Учёт кассовых операций

Они регламентируются Порядком ведения кассовых операций с банкнотами и монетами банка России, утверждённым ЦБ РФ №373-П от 12 октября 2011 г.

Все кассовые операции делятся на 2 группы: приходные (поступления ден. средств в кассу), расходные (по расходованию ден. средств из кассы)

Документальное оформление кассовых операций регламентировано. Все орг-и….

Прежде чем кассир примет или выдаст деньги из кассы, бухгалтерия проверяет правильность оформления документов (авансовые отчёты, счета на оплату), затем оформляет приходные или расходные кассовые ордера, которые выписываются в день совершения операции. Не допускаются при оформлении поправки и исправления, а заполненные неправильно уничтожаются и составляются новые. Приходный кассовый ордер подписывается главным бухгалтером.

Приходные и расходные кассовые ордера заносятся в журнал регистрации и передаются кассиру с приложенными документами. Когда кассир получает документы, он проверяет правильность оформления и наличие подписей, затем оформляет квитанцию, подписывает её и ставит печать, после этого передаёт квитанцию лицу, которое внесло деньги в кассу.

Выдача денег из кассы производится по расходному ордеру и только лицу, указанному в нём. При выдаче денег получатель предъявляет паспорт, реквизиты которого заносятся в расходный кассовый ордер.

Все предприятия и орг-и, имеющие кассу, обязаны вести кассовую книгу, которая может быть только в единственном числе, записи делаются под копирку в 2 экземпляра, при этом книга должна быть прошнурована, пронумерована и опечатана печатью. Второй экземпляр листов кассовой книги – отчёт кассира, первый остаётся в кассовой книге. Первый и второй экземпляры нумеруются одинаковыми номерами.

Записи в кассовую книгу производятся в тот же день, в конце дня кассир подсчитывает итоги, выводит остатки по кассе и передаёт в бухгалтерию, второй отрывной лист для отчёта с приложением приходных и расходных кассовых документов.

Кассовая книга может вестись автоматизированным способом. При осуществлении кассовых операций орг-я должна соблюдать лимит расчёта наличными деньгами между юридическими лицами, установленный ЦБ.

Когда на работу принимается кассир, он должен быть ознакомлен с порядком ведения кассовых операций.

Наличные ден. средства из кассы подлежат сдаче в учреждения обслуживающего банка для зачисления на расчётный счёт. В соответствии с правилами, орг-я сама устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе. Передача денег в банк оформляется путём выписки документа с получением квитанции от банка. Денежная наличность в кассе подлежит инвентаризации. Ревизия кассы бывает внезапной и осуществляется путём пересчёта наличности, а также проверкой других ценностей. Остаток наличности сверяется с данными учёта по кассовой книге, по результатам ревизии оформляется акт. При обнаружении недостачи или излишка в акте указывается сумма и обстоятельства возникновения.

Орг-и могут осуществлять ден. расчёты с использованием пластиковых карт, с помощью контрольно-кассовой техники. Без применения ККТв случае оказания услуг населению орг-и могут выдавать бланки строгой отчётности.

Контроль за применением ККТ возложен на налоговые органы, ответственность за не применение ККТ влечёт уплату штрафов.

Бух.учёт ведётся на синтетическом счёте 50, на котором могут быть открыты субсчета. Основной регистр – журнал-ордер №1 и дебитовая ведомость.

В бух.учёте отражается внесённые ден. средства по дебету счёта, а выдача – по кредиту.

 

Учёт ден. средств на счетах банков

Большинство орг-ий осуществляет платежи посредством безналичных расчётов. Безналичные расчёты осуществляются через кредитные орг-и по счетам, открытым на основании договора банковского счёта. Ден.средства со счетов орг-и могут быть списаны на основании расчётных документов: платёжные поручения, требования, чеки, электронные платежи. Форма расчётов выбирается орг-ей самостоятельно и предусматривается в договоре с банком. Все расчётные документы изготавливаются типографским способом по унифицированным формам.

Основная форма расчётов – расчёт платёжными поручениями. Это распоряжение владельца счёта, обслуживающего его банка, оформленное расчётным документом для перевода денег на счёт получателя средств.

Расчёт по аккредитиву

….. обязуется произвести платежи в пользу получателя средств о предоставлении документов, соответствующих условиям аккредитива. Аккредитив независим от договора банка.

Виды: покрытые и непокрытые, отзывные и безотзывные.

 

 

Чеки

Чеки – ценные бумаги, содержащие ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной суммы чекодержателю.

Чекодатель явл. юридич. лицом, имеющим ден. средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путём выставления чеков. Чекодержатель – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек банком, в котором находятся ден. средства чекодателя.

Чек оплачивается плательщиком за счёт ден. средств чекодателя. Чекодатель не в праве отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

Расчёты по инкассо

Это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счёт клиента на основании расчётных документов осущ. действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчётов по инкассо банкв праве привлекать другой банк. Расчёты осуществляются на основании платёжных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика или без оного, и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика.

При приёме на инкассо платёжных требований ответственный исполнитель банка осущ. проверку соответствия расчётного документа установленной форме бланка, полноты заполнения всех реквизитов, соответствие подписей и печатей получателя средств, карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также идентичности всех экземпляров расчётных документов.

После проверки на всех экземплярах проставляется штамп, дата приёма и подпись исполнителя. Последние экземпляры расчётных документов возвращаются получателю средств в качестве подтверждения приёма документов на инкассо. Банк, принявший на инкассо расчётные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчётных документов, отражаются в договоре банковского счёта с клиентом.

Платёжные требования

Это расчётный документ, содержащий требования кредиторам по основному договору с должником об уплате опред. суммы через банк. Платёжные требования применяются при расчётах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Расчёты посредством платёжных требований могут осущ. с предварительным акцептом и без оного.

Без акцепта плательщика расчёты платёжными требованиями осущ. в случаях:

  1. установленных законодательством
  2. предусмотренных сторонами по договору, при условии предоставления банку права на списание ден. средств со счёта плательщика без его распоряжения.

Инкассовое поручение

Платёжный документ, на основании которого произв. списание по исполнительным документам со счёта плательщика в случаях:

  1. когда такой порядок установлен законодательством
  2. для взыскания по исполнительным документам
  3. в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку права на списание ден. средств со счёта плательщика без его распоряжения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: