаться для того, чтобы самим же поработать во II и III инстанциях. При значительном накоплении дел съехавшиеся мировые судьи могли разделиться по отделениям (ст. 55 УСУ). В связи с этим устанавливалось, что в рассмотрении каждого дела должны были участвовать не менее трех мировых судей. Было разрешено также созывать при необходимости дополнительные (внеочередные) съезды (ст. 54 УСУ).

Однако замысел законодателя не смог в полной мере воплотиться в жизнь: с течением времени мировые съезды превращались в постоянно действующие судебные органы. Причинами такого положения стали российские дороги, путевые расходы и долгое отсутствие судьи в своем участке, что приводило к накоплению нерассмотренных дел. Для того чтобы добраться до уездного города в конном экипаже, мировому судье необходимо было провести в пути около суток, а учитывая состояние дорог - намного больше. В результате под разными предлогами судьи на съезд не являлись, сессии зачастую объявлялись несостоявшимися (даже троих судей не набиралось), вызванные тяжущиеся, свидетели и др., потеряв время и деньги, недовольно разъезжались прочь. Из-за временного характера съезда разбирательство дел было торопливое, в делопроизводстве царил беспорядок. На превращение мирового съезда в постоянный орган влияло и то обстоятельство, что огромный наплыв дел, особенно в крупных городах, требовал безостановочной судейской работы.52

52 Уложение Судебных Установлений 1864 г., ст. 51-63, Электронная версия, система Гарант

 

Об отношениях, правах и ответственности мировых судей (ст. 64 -76 УСУ). Непосредственный надзор за мировыми судьями принадлежит мировому съезду их округа. Высший надзор за всеми вообще мировыми судьями, так же как и за их съездами, сосредоточивается в кассационных департаментах Сената и в лице министра юстиции (ст. 64УСУ).

Все находящиеся при разборе дел мировым судьей обязаны соблюдать правила благопристойности, порядок и тишину, беспрекословно подчиняясь в этом отношении распоряжениям мирового судьи. Виновных в нарушении сего мировой судья останавливает сперва напоминанием, а за повторение может приговорить к денежному взысканию от двадцати пяти копеек до трех рублей, смотря по их средствам, и даже удалить неповинующихся из присутствия.(ст. 67 УСУ).

Все мировые судьи, как в отношении класса их должности, так и в отношении присваиваемых им за уряд, по званию судьи, прав и преимуществ, сравниваются с членами окружных судов и судебных палат (ст. 71 УСУ).

Мировые судьи в продолжение установленного для них выборного срока не могут быть ни увольняемы без прошения, кроме случаев, означенных в статьях 228 - 230, 295 и 296-й настоящего Учреждения, ни переводимы из одной местности в другую без их согласия. Временное устранение от должности допускается только в случае предания их суду, а совершенному удалению или отрешению от должности они подвергаются не иначе как по приговорам уголовного суда (ст. 72 УСУ).

Отпуска участковым мировым судьям на срок не более одного месяца разрешаются съездами мировых судей. Увольнение их в отпуск на срок более продолжительный, равно как и увольнение от службы по прошениям, зависит от первого департамента Правительствующего сената (ст.73).53

53 Уложение Судебных Установлений 1864 г., ст.64-76. Электронная версия, система Гарант

  Таким образом, судебной реформой 1864 г. мировая юстиция создавалась для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел и должна была показывать демократизацию суда и действительно приближать правосудие к населению, а также разгружать общие суды от обилия «мелких» дел. Этот институт должен был способствовать формированию истинного правосознания и человеческого достоинства в рос­сийском народе.

  С помощью мировой юстиции надеялись обеспечить быстрое, без из­лишних формальностей рассмотрение дел, чем воплотить, наконец, в жизнь мечту народа о суде «скором, правом, милостивом и равном».

  Прошло двадцать пять лет, и в результате контрреформы проводимой Александром III произошел пересмотр судебной реформы 1864 года. Он состоял в усложнении и бюрократизации судоустройства, упразднении института мировых судей в уездах, в сокращении компетенции суда присяжных. В сельской местности мировой суд был заменён произволом земских начальников. Кассационные жалобы отныне подавались в губернское присутствие, составленное главным образом из чиновников. Увеличены требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Ликвидация мирового суда, была проведена в соответствии с Законом от 12 июля 1889 года, который ликвидировал большинство мировых судов, функции которых стали исполнять назначаемые исключительно из дворян земские начальники, обладавшие судебно-полицейскими полномочиями.

  Восстановление мировых судов началось в 1912 г. Мировые судьи избирались земским собранием или городской думой.

На момент октябрьской революции в России было 12 755 мировых и волостных судов. Такое значительное число судов позволяло практически решить задачу приближения местного суда к населению, обеспечивая тем самым все слои общества равными правами на удобную защиту. В 1917 г. после октябрьской революции мировые суды вновь прекратили свое существование. Декрет № 1 «О суде» от 24.11.1917 г. принятый Советом           Народных Комиссаров РСФСР, «приостановил» деятельность миро­вых судей на весь период существования советской власти. Так, 24 ноября 1917 г. Система мировых судов была разрушена полностью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: