Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Казахстане

Регулирование учета представляет собой определенную деятельность по внесению упорядоченности и организованности в учетную систему. Стержнем государственного регулирования служит законодательство - совокупность общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти с соблюдением определенных процедур установленной формы. Основными нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет, являются Закон Республики Казахстан от 28.02.07 г. № 234-111 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» [5], Указ Президента Республики Казахстан «О государственной программе развития и совершенствования бухгалтерского учета и аудита в РК на 1998-2000 годы» от 28.01.98 г. № 3838 и другие. Они устанавливают единые правовые, методологические основы учета и отчетности для всех хозяйствующих юридических субъектов и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, зарегистрированных на территории Казахстана. Это значит, что сразу после начала своего функционирования каждый субъект, независимо от направления (вида) деятельности и формы собственности, обязан соблюдать соответствующие законы, которые регламентируют его деятельность в рамках государства, права и юридическую ответственность перед государством и между собой.

Инвентаризация, ее сущность и значение.

Инвентаризация – это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности. Инвентаризации подлежит абсолютно все имущество (все виды имущества, принадлежащие предприятию вне зависимости от его местонахождения; имущество, не учтенное по какой-либо причине; имущество, не принадлежащее предприятию, но тем не менее числящееся в бухгалтерском учете;), а так же все виды финансовых обязательств.

Сущность инвентаризации состоит в том, что наличие тех или иных объектов устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. При инвентаризации данные наличия хозяйственных средств фиксируются в инвентаризационных описях и в сличительных ведомостях сверяются с данными бухгалтерского учета с целью установления (выявления) недостач или излишков средств. Инвентаризации подергаются также дебиторские и кредиторские задолженности организации с целью установления их достоверности. При помощи инвентаризации устанавливают состояние и правильность оценки имущества в бухгалтерском учете и отчетности.

Виды инвентаризации

Виды инвентаризации можно разделить по следующим категориям:

По обязательности проведения: Обязательная инвентаризация проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;Инициативная инвентаризация проводится по решению руководителя организации.

По периодичности: Плановая инвентаризация проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки.Внеплановая инвентаризация проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества, либо необходимость ее проведения предусмотрена законодательством.

По степени охвата:Полная инвентаризация – инвентаризации подвергаются все объекты имущества и обязательств организации;Частичная инвентаризация – инвентаризация, которая проводится по одному или нескольким видов имущества и обязательств;Выборочная инвентаризация – вид инвентаризации, которая проводится на отдельных участках производства или при проверке работы материально ответственных лиц.

По методу проведения:Натуральная инвентаризация состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера, сканирования и т. п.;Документальная инвентаризация состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов.

 

 

Общие правила проведения инвентаризации и оформление ее результатов

На предприятии в период инвентаризации имущества и финансовых

обязательств создается центральная постоянно действующая инвентаризационная

комиссия, которая разрабатывает план инвентаризации. Персональный состав

комиссии, в который включаются представители администрации предприятия,

работники бухгалтерской службы и другие специалисты (техники, экономисты и

т.д.), утверждается руководителем предприятия. Документ о составе

инвентаризационной комиссии (приказ, постановление, распоряжение)

регистрируются в книге контроля за выполнением приказов о проведении

инвентаризации.

Перед началом инвентаризации осуществляют подготовительные

мероприятия: материальные ценности рассортировываются и укладываются по

наименованиям, сортам размерам; в местах хранения вывешиваются ярлыки с

указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей. Все документы

по приходу и расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры

аналитического учета. От материально ответственных лиц необходимо получить

расписку об отсутствии неоприходованных и не списанных в расход ценностей.

Калькуляция, определение.

Калькуляция— определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств. Калькуляция даёт возможность определить плановую или фактическую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. В строительных организациях оценка и калькуляция используется для объектов бухгалтерского учёта в денежном выражении. Калькуляция служит основой для определения средних издержек производства и установления себестоимости продукции.

Объекты калькуляции

-это отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, работы и услуги, себестоимость которых определяется. Аналитический учет затрат на производство ведется, как правило, по объектам калькуляции. Разрешается открывать аналитические счета не на каждый объект, а на их группу. Для каждого объекта необходимо правильно выбрать калькуляционную единицу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: