Система профориентационной работы

Консультация по профориентации для педагогов.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Процесс профессионального самоопределения протекает успешно при условии всестороннего гармоничного развития личности, а личность, как известно, характеризует именно нестандартность, что закономерно предполагает индивидуальный подход к ученику. Практически любой классный руководитель, работающий в 7 – 11 классах, логикой своего положения становится в позицию профконсультанта. Учащиеся обращаются к нему за советом, ждут ответа на важнейший для них вопрос: "Кем быть?".

В системе школьного образования и воспитания функции целеполагания и планирования выполняет в основном педагог, ученик же лишь следует за ним. Задачи школы по подготовке учащихся к жизни, к труду не могут быть успешно решены без развития именно у учащихся умений целееполагания и планирования.

Формы проф. ориентационной работы:

· Профессиональное самовоспитание

· Подготовка к выбору профессии должна проводиться на всех уроках

· Организация встречи с представителями профессии

В подготовке школьника к выбору профессии большая роль принадлежит профессиональному самовоспитанию – сознательной и систематической работе над собой с целью усовершенствования своей пригодности к выбираемой профессии. Важное условие профессионального самовоспитания – осведомленность школьника о способах и методах работы над собой.
Профориентация - это не набор отдельных мероприятий. Она не ограничивается работой только с учащимися выпускных классов, она требует соблюдения принципа систематичности и преемственности.

Классный руководитель одновременно и учитель-предметник. Подготовка школьника к выбору профессии должна прямо или косвенно проводиться на всех уроках. Ибо каждый учебный предмет содержит те или иные проф. ориентационные возможности.

 Для осуществления профессионального выбора старшекласснику необходимо иметь достаточно широкий диапазон осведомленности о мире профессий, уметь глубоко и всесторонне анализировать профессию, знать требования профессий к человеку, уметь самостоятельно проводить профессиографическое исследование.
Одной из форм проф. ориентационной работы с учащимися является организация встреч с представителями профессий. Такие встречи необходимо заранее тщательно готовить, так как специалист, представляющий профессию, нередко испытывает большие трудности при построении своего рассказа, в подборе аргументов в пользу профессии, раскрытии ее содержания, недоступного простому наблюдению.

Многочисленные социологические исследования показывают, что родители значительным образом влияют на выбор профессии их детьми. Обобщив собранный путем анкетирования материал, классный руководитель сможет построить работу с родителями более эффективно.

Круг вопросов по профориентации, входящих в компетенцию педагога, широк и многообразен, что предъявляет высокие требования к его профессиональной подготовке. Повысить уровень своего мастерства поможет литература по профориентации.
Непременное условие успешной проф. ориентационной работы в школе – личное принятие ее педагогом, максимальная доброжелательность и заинтересованность в судьбе ученика. От педагога должна исходить уверенность, что, занимаясь профориентацией, он делает важное и нужное дело.

 

 




Список литературы.

1.Александрова Т.Л. Экономическое поведение и профессия: методология исследования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. - Екатеринбург, 2000.
2. Белова И.А., Французова Л.Я., Французов М. М. О проблемах профориентационной работы в школах. // Социс. 2000. №5.
3. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Молодежь – ресурс интеграции российского общества. Екатеринбург, 1997.
4. Волкова Н.А., Коротнев В.Д., Федотова М.Ю. Профориентация сельских школьников.// Социс. 1999. №8.
5. Гайнер М.Л., Ашкинази Л.А. Исследование учебной мотивации абитуриентов Вуза.//Социс. 1995. №9.
6. Денисова Г.С., Радовель М.Р., Чеботарев Ю.А., Шоянов Р.Х. Молодежь северного Кавказа: общее и особенное в профессиональной ориентации.//Социс. 1999. №5.
7. Ефимова Т. Профориентация: критерий оценки.// Человеческие ресурсы. 2000. №1. с
8. Зерчанинова Т.Е. Выпускники профессиональных учреждений и рынок труда.//Чиновник 2001. №2.
9. Калачева Т.Г., Абросимова Л.В. Установки выпускников школ на получение высшего образования.//Социс.2000.№5.
10. Кораблева Г.Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. Екатеринбург. 1999.
11. Курлов А.Б. Мотивы получения высшего технического образования.//Социс. 1997. №3. с. 98- 103.

 

 











СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

УРОК
знакомство с профессиями
творческие работы
сочинения
рефераты
первичные профконсультации
трудовая адаптация через уроки технологии

 

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

беседы
конкурсы
классные часы
экскурсии
вечера, праздники
КВН
смотры
профориентационные игры
беседы с медицинскими работниками о профессиональных показаниях здоровья

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

кружки
секции по интересам
факультативы

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

родительские собрания
беседы
встречи с представителями предприятий и профессиональных учебных заведений
участие в форуме "Образование, занятость, карьера"

 

СВЯЗЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ

приглашение представителей учебных заведений для профориентационных бесед
экскурсии
посещение дней открытых дверей
получение рекламных буклетов

 

НАГЛЯДНАЯ АГИТАЦИЯ

оформление профориентационного стенда
выпуск сиенгазет
размещение на информационном стенде рекламных проспектов учебных заведений

 

РАБОТА ПСИХОЛОГА

профориентационная диагностика
анкетирование
дифферинциально-диагностический опрос
исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации
профессиональная мотивация
выявление взаимосвязи личности и сферы профессиональной деятельности
профконсультации

 

РАБОТА С МЕТОДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ЦЕНТРА КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ

компьютерная база данных о профессиях
информационно-поисковая система "Выбор профессии"
индивидуальные консультации педагогов
обучение педагогов основам профориентации
предоставление материалов методического кабинета по профориентации
помощь в организации экскурсий на предприятия и в учебные заведения
участие в форуме "Образование, занятость, карьера".

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: