Тексты к лекции 10. Философия науки позитивизма 19 века

Предисловие

 

Настоящая разработка подготовлена преподавателями кафедры «Философия и психология» МГТУ «МАМИ» для аспирантов и соискателей кандидатской степени всех научных специальностей. Она представляет собой практическое руководство по подготовке и сдаче кандидатского экзамена, а также написанию реферата как составной части экзамена. Авторы разработки учитывали собственный опыт работы с аспирантами по данной дисциплине, их затруднения и сложности. Мы будем признательны всем, кто выразит готовность сотрудничать с нами в дальнейшем при подготовке к изданию следующей редакции.

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Рекомендации по подготовке и сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки

Организация и проведение кандидатских экзаменов регламентируется Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, утвержденным приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814 с изменениями, внесенными приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 г. № 696 «Об утверждении перечня кандидатских экзаменов» Кандидатский экзамен по истории и философии науки (далее - экзамен) сдается по программам, утвержденным приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 г. № 697, по соответствующей отрасли науки согласно действующей Номенклатуре специальностей научных работников.

В целях обеспечения качества при приеме экзамена Министерство предлагает учесть следующие рекомендации.

Аспиранту (соискателю) на базе прослушанного курса по истории соответствующей отрасли наук и изучения историко-научного материала необходимо представить реферат по истории соответствующей отрасли наук по согласованию с научным руководителем диссертации и кафедрой философии и психологии.

Тема реферата формулируется аспирантом (соискателем) совместно с научным руководителем диссертационной работы и руководителем группы, к которой аспирант (соискатель) прикреплен для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки. Она должна соответствовать теме диссертации или направлению диссертационного исследования. Тема реферата утверждается локальным актом организации, где выполняется диссертационное исследование. Проверку подготовленного по истории соответствующей отрасли наук реферата необходимо проводить научному руководителю, который осуществляет первичную экспертизу, а также предоставляет короткую рецензию на реферат и выставляет оценку по системе «зачтено - не зачтено».

При наличии оценки «зачтено» аспирант (соискатель) допускается к сдаче экзамена по философии науки и по философским (методологическим) проблемам соответствующей отрасли наук.

Срок утверждения темы объявляется на первом занятии.

Срок сдачи реферата - 1 апреля.

 

 



Раздел 2. Тестовые задания по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки

 

Тесты к лекции 1. Предмет, структура и эволюция философии науки. Философия и эпистемология

1. Что является предметом философии науки?

  1. Принципы научного познания;
  2. История науки;
  3. Социальные и культурологические аспекты философского знания;
  4. Структура научного познания;
  5. Методы научного познания.

 

2.Когда началось исследование феномена науки?

  1. ХVII век; 2. XVIII век; 3.XIX век; 4. XX век.

 

3.В рамках какого философского направления это было осуществлено?

       1.философии жизни; 2.позитивизма; 3.прагматизма; 4.психоанализа.

 

4.Когда начинает формироваться история науки как учебная дисциплина?

  1. XVII век; 2XVIII век; 3. XIX век; 4.XX век.

 

5 .Какими дисциплинами исследуется наука как специфический тип знания?

1.    логикой и методологией науки;

2.    логикой и аксиоматикой;

3.    логикой и эпистемологией.

6.К числу важнейших проблем современной эпистемологии относятся:

1.проблема соотношения веры и разума;

2. проблема взаимодействия познания и практики;

3.проблема познавательных процессов как момента эволюции живой природы;

4. проблема метода научного исследования;

5. проблема источников и движущих сил познавательного процесса;

6. проблема структуры и динамики научного знания.

 

7.Современная философия науки изучает:

1. эмпирическое и теоретическое в научном познании;

2. чувственное и рациональное в познании;

3. структуру и развитие теории;

4. соотношение логического и исторического;

5. абсолютную и относительную истину;

6. научные революции.

 

8.К современным эпистемологическим концепциям относятся:

1. эволюционная эпистемология;

2. классическая эпистемология;

3. генетическая эпистемология;

4. русская дореволюционная эпистемология;

5. эпистемология романтизма;

6. эпистемология прагматизма.

 

9.В качестве наиболее существенных в современной эпистемологии можно выделить следующие особенности:

1. критицизм; 2.наукоцентризм; 3.субъектоцентризм; 4.посткритицизм; 5.фундаментализм; 6.отказ от наукоцентризма.

Тесты к лекции 2. Наука как особая сфера культуры. Функции науки. Особенности научного знания. Классификация наук. Критерии научного знания.

1.Каковы основные три значения понятия науки? (выбери 3 правильных варианта)

1. форма духовной деятельности;

2. система дисциплинарных знаний;

3. социальный институт;

4. единственный способ получения объективной истины;

5. строго математизированное знание;

6. отчасти систематизированное знание.

 

2. Какая функция не является одной из основных для науки?

1. культурно-мировоззренческая функция;

2. функция непосредственной производительной силы;

3. функция производства истинного знания;

4. функция создания идеологии;

5. проективно-конструктивная функция.

 

3.Что отличает науку как особый вид мировоззрения? Из всего многообразия мира наука:

1. выбирает гносеологическое, субъектно-объектное отношение;

2. отдает предпочтение тем явлениям, которым присуща объективность и предметность;

3. последует только естественные явления, которые эмпирически проверяемы и изучаемы;

4. стремится к системной организации знания, к обоснованности и доказательности;

5. расширяет поле изучаемых объектов, безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения;

6. применяет особые средства и методы деятельности, развитие которых позволяет расширять рамки возможностей наличной производственной и социальной практики.

 

4.Какие этапы проходит наука в ее современном значении? Соотнесите их с временными рамками.

1.классический                                  А. начало XX в. – по 80-е годы XXв. 

2.неклассический                              Б. конец 80-х – по настоящее время.

3.постнеклассический                      В. XVII – XIX век;

 

5.Как известно, существовало несколько подходов к классификации наук. Заполните предложенную таблицу, указав не менее 3-4 видов классификации

Автор (Имя, время жизни) Основание для классификации Основные виды наук
     

 

6.Сравните понятия «рациональное знание» и «научное знание», выделите сходства и отличия.

 

 7.Каковы признаки, критерии научного знания? Насколько они применимы?

1. предметность;

2. определенность;

3. точность;

4. системность;

5. логическая доказательность;

6. теоретическая или эмпирическая обоснованность;

7. практическая применимость;

8. принцип наблюдаемости;

9. пробабилизм - вероятностный взгляд на мир;

10. принцип системности.

 

8. Единые методологические стандарты не реализуемы по отношению к повседневности научного познания из-за существования:

1. неустранимого неявного социального, коллективного или личностного знания;

2. принятия когнитивных решений в условиях неполной определенности в надежде на адекватное понимание, научный консенсус;

3. не поясненного до конца контекста, а элементом, которого является конкурентный научный текст.

 

Тесты к лекции 3. Наука и философия. Наука и вненаучное знание. Проблема псевдонауки. Наука и религия.

1.Укажите формы культуры, в основе которых лежит рациональное знание:

1.Мифология; 2. Религия; 3. Искусство, 4. Мораль, 5. Наука, 6. Философия,

7. Право.

 

2.Выберите правильные суждения.

1.    Философия отличается от науки большей сложностью и абстрактностью.

2.    Философия отличается от науки тем, что исследует мир в целом, а наука — части мира

3.    Философия отличается от науки тем, что допускает веру в Бога, а наука — нет.

4.    Философия отличается от науки своими понятиями.

 

3.Философия отличается от науки тем, что...

1.большая часть философских утверждений недоказуемы эмпирически

2философия опирается на логику

3.философия внутренне непротиворечива

4.она является теоритической формой освоения мира человеком

 

4.Как соотносятся понятия «вера» и «религиозное знание».

5.Прочтите высказывание немецкого писателя Х1Х в. Г. Гейне, объясните его позицию, с какой особенностью религии она связана.

Г. Гейне «с того момента, как религия ищет помощи у науки, ее гибель неотвратима. Она пытается защищаться и гибнет, погружаясь все глубже в пустое словопрение. Религия... не должна оправдываться... Она должна быть нема».

6.Отнесите перечисленные ниже формы знания либо к научному, либо к ненаучному знанию. Обоснуйте свой ответ.

1.Астрология 2.Эзотерика 3.Теософия 4.Астрономия 5.Химия 6.Мистика 7.Лысенковщина 8.Народная медицина 9.Ясновидение 10.Химия 11. Философия

 

Тесты к лекции 4. Возникновение науки, основные стадии ее развития. Протонаучное знание древнего Востока. Античная наука и ее основные характеристики.

1.Где проходит грань между научным и донаучным знанием?

2.В чем суть “рецептурной” формы научного знания?

3.Опишите основные черты древнекитайской науки.

4.Назовите основные математические достижения Индии.

5.Назовите предпосылки возникновения науки в древней Греции.

6.Как отразилось на развитии древнегреческой науки открытие

пифагорейцами иррациональных величин?

7.В Древней Греции возникли следующие научные дисциплины:

1.Логика; 2.Биология; 3.Астрономия; 4.Социология; 5.Информатика.

 

8. Какие представления лежали в основе научной картины мира Античности. Выберите понятия, которые соответствуют этим представлениям.

А. сферичность, Б. Гелиоцентризм, В. Геоцентризм Д. Конечность во времени, Е. Пространственная бесконечность, Ж. Вечность во времени. З. Единство мира, И. Деление мира на земной и небесный, К. Закономерный характер природных процессов.

 

9.Какие социальные практики были разработаны в античной философии, которые способствовали появлению науки древности.

А. практика доказательства, Б. практика измерения земельных участков, В. практики спора и критики, В. практики измерения и взвешивания.

 

10.Почему в эпоху античности метод эксперимента не нашел широкого применения?

А. Не умели изготавливать измерительные приборы.

Б. Негативно относились к физическому труду, поскольку им занимались в основном рабы.

В. Древние ученые провозглашали, но не доказывали свои утверждения.

Г. Не существовало наук, в которых можно было бы использовать эксперимент

 

11. Какие философские идеи античности приобрели в дальнейшем научный характер.

А. Идея атомизма, Б. Идея единства мира. В. Идея сферичности мира, Г. Идея вечности мира

 

12.Как звали философа, который первым стал различать философию и науку:

А. Сократ, Б. Платон, В. Аристотель, Г. Демокрит.

 

13. Астрономическая модель мира Птолемея основывалась на том, что центром мира считалась:

1.Планета Венера; 2.Планета Марс; 3. Планета Земля; 4 Луна; 5.Солнце.

 

Тесты к лекции 5. Средневековая наука и ее основные характеристики. Наука в эпоху Возрождения

  1. Назовите современные научные термины, имеющие арабское происхождение.

2. В средневековой науке идеи Аристотеля занимали:

1.существенное место; 2. несущественное место; 3.полностью отвергались.

 

3.На развитие средневековой науки христианская религия оказала влияние:

1.позитивное; 2.негативное 3. не оказала никакого влияния.

 

4.Когда появились первые университеты в Европе?

5. Когда в Европе возникло книгопечатание? Каково его значение для развития науки и культуры Европы

6.В чем проявилась специфика научных знаний в Средние века?

7.Укажите основные рациональные традиции, которые повлияли на философию и науку Средних веков.

8.Каков был характер отношений между наукой и религией в эпоху Возрождения?

Тесты к лекции 6. Научная революция 17 века и ее роль в становлении классической науки.Классическая наука в 17-18 вв. Формирование Механической картины мира. Значение работ И. Ньютона.

1.В чем выразилась революционность идей Николая Коперника?

2.Как возникла и развивалась идея бесконечности Вселенной?

3.Как повлияли географические открытия XVI в. на развитие естествознания?

4.Охарактеризуйте роль Галилео Галилея в становлении классической науки.

5.Кто из ученых первым применил телескоп?

6.Родоначальником аналитической геометрии был:

  1. И. Кеплер 2. Николай Кузанский, 3. Р.Декарт 4.Г. Лейбниц

 

7.В каких науках происходит революционные изменения в 17 в.

А. астрономия, Б. Биология, В. Химия, Г. Физика

 

8.Выберите из предложенного списка свойства Вселенной, о которых писали ученые и философы 17. века.

А. Бесконечность, Б. Материальность, В. Сферичность, Г. Механистичность, Д. Развитие, Е. Духовность.

 

9.Какова роль Дж. Бруно в научной революции (два ответа):

А. Он поддержал идеи Н. Коперника

Б. Он провозгласил эксперимент в качестве основного метода науки

В. Он писал о математическом характере новой науки.

Г. Он высказал идею бесконечности мира.

10.Как звали мыслителя, который создал физическую основу для модели Н. Коперника

А. Д. Кардано, Б. Д. Бруно, В. Г. Галилей, Д. Торичелли.

11.Как звали ученого, который с помощью тщательно выполненных наблюдений и измерений движения Солнца, Луна, планет создал эмпирический базис для новой астрономии.

А. Региомонтан, Б. Н. Коперник, В.Т. Браге, Г. И. Кеплер

 

12.Охарактеризуйте роль Исаака Ньютона в становлении классической науки.

13. На смену картине миры Аристотеля –Птоломея приходит Механическая картина мира. Заполните правый столбец таблицы.

 

Картина мира Аристотеля –Птоломея Механическая картина мира 17.в.
Материя – материал, из которого сделаны тела Материя -
Движение – результат приложения силы, находящейся вне тела. Движение -
Природа – не терпит пустоты Пустота -
Элементами мира являются - стихии Элементы мира -
Существуют два мира: земной и небесный, подчиняющиеся различным законам  

 

 

14.Перечислите важнейшие открытия в естествознании XVIII в.

 

Тесты к лекции 7.Формирование науки как профессиональной деятельности в эпоху Нового времени. Генезис российской науки. Вклад М.В. Ломоносова.

1.В конце 17 века появляются новые формы организации научной деятельности – Академии наук, перечислите их основные функции. В каких странах они появились впервые?

2. Как связан процесс создания Академий наук и развитие образования в европейских странах.

3. Первые научные сообщества рассматривались их участниками как «республика ученых» как вы понимаете смысл этого выражения?

4.Охарактеризуйте роль М.В. Ломоносова в становлении российской науки.

5.Расскажите о научных интересах М.В. Ломоносова.

6.Первый российский университет был открыт в:

1. Санкт-Петербурге 2. Москве 3. Киеве 4.Казани.

 

Тесты к лекции 8. Развитие науки, техники и технологии в 18-19 вв. Изменение соотношения науки и экономики.

 

1.В чем конкретно проявились процессы дифференциации и специализации науки, которые активно проходили в 18-19 вв.

2. Какие разделы физики появились в 18-19 вв.

3.Назовите главные направления развития химии в XIX в.

4.В чем заключались основные теоретические идеи биологии XIX в.?

5.Как звали ученого, доказавшего существование атома:

1. Гюйгенс, 2. Дальтон, 3. Ампер, 4. Лавуазье.

6. Какой новый вклад в научную картину мира внесла электромагнитная теория?

7.В физике XIX века электромагнитная и механистичная картины мира:

1. Дополняли и согласовывались друг с другом

2. Противоречили друг другу

3. Никаких отношений не было.

 

8.Как взаимодействовали наука и техника в 18 в.

9.Что такое промышленная революция, когда и где она произошла?

10.Какие машины были изобретены и кем в 18 веке?

11.Перечислите важнейшие технические изобретения 19 века.

 

Тесты к лекции 9. Философская рефлексия над наукой в Новое время. Рационализм и эмпиризм – два подхода к вопросу о методах научного познания. Проблема обоснования научного знания в работах И. Канта.

1.По убеждению Ф. Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это

А. развитие человеческого духа и знаний о мире;

Б. достижение славы и власти;

В. общественная польза и улучшение жизни людей;
Г. окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины.

 

2.По мнению большинства историков философии Ф.Бэкон является родоначальником европейского:

А. идеализма и стоицизма; Б. объективизма и скептицизма;

В. материализма и эмпиризма; Г. позитивизма и прагматизма.

 

3.Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:

А. анализ, Б. синтез, В. дедукция, Г. индукция.

 

4.Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:
А. «верую, потому что абсурдно», Б. «во всем должно сомневаться»; В. «любовь движет солнца и светила»; Г. «знание – сила».

 

5.По мысли Декарта материальная и духовная субстанции

А. находятся в тесной взаимозависимости;
Б. существуют независимо друг от друга;

В. являются противоположностями и постоянно борются между собой;

Г. существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой.

 

6. Главным атрибутом (свойством) материи, по Декарту, является:

А. протяженность, Б. делимость, В. вечность, Г. изменчивость.

 

7.Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:

А. созерцательный анализ; Б. эмпирическую индукцию; В. рациональную дедукцию; Г. спекулятивный синтез.

8.Лозунг «Физика, бойся метафизики!» выдвинул

а) И. Ньютон, б) Р. Декарт, в) Даламбер, г) И. Кеплер.

 




Тексты к лекции 10. Философия науки позитивизма 19 века.

1.Основоположником позитивизма является:

1.К. Маркс; 2.О.Конт; 3.И.Кант; 4.Н.Хомский; 5. Л. Фейербах;6. Г. Спенсер.

2.Термин «позитивный» в философии ранних позитивистов обозначает:

1.правильный; 2.научный; 3.истинный; 4. адекватный.

 

3.Ранний позитивизм относится к нижеследующим философским позициям:

1.иррационализму; 2.скептицизму; 3. антисциентизму; 4.сциентизму; 5.априоризму; 6.мистицизму.

 

4.Кто из позитивистов создал классификацию наук:

1.О.Конт, 2. Г. Спенсер, 3. Д.С. Милль, 4. Э. Мах

 

5.Кто из первых позитивистов отметил роль гипотезы в развитии естествознания:

1.О.Конт, 2. Г. Спенсер, 3. Д.С. Милль

 

6.Кто из первых позитивистов разрабатывал индуктивную логику познания

1.О.Конт, 2. Г. Спенсер, 3. Д.С. Милль.

 

7.Кто из философов относится ко «второму» позитивизму:

1.Г. Коген, 2. Э. Мах, 3. Р. Авенариус, 4. А. Пуанкаре

Тесты к лекции 11-12. Научная революция в физике рубежа 19-20 веков. Формирование неклассической науки и ее основные черты. Постнеклассическая наука. Особенности современного этапа развития науки. 

1.В чем выразился кризис классической науки к концу XIX в.?

2.Каковы результаты эксперимента А. Майкельсона

3. Перечислите основные характеристики картины мира конца XIX в.

4.Назовите итоги научной революции конца XIX – начала ХХ в

5.В чем заключалось значение теории относительности для науки ХХ в.?

6.Какова роль теории относительности в развитии представлений о пространстве и времени?

7.Основные типы физических фундаментальных взаимодействий:

1.Тепловое 2.Электромагнитное 3.Оптическое 4.Гравитационное 5.Корпускулярное 6.Сильное 7.Механическое 8.Слабое

 

8.В чем заключается переход от неклассической к постнеклассической науке?

9.Укажите отличие системного подхода от редукционизма.

10.Какие физические теории выступают фундаментом современной космологии?

11. Дайте характеристику особенностям развития современной науки.

12.На формирование глобального эволюционизма наибольшее влияние оказали:

1. появление и повсеместное распространение информационно-коммуникационных и иных современных технологий;

2. теория Ч. Дарвина;

3. кибернетика;

4. экологический кризис и исчезновение многих видов растений и животных;

5. системный подход;

6. глобализация;

7. концепции развития.

Тесты к лекции 13. Аналитическая философия и ее воздействие на философию науки 20 в. Философия науки логического позитивизма (Венский кружок)

1.Основоположниками Аналитической философии 20 века были: 1.Э.Гуссерль, 2. Б. Рассел, В. М. Шелер, Г. Л. Витгенштейн, 4. К. Ясперс.

2.Появление аналитической философии обязано 1. кризису в физике, 2. кризису в математике, 3.кризису в обществе, 4. кризису в лингвистике.

3.Аналитическая философия изменяет понимание природы философии, полагая

1.Философия должна заниматься анализом важнейших социальных проблем.

2.Философия должна осуществить синтез научного знания.

3.Философия должна анализировать естественный и научный язык.

 

4.Проблема демаркации, поставленная в рамках аналитической философии предполагала

 1. умение различать истину от лжи,

2. умение различать научное и ненаучное знание,

3. отрицание философии,

4. конфронтацию между наукой и религией.

 

5.Венский кружок (логический позитивизм) сформировался в процессе обсуждения книги Л. Витгенштейна: 1. Логико-философский трактат, 2. Предположения и опровержения, 3. Рассуждение о методе.

 

6.В структуре научного знания логические позитивисты выделяли:

  1. Априорные и апостериорные утверждения
  2. Аналитические и синтетические суждения
  3. Эмпирические и теоретические утверждения
  4. Аксиомы и доказанные теоремы.

 

7.Принцип верификации, выдвинутый логическими позитивистами утверждал, что только то утверждение является осмысленным, которое верифицировано. Верифицированным же является утверждение, если его истинность устанавливается с помощью 1. эксперимента, 2. наблюдения, 3. измерения, 4. доказательства.

 

8.Логические позитивисты понимали процесс развития науки как

  1. Результат столкновения опыта и теории
  2. Как кумулятивный процесс накопления знаний
  3. Как результат научных революций
  4. Как результат индивидуальных усилий великих ученых

 

Тесты к лекции 14. Критический рационализм К.Поппера. Постпозитивистские подходы к философии науки (концепции И. Лакатоса, Т. Куна, С. Тулмина, П. Фейерабенда).

1.Важнейшим принципом философии науки К. Поппера является:

1. принцип верификации;

2. принцип фальсификации;

3. принцип единства логического и исторического;

4. принцип тождества бытия и мышления;

 

2.Какое понятие соответствует интерпретации научного знания К. Поппером? Дайте ему определение.

1.Эссенциализм 2.Инструментализм 3. Гипотетизм

4.Какое понятие, по Попперу, соответствует критерию демаркации между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой и метафизикой – с другой? Дайте ему определение.

1.Верифицируемость 2.Фальсифицируемость 3.Применение индуктивного метода

 

5.Какие из перечисленных ниже утверждений соотносятся с постпозитивистской картиной научного знания?

1.    Единственным источником знания является чувственное восприятие

2.    Не существует фундаментального источника знания

3.    Существует чёткая дихотомия между эмпирическим и теоретическим уровнем знания

4.    Все утверждения теоретически нагружены

5.    Верифицируемость – критерий демаркации научных утверждений от ненаучных

6.    Научные положения всегда носят гипотетический и недостоверный характер

7.    Развитие научного знания представляет собой непрерывный кумулятивный рост

8.    Развитие научного знания не является ни непрерывным, ни кумулятивным

9.    Основная задача философии науки – логический анализ языка науки

10.  Основная задача философии науки – анализ развития знания

11.  Основной метод науки – индукция

12.  Индукция не является основным методом науки

6.Выберите три определения, которые соответствуют понятию «парадигма» в концепции науки Томаса Куна?

1.    Теория, признанная научным сообществом

2.    Реально существующие прообразы вещей

3.    Правила и стандарты научной практики

4.    Первообраз системной организации всех тел

5.    Дисциплинарная матрица

6.    Образцовая наука

 

7.Из каких компонентов состоит «научно-исследовательская программа» в концепции Имре Лакатоса? Дайте им определения.

1.    Жесткое ядро 2.   Пояс Ориона 3.   Ядро операционной системы

4.    Пояс астероидов 5. Жесткий диск 6. Защитный пояс

 

8.Какие определения соответствуют положительной и негативной эвристике в развитии «научно-исследовательской программы» в концепции Имре Лакатоса?

1.    Стратегия выбора первоочередных проблем и задач, которые должны решать ученые

2.    Анализ программного кода на предмет поиска сложных шифрующихся и полиморфных вирусов

3.    Метод обучения, представляющий собой диалог, в котором один из собеседников подталкивает других к новым для них выводам

4.    Совокупность вспомогательных гипотез, которые предохраняют ядро программы от фальсификации, от опровергающих фактов

5.    Алгоритм решения задачи, не имеющий строгого обоснования, но при этом дающий приемлемое решение в большинстве практически значимых случаев

 

9.Что такое научная рациональность по Тулмину?

1.    соответствие принятым стандартам понимания

2.    соответствие доводам разума

3.    соответствие реальности

4.    ценностно-ориентированное познание.

 

10.Содержание теорий рассматривается Тулмином как:

1. логическая система высказываний, 

2. своеобразная популяция понятий,

3. сумма терминов, аксиом и теорем,

4. основание для возможных фактов.

 

11.Назовите отличие анархистской эпистемологии П.Фейерабенда от традиционной философии науки.

1.    изучает, как появляются запреты.

2.    устраняет автора, придает дискурсу характер основного исторического события.

3.    рассматривает познание как диалектический процесс.

4.    уравнивает в правах мифологию, науку и религию.

 

12.Выберите регулятивные принципы анализа методологической основы анархизма Фейерабенда и традиционной философии:

Анархизм Традиционная философия
Принцип пролиферации Кумулятивное накопления знаний
Принцип несоизмеримости теорий Принцип дополнительности
«Все сгодится» Рационализм

 

Тесты к лекции 15. Концепции личностного знания М.Полани. Историческая школа в философии науки. Г. Башляр. Постмодернистские подходы к анализу науки. М. Фуко, Б. Латур.

1.    Какие основные течения в эпистемологии создал Башляр?

1.постструктурализм 2.герменевтика 3. Феноменология 4. неопозитивизм

5.    неорационализм                   

2.    Какие два сочинения раскрывают идеи Башляра?

1.    «Исследование приближенного знания»

2.    «Структура научной революции»

3.    «Человеческое познание»

4.    «Воздух и сны»

5.    «Курс позитивной философии»

6.    «Логика и рост научного знания» 

3.    Назовите три понятия, введенные в теорию Башляром?

1.    «Человек ночи» 2.«Научное сообщество» 3.  «Человек дня»

4.    «Верификация» 5.«Неорационализм» 6. «Парадигма»

7.    «Демаркация»      

4.    Какие из высказываний характеризуют концепцию науки Башляра?

1.    «Открытия не в критическом процессе, а в решении конкретных задач единомышленниками»;

2.    «Идеал науки – наименьшая трата сил»

3.    «Суть научного познания – рациональная критика и постоянная коррекция фактами»

4.    «Разум не отражает, а творит знание».

5.    Назовите два понятия, введение Полани в теорию современной науки:

1.    «явное знание» 2. «жесткое ядро науки» 3.«научные сообщество»

4.    «защитный пояс» 5.«парадигма» 6.     «неявные знание» 7.«конвенция»  

6.    Какие две важные концепции были разработаны Полани?

1.    концепция «Новый рационализм»

2.    теория «личностного знания» и «критического рационализма»

3.    концепция конвенционализма

4.    теория верификации

5.    концепция культурно-исторического и социального детерминизма

6.    теория «Нормативной науки».

 

Тесты к лекции 16. Структура научного знания: эмпирический уровень научного познания. Понятие научного факта. Теоретический уровень научного познания. Научный термин и научное понятие. Понятие идеального объекта. Научный закон. Научная теория, структура, виды, функции

 

1.В чем заключае(ю)тся качественное (ые) отличие (я) эмпирического уровня научного знания от теоретического уровня:

 1.предмете знания; 2. методах 3.исследования; 4.сложности; 5.способах организации; 6. функциях; 7. процедуре исследования.

2..В каком значении используется слово «гипотеза» в научном исследовании:

1. любое утверждение;

2. утверждение эмпирического и теоретического характера;

3. истинное утверждение;

4. утверждение, пока не принятое в наличной системе знания.

3..При мытье стаканов в горячей мыльной воде при установке их вверх дном на тарелке было установлено, что пузыри сначала появлялись снаружи той части стакана, которая соприкасалась с тарелкой, а затем перемещались внутрь. Была сформулирована гипотеза, что данное явление объясняется тем, что из стакана выходил воздух. Покажите, что эта гипотеза объясняет наблюдаемый факт, если также предполагается, что:

1. мыльная вода препятствует выходу воздуха и способствует появлению пузырей;

2. воздух в стакане расширяется, так как увеличиваются температура и давление;

3. воздух не может быть нагрет после того, как стакан был вынут из мыльной воды;

4. холодный воздух поступает в стакан при его передвижении из воды в тарелку;

5. воздух в стакане сжимается, когда остывает.

 

4.В каких случаях возникает «приборный» тип гносеологической ситуации (необходимость использования приборов в научном исследовании):

1. получение количественного выражения характеристик объекта;

2. преодоление ограниченности органов чувств;

3. создание экспериментальных условий для обнаружения объекта;

4. преобразование информации об объекте в особую форму;

5. получение качественного выражения характеристик объекта;

6. получение новой дополнительной информации с помощью органов чувств.

 

5.Научный термин – это:

1. результат познавательной деятельности рассудка;

2. слово со специальным значением в рамках данной дисциплины;

3. выражение, с помощью которого формулируется научный факт;

4. синоним понятия;

5. признак предмета;

6. слово или словосочетание об особенностях предметов.

6..Понятие является:

1.завершающей формой рационального освоения действительности;

2.исходной и ведущей формой абстрактно-мысленного отражения объектов;

3.образом объектов, сохраняемым и воспроизводимым в сознании без воздействия этих объектов на органы чувств;

4.важнейшей формой чувственного отражения объектов;

5.формой мышления, посредством которой устанавливаются связи между объектами и их свойствами;

6.исходной «клеточкой» чувственного познания.

7.Научные понятия в научной теории могут быть:

1.производными; 2.исходящими;3.исходными;4.      входящими; 5.заходящими; 6.   привходящими.

8.В основе образования научных понятий лежат следующие приемы научного мышления:

1.анализ и синтез; 2.моделирование; 3.индукция и дедукция;

4.абстрагирование и идеализация; 5.наблюдение; 6. мысленный эксперимент.

9.    Научный факт выступает в качестве:

1.    высшей формой развития научного знания;

2.    достоверного знания о единичном;

3.    формы развития научного знания, фиксирующей недостаточность познавательных средств;

4.    научного предположения;

5.    особого рода предложения, фиксирующего эмпирическое знание.

10.Сторонники фактуализма в философии науки:

1.    Считают, что научные факты лежат вне теории и совершенно не зависят от нее;

2.    Понимают под научными фактами чувственные образы или предложения;

3.    Полагают, что научные факты детерминируются теорией;

4.    Определяют научные факты как высказывания о законах природы;

5.    Считают, что научные факты полностью зависят от теории.

 

11.Что относится к основным компонентам структуры теории:

1.Идеализированные объекты 2. Законы 3.Уравнения 4. Выводы 5.Аксиомы

6.Фундаментальные понятия 7. Правила доказательств 8.Ценностные факторы

9.Способы доказательств 10. Философские установки

 

12.Сравните особенности функций развитой научной теории и научной теории.

Тесты к лекции 17. Метатеоретический уровень научного знания. Понятие философских оснований науки. Научная картина мира и ее функции. Идеалы и нормы научного исследования

1..Что такое философские основания науки?

2.В чем заключается гетерогенность философских оснований науки?

3.К онтологической подсистеме философских оснований науки относятся категории:

1.Вещь 2. Свойство 3. Отношение 4. Факт 5.Состояние 6.Знание 7.Необходимость 8.Случайность 9.Пространство 10. Время

 

4.К гносеологической подсистеме философских оснований науки относятся категории:

1.Истина 2.Метод 3.Процесс 4.Объяснение 5.Причинность 6.Доказательство 7.Теория

 

5.Что такое научная картина мира? Какие она выполняет функции?

6.Назовите основные исторические типы научных картин мира. Дайте их краткую характеристику.

7.Назовите основные идеалы и нормы научного исследования, принятые в вашей сфере научной деятельности.

Тесты к лекции 18. Методология и методы научного познания. Общелогические методы и процедуры. Эмпирические и теоретические методы 

1..Отнесите перечисленные методы к соответствующим им уровням познания: научное наблюдение, сравнение, идеализация, измерение, формализация, эксперимент, индукция, математическое моделирование, фальсификация, абстрагирование, экстраполяция, логическое доказательство, построение научных теорий.

2.Какие методы применены в приведенных примерах? Определите их достоинства и недостатки.

1.Для изучения общения детей между комнатой, в которой играют дети, и комнатой, где находится психолог, помещено особое стекло, обладающее односторонней проницаемостью. Для детей оно выглядит как зеркало, а для исследователя – это окно, через которое он следит за поведением детей.

2.Для изучения особенностей личности ребенка разговор ребенка и психолога ведется в форме диалога 2-х кукол, одна из которых принадлежит исследователю, а другая – исследуемому. Ребенок рассказывает кукле то, чего он никогда не доверил бы чужому человеку.

3.Для изучения памяти дошкольника ему дается поручение «сходить в магазин» и «купить» конфеты, мяч, краски и т.д. «Продавец», в роли которого выступает исследователь, спрашивает: «Что тебе поручено купить?» и отмечает, сколько наименований запомнил ребенок.

4.Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действие различных раздражителей. Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию, все получаемые показатели фиксируются точной аппаратурой.

5.Для изучения индивидуальных особенностей ритмических движений детей проводится веселая игра «Танец кукол». Дети уверенно двигаются по кругу, но отказываются выйти на середину круга и танцевать там.

6.Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют «страшные картинки» и регистрируют возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.

 

3. Какие достоинства и недостатки характерны для: 1) наблюдения, 2) лабораторного эксперимента, 3) естественного эксперимента:

1.исследователь сам создает и может варьировать условия, которые вызывают интересующие его явления;

2.исследователь вынужден ждать, когда обнаружится интересующее его явление;

3.поведение исследуемого изучается в искусственных условиях, его действия определяются инструкцией;

4.поведение исследуемого естественно;

5.объяснение изучаемых явлений затруднено, так как они могут быть вызваны множеством причин;

6.объяснение изучаемых явлений облегчается, так как побочные факторы устранены.

 

4.В чем заключается различие между искусственной и естественной классификацией:

1.  в качестве основания выступает любой признак;

2. в качестве основания выступает реальный существующий признак;

3.  в качестве основания выступает отдельный признак;

4.  в качестве основания выступает множество признаков.

 

Тесты к лекции 19. Истина как цель научного познания. Основные концепции истины.

1.Вопрос об истине является основным в:

1.Онтологии 2.гносеологии 3.аксиологии 4.этике

2.Автором классической формулировки понятия «истина» является:

1.Фалес 2.Аристотель 3. Фома Аквинский 4.Конфуций

3.Классическую концепцию истину называют

1.корреспондентной 2.экзистенциальной 3.конвенциональной 4.операциональной

 

4.Семантическое понятие истины сформировал

1.Хайдеггер 2.Пирс 3.Тарский 4.Гуссерль

5.Знание, которое не опровергается последующим ходом науки, а лишь обогащается новым содержанием, называют

1.абсолютная истина 2.относительная истина 3.целостная истина 4.прописная истина

6. Дайте классическое определение истины.

7.Как определяется истина в логике? В чем главное отличие логического и научного определения?

8.Неполное знание о предмете, которое верно отражает отдельные стороны явления, называют (выберите правильный вариант ответа)

1.абсолютная истина 2.относительная истина 3.целостная истина 4.прописная истина

9.Важнейшими критериями истины в науке выступают

1. верифицируемость и фальсифицируемость

2. полезность и эффективность

3. общезначимость и внутреннее совершенство теории

4. признанность и согласованность

 

10. Автором принципа фальсификации является:

1.Аристотель 2.Абеляр 3.Поппер 4.Маркс

 

11. Научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы, называется

1.Верификация 2.фальсификация 3.идентификация 4.аберрация

 

12. Перечислите неклассические концепции истины.

 

13. Соотнесите определения с направлением

 

Направление Определение
1 Прагматизм 6 Истина – это результат нашего соглашения
2 Конвенционализм 7 Истина – это нечто, обеспечивающее успех в данной ситуации
3 Инструментализм 8 Истина – это самосогласованное знание
4 Корреспондентная теория 9 Истина – то, что полезно
5 Теория когеренции 10 Истина – соответствие знания реальности

 

 

Тесты к лекции 20. Научное исследование как вид научной деятельности. Научная проблема как начало научного поиска. Виды проблем. Коммуникационная и инновационная деятельность в науке. Проблема соотношения фундаментальных и прикладных исследований

1.Назовите основные виды научного исследования, которые выделены по уровням научного познания.

 

2.Определите последовательность фаз научного исследования

1.Задача 2.осознание проблемной ситуации, 3.гипотеза, 4.проверка гипотезы, 5.проблемная ситуация.

 

3.Проблема как тип научного знания – это

1.то же, что и задача исследования, 2.знание о незнании, 3.ключевой вопрос исследования, 4. начальный этап исследования

 

4.Выделите среди перечисленных три основные модели научной деятельности:

1.эмпиризм; 2.эпистемологический 3.фундаментализм; 4.натурализм; 5.когнитивизм; 6. теоретизм; 7. проблематизм.

 

5.Назовите основные виды коммуникации, принятые в научном сообществе.

6.Что такое индекс цитирования?

7.Дайте определение фундаментальных и прикладных исследований.

 

8.Что такое инновационная деятельность в науке.

 

Тесты к лекции 21 Динамика науки. Основные подходы к анализу развития науки: интернализм и экстернализм. Проблема преемственности в развитии науки. Традиции и новации в науке.

1.Сравните модели роста научного знания с точки зрения механизма роста научного знания и его возможностей:

1. Концепция К. Поппера

2. Конвенциальная модель А.Пуанкаре

3. Модель парадигмального анализа Т. Куна

4. Научно-исследовательская программа И. Лакатоса

5. Модель «анархистской эпистемологии» П. Фейерабенда

6. Модель эволюционной эпистемологии Ст.Тулмина.

 

2.Экстернализм – направление в истории и философии науки, полагающее, что развитие науки обусловлено

1.особенностями личности ученого

2.логикой развития научных идей

3.комплексом социальных факторов

4.воздействием государства

 

3.Интернализм - направление в истории и философии науки, полагающее, что развитие науки обусловлено

1.особенностями личности ученого

2.логикой развития научных идей

3.комплексом социальных факторов

4.воздействием государства

 

4.Ниже перечислены фамилии философов и историков, придерживавшихся либо А. интернализма, либо Б. экстернализма. Распределите указанные фамилии по соответствующим группам.

1. Р. Мертон, 2. Б. Гессен, 3. А. Койре, 4.Н. Малкей,  5. И. Лакатос, 6. Дж. Бернал,

 

 

Тесты к лекции 22. Концепции научной революции. Типы научной рациональности. Смена типов научной рациональности в ходе научных революций. Научные революции как перестройка оснований науки.

 

1.Всегда ли деятельность ученого рациональна? Совпадает ли научность с рациональностью?

1.Да; 2. Нет. 3.Нельзя ответить однозначно, представления о научной рациональности периодически менялись.

2.Когда господствовало представление о рациональности как соответствии "законам разума"?

1. XVII - XIX вв; 2.XX в; 3.ХХ1 в..

3.Классическая или логико-методологическая рациональность считает, что:

1.стандарты рациональности вечны и универсальны;

2.есть только один вид рациональности;

3.область иррационального в знании исключается;

4.человеческая история и все области материальной и духовной культуры 5.существенно иррациональны;

6.относительная истина актуально достижима для науки;

7.субъект в процессе познания активен.

 

4.Рациональность как целесообразность включает в себя:

1.Активного субъекта, стремящегося к достижению цели в данных условиях;

2.Критерием рациональности всякой деятельности,в том числе и научной является достижение цели, а не соответствие заранее установленным правилам;

3.Утверждение, что научно рациональна та деятельность, которая приводит к получению относительного истинного знания о мире;

4.Относительно истинное знание в данный период развития науки воплощено в совокупности понятий, законов, теорий, и т.п., разработанных наукой в этот период;

5.Поиск истины всегда должен быть подчинен более высокой - этической цели и только тогда будет рационален не только в научном, но и в более высоком смысле, так как наука - один из многих общественных институтов и общественные цели могут вступать в противоречие между собой.

5.Классическая наука есть:

1.Форма экстенсивного развития знания без потрясения основ;

2.Разум наделяется статусом суверенности, он как бы дистанцируется от вещей, исследует их, не будучи детерминированным никакими предпосылками, кроме свойств изучаемых объектов.

3.Учет деятельности активного субъекта;

4.Категориальная матрица строится на механических представлениях;

5.Признание релятивизма знания;

6.Господство принципа объяснения, который сводился к поиску механических причин и субстанции носителей сил, которые детерминируют наблюдаемые явления.

6.Кто ввел в активное использование термин "научная революция" в XVII в., развивая идею одной революции?

1.Ф. Бэкон; 2.Р. Декарт;  3. Б. Спиноза; 4. Г. Лейбниц.

7.Когда произошла первая научная революция, повлекшая за собой становление классического естествознания?

1.XV в. Н. Орем; 2.XVII в. Ньютон; 3.XVIII в. П. С. Лаплас;

 8. Когда происходит глобальная научная революции, приведшая к появлению нового, неклассического естествознания?

1.XIX в; 2. конец XIX в. - середина XX в; 3.середина XX в. по настоящее время.

9.Выделите среди перечисленных черт те, которые характерны для неклассической науки

1.Отказ от прямолинейного онтологизма, признание относительной истинности теории;

2.Допущения истинности нескольких, отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности;

3.Признание важности ссылок на средства и операции познавательной деятельности;

4.Учет активности субъекта познания;

5.Введение понятия вероятностная причинность;

6.Представление о единственно истинной теории, "фотографирующей" исследуемые объекты;

7.Учет идей синергетики, вызвавшей переворот в системе знаний о природе.

11. Кем была разработана концепция перманентной научной революции?

1. П. Дюгем; 2. К. Поппер; 3.Дж. Агасси.

 

Тесты к лекции 23. Социальное измерение науки. Общество и наука: формы влияния. Сциентизм и антисциентизм.

1.В качестве выразителей позиции сциентизма в философии выступают следующие философские школы и направления:

1.позитивизм; 2.феноменология, 3.марксизм; 4.неотомизм; 5.экзистенциализм

2.Позицию антисциентизма выражают такие философские школы и направления:

1.структурализм; 2.философия жизни; 3.неопозитивизм; 4.персонализм; 5.прагматизм.

3.Укажите время возникновения сциентизма и антисциентизма:

1.Античность 2.Ренессанс 3.новое время   4.эпоха Просвещения  5. конец XIX - начало XX веков 6.рубеж ХХ-XXI веков

4.Каковы особенности социально-исторических условий формирования сциентизма?

1.античная культура, начало перехода от мифологии к рациональному мышлению

2.становление основ современного научного знания в эпоху Возрождения

3.развитие науки и философии XVII века: эмпиризм и рационализм

4.социальный прогресс, промышленное производство, технической развитие

5.достижения естествознания, научно-технический прогресс XIX века

6.современные науки, производство, техника, экономика.

5.Какая организация общественного управления соответствуют сциентистским тенденциям?

1.Бюрократическая 2.демократическая 3.аристократическая4.теократическая 5.технократическая

6.Что в наибольшей степени характерно для антисциентизма?

1.отрицание актуальности достижений современных естественных наук

2.отрицание достижений западной цивилизации

3.отрицание эффективности научно-технического прогресса

4.отрицание приоритетной роли науки в культуре и развитии общества

5.отрицание либерально-демократических тенденций развития

6.отрицание глобльных проблем современного общества

7. Основная позитивная идея антисциентизма?

1.экономика - ведущая сфера общественной жизни

2.политика - ведущая сфера общественной жизни

3.решение социальных конфликтов обусловлено нравственными принципами

4.науки о культуре первичны по отношению к наукам о природе

5.гуманистические идеалы и нормы не сводимы к научным знаниям

6.реализация общечеловеческих ценностей - условие решения глобальных проблем.

 

Тесты к лекции 24-25. Наука как социальный институт. Наука и экономика. Наука и политика. Проблема государственного регулирования науки. 

1.Что делает науку инструментом политики?

1. Включенность в социальный процесс

2. необходимость отвечать на идеологические запросы общества

3. принадлежность к общественным дисциплинам

4. Терпимое отношение к религии

5. Близость к массовой культуре

2.К каким двум направлениям сводятся отношения власти к науке:

1. Курирует науку

2. Диктует науке приоритеты

3. Преследует инакомыслящих

4. Устанавливает разумное и необходимое число ученых в стране

3.Какие негативные черты идеологии отличают ее от реальной общественной науки?

1. Намеренное искажение реальности

2. Догматизм

3. Предвзятость

4. Нефальсифицируемость

5. Объективность

6. Объективизм

4.В чем отличие политической этики от научного этоса?

1. В научном сообществе это система внутренних норм и идеалов, для которой, по Р. Мертону, характеры следующие черты: универсализм, коллективизм, бескорыстие, организованный скептицизм

2. В политике этические начала, хотя и представляют собой ее «непременный атрибут», выражены непостоянно и временно, вдохновляющие политику идеи, настроения и волевые импульсы изменяются вместе с колебанием политического курса

5.Чем отличается консенсус в политике от консенсуса в науке (принятие решения на основе согласия без проведения формального голосования)?

1. Согласие на основе значимого большинства, может затрагивать вопросы существования и функционирования общества

2. Консенсус в науке возможен только по вопросам организации науки, установления эталонов, на уровнях парадигмы, научно-исследовательской программы, школ и направлений и т.п. (открытие новых кафедр, выделение ассигнований на исследования, написания учебников и монографий)

6. Где разрабатываются теоретические основы политического и государственного регулирования науки?

1. В администрации президента

2. В правительстве

3. В науковедении

7.Насколько оправдывают себя финансовые затраты на фундаментальные исследования в области разработки новейших вооружений (Э.Лейтон, США); какой процент технических инноваций имеют в качестве источника новейшие научные достижения, а какой – предшествующие технологии:

1. 9 %

2. 91 %

8. Какой процент из этих инноваций имеет своим источником фундаментальные исследования:

1. 3 %

2. 5 %

3. 10 %

4. 15 %

9. В рамках соотношения между наукой и экономикой создаются негативные последствия технократического развития. Какие из перечисленных относятся к природогенным, а какие к телеогенным?

1. Землетрясения

2. Наводнения

3. Снегопады

4. Сходы лавин

5. Нарушение норм сейсмостойкости

6. Строительство на затопляемой территории

7. Сброс вод в водохранилище

8. Разрушение почвенного покрова

9. Сокращение площади лесов

10.  Уничтожение видов животных и растений

11.  Угроза ядерной и экологической катастрофы

12.  Генная инженерия и клонирование

13.  Сциентизированное мировоззрение

14.  Зомбирование

10. Соответствуют ли названию ученый городок следующие учреждения:

1. Академический городок

2. Некоторые япоские компании

3. Компания «Майкрософт»

4. Сколково

11. Каков второй этап институционализации науки, чем он отличается?

1. существенным расширением рамок социального воздействия науки;

2. формирование национальных научных сообществ появление научных журналов на национальном языке;

3. переход к получению практической пользы от знаний науки;

4. профессионализацией и специализацией.

12. В этот период научной деятельности осуществлялась:

1. как любительское знание людей, которые были достаточно состоятельными или занимались активной деятельностью в других сферах социальной действительности;

2. форме патронажа, покровительства магнатов или вельможе небольшой неформальной группе учений;

3. В замкнутых рамках университетов как узко-корпоративных наднациональных образований;

4. путем создания сообщества интеллектуалов, занимавшегося сохранением и упорядочением имеющегося знания и передачи его посредствам обучения.

13. Что отличает третий ключевой этап институционализации? Какой временной интервал он охватывает?

1. XVIII век – постепенное наращивание массива знания в рамках академии;

2. XIX век – поворот к прикладному значению научной деятельности, появление специализации и профессионализации, появление нового течения модифицированных университетов;

3. XX век – наука как инновационный процесс.

14.Что отличает XX век в плане институционального развития?

1. активное функционирование модифицированных университетов;

2. появление промышленной науки;

3. создание и активное привлечение исследовательских лабораторий для разработки новых технологий;

4. рост науки, связанный с государственными программами и военными исследованиями (мирные и военные ядерные программы, космические исследования и др. включающие инновационную деятельность);

5. непрерывный рост науки, приведший к «большой науки» в совершенных обществах знаний.

 

Тесты к лекции 26 Ценностные параметры науки. Наука как ценность. Этос науки. Этическое измерение науки.

1. Экспликация – разъяснение и уточнение норм научного этоса была осуществлена в 30-х годах XX века:

1. П. Сорокиным;

2. Р. Мертоном;

3. Т. Парсонсом.

2. Выделите 6 ценностных императивов, т.е. требований, предъявляющихся к научной деятельности:

1. универсализм;

2. методологический эклектизм;

3. коллективизм;

4. бескорыстность;

5. организованный скептицизм;

6. рационализм;

7. эмоциональная нейтральность;

8. социальная ответственность.

3. Указанные универсальные нормы обеспечивают познание как деятельность по следующим правилам:

1. в идеале, так как реальное поведение ученых отклоняется от данных норм;

2. выполняется полностью;

3. выполняется частично, так как происходит эрозия этических установок ученого.

4. Выбор в пользу того или иного императива:

1. не зависит от конкретной личности;

2. ситуативен, определяется значительным числом факторов когнитивного, социального, психологического характера, влияющих на конкретную личность.

5. Понятие «этос науки» базируется на

1. моральном аспекте науки

2. эстетическом аспекте науки

3. творческом аспекте науки

4. гносеологическом аспекте науки

6. Назовите основные этапы формирования проблематики этоса науки.

7. Главным аспектом этики науки является

1. проблема свободы научного творчества

2. проблема ответственности науки и ученых

3. проблема развития науки

4. проблема негативных эффектов научно-технического прогресса

8. Помимо аспектов взаимоотношения науки и общества, в этос науки входит

1. вопрос об истинности научного знания

2. ценность научного исследования

3. эффективность применения результатов научного исследования

4. кодекс поведения ученого

9. Автором концепции нормативного этоса науки является

1. Вебер

2. Парсонс

3. Мертон

4. Декарт

10. К основополагающим ценностям в соответствии с концепцией нормативного этоса науки не относятся (выберите правильный вариант ответа)

1. универсализм

2. прагматизм

3. общность

4. организованный скептицизм

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: