Командира части по воспитательной работе

С позиций общеязыкового толкования основная смысловая нагрузка в термине «педагогическая техника» сосредоточивается на подлежащем. В рассматриваемом нами педагогическом контексте слово «техника» трактуется как «совокупность профессиональных приемов, используемых в каком-либо деле, мастерстве. Владение такими приемами, мастерство в каком-либо деле»[7]. В «Толковом словаре» В. Даля «техника» определяется аналогично, как «... знание, умение, приемы работ и приложение их к делу; обиход, сноровка»[8]. Приведенные толкования термина «техника» дают основания утверждать, что в словосочетании «педагогическая техника» под «делом» понимается вся педагогическая деятельность (своего рода педагогическое дело). Если обобщить трактовки близких к педагогической технике по общеязыковому толкованию понятий, то можно утверждать, что с точки зрения языковой правильности изучаемого термина его следует понимать в самом широком смысле как всю технику педагогической деятельности, как систему знаний о профессиональных приемах педагога и совокупности умений ими пользоваться

В современной военной педагогике под педагогической техникой офицера-воспитателя понимается комплекс различных навыков и умений, приемов и средств, с помощью которых достигается необходимая эффективность применяемых методов педагогического воздействия как на отдельных военнослужащих, так и на коллектив части в целом.

  Исследования свидетельствуют о том, что, исходя из особенностей педагогической техники как педагогического явления, выделяются две ее стороны: объективная, когда мы говорим об общих приемах педагогической деятельности, свойственных всем офицерам-воспитателям, и субъективная (индивидуальная), когда речь идет об умениях и навыках пользоваться этими приемами конкретных людей.

Объективная область педагогической техники заместителя командира части по воспитательной работе применительно к военно-педагогическому процессу представляет собой технику решения педагогических задач. Субъективная (индивидуальная) педагогическая техника проявляется в виде педагогических умений и навыков офицера-воспитателя.

Педагогическая техника заместителя командира части по воспитательной работе имеет следующую структуру:

1. Приемы и способы организации учебных занятий, различных воспитательных мероприятий (индивидуальные и групповые беседы, политинформации, тематические вечера, конференции, вечера вопросов и ответов и др.)

2. Специфические элементы воздействия на подчиненных, такие, например, как постановка голоса, тон обращений, стиль и культура речи, жесты, мимика и др. К этой же группе элементов педагогической техники следует отнести индивидуальный эмоциональный стиль, демонстрируемый в процессе педагогического общения, и склонность к принятию рискованных педагогических решений.

3. Технология изучения и учета личных качеств отдельных военнослужащих и воинских коллективов, использование в воспитательных целях создаваемых педагогических ситуаций, групповых процессов.

4.  Приемы и способы использования технических средств обучения и воспитания, наглядных пособий, внедрение в военно-педагогический процесс современных информационных технологий.

5. Способы и приемы педагогического учета и контроля успеваемости и воспитанности подчиненных, результатов различных мероприятий воспитательной работы, поведения военнослужащих, ведение записей наблюдений, дневников.

Основной сущностной характеристикой педагогической техники как области знаний является категория «прием», который с точки зрения общеязыкового толкования представляет собой способ в осуществлении чего-нибудь, отдельное действие, движение[9].

В психолого-педагогической литературе понятие «прием» рассматривается чаще всего в контексте приемов обучения и воспитания, в тесной связи с понятиями «действие», «операция». Их взаимозависимость В.К. Бабанский описывает так: «Деятельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осуществления действия называют операциями. Совокупность определенных операций можно назвать приемом»[10]. Следовательно, опираясь на вышеприведенное определение, прием - это способ выполнения действия посредством определенных операций; приемом может являться и само действие.

С категорией «прием» напрямую связана категория «умение», определяющая уже практический уровень проявления педагогической техники. Под умением понимается успешное выполнение какого-либо действия или более сложной деятельности с применением, а нередко и выбором правильных приемов, с учетом определенных условий.

Педагогическая техника как педагогическое явление имеет свою сферу функционирования. Ее можно определить с опорой на общепринятое в педагогике понимание психологической структуры педагогической деятельности преподавателя как взаимосвязи, системы и последовательности его действий, направленных на достижение педагогических целей через решение длинного ряда педагогических задач.

Сферу функционирования педагогической техники воспитания правомерно определить на основе условно выделенных этапов педагогической деятельности, т.е. в зависимости от этапов решения педагогических задач, наличия педагогического взаимодействия офицера-воспитателя с воспитуемыми. Таких этапов три:

1. Этап подготовки к предстоящему решению педагогических задач, моделированию взаимодействия и воздействия субъектов и объектов военно-педагогического процесса части. На этом этапе правомерно говорить о технике подготовки к учебным занятиям, воспитательным мероприятиям.

2. Этап непосредственного решения педагогических задач заместителем командира части по воспитательной работе. Здесь речь идет о технике обучения, технике воспитания, технике общения и т.д.

3. Этап анализа результатов реализации педагогических решений. На этом этапе можно выделить технику анализа результатов решения педагогических задач, личного воздействия и взаимодействия и др.

Педагогическая техника заместителя командира части по воспитательной работе реализуется в процессе педагогической деятельности, отражает ее особенности, но не подменяет содержания, не сводит ее до уровня ремесла. Она носит выраженный индивидуально-личностный характер, проявляется сквозь призму личности офицера и эффективна только тогда, когда он творчески подходит к воспитанию различных категорий военнослужащих. Вместе с тем педагогическая техника тесно связана и зависит от личностных качеств воспитателя, его мышления, знаний и стиля поведения.

Для содержания педагогической техники воспитания военнослужащих характерен ряд особенностей:

1. Педагогическая техника воспитания в части обеспечивает реализацию целей и задач, связанных с подготовкой вооруженного воина-профессионала. Профессиональные приемы в деятельности военного педагога имеют целевую направленность на высокий результат в боевой подготовке.

2. В процессе воспитания военнослужащих используются специфические группы приемов педагогической техники, обусловленные особенностями военной службы, а именно: приемы психологической подготовки к боевым действиям, развития физических качеств и др.

3. Регламентированное воинскими уставами и нормативными документами право использования соответствующих приемов - распоряжения, приказания, наказания.

4. Служебная обязанность заместителя командира части по воспитательной работе - применять к военнослужащим, не выполняющим свои служебные обязанности, адекватные воспитательные воздействия. Военный педагог является начальником по отношению ко всему личному составу части, поэтому отвечает не только за качество организации воспитательной работы, но и за все, что происходит в результате её проведения.

5. Инструментовка приемов педагогического взаимодействия с военнослужащими с учетом восприятия их взрослыми людьми – субъектами педагогической деятельности. Субъект-субъектный характер отношений заместителя командира части по воспитательной работе с подчиненными требует от него искусного владения приемами педагогического такта, проявления уважительно-доверительного отношения к ним.

В педагогической технике офицера-воспитателя, т.е. в содержании объективной области педагогической техники, стержневое место занимает систематизация и классификация педагогических приемов. Аналогов полной классификации приемов педагогической техники в психолого-педагогической литературе нет, поскольку даже на уровне ее наиболее изученной группы - группы приемов обучения научные наработки недостаточны, на что указывает ряд исследователей[11].

Рассмотрение педагогических приемов в рамках понятия педагогической техники позволяет в их классификации и разделении на группы вычленить в качестве первичного основания функции педагогической техники; в свою очередь, группы приемов подразделяются по основаниям, характеризующим специфику их содержания, на подгруппы, виды и разновидности.

Группы приемов выглядят следующим образом:

1. Приемы управления своим поведением (самоуправления). К ним относятся приемы эмоционально-волевой выразительности (речевые, мимические, пантомимические); психорегулирующие приемы.

2. Приемы организации непосредственного педагогического взаимодействия (управления деятельностью) с военнослужащими и их коллективами (операционно-деятельностные), то есть приемы обучения, воспитания, развития, психологической подготовки, педагогического общения.

3. Общепедагогические приемы, используемые заместителем командира части по воспитательной работе в педагогической деятельности. В них в качестве компонентов могут входить приемы как самоуправления преподавателя, так и операционно-деятельностные.

Изучение педагогической деятельности офицеров воспитательных структур свидетельствует о том, что большинство приемов, состоящих из ряда операций, имеет выработанные психологией и педагогикой правила их успешной реализации. Например, применительно к использованию жестов существуют следующие правила:

а) жесты должны быть непроизвольны;

б) жестикуляция не должна быть непрерывной;

в) жест не должен отставать от подкрепляемого им слова, требует управления;

г) жестикуляция должна быть разнообразной;

д) жесты должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Правила реализации приемов могут быть сформулированы и как условия эффективности применения того или иного приема. Причем, как показывают некоторые педагогические исследования, полезно при овладении тем или иным приемом выявлять условия как эффективного, так и неэффективного его использования, поскольку последнее активизирует внимание офицера на необходимости их первоочередного учета и недопущения на практике. Проиллюстрируем сказанное на примере (см. таблицу 1).

Знание офицером – руководителем приемов педагогической техники, условий их эффективного применения очень важно. Оно позволяет военному педагогу иметь на вооружении обширный арсенал приемов, выбирать из них правильный, наиболее действенный в данной педагогической ситуации, не ограничивает его в организации своей педагогической деятельности как творческой.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: