Министерство образования и науки РФ

Московский государственный машиностроительныйуниверситет (МАМИ)

Кафедра «Философия и психология»

 

РЕФЕРАТ

На тему

_______________________________

________________________________

 

Аспиранта

 ___________________

Ф.И.О.                                                                           __________________

                                                                                              (подпись)

Проверил ___________

Ф.И.О., уч.степ, должн.                                              ___________________

                                                                                              (подпись)

Дата                                                                              ___________________

 

 

МОСКВА 20 __ г.

 



Приложение №4.Словарьнаиболее употребительных терминов

 

Абстракция - процесс мысленного отвлечения от некоторых свойств и отношений, изучаемых предметов и выделение существенных в данном случае свойств и отношений

Аксиология – учение о ценностях

Аксиоматический метод - способ организации научного знания, при котором выделяются положения, считающиеся истинными и очевидными для данной предметной области (аксиомы), из них по правилам логики выводятся другие теоретические высказывания. Метод появился и был распространен в античной математике (Эвклид). В современной науке применяется не только в логике и математике, но и в различных отраслях математизированного естествознания, технических науках.

Анализ  - логический приём мысленного разделения целого на части.

Аналитическая философия – совокупность разнообразных течений современной философии, ставящих своей целью анализ языка. Ее возникновение связано с работами Б. Рассела и раннего Л. Витгенштейна.

Антисциентизм – позиция, отвергающая ключевую роль науки в культуре человечества, подчеркивающая значимость не научных форм культуры, религии, искусства и т.п.

Антропный принцип - одно из утверждений современной космологии, согласно которому Вселенная «приспособлена» к существованию человека. Эта приспособленность выражается в наличии очень тонкой подгонки фундаментальных физических констант, при которой даже малые отклонения от их стандартных значений привели бы к такому изменению свойств Вселенной, при котором возникновение в ней человека было бы принципиально невозможно.

Антропоцентризм – тип мировоззрения, согласно которому человек является центром и главной ценностьюмира.

Априоризм  - философское учение, согласно которому существует зна­ние, полученное человеком до опыта и независимо от него,  что обеспечивает его несомненную достоверность по сравнению с обусловленным опытом знанием. Априоризм характерен для рационализма нового времени (Р.Декарт, Г. Лейбниц), для философии И. Канта. В 20 в. возникает  поня­тие прагматической  или функциональной  априорности, подчеркивающее особую методологическую  роль исходных постулатов, признавая лишь относительную независимость их от опыта.

Верификация - процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Принцип верифицируемости принят логическим позитивизмом - предложение научно, если существует логическая или фактическая возможность его проверки.

Вероя́тность — степень (мера, количественная оценка) возможности наступления некоторого события. Для современного научного мировидения характерен вероятностный взгляд на мир, которыйраскрывается через включение в число базовых понятий бытия понятий случайности, независимости и иерархии (идеи уровней в структуре и детерминации систем).

Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы органов чувств. Восприятие относится только к настоящему.

Время - фундаментальное общенаучное понятие, философская категория, посредством которой обозначается форма бытия вещей и явлений, которое выражает длительность их существования, последовательность смены их состояний.

Генотип - (от греч. ген и тип) - генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов. В современной генетике рассматривается не как механический набор независимо функционирующих генов, а как единая система, в которой любой ген может находиться в сложном взаимодействии с остальными генами.

Герменевтика (от греч. «искусство толкования») – искусство понимания как постижения смысла и значения знаков, теория и общие правила интерпретации текстов, а также направление в философии, в котором понимание рассматривается как условие осмысления социального бытия и в качестве основной выдвигается проблема обоснования и интерпретации.

Гипотеза - предположение о свойствах, причинах, структурах, связях изучаемых объектов, которое может оказаться как истинным, так и ложным. Научная гипотеза отличается от простого предположения обоснованностью. Гипотеза не только дает объяснение известным данным, но и направляет исследование на поиск и открытие новых фактов. В этом заключается ее эвристическая роль.

Гипотетико-дедуктивный метод - общенаучный метод, в основе его лежит выведение (дедукция) из гипотез следствий и последующей их эмпирической проверкой.

Глобальный эволюционизм – принятие и использование эволюционных идей в современных науках, что ведет к пониманию мира как развивающейся системы и формированию эволюционной научной картины мира.

Гносеология (теория познания, общая эпистемология) ­­- раздел философского знания, который занимается проблемами познания.

Детерминированность - обусловленность какого-либо процесса или явления. Различают причинные, функциональные, структурные и др.  виды детерминации.

Деятельность - мотивированная активность субъекта.

Дискурс (от фр. discourse, речь) –процесс языковой деятельности; способ говорения. Термин широко применяется в современной лингвистике и философии, имеет множество значений. В самом общем смысле – дискурс – ситуация разговора, понимание которого требует учета параметров места, времени, субъектов, идеологии, мотивов и других разнообразных факторов, определяющих смысл и содержание речи.

Дисциплина научная - форма организации профессиональной науки, которая включает 1.научное сообщество, занятое производством, обработкой и трансляцией определенной                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     отрасли научного знания; 2. массив накопленного знания (массив публикаций); 3. систему коммуникации (например, сеть цитирования), связывающей членов научного сообщества, 4.механизм подготовки кадров.

Доказательство - способ обоснования истинности суждения, системы суждений или теории с помощью логических умозаключений и практических средств (наблюдение, эксперимент, общественно-производственная или социальная деятельность людей).

Знание - оправданное фактами и рациональными аргументами убеждение субъекта, соответствующее реальному положению дел. Оно является результатом процесса познания, выражается в знаковой форме и допускает истинностную оценку.

Идеализация -процесс создания мысленных, не существующих в действительности объектов, условий, ситуаций посредством мысленного отвлечения от некоторых свойств реальных объектов и отношений между ними или наделения предметов и ситуаций теми свойствами, которыми они в действительности не обладают или не могут обладать с целью более глубокого и точного познания действительности. Например, материальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело и т.д.

Идеалы и нормы научного исследования — множество внутринаучных ценностей, организующих, направляющих и оценивающих как сам ход научного исследования, так и его результаты — научное знание (например, истинность, эффективность, критерии научности и др.) Содержание этих ценностей исторически изменчивость, их совокупность входит в состав философских оснований науки каждого исторического периодов. Каждый тип науки имеется наряду с общими и специфические идеалы и нормы научного исследования.

Измерение - процесс представления свойств реальных объектов в виде числовой величины. Это установление числового соотношения между свойствами объектов.

Индекс цитирования — принятая в научном мире мера «значимости» трудов какого-либо ученого. Величина индекса определяется количеством ссылок на этот труд (или фамилию) в других источниках.

Индикаторы науки и техники -система количественных и качественных показателей, отражающих состояние и динамику изменений научно-технического потенциала. Индикаторы могут быть прямыми и косвенными, масштабными и структурными, абсолютными и относительными. Примерами прямых количественных масштабных абсолютных показателей является объем национальных затрат на ИР, численность ученых и инженеров в стране, средняя заработная плата ученого. К косвенным абсолютным показателям относятся объем и структура ВВП, производительность труда, объем производства наукоемкой продукции.

Индуктивный метод (индукция) - логический и общенаучный метод восхождения от частного к общему, от единичных фактов к обобщающему заключению. Индукция представляет собой скачок в познании от данных наблюдений и опытно сформулированных суждений к общим суждениям.

Инженерные науки - комплекс дисциплин, направленных на проектирование, разработку, произ­водство и обслуживание различных машин и механиз­мов, инженерных сооружений и подготовку соответствующих специали­стов. К общим инженерным наукам относят механику, теорию машин и механизмов, начертательную геомет­рию, сопротивление материалов, теорию надежности и др. Основные методологические категории инженер­ных наук: надежность, эффективность, рентабель­ность, экологичность, безопасность и др.

Инженерное проектирование - конструк­тивная деятельность ученых, направленная на созда­ние планов, чертежей, расчетов, макетов материаль­ных систем и объектов (машин, механизмов, строи­тельных конструкций, технических и технологических комплексов, разного рода оборудования и приборов) на основе имеющихся научных знаний из разных об­ластей науки.

Инновационная деятельность - процесс создания новых потребительных стоимостей Включает следующие этапы: новое знание — полезная модель — опытный образец — новая потребительная стоимость. В современных раз­витых странах инновационная деятельность основана на массовом применении в экономике новых научных знаний

Интернализм - течение в истории и философии науки, сложившееся в 30-е годы 20 века как оппозиция экстернализму. Рассматривает в качестве основной движущей силы развития науки внутренние, связанные с природой знания факторы: объективную логику возникновения и решения проблем, эволюцию интеллектуальных традиций и т.п. Своей задачей ставит описание собственно познавательных процессов, отводя личностным, культурным, социально-экономическим факторам роль факторов, способных либо тормозить, либо ускорять имманентный ход познания.

Интерпретация - в социально-гуманитарном знании понимается как истолкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания; в математической логике, семантике, философии науки - установление значений выражений формального языка.

Интуиционизм - одно из трех главных направлений в основаниях математики наряду с логицизмом и формализмом, согласно которому цель математики не в доказательстве «истинных» теорем, а в том, чтобы дать математические («умственные») конструкции, органично соединяющие в себе построение и его обоснование.

Истина (истинность) - одна из главных регулятивных идей познания, идеал знания и способа его достижения. Истинность, правильность (это истина в узком, операционалистском смысле) - это свойство логически правильно построенных и связанных предложений есте­ственных и искусственных языков (семантическая концепция). В широком смысле, истина - соответствие, тождество, корреспонденция т.е. вид отношения знания к реальности. Если истина дана сама по себе, независимо от процесса познания, ее называют «онтологической» (истина откровения, истина-событие и т.д.). Если истина устанавливается в ходе познания, ее называют «истиной познания». В зависимости от выдвигаемого эмпирического критерия истины познания выделяют различные корреспондентские концепции истины (верификациониская, фальсификационистская и т.д.). В зависимости от выдвигаемого эпистемологического критерия истины познания выделяют различные не корреспондентские концепции истины (когерентная, консенсуса, экономическая, конвенционалистская, дефляционистская, прагматистская и т.д.).

Исторический метод – изучение этапов, длительности и скорости, формирования и развития природных, социальных, культурных объектов; степени влияния на их динамику внутренних закономерностей и внешних условий существования («среды»).

Когнитивная социология науки – направление в философии и социологии науки, представители которого считают, что адекватная модель функционирования и динамики науки должна учитывать существенное влияние социокультурных факторов не только на выбор научных проблем и темпы их разрешения, но и на способ, результат их решения. (М. Малкой, С. Уолгар, К. Кнорр-Цетина)

Коммуникативность – процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.

Конвенционализм (от лат. conventio - соглаше­ние) - направление в философии науки, согласно ко­торому решение проблем в рамках научных теорий, вытекает из принятых понятийных (термино­логических) соглашений, которые обусловлены соображениями удобства, простоты, эстетического со­вершенства и др. Научные конвенции долж­ны быть непротиворечивы. Конвенциональный выбор логики научного исследования не бывает произвольным, на него влияют: логическая корректность, практическая применимость и эффективность, фактическая адекват­ность и т.п. Конвенции заключаются теми учеными, которые образуют элитную группу, формируют мнения и принципы деятельности научных сообществ.

Конструктивизм (философский) –направление в современной философии науки, возникшее в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. (П. Вацлавик, Е. Глазерфельд, 3., У. Матурана,, Н. Луманн, Б. Латур и др.). Согласно конструктивизму, не существует никакой иной реальности, кроме той, которая создастся человеком. Следовательно, все утверждения, в том числе и научные о мире зависят от человека и его ценностей, поэтому невозможна объективная истина о мире. В качестве ключевой цели науки выступает, следовательно, не поиск истины, а стремление к полезности и эффективности знания. К. подчеркивает значение для научного исследования коммуникационных, организационных, личностных отношений в научном сообществе.

Коэволюция- концепция современной философии науки, считающая необходимым осуществить переход от раздельного рассмотрения эволюции человеческого общества и биосферы к построению общей теории эволюции единой системы «биосфера + человеческое общество». Только таким путем, считают представители этой концепции (Н. Моисеев и др.), возможно предложить оптимальное решение не только современных глобальных проблем, стоящих перед человечеством, но и обеспечить его выживание в будущем. Культуроцентрическая программа - распространение стратегии культуроцентризма (трактовки культуры как наиболее значимого в теоретическом и методологическом плане феномена общества) на методологию естествознания, придание ему общенаучного значения.

Кумулятивизм — истолкование процесса на­учного познания как состоящего только в после­довательном накоплении новых истин путем совершенствования методов наблюдения и эксперимента (эмпирический уровень науки) и все более общих научных теорий (теоретический уро­вень науки).

Литосфера - (от греч. лито и сфера) - внешняя сфера «твердой» Земли, включающая земную кору и верхнюю часть подстилающей ее верхней мантии.

Личностное знание - термин, введенный в методологию науки американским философом М. Пола-ни и означающий тот объем неявного знания, которым располагает и использует в своей научной деятельности отдельный ученый. Близок по значению к термину «интуиция ученого».

Логицизм – одно из трех главных направлений в основаниях математики наряду с интуиционизмом и формализмом, согласно которому логика рассматривается как априорно данное, а математические утверждения – результаты столь же априорных выводов из логики.

Математизация науки – применение математики для теоретического представления научного знания, процесс внедрения средств математики в исследовательскую практику различных областей познания.

Междисциплинарность в эпистемологии – явление, характеризующее исследование познавательного процесса в ХХ в., в соответствии с которым в научном междисциплинарном исследовании предмет должен быть сформулирован так, чтобы его можно было изучать, модифицировать, транслировать, а также осуществлять практическое использование результатов средствами всех участвующих дисциплин.

Метатеоретическое знание - наиболее высо­кий уровень научного знания; множество высказываний, составляющих основания научных теорий (аксиом, принципов, научной картины мира, идеалов и норм на­учного исследования и др.).

Методология - наука о методах. Методология направлена на изучение, совершенствование и конструирование методов научной деятельности. Существуют разные уровни мето­дологических концепций: методология на уровне философской рефлек­сии, общенаучная методология и методология науки меж­дисциплинарного уровня, методология частных наук, ме­тодология образования, методология инженерного дела, ме­тодология проектирования и пр. Методо­логия не просто выявляет уже сложившиеся приемы и спосо­бы деятельности, а активно формирует соответствующие нор­мы и методы, продуцируя тем самым саму структуру рацио­нально-познавательной деятельности в философии и науке. Раз­витие методов точного логического анализа, использование логической формализации и т. д. оказало большое воздействие на уровень методологии науки в целом. В настоящее время в методологии различают две основные ори­ентации: критико-аналитическую и проектно-конструктивную. Развитие научной и проектной ориентации в методологии привело к формированию так на­зываемой «общей методологии» в отличие от «частной мето­дологии». Общая методология разрабатывает прин­ципы и средства методологической работы (подходы, понятия, схемы). Задача частной методологии - методологическое обеспечение кон­кретных видов деятельности в определенных науках, дисцип­линах, различных практиках.

Методология знания – система принципов и способов построения познавательной деятельности. В структуре методологического знания выделяют несколько уровней: философский (общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом), общенаучный (теоретические положение, применимые к большинству научных дисциплин), конкретно-научный (методы и принципы для той или иной науки), технологический (методика и техника исследования).

Моделирование - метод исследования объектов путем переноса знаний, полученных в процессе построения и изучения соответствующих моделей на оригинал.

Мысленный эксперимент – мысленное манипулирование абстрактными и идеальными объектами в идеальных условиях с помощью идеальных приборов. Осуществляется, если невозможно реальное воздействие на предметы.

Мышление - целенаправленное, опосредованное, обобщенное познание субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, творческое созидание новых идей, прогнозирование событий и действий. Возникает и реализуется в процессе в процессе постановки и решения практических и теоретических проблем.

Наблюдение – восприятие предметов и явлений действительности, осуществляемое с целью познания. В науке используется для получения эмпирической информации относительно исследуемой области, но, главным образом, для проверки и обоснования истинности эмпирических суждений. Различают непосредственные (наблюдается сам объект) и косвенные (наблюдаются взаимодействия с другими объектами) наблюдения.

Натурализм (от лат. natura — природа) — в общем случае — философская позиция, считающая понятие ПРИРОДА исходным и главным при рассмотрении мировоззренческих проблем и отвергающая при этом любые допущения о существовании каких-либо сверхъестественных сущностей, недоступных обычному научному познанию

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку истинных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Научная картина мира - совокупность общих представлений науки определенного исторического периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности.

Научная проблема - существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования, его структуры, способов познания, практического использования и преобразования. Исходный пункт научного исследования.

Научная теория - логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях.

Научная школа – научный коллектив, в котором существуют социальные роли учитель – ученик, воспроизводящиеся в ряде поколений. Научная школа демонстрирует приверженность научно-исследовательской программе, созданной лидером.

Научное знание - знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами.

Научное сообщество - совокупность ученых - профессионалов, организация которой отражает специфику научной профессии.

Научно-техническая революция (НТР) - наиболее масштабный по своим экономическим и организационным параметрам и последствиям этап интеграции науки и производства, приходящийся на 50 — 60 гг. XX в. В результате возник качественно новый тип экономики — инновационная экономика, в которой началом и определяющим элементом всего экономического цикла являются научные знания и их эффективное использование во всей экономической цепочке «производство — продажа — потребление».

Научный закон - форма организации научного знания, состоящая в формулировке всеобщих утверждений о свойствах и отношениях исследуемой предметной области.

Научный метод - совокупность применяемых в науке средств получения, обоснования и применения научного знания.

Научный факт – форма эмпирического знания, выраженная в утверждении, которое фиксирует устойчивое, повторяющееся событие или ряд событий. Факт может выражаться в форме общего суждения или в форме графика, диаграммы, таблицы, классификации. Факт имеет сложную структуру: лингвистический компонент (предложение, в котором выражен факт), перцептивный компонент (чувственный образ или совокупность чувственных образов, включенных в процесс установления факта) и материально-практический компонент (совокупность приборов и инструментов, а также совокупность практических действий с этими приборами, используемых при установлении факта).

Неорационализм – концепция французского философа Гастона Башляра, согласно которой научные программы, порожденные классическим рационализмом, являются устаревшими в связи с научной революцией в естествознании. Неклассической науке должна соответствовать т.н. «философия НЕ», построенная на принципах отрицания. Современная философия – философия не бытия, а творчества.

Нормальная наука – термин, введенный в философию науки Т.Куном, одна из стадий развития науки, когда на первый план выдвигается какая-то одна теория, которая начинает интерпретироваться как образец решения проблем (парадигма)

Обобщение - метод приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему, которому соответствует и переход на более высокую ступень абстракции.

Обоснование — способ рационального убеждения в надежности или истинности высказывания, теории, концепции путем приведения в его пользу аргументов общего или частного характера. Важнейшими видами обоснования является теоретическое (доказательство), то есть выведение искомого положения из других с помощью дедукции, и практическое, предполагающее обращение к эксперименту. Предварительным необходимым условием обоснования любого высказывания, теории, концепции является установление их логической непротиворечивости и осмысленности.

Объяснение - раскрытие сущности изучаемого объекта, осуществляемое посредством постижения закона, которому подчиняется данный объект, либо путем установления тех связей и отношений, которые определяют его существенные черты. Это включение знание об объекте в более широкий контекст знания.

Основания науки - фундаментальные идеи, понятия, представления, образующие относительно устойчивые единства, на которых развиваются конкретные эмпирические знания и объясняющие их теории.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Парадигма – понятие, введенное Т.Куном. Обозначает совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции в определенный период времени. В целом парадигма шире теории и часто предшествует ей. Формирование общепризнанной парадигмы свидетельствует о зрелости науки. Смена парадигм представляет собой научную революцию. Выбор новой парадигмы определяется не столько логическими, сколько ценностными установками.

Понимание - постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной и природной реальности. Понимание суть личностный феномен. В науке предполагает использование методологических правил и предстает как интерпретация.

Постмодернизм – широкое культурное течение, зародившееся в 70-е годы ХХ века, которое характеризуется открытостью, отсутствием жестких иерархий и абсолютных ценностей.

Постпозитивизм — направление в западной философии и методологии науки, пришедшее в 60 — 70 гг. XX в. на смену логическому позитивизму. Лидерами постпозитивизма явились К. Поппер, И. Лакатас, Т. Кун, М. Полани, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд и др. Критический рационализм К. Поппера провозглашает отказ от редукционизма, индуктивизма, эмпиризма и верификационизма, характерных для логического позитивизма. Выдвигается принцип фальсификации как способ решения проблемы демаркации. Т. Кун отвергает кумулятивную модель развития наука, защищаемую логическими позитивистами, взамен предлагая концепцию научных революций. М. Полани развивает концепцию неяного и личного знания, П. Фейерабенд выступает с идеей пролиферации теории и методологического разнообразция. Ст. Тулмин пишет о существовании аналогии между биологическим и научным процессами развития. Главной слабостью постпозитивизма явилось абстрагирование от социальных и социально-психологических параметров бытия науки. Оказалось, что без обращения к ним невозможно построить адекватные модели науки.

Предпонимание – предварительное некритическое нерефлектированное понимание чего-либо. В классической философии – то, что должно быть постепенно преодолено в ходе познания и заменено научным знанием (препятствие на пути к достоверному знанию). В герменевтике – П. необходимое условие любого понимания, т.к. сознание, полностью очищенное от П., ничего не сможет понять.

Представление - образ предмета, сцен или событий, возникающий на основе их припоминания или же продуктивного воображения. В отличие от восприятия оно может носить обобщенный характер и относиться к настоящему, прошлому и возможному будущему.

Принцип дополнительности -методологический принцип, сформулированный Нильсом Бором применительно к квантовой физике, согласно которому, для того чтобы наиболее адекватно описать физический объект, относящийся к микромиру, его нужно описывать во взаимоисключающих, дополнительных системах описания, например, одновременно и как волну, и как частицу. В дальнейшем данный принцип был распространен и на другие области науки в виде утверждения, что для воспроизведения в знаковой системе целостного явления необходимы взаимоисключающие, дополнительные классы понятий.

Принцип неопределенности - сформулированное немецким физиком ХХ в. Вернером Гейзенбергом так называемое соотношение неопределенностей. Согласно этому положению невозможно равным образом точно описать два взаимозависимых объекта микромира, например координату и импульс частицы. Если мы имеем точность в одном измерении, то она будет потеряна в другом. Философский аналог этого принципа был сформулирован Л. Витгенштейном и носит название «принцип дверных петель»:для того, чтобы сомневаться в чембы то ни было, нечто должно оставаться несомненным.

Принцип несоизмеримости – утверждение о том, что конкурирующие и сменяющие друг друга альтернативные научные теории могут быть логически «несоизмеримыми»: меду ними нет логических отношений (в т.ч. отношения противоречия).

Принцип относительности - фундаментальный физический принцип, согласно которому все физические процессы в инерциальных системах отсчёта протекают одинаково, независимо от того, неподвижна ли система или она находится в состоянии равномерного и прямолинейного движения, из чего делается вывод, что все законы природы одинаковы во всех инерциальных системах отсчёта.

Принцип суперпозиции - принцип наложения, допущение, согласно которому если составляющие сложного процесса воздействия взаимно не влияют друг на друга, то результирующий эффект будет представлять собой сумму эффектов, вызываемых каждым воздействием в отдельности.

Проблема - вид знания, предметом которого является состояние нашего знания о реальности, или более кратко, знание о незнании. Проблема фиксирует наличие противоречия между потребностями (практическими и познавательными) и возможностями их удовлетворения. Проблема стимулирует, направляет и организует творчество.

Проблема демаркации - проблема, связанная с поиском критерия различия, с одной стороны, между эмпирическими науками и математикой, логикой и метафизическими системами, с другой стороны.

Пролиферация – одно из основных понятий философии науки П.Фейерабенда, означающее размножение, максимальное увеличение разнообразия взаимоисключающих гипотез и теорий как непременное условие успешного развития науки.

Пространство – фундаментальное понятие научного знания, философская категория, посредством которой обозначается форма бытия вещей и явлений, характеризующая их протяженность и расположение, отражающее их сосуществование, а также существование и взаимодействие составляющих их элементов.

Протокольные предложения - термин логического позитивизма, используемый для описания чувственных восприятий. Они выражают «чистый» чувственный опыт субъекта, абсолютно достоверны, в их истинности нельзя сомневаться, они нейтральны по отношению ко всему остальному знанию, они гносеологически первичны (с их установления начинается процесс познания).

Псевдонаука – идеи и концепции, претендующие на статус научности, но не обладающие им. Различают лженауку, которая отличается от подлинной науки целями и методами. Лжеученый стремится к корысти, власти, честолюбию, прибегает к таким методам как плагиат, фальсификация опытных данных и др. Паранаука – знание, существующее как бы на границе познанного и непознанного. Она включает идеи, которые в силу разных причин еще не получили научного признания. Если выдвигаемые идеи подтверждаются, они могут обрести статус научности, как например, это было в случае признания гипноза.

Рационализм – одно из направлений в теории познании, утверждающее, что источником знания, его основой является мышление.

Рациональность – универсальная характеристика мира, человека, его деятельности и знания, противопоставляющая их хаосу, неразумности, непоследовательности, предрассудкам. Классическая философия стремилась найти единую и абсолютную рациональность, то есть такие принципы, которые лежали бы в основе мира и человека, и знания о них. Однако эта программа не увенчалась успехом. Поэтому абсолютной, закрытой рациональности философы и ученые противопоставляют открытую (новую, плюралистическую) рациональность. В соответствии с ней, имеется много типов рациональности (языковая, коммуникативная социальная, научная и т.д.). Существует так же множество моделей научной рациональности: индуктивистская, дедуктивистская, эволюционистская, реконструктивистская, анархистская и т.д. Деятельность считается формально рациональной, если у нее есть цель и хотя бы один из ее результатов совпадает с целью. Универсальная (логическая) рациональность определяется требованиями логики. Содержательная рациональность шире логической рациональности, так как определяется не только требованиями логики и целями, но так же гармоничностью, согласованностью, экономией и т.п. Деятельность считается содержательно рациональной, если она следует стандартам, правилам, эталонам и законам, принятым в каком-либо сообществе. Социо-культурно-историческая рациональность всегда носит относительный, пространственно-временной и локальный характер.    

Редукция – познавательный прием, заключающийся в сведении решаемой задачи к ее более простому варианту.

Редукционизм – методологическая программа, развиваемая логическим позитивизмом, которая заключалась в попытке создать единый язык науки, на основе сведения (редукции) языка различных наук к так называемым протокольным предложениям, фиксирующим непосредственный чувственный опыт исследователя.

Рефлексия - форма познавательной активности субъекта, связанная с обращением мышления на самое себя, на свои собственные основания и предпосылки с целью критического рассмотрения содержания, форм и средств познания, а также ментальных установок сознания.

Синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, связанное с именами И.Пригожина и Г.Хакена. Оно возникло в начале 70-х годов 20 века и изучает общие закономерности и принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации в системах различной природы: физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных. Синергетика предполагает качественно иную картину мира. Происходит отказ от образа мира как построенного из элементарных частиц - кирпичиков материи - в пользу мира как совокупности нелинейных процессов.

Синтез - логический приём мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое.

Система (от греч. systema - целое, составленное из частей, соединение) - множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний), представляющее собой определенное целостное образование, единство.

Системный метод — рассмотрение предмета научного исследования как системы, что предполагает выделение элементов (составных частей), системы, устойчивых связей между элементами (структуры) и места, занимаемого элементами в системе (функции). Широкое применение системного метода в науке и технике стало возможным благодаря развитию общей теории систем (Л. Берталланфи), общей математической теории систем, а также проверки сложных математических моделей объектов с помощью современной вычислительной математики и мощных ЭВМ.

Сознание (в узком смысле) - познавательная способность субъекта, образованная соотнесенностью его ментальных модусов (восприятия, памяти, фантазии, суждения, предпочтения, любви и ненависти, радости и огорчения, сомнения, воли, желания, решения), которая и определяет его отношение к миру, к другим субъектам, к себе. Каждое конкретное соотнесение модусов образует свое единство: трансцендентальное сознание, несчастное сознание, соборное сознание, действенно-историческое сознание и т.д. Соотнесенность единства с самим собой образует самосознание.       

Социальный контекст – совокупность факторов общественного бытия, оказывающих влияние на деятельность индивида.

Структура (от лат. structura) - взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение.

Субъект (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящий­ся в основе, от sub - под и jacio - бросаю, кладу основа­ние) - носитель деятельности, сознания и познания. Субъект является необходимым полюсом субъектно-объект­ных отношений. Исходно под субъектом пони­малось метафизическое основание объективно и реально существующих вещей, предметов, воздействующее на объекты. В Новое время под субъектом понимают уже «Я» и главную форму сознания. Субъект - источник активности, его деятельность всегда нормирована. Различают эмпирического и трансцендентального субъекта, а так же индивидуального, коллективного (группового) и абсолютного субъекта.

Сциентизм (от лат scientia - знание, наука) - философско-мировоззренческая установка, в основе которой лежит представление о науч­ном знании как о высшей ценности культуры и главном факторе ориентации человека в мире. Идеалом сциентизма является точное математизированное естествознание, обеспечивающее основные успехи в познании законов природы и питающее научно-технический прогресс.

Теоретический и методологический плюрализм - существует множество равноправных типов знания (наука и научные методы познания, среди которых не могут занимать приоритетную позицию), и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. П.Фейерабенд - один из ярких и последовательных приверженцев этой позиции.

Теоретическое знание - высший уровень научного знания. В качестве его предмета выступает множество идеальных объектов, конструируемых мышлением как на основе эмпирических объектов с помощью идеализации, так и вводимых по определению (математические структуры) Его особенностью является высокая степень логической организации, доказательность большинства утверждений, решаемая с помощью дедуктивно-аксиоматического метода.

Теория — форма теоретического знания, представляющее собой систему понятий и утверждений, позволяющее описать, объяснить и предсказать явления из данной области.

Теория идеальных инженерных устройств (систем) – теория, предполагающая в рамках развития технических наук неклассического типа создание идеальных объектов,конструкций, которые исследователь создает из элементов и отношений идеальных объектов технических наук; являющихся моделями инженерных объектов определенного класса, имитирующими основные процессы и конструктивные особенности этих инженерных устройств.

Техника – совокупность машин и механизмов, а также навыков любого вида деятельности

Технические науки классического и неклассического типа – область знания, в которой описываются и изучаются закономерности «второй природы», т.е. технического мира. технические науки классического типабазируются на знаниях отдельных естественных наук (отобранных или специально построенных), а также технологических знаниях (описание конструкций, технологических операций и т.д.).Технические науки неклассического типа (т.е. комплексные, напр. теоретическая радиолокация или информатика) складываются на базе нескольких естественных наук. Они состоят из разнородных предметных и теоретических частей, используют системные и блок-схемные модели разрабатываемых объектов, включают описание средств и языков, используемых в исследовании, проектировании и инженерных разработках.

Технократизм — социально-философская концепция, преувеличивающая роль техники и науки в жизни общества

Технологический императив - суждение, в соответствии с которым все то, что становится технически осуществимым, неизбежно будет реализовано. Однако это суждение не подтверждено эмпирическими данными.

Фаллибилизм - уверенность в исходной ошибочности всех научных теорий. В основе фаллибилизма лежит принцип ненадежности наших знаний, сформулированный Ч. Пирсом: мы приходим к истине только через ошибки и их исправления.

Фальсификация - процесс установления ложности гипотезы или теории в соответствии с эффективным критерием их эмпирической проверки и продекларированной мерой риска их опровержения. Чем более теория или гипотеза рискуют быть опровергнутыми, тем они научнее. В критическом рационализме научно лишь то, что имеет такую логическую форму, которая дает возможность ее опровержения (К.Поппер). Все изолированные эмпирические гипотезы должны допускать возможность своей проверки и тогда основанная на них теория будет иметь основания для своего опровержения (т.е. содержать непустое множество потенциальных фальсификторов). Но полное опровержение теории произойдет лишь тогда, когда в науке будет создана альтернативная ей верифицируемая теория, объясняющая как старые, так и новые факты.

Фенотип - (от греч. фен и тип) - в биологии - совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Складывается в результате взаимодействия наследственных свойств организма - генотипа и условий среды обитания.

Философия науки - раздел философского знания, предметом которого является ценностное и целостное рассмотрение науки как особой сферы человеческой деятельности. Сформировалась в 20 веке на стыке трех областей: философии, самой науки и ее истории.

Философия техники - раздел философского знания, предметом которого является техника как целостный феномен, а также специфика технического знания, проблемы, связанные с пределами технического развития, критериями оценки технологии и т.п. Исследования по философии техники находятся под влиянием, либо сциентистского методологизма или культурологического антропологизма. В зависимости от ориентации на одну из этих традиций исследования либо концентрируются вокруг логико-методологических проблем (преимущественно в форме анализа технического знания), либо вокруг гуманистических, ценностных аспектов техники, индивидуально-личностных и социальных отношений связанных с ней.

Флуктуация - термин, характеризующий любое колебание или любое периодическое изменение, отклонение от состояния равновесия, нормы, временное, случайное отклонение (напр. в физике – от равномерного распределения молекул в газе или жидкости, возникающее в результате теплового движения, или в социологии – неожиданное изменение плотности населения).

Формализация – теоретический метод, предполагающий отвлечение от содержания используемых терминов и замену их системой знаков и символов. Результатом формализации является представление содержательной теории в виде формальной системы.

Формализм - одно из трех главных направлений в основаниях математики наряду с интуиционизмом и логицизмом, выдвинутое Д.Гильбертом, поставившим триединую задачу обоснования математики («программа Гильберта»). Ф. предполагает формализацию методов работы с идеальными конструкциями, составляющими основную часть математических объектов, исключение обращения к интуиции и апелляции к содержательному смыслу.

Фрустрация (от лат. frustratio - обман - неудача) - психологическое состояние, возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, чувстве безысходности.

Фундаментальные и прикладные исследования — типы исследований, различающиеся своими целями, характером связи с обществом. Целью фундаментальных исследований является получение нового знания. Целью прикладных исследования является определение возможности применения фундаментального знания для решения технических задач, в его ходе создается макет, образец нового изделия, которое в дальнейшем становится объектом опытно-конструкторских разработок. Прикладные исследования в большей степени, нежели фундаментальные зависят от экономических и производственных процессов, легче поддаются планированию.

Холизм (от греч. «целый») – методологический принцип целостности, выражающийся в формуле «целое больше, чем сумма его частей».

Хронотоп (от греч. «время» и «место») – закономерная связь пространственно-временных координат. Основой для подобного подхода стали доклад математика Г.Минковского, в котором шла речь о бессмысленности пространства и времени в отрыве друг от друга, а также пространственно-временной континуум А.Эйнштейна.

Ценности – значимые для общества и человека свойства и отношений. Обычно, в языке выражаются с помощью абстрактных понятий, и выражают цели и смысл деятельности людей. Различают универсальные ценности (Добро, Истина, Красота, Справедливость), а также ценности характерных для конкретных видов деятельности: научные ценности, экономические ценности и т. п.

Эволюционная эпистемология - направление в современной эпистемологии, исследующее знание и познание как продукт эволюции живых организмов, эволюции способов обработки когнитивной информации. Фундаментальное допущение эволюционной эпистемологии сводится к следующему тезису: люди, подобно другим живым существам, являются продуктом эволюционных процессов и их мыслительные, ментальные способности, их знание и познание направляются механизмами биологической эволюции. В силу этого изучение эволюции оказывается релевантным пониманию феноменов знания и познания.

Эвристика – (от греческого «нахожу», «открываю») – совокупность мыслительных средств, независимых от материала конкретной задачи, для решения которой они используются. Существует значительное количество эвристических средств: аналитические эвристики, планирование, рефлексия, поиск аналогий, генерирование гипотез, обобщение, конкретизация задачи и т.д.

Эксперимент - непосредственное материальное воздействие на реальный объект или окружающие его условия, производимые с целью познания этого объекта. Получение опытного знания в контролируемых условиях. Различают поисковые (с целью установления закономерностей или обнаружения каких-либо фактов) и проверочные (с целью проверки гипотезы или теории) эксперименты.

Экстернализм - течение в истории и философии науки, сложившееся в 30-е годы 20 века как реакция на позитивистски ориентированную историю науки. Основная задача изучения науки, с точки зрения его последователей - это реконструкция социокультурных условий и ориентиров научно-познавательной деятельности, которые выступают в качестве фактора, непосредственно определяющего динамику науки - структуру получаемого знания, его характер и направление его дальнейшего развития.

Экстраполяция – в научном познании способ распространения выводов, полученных при исследовании одной части явлений, процессов и систем на неисследованные части и на них в целом.

Эмпиризм – одно из направлений в теории познания, утверждающее, что источником знания, его основанием и критерием истинности является совокупность чувственно или экспериментально установленных фактов.

Эмпирическое знание - низший уровень рационального знания. Это совокупность высказываний об эмпирических (абстрактных объектах), получаемая с помощью мыслительной обработки данных наблюдения и эксперимента и фиксируемая с помощью определенных языковых средств. Необходимо отличать от чувственного знания.

Энтропия (от греч. «поворот», «превращение») – мера внутренней неупорядоченности системы.

Эпистемологический «анархизм» - отрицание возможности универсального метода познания, т.к. всякое развитие знания предполагает отказ от старых методов, а также отказ от понятия истины и объективности знания, соответственно подчеркивается относительность критериев рациональности в познании и деятельности. С этой позиций П.Фейерабенд критиковал философию науки 20 века, он утверждал, что есть только один принцип, который можно защищать при любых обстоятельствах - «все дозволено».

Эпистемология (в узком смысле) - раздел философского знания, который занимается изучением знания, отношением знания к реальности, исследует всеобщие предпосылки познавательного процесса.

Этика науки — совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых по отношению к научному знанию, другим ученым, государству и обществу. Характеризуются как единство свободы и ответственности ученого.

Этическая экспертиза - предваряющая научное исследование проверка того, связано ли оно с риском для здоровья, благополучия и достоинства испытуемых, сопоставим ли этот риск с теми выгодами, которое им может принести участие в исследовании, обеспечено ли надлежащее информирование испытуемых и гарантирована ли добровольность их участия в исследовании. Этическая экспертиза предваряет каждое биомедицинское исследование, а в США и некоторых других странах — каждое исследование, в котором человек участвует в качестве испытуемого.

Этос науки - совокупность моральных требований, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого.

 

Приложение №5.Примерный перечень вопросов к кандидатскому экзамену по философской части общенаучной дисциплины «История и философия науки»

 

  1. Предмет, структура и эволюция философии науки. Философия и эпистемология
  2. Формы знания и их характеристика
  3. Понятие науки. Ее объект и предмет. Основные подходы к анализу науки.
  4. Наука как особая сфера культура. Функции науки.
  5. Особенности научного знания. Проблема критериев научности. Классификация наук.
  6. Наука и философия.
  7. Наука и вненаучное знание. Понятие псевдонауки, ее формы.
  8. Наука и религия.
  9. Генезис науки. Протонаучное знание древнего Востока
  10. Античная наука и ее основные характеристики
  11. Средневековая наука и ее основные характеристики.
  12. Наука в эпоху Возрождения
  13. Научная революция 17 века и ее роль в становлении классической науки.
  14. Формирование Механической картины миры. Значение работ И. Ньютона
  15. Формирование науки как профессиональной деятельности в эпоху Нового времени
  16. Развитие науки, техники и технологии в 18-19 вв. Изменение соотношения науки и экономики
  17. Генезис российской науки. Вклад М.В. Ломоносова. Особенности развития науки в России 18-19 вв.
  18. Научная революция в физике рубежа 19-20 века.
  19. Формирование неклассической науки 20 в. и ее основные черты
  20. Постнеклассическая наука. Особенности современного этапа развития науки.
  21. Принцип глобального эволюционизма и его влияние на современную науку.
  22. Философская рефлексия над наукой в Новое время. Эмпиризм и рационализм.
  23. Проблема обоснования научного знания в работах И. Канта
  24. Философия науки позитивизма 19 века. (О.Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер, Э. Мах)
  25. Аналитическая философия и ее воздействие на философию науки в 20 веке.
  26. Философия науки логического позитивизма (Венский кружок)
  27. Критический рационализм К. Поппера
  28. Концепция философии науки Т.Куна
  29. Методология исследовательских программ И. Лакатоса
  30. Селекционная модель науки С.Тулмина
  31. Философия науки ПА. Фейерабенда.
  32. Концепция личностного знания М.Полани
  33. Историческая школа в философии науки. Г. Башляр
  34. Постмодернистские подходы к анализу науки. М. Фуко, Б. Латур.
  35. Эмпирический уровень научного познания
  36. Понятие научного факта.
  37. Эмпирические методы научного исследования
  38. Теоретический уровень научного познания.
  39. Теоретические методы научного исследования
  40. Научная теория, ее структура и функции. Понятие идеального объекта
  41. Закон как элемент научного знания. Эмпирические и теоретические законы
  42. Научный термин и научное понятие
  43. Методология и методы научного исследования. Общелогические методы познания.
  44. Основания науки и их структура
  45. Научная картина мира ее функции
  46. Истина как цель научного познания. Основные концепции истины.
  47. Научное исследование как вид научной деятельности
  48. Проблема как начало научного поиска. Виды проблем
  49. Коммуникативная и инновационная деятельность в науке
  50. Проблема соотношения фундаментальных и прикладных исследований.
  51. Основные подходы к анализу развития науки: интернализм и экстернализм.
  52. Проблема преемственности в развитии науки. Традиции и новации в науке
  53. Типы научной рациональности.
  54. Концепции научной революции. Научные революции как перестройка оснований науки.
  55. Наука как социальный институт. Этос науки.
  56. Общество и наука: формы влияния..
  57. Наука и экономика.
  58. Наука и политика.
  59. Ценностные параметры науки. Наука как ценность. Сциентизм и антисциентизм
  60. Этическое измерение науки.

 

Приложение №6.Примерный перечень вопросов к кандидатскому экзамену по истории и философии соответствующей отрасли наук

 

Вопросы для аспирантов и соискателей по разделу «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»

1. Объект, предмет, специфика социально-гуманитарного познания.

2. Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе.

3. Генезис социально-гуманитарного познания.

4. Тенденции развития социально-гуманитарных наук.

5. Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания.

6. Субъект социально-гуманитарного познания.

7. Особенности методологии социально-гуманитарного познания.

8. Роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания.

9. Социальный контекст социально-гуманитарных наук. Социально-гуманитарное знание в российском социальном контексте.

10. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках.

11. Время в социально-гуманитарном знании.

12. Пространство в социально-гуманитарном знании. Понятие хронотопа.

13. Понятие факта в социально-гуманитарном знании.

14. Соотношение веры и научного знания.

15. Роль традиций, образцов и "пред-рассудков" в контексте понимания и смыслополагания.           

16. Роль языка в развитии социального и гуманитарного знания.

17. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

18. Объяснение, понимание и интерпретация в социально-гуманитарных науках.

19. Понятие личности в социальных и гуманитарных науках.

20. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

 

Вопросы для аспирантов и соискателей по разделу «Философские проблемы естественных наук»

1. Математика как наука. Особенности, структура математического знания.

2. Философия математики.

3. Основные этапы развития математики.

4. Проблема математизации науки.

5. Основные этапы развития физики

6. Физическая картина мира. Онтологический статус эволюции.

7. Проблема пространства и времени.

8. Специальная и общая теория относительности как современные концепции пространства и времени.

9. Принцип детерминизма в физике.

10. Понятие светового конуса и релятивистская причинность.

11. Статус вероятности в классической и квантовой физике. Концепция вероятностной причинности.

12. Философский смысл концепции дополнительности Н.Бора и принципа неопределенности В. Гейзенберга.

13. Синергетика как один из источников эволюционных идей в физике.

14. «Теоретическая нагруженность» экспериментальных данных и теоретически нейтральный язык наблюдения.

15. Проблема включаемости понятия информации в физическую картину мира.

16.  Связь информации с понятием энтропии.

17. Предмет и особенности химии как науки.

18. Атомно-молекулярное учение как теоретическая основа структурных теорий в химии.

19. Редукция теории химической связи к квантовой механике.

20. Концепция самоорганизации и синергетика как основа объяснения поведения химических систем.

 

Вопросы для аспирантов и соискателей по разделу «Философские проблемы техники и технических наук»

1. Философия техники. Ее предмет и задачи.

2. Понятие техники. Смысл и сущность техники.

3. Проблема происхождения и основные этапы развития техники.

4. Соотношение науки и техники в истории развития общества.

5. Техника и культура. Их взаимовлияние.

6. «Инженерная» философия техники.

7.  «Гуманитарная» философия техники.

8. Философия техники в России (П.К.Энгельмейер).

9. Техницизм и антитехницизм.

10. История формирования технических наук.

11. Специфика технического знания. Основные типы технических наук.

12. Естествознание и технические науки. Их сходство и отличия.

13. Неклассические научно-технические дисциплины. Их характерных черты.

14. Особенности теоретического исследования в современных научно-технических дисциплинах.

15. Особенности системотехники и социотехнического проектирования.

16. Научно-технический прогресс и его критерии.

17. Инженерная деятельность, ее функции и особенности.

18. Изобретение. Его место в технической деятельности, характерные черты.

19. Проблема комплексной оценки техники.

20. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика

 

Приложение № 7. Рекомендуемая литература.

 

 

а) основная литература:

  1. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. / Под ред. В.В.Миронова. М., 2006.
  2. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М. Гардарики, 2008.
  3. История и философия науки. (Философия науки). / Под ред. Ю.В.Крянева, Л.Е. Моториной. М.:Альфа-М:ИНФРА-М, 2007.

 

Б) дополнительная литература

1. Бессонов Б.Н. История и философия науки. М., 2010.

2. Булдаков С.К. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.,2011.

  1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.

5. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. Учебное пособие для вузов. М., 2009.

6. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. Учебное пособие для вузов. М., 2009.

7. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). М., 1987.

8. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Совершенствование философии и методологии науки, управления, прогностики. Парадигма интеллектуального управления. М., 2009.

  1. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

10. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. Учебник для студентов и аспирантов. М.,2007.

11. Губин В.Г. Философия. М., 2006.

12. Додельцев Р.Ф., Коннов В.И. Краткая история философии науки. М.,2011.

13. Зеленов Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки. М., 2008.

14. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2010.

15. История и философия науки. / Под редакцией Лебедева С.А. М.,2007.

16. Ивин А.А.Философия науки: учебное пособие для аспирантов и соискателей. М., 2007.

17. Исаев Н.Ф., Бучило И.А. История и философия науки. М.,2011.

18. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2008.

19. Канке В.А. Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. М., 2009.

20. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М, 1990.

21. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М, 1988.

  1. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 2003.

23. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г, Матяш Т.П.,Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов-на-Дону, 2010.

24. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 2010.

25. Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма. М., 2003.

  1. Кун Т. Структура научных революций. М., 2002.

27. Лебедев С.А. Современная философия науки. Дидактические схемы и словарь. М., 2010.

28. Лебедев С.А. Философия науки. М.,2011.

29. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия. М.,2008.

30. Лебедев С.А., Ильин В.В., Лазарев Ф.В., Лесков Л.В. Введение в историю и философию науки. М.,2007.

31


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: