Классицизм как литературное направление. Русские писатели-классицисты (Ломоносов М.В., Сумароков М.В.)

Классицизм представляет собой литературное явление общеевропейского масштаба. 

По справедливому утверждению многих исследователей, эпоха классицизма – прямая наследница эпохи Возрождения. Именно тогда широко распространяется применительно к античным писателям, творчество которых начинает восприниматься как образец для подражания, определение «классики» (сам термин «классицизм» означает «образцовый»).

Как всякое новое литературное направление, классицизм окончательно утверждается в связи с появлением формированием социально-исторических условий в самой действительности. Он складывается в Западной Европе в XVII веке, в эпоху феодального абсолютизма. Этот общественно-политический строй наиболее полно развился в XVII веке во Франции. Это обусловило особенно пышный расцвет французского классицизма, занявшего ведущее место в классицизме общеевропейском.

Эстетический идеал классицистов соответствовал требованиям, которые выдвигались «просвещенным абсолютизмом». Классицизм в своей основе был литературным направлением, выдвигавшим на первый план государственные интересы, и противопоставлявшим им личную жизнь, эгоистические частные потребности. В центре внимания писателей оказывался человек, овладевший своими страстями, подчинивший личное общественному.

Как литературное направление классицизм имел не только социальные, но и философские основы.

Освобождение от слепой средневековой веры приводит к формированию нового взгляда на бытие: единственным мерилом всего существующего становится разум. Поэтому вполне закономерно, что в XVII веке (в первую очередь во Франции) ведущим философским направлением становится рационализм, основоположником которого был Рене Декарт (1596 – 1650). Естественно также, что рационализм (картезианство) явился важнейшим звеном философской базы эстетики классицизма. 

Эстетика и поэтика классицизма были четко сформулированы и закреплены в стихотворном трактате француза Николя Буало «Искусство поэзии» («Поэтическое искусство»), вышедшем в 1671 году и остававшемся в течение почти полутора веков основным и непререкаемым теоретическим кодексом – подлинным «сводом законов» для всех последователей классицистического направления.

Кодекс Буало в основном слагался на почве рационалистического миросозерцания, нашедшего выражение в философии Декарта. Основным эстетическим критерием литературы классицизма была ее разумность, соответствие формально-логическим требованиям «разума» и «здравого смысла».

 Осуществление своих эстетических идеалов писатели-классицисты усматривали в античном искусстве и литературе. Следовать правилам и подражать античным образцам – таков был основной художественный принцип классицизма.

 С ориентацией на французский классицизм развивается это направление и в других европейских странах: в Германии (Готтшед и его школа), в Англии (Поп, Драйден) и др.

Возникновение русского классицизма XVIII века соответствовало историческим условиям послепетровской действительности – стадии феодального абсолютизма – в той же мере, в какой возникновение классицизма во Франции отвечало аналогичным условиям французской исторической жизни XVII века. Усвоение достижений наиболее значительного и передового в то время литературного направления – классицизма – было важнейшей составной частью общего процесса овладения европейским опытом, начатого Петром и продолжавшегося в течение всего XVIII века. Это, естественно, привело к определенной общности многих сторон эстетики русского классицизма с эстетическими принципами европейского классицизма (французского в первую очередь).

Отличительными чертами классицизма как литературного направления являются:

– признание высшим критерием истинного (а, следовательно, и прекрасного) разума;

– антиисторичность, выражающаяся в представлении о том, что во все века люди одинаковы. Антиисторичность особенно проявляется в трагедии – жанре, с которым связаны наиболее значительные художественные достижения классицизма. В трагедиях, как правило, разрабатываются античные – мифологические или исторические – сюжеты, персонажи наделяются не конкретно-историческими, а общечеловеческими чертами. По сути, классицисты рисуют некий абстрактный мир, условная отвлеченность которого подчеркивается опорой на теорию «трех единств» (времени, места и действия), и театральным оформлением;

– статичность и абстрактность образной системы, строгое разделение действующих лиц на добродетельных героев и на носителей порока; выдвижение в человеческом характере на первый план какой-либо его одной черты. Однолинейность в раскрытии характера сопровождалась требованием сохранять его неизменность при любых обстоятельствах (Надо отметить, что указанные правила  относились прежде всего к «высоким» жанрам, в «низких», в частности, в комедиях, характеры нередко оказывались более многогранными);

– строгий отбор жизненного материала для художественного воплощения. Сфера отражения характеров оказывалась социально ограниченной (в высоких жанрах, например, в трагедии, – воспроизведением властителей, полководцев, исторических героев, в комедии – зарисовками дворян и «горожан»);

– строгая регламентация жанров (их разделение на «высокие», «средние» и «низкие») с точным указанием их героев и соответствующего им языка. Иными словами,  к каждому жанру был прочно прикреплен тот или иной круг явлений действительности. Так, предметом трагедий являлось «возвышенное»; трагическими персонажами могли быть лишь представители высших сословий; предметом комедии – только смешное; ее действующими лицами, как правило, становились обычные люди. 

 Многие из этих требований создавали препятствия к полнокровному изображению действительности, и могут считаться слабыми чертами классицистской эстетики.

Но у классицизма имелся и ряд весьма сильных сторон, к которым, прежде всего, относятся:

– государственный, «гражданственный» пафос и связанный с этим героический тон «высоких» жанров;

– культ разума, решительно противопоставлявшегося средневековой мистике,

– ориентация на великие образцы античного искусства;

– создание образов-типов, наделенных обобщенными чертами,

– стремление проникнуть во внутренний мир человека, раскрыть его чувства.

Эти черты не только сделали классицизм одним из значительнейших этапов в процессе развития европейской и русской литератур, но и обеспечили ему устойчивость и долговечность. В России классицизм продолжает существовать до первых десятилетий XIX века. 

В русской литературе XVIII века эстетический идеал писателей-классицистов нашел свое наиболее яркое воплощение в образе нового человека-гражданина и патриота, убежденного в том, что «для пользы общества коль радостно трудиться» (М.В. Ломоносов). Классицисты утверждали, что для осуществления этой программы человеку необходимо отказаться от стремления к личному благополучию, обуздать свои страсти, подчинить свои чувства «должности». Сама же литература и театр должны стать «училищем бродягам по жизни человеческой» (А.П. Сумароков).

Следует отметить, что классицизм не стал застывшей системой, а его движение шло не только по пути нарушений правил и канонов. Резкое обличение и осмеяние общественных пороков во многих произведениях писателей-классицистов были результатом наблюдения и глубокого изучения окружающей действительности. И если изображение человеческих чувств было сохранено и приумножено в дальнейшем литературой русского сентиментализма, то движение к реалистическому искусству шло прежде всего в сатирико-обличительных жанрах (в частности, в сатирах А.П.Сумарокова, в комедиях Д.И.Фонвизина).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: