Владение русским языком

Сроки проживания лица, ходатайствующего о приеме в гражданст­во, при определенных условиях могут быть сокращены.

Исключения:

  1. срок проживания сокращается до 1 года в след случаях- наличие достижений, предоставление лицу полит убежища, признание беженцем.
  2. Граждане гос-в, входившие с состав СССР, проходившие воен службу по контракту не менее 3 лет имеют право на получение гражд-ва без требований

 В упрощенном порядке допускается прием в гражданство тех лиц, которые имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя — гражда­нина России, а также если они имели гражданство Союза ССР, прожи­вали или проживают в тех государствах, которые входили в состав Со­ветского Союза и не получили гражданства этих государств. Кроме того, упрощенный порядок применяется в отношении детей, если хотя бы один из родителей имеет российское гражданство и ходатайствует о приобретении его ребенком. Одним из способов приобретения российского гражданства явля­ется восстановление в гражданстве лица, которое его имело, но по ка­ким-то причинам утратило, при этом срок проживания на территории России сокращается до трех лет.

 

 


27. Оптация

Один из способов приобретения гражданства- оптация.

В ст 21 ФЗ о гражданстве закреплён выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы РФ. Существует способ приобретения гражданства, как опта­ция. Выбор гражданства (оптация) имеет место в случае, когда какая-то территория переходит в соот с международным договором от одного государства другому. Жителям такой территории обычно предоставляется право выбрать гражданство того или другого государ­ства. Различается позитивная оптация, т.е. сохранение прежнего граж­данства, и негативная оптация — отказ от бывшего гражданства и по­лучение нового. В 2014 году в связи с присоединением Крыма к России население, проживающее на территориях Крыма и Севастополя, получило право оптации: вступить в российское гражданство либо остаться гражданами Украины

 

 

28. Прекращение гражданства РФ.

Прекращение гражданства допускается только на основе доброволь­ного желания лица. Гражданство РФ прекращается вследствие выхода из него по хо­датайству гражданина.

Гражданство РФ прекращается также в ре­зультате негативной оптации, т.е. когда гражданин выбрал гражданст­во другого государства.

К обстоятельствам, препят­ствующим выходу из гражданства относятся:

1) невыполнение перед Российской Федерацией обязательств, установленных федеральным законом;

2) привлечение лица компетентными органами в качестве обви­няемого по уголовному делу, либо наличие в отношении него всту­пившего в законную силу и подлежащего исполнению обвинительного приговора суда;

3) отсутствие иного гражданства и гарантий его приобретения.

 

Только в одном случае закон предусматривает прекращение граж­данства без согласия лица. Это относится только к натурализованным гражданам России, которые получили гражданство РФ на основе заве­домо ложных сведений или фальшивых документов. Факт обмана устанавливается судом. Однако в соот с принципом индиви­дуальной ответственности за вину решение об отмене предоставления российского гражданства не распространяется на членов семьи лица, которое было уличено в предоставлении фальшивых документов, если они не знали об этом.

 

 

29. Гражданство детей в Российской Федерации.

Ребёнком по семейному законодательству признаются дети не достигшие 18 лет. Гражданство ребёнка в РФ определяется гражданством родителей.

ФЗ предусмотрено 5 вариантов решения вопроса о гражданстве ребёнка в ситуации когда российское гражданство приобретается или прекращается только одним из родителей, а другой остаётся в гражданстве иностранного государства:

1) один из родителей имещию иностранное гражданство приобретает гражданство РФ их ребёнок проживающий на территории РФ может приобрести гражданство РФ по заявке родителя приобретающего гражданство РФ,

2) их ребёнок проживающий за пределами РФ может приобрести гражданство РФ по заявке обоих родителей,

3) если один из родителей приобретает рос-ое гражданство, а другой остаётся лицом без гражданства их ребёнок может приобрести гражданство по заявлению родителя приобретающего гражданство,

4) если один из родителей приобретающий гражданство РФ является лицом без гражданства, а другой родитель имеет гражданство иностранного государства, их ребёнок может приобрести рос-ое гражданство по заявлению обоих родителей,

5) если гражданство РФ у одного из родителя прекращается, а другой остаётся гр-ном РФ их ребёнок сохраняет рос-ое гражданство. Гражданство ребёнка может быть прекращено с прекращением гражданства одного из родителя при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя являющимся гражданином РФ и при условии, что ребёнок не станет лицом без гражданства. 

Ребёнок гражданин РФ, усыновлённый иностранным гражданином сохраняет ро-ое гражданство. Гражданство этого ребёнка может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или одного, при условии, что ребёнок не останется лицом без гражданства. Ребёнок гражданин иностранного государства приобретает рос-ое гражданство в следующих случаях усыновления: оба усыновителя граждане РФ; один из усыновителей гражданин РФ, другой лицо без гражданства; один из усыновителей гражданин РФ, а другой иностранец

 

30. Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России.

Законодат-во о правовом положении иностр.гр-н и лиц без гр-ва в РФ основывается на нормах Конст.РФ и состоит из ФЗ «О правовом положении иностр.гр-н в РФ»,иных законодат.актов и междунар.договоров РФ.

Иностр.гр-ном признается физ.лицо,не являющееся гр-ном РФ и имеющее доказат-ва наличия гр-ва иностр.гос-ва.Лицом без гр-ва признается физ.лицо не являющееся гр-ном РФ и не имеющее доказат-в наличия гр-ва иностр.гос-ва.

Существует 4 осн.категории иностр.гр-н и лиц без гр-ва:

1. временно пребывающие на терр.РФ.

2. временно проживающие.

  3. постоянно прожтвающие.

4. незаконно пребывающие.

 Срок временного пребывания иностр.гр-на в РФ опр-ся сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностр.гр-на прибывшего в Рф в порядке не требующем получения визы не может превышать 90 суток. Разрешение на врем.проживание м.б.выдано иностр.гр-ну в пределах квоты утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на врем.проживание сост. 3года. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностр.гр-ну по его заявлению м.б.выдан вид на жительство.Вид на жит-во выдается на 5лет. Иностр.гр-не пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гр.РФ.Временно проживающий в РФ иностр.гр-н не вправе по собств.желанию изменять место своего проживании в пределах субъекта РФ,на терр.которого ему разрешено временное проживание или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.Иностр.гр-не в РФ не имеют права избирать и быть избранными в фед.органы гос.власти,органы гос.власти субъектов,а также участвовать в референдумах.Иностр.гр-н работающий на терр.РФ обязан иметь разрешение на работу.Иностр.гр-не не м.б.призваны на военную службу

 

31. Правовое положение лиц с двойным гражданством.


Ст.62 К РФ

Двойное гражданство означает наличие у гражданина РФ одного и более гражданства иностранного государства. Право на двойное гражданство может быть реализовано а порядке предусмотренном ФЗ и договором РФ. На сегодняшний день в РФ нет ФЗ регулирующего условия и порядок приобретения двойного гражданства.? двойного гражданства решает президент РФ, предварительно его заявление рассматривает комиссия по? гражданства при Президенте РФ. В соот с ФЗ «о гражданстве», гражданин РФ имеющий иное гражданство рассматривается РФ как гражданин РФ, за исключением случаев предусмотренным международным договором РФ. Приобретение гражданином РФ иностранного гражданства не влечёт за собой прекращение гражданства РФ, уменьшение объёма его конституционных прав и свобод. Приобретение иностранных граждан российского гражданства возможно лишь при условии отказа его от другого гражданства. Исключение составляют случаи когда заключён международный договор РФ и иностранного государства возможно двойное гражданства.(Туркменистан, Таджикистан)

 

 

32. Право политического убежища в Российской Федерации.

СТ.63 К РФ

Иностранным гражданам и лицам без гражданства российское го­сударство может предоставить право политического убежища, которое состоит в гарантии безопасности лица на территории государства убе­жища, в не высылке и невыдаче его стране, где оно будет подвергнуто преследованию, в предоставлении этому лицу основных прав и свобод человека.

Государство само определяет, кому и на какой срок оно пре­доставляет убежище, с учетом своих национальных интересов. В России убежище предоставляется лицам, преследуемым у себя на родине за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в РФ преступлениями. Предоставление политического убежи­ща производится по ходатайству заинтересованного лица указом Президента РФ.

Такое предоставление убежища означает обязанность государст­венных органов не выдавать лиц, которым оно предоставлено, пре­следуемых за политические убеждения и за действия, не признавае­мые в РФ преступлением, поскольку передача иностранному государству инакомыслящих может подвергнуть их репрессивным мерам, вплоть до лишения жизни. Однако лицо мо­жет быть лишено предоставленного ему политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принци­пам ООН, либо совершило преступление. Вопрос утраты политиче­ского убежища решается Президентом РФ на основании предложе­ний Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, по представлению органа по миграции, на основании заключений МИД, МВД и ФСБ. По действующему законодательству политическое убежище не предоставляется лицам, прибывшим из стран, с которыми Россия име­ет соглашение о безвизовом пересечении границ, а также тем, кто при­был из страны с развитыми и устоявшимися демократическими инсти­тутами в области защиты прав человека.

 

 

33. Классификация основных (конституционных) прав и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – это закрепленные в Основном Законе особо значимые и важные, фундаментальные, неотъемлемые права и свободы, принадлежащие каждому от рождения (реже – в силу гражданства), подлежащие повышенной защите государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Основными критериями выделения основных (конституционных) прав, свобод человека и гражданина являются:

1. Особая социальная значимость и важность конституционных прав и свобод (материальный критерий выделения данной группы прав и свобод).

2. Конституционное закрепление основных прав и свобод человека и гражданина (формальный критерий их выделения).

При этом следует учитывать, что материальный и формальный критерии выделения основных (конституционных) прав и свобод могут существовать только в органическом единстве, поэтому термины основные и конституционные права являются тождественными.

Особыми признаками конституционных прав и свобод являются:

1) всеобщность конституционных прав и свобод;

2) равенство конституционных прав независимо от пола, расы, национальности, происхождения, убеждений… (ст. 19 Конституции РФ);

3) существование их в силу Конституции и независимо от воли и желания индивида;

4) конституционные права и свободы являются предпосылкой возникновения конкретных правовых отношений в сфере реализации прав и свобод;

5) основные права и свободы обеспечиваются не только мерами конституционной охраны и защиты, но и правовыми средствами других отраслей права (например, уголовная ответственность за нарушение конституционных прав граждан);

6) конституционные права подлежат повышенной охране и защите со стороны государства Конституционные права и свободы могут быть классифицированы по различным основаниям:

1.      По субъектам (адресатам) конституционные права и свободы можно подразделить на права человека; права гражданина; права иностранных граждан; права апатридов (лиц без гражданства); права бипатридов (лиц с двойным и множественным гражданством.

2.      По материальному содержанию конституционные права и свободы классифицируются на личные; политические; социально-экономические и культурные конституционные права и свободы.

3.      По формам реализации – на индивидуальные и коллективные (солидарные).

4.      По историческому генезису (происхождению) – на права первого поколения (гражданские (личные) и политические); права второго поколения (социально-экономические); права третьего поколения (коллективные, солидарные – на мир, благоприятную окружающую среду и т.д.); права четвертого поколения (информационные права).

В Конституции РФ 1993 г. конституционные права и свободы закрепляются в следующей последовательности: личные права (ст. 20–28 Конституции), политические (ст. 29–33), социально-экономические и культурные (ст. 34–44).

 

 

34. Личные конституционные права и свободы граждан России.

Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на междуна­родно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве «гражданских»).

Основное назначение личных прав заключается в том, чтоб ы: гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от вся­ких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоин­ство обращения; индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере нацио­нальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо. Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реа­лизована только самим человеком.

К личным правам и свободам Конституция РФ относит следующие:

  1. право на жизнь (ст. 20) — фундаментальное право человека, без ко­торого все остальные права теряют значение;
  2. право на достоинство личности (ст. 21) предполагает, что государ­ство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинства;
  3. право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);
  4. право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23), под которой закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и дру­гую информацию, касающуюся исключительно данного человека и могущую в случае разглашения нанести ему моральный ущерб;
  5. право на неприкосновенность жилища (ст. 25);
  6. право свободно определять и указывать свою национальную при­надлежность и пользоваться родным языком (ст. 26);
  7. право на свободу передвижения, выбора места пребывания и житель­ства (ст. 27); право на свободу совести (ст. 28).

 

35. Конституционное право граждан на неприкосновенность личности.

Ст. 22 К РФ

Свобода понимается как отсутствие принуждения, каких-либо ограничений по отношению к личности, а также как свобода выбора, способность человека к достижению своих целей. Государство и дру­гие лица обязаны воздерживаться от тех или иных противоправных действий по отношению к индивиду. Закрепляя КП граждан на свободу, Конститу­ция РФ обеспечивает автономию личности от государственного вме­шательства в наиболее значимые для человека сферы его жизнедея­тельности.

Государство признает за личностью определенную область отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязания государственных структур. КП на свободу включает в себя комплекс кон­кретных правомочий, реализуемых в сфере личной, политической, социальной жизни. С этим правом тесно связано другое право — на личную неприкосновенность. Право на личную неприкосновенность предполагает недопусти­мость какого бы то ни было вмешательства извне в область индивиду­альной жизнедеятельности личности и включает в себя как физичес­кую (телесную) неприкосновенность, так и психическую неприкосно­венность. Наиболее существенной мерой правового принуждения является ограничение права на свободу и личную неприкосновенность, приме­няемое к лицам, подозреваемым в совершении преступления. Новше­ством российской Конституции является установление судебного по­рядка ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. До су­дебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Это положение ч. 2 ст. 22 Конституции должно рас­сматриваться в комплексе с п. 6 Заключительных и переходных поло­жений Конституции. Содержание под стражей осуществляется в соот с принци­пами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства. Не допускается к подозревае­мым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей, применение пыток, иных действий, имеющих целью причи­нение физических или нравственных страданий.

 

 

36. Право человека и гражданина на жизнь.

Основным правом человека является право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ). Оно обеспечивает не просто физическое существование человека, а возможность вести полнокровную, отвечающую со­циальным реалиям жизнь. Должна существовать система гарантий реализации права на жизнь, состоящая в возложении на государство ряда обязанностей, которые можно подразделить на две группы:

-общие (касающиеся всех граждан РФ)

-индивидуальные (касающиеся жизни отдельного человека).

К числу общих обязанностей-гарантий относятся: отказ от войны как средства разрешения международных, конф­ликтов и участия в ней; целенаправленная и жесткая борьба с преступлениями против лич­ности, обеспечение надлежащей законности и правопорядка; установление особого порядка хранения, распространения и при­менения оружия; провозглашение смертной казни впредь до ее отмены исключи­тельной мерой наказания (ч. 2 ст. 20 Конституции РФ); доступность и квалифицированность медицинской помощи; охрана окружающей природной среды и т.п.

  Индивидуальные обязанности -гарантии связаны с признанием ря­да конкретных действий, посягающих на жизнь и здоровье человека, преступными и закреплением их в качестве таковых в действующем за­конодательстве, например в Уголовном кодексе РФ.

Право на жизнь, являясь абсолютным правом, в принципе не долж­но ограничиваться. Однако наше общество пока не готово жить без ограничения этого права в силу многих объективных и субъективных причин. Поэтому совершенно обоснованно в ч. 2 ст. 20 Конституции РФ сказано, что «смертная казнь впредь до ее отме­ны может устанавливаться федеральным законом в качестве исключи­тельной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела су­дом присяжных».

Смертная казнь — это такой особый, уникальный способ лишения жизни человека, который обладает специфическими признаками:

-выступает самым суровым наказанием, мерой жесткого государ­ственного принуждения, в которой кара проявляется в максимальной степени;

-применяется от имени государства и только по приговору суда;

-возлагается только за особо тяжкие преступления против жизни;

-назначается только по отношению к лицу, признанному винов­ным в совершении умышленного преступления; является исключительной, временной и альтернативной (наряду с лишением свободы) мерой;  

-не применяется к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, к мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом пригово­ра 65 лет, и женщинам.

 Содержание права на жизнь не должно ограничиваться запретами на применение смертной казни или иных способов лишения жизни. Это право необходимо рассматривать в более широком контексте — как возможность обращения к государству за защитой по поводу любо­го незаконного или неоправданного в медицинском отношении вме­шательства в человеческий организм, что могло бы поставить под угро­зу его жизнь и здоровье. Таким образом, право на жизнь должно пониматься в широком смысле как создание условий для нормального человеческого сущест­вования.

 

37. Конституционное право граждан на защиту своих прав. Гарантии соблюдения основных прав человека в условиях чрезвычайного положения.

Согл-но ст.45-46 К РФ каждый чел.и гр-н вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными з-ном. За защитой своих прав гр-н вправе обр-ся во все гос.органы и органы МСУ.

С-но ст.46 каждому гарантируется суд.защита его прав и свобод. Способами самозащиты прав граждан являются:

-обращения в государственные органы и органы местного само­управления;

-обжалование в суд действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;

-обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения.

Заявления и жалобы граждан по поводу их нарушенных прав разре­шаются в срок до одного месяца со дня поступления в государствен­ный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организа­цию, которые обязаны разрешить по существу, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, — безотлагатель­но, но не позднее 15 дней. Завершающий этап рассмотрения жалобы и заявления — вынесе­ние решения соответствующим органом, уполномоченным разрешать рассматриваемые в обращении. Надзор за точным исполне­нием законодательства в сфере рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления возложен на органы прокуратуры.

В правовом государстве одним из наиболее действенных и распро­страненных способов защиты прав и свобод является судебная защита. КП граждан на судебную защиту включает в себя два вида правомочий. Во-первых, это материальное содержание этого права (право на возмещение ущерба потерпевших от преступле­ний или вреда, причиненного незаконными действиями органами го­сударственной власти или их должностных лиц). Во-вторых, это про­цессуальное содержание (право на судебный иск, на индивидуальную или коллективную жалобу в Конституционный Суд РФ).

Временное ограничение уст-ся указом През РФ о введении чрезв положение.К мерам и временным ограничениям прав и свобод в усл.ЧП относятся:

1.ограничение свободы передвижения.

2.запрещение проведения митингов.

3.приостановление полномочий органов гос.власти субъектов фед и органов МСУ.

4.введение комендант.часа.

 5.приостановление деят-ти полит.партий. 6.ограничение свободы печати и СМИ. В ст.55-56 Конст РФ закреплены условия,кот.должны соблюдаться в случаях ограничений конст.прав и свобод.Такими усл.явл:

1.ограничение возможны только на основании ФЗ.

2.Целью ограничения явл.защита основ конст.строя,нравственности,здоровья, прав и законных интересов гр-н,обеспечение обороны страны и безопасности гос-ва.

3.Конституцией закреплены права и свободы кот.не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах(право на жизнь,достоинство и т.п).

38. Конституционное право граждан на свободу совести.

Ст.28 К РФ

Логическим следствием принципа светского государства являет­ся гарантированное государством право на свободу совести. Человек обладает правом иметь религиозные и иные убеждения, совершать определенные действия в соот с избранными убеж­дениями.

К таким действиям Конституция РФ относит:

  1. отправление религиозных обрядов;
  2. распространение своих убеждений как непо­средственно, так и через средства массовой информации;
  3. благотвори­тельная и просветительская деятельность;
  4. воспитание и образование детей в соот с убеждениями их родителей;
  5. объединение в ре­лигиозные или атеистические организации и др.

Одной из форм осуществления права на свободу вероисповедания является создание по инициативе верующих религиозных объедине­ний, которые, так же как и сами верующие, являются носителями пра­ва на свободу совести. Религиозные объединения отделены от государ­ства и равны перед законом. Это означает полное невмешательство государства в дела религиозных объединений и отсутствие у них ка­ких-либо государственных функций (например, возможности записи актов гражданского состояния, обязательного участия в инаугурации Президента РФ, освящения начала строительства, присутствия на принесении воинской присяги и др.). Религиозное объединение, будучи отделенным от государства, са­мостоятельно осуществляет свою деятельность, выбирает, назначает и заменяет свой персонал, не участвует как в выборах органов государст­венной власти и местного самоуправления, так и в деятельности лю­бых политических партий и движений. Органы юстиции субъектов РФ и Министер­ство юстиции РФ уполномочены на государственную регистрацию религиозных организаций. Если религиозные организации неоднократ­но грубо нарушают Конституцию РФ или федеральные законы, систе­матически занимаются деятельностью, противоречащей их целям, то они могут быть ликвидированы по представлению прокурора и на основании решения суда. Иностранная религиозная организация в соот с законом может иметь свое представительство на территории РФ, но не имеет права заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на нее не распространяется статус российского рели­гиозного объединения.

 

 

39. Конституционное право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации.

Ст.27 К РФ

КП на свободу передвижения состоит из двух основных правомочий:

 во-первых, право каждого, кто законно нахо­дится на территории РФ, свободно передвигаться по ее территории и выбирать место жительства;

  во-вторых, право выезжать за пределы РФ и право беспрепятственно возвращаться в Россию. В пределах РФ установлен не разрешитель­ный, а регистрационный порядок выбора места жительства. Регистра­ция или ее отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Введено два типа регистрации — по месту пребывания и по месту жительства. При этом место пребыва ния определяется как гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больни­ца, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являю­щееся местом жительства гражданина; а место жительства — как жи­лой дом, квартира, жилое служебное помещение, специализирован­ные дома (общежитие, гостиница-приют, дом, маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инва­лидов, ветеранов и другие, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Свобода передвижения, выбора места жительства и места пребыва­ния может быть ограничена на установленных законом особых видах территорий: в приграничной полосе, в закрытых военных городках и др. Право на свободу передвижения не ограничивается только пере­мещением гражданина на территории собственного государства, оно включает в себя и право свободно посещать другие государства. Вы­езд из России в другие страны осуществляется по заграничным, дипломатическим, служебным паспортам, а также паспорту моряка. Граждане РФ, находящиеся за ее пределами, обеспечиваются защитой и покровительством РФ. Если на территории иностранного государства возникает чрез­вычайная ситуация, то РФ принимает неотлож­ные меры по обеспечению безопасности своих граждан на террито­рии данного государства.

Законодательством определяется перечень временных ограниче­ний права граждан РФ на выезд из РФ:

-при допуске к сведениям особой важности или совершенно сек­ретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соот с законом РФ о государственной тайне, если гражданин РФ заключил трудовой договор (контракт), предполагаю­щий временное ограничение права на выезд из РФ. При этом срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или со­вершенно секретными сведениями;

-при призыве на военную службу или альтернативную граждан­ скую службу — до ее окончания;

-при задержании по подозрению в совершении преступления либо привлечении в качестве обвиняемого — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

- при осуждении за совершение преступления — до отбытия нака­зания или до освобождения от наказания; при уклонении от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согла­сия сторонами;

-при сообщении о себе заведомо ложных сведений при оформле­нии выезда из РФ — до решения органа­ми, оформляющими выезд, на срок не более одного месяца. Отказ в праве на выезд из РФ может быть об­жалован гражданином РФ в суд.

 

 

40. Экономические, социальные и культурные права граждан в России.

Экономические, социальные и культурные права олицетворяют собой второе поколение прав человека, которое возникло в значительной мере на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения. Особенности данных прав: для них характерно такое общее свойство, как единство материального (экономического и социально-культурного) содержания; нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод; имеют общесоциальную направленность, так как выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости; требуют более детальной конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т.д.) законодательстве.

Эк-кие: ст 35-37 К РФ право на свободное использование своих способностей и имущ-ва для предпринимат. и иной не запрещенной з-ном эк-кой деят-ти, право ч /собственности, право иметь имущ-во в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с др лицами, право наследования, право ч /с на землю, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, свобода труда, право на индивид. и коллективные трудовые споры с использованием установленных ФЗ способов их разрешения, включая право на забастовку.

Соц. права и свободы: право на отдых ст.37, право на соц.обеспечение ст 39, право на жилище ст 40,право на охрану здоровья и мед.помощь ст 41. право на благоприятную окр.среду ст 42. достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, право на образование ст 43

Культурные права и свободы: ст 44 свобода литературного, музыкального, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на интеллектуальную собственность, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.


41. Форма собственности в РФ

ст. 35, 36+ч.2ст8 К РФ

Классификация собственности предполагает выделение двух ее основных разновидностей:

ü        частной;

ü        общественной.

Мировая практика показывает, что определяющим видом собственности в условиях рыночной системы является частная, которая выступает в трех основных формах:

ü единичной;

ü партнерской;

ü корпоративной.

Единичная собственность характеризуется тем, что физическое или юридическое лицо реализует все отношения собственности (распоряжение, владение, пользование).

Партнерская собственность предполагает объединение в той или иной форме имущества, капитала нескольких юридических или физических.

Корпоративная собственность базируется на функционировании капитала, который формируется путем свободной продажи титулов собственности — акций.

В рамках общественной собственности следует выделить коллективную, государственную и так называемую общенародную собственность.

  • Коллективная собственность формируется путем ее распределения среди работников коллектива.
  • Государственная собственность выступает в качестве собственности всех членов общества.
  • Общенародная собственность предполагает принадлежность всего общественного достояния прямо (непосредственно) и одновременно всем и каждому в отдельности.

«В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ст. 8 Конституции РФ).

К иным формам собственности в нашей стране относятся следующие.

Индивидуальная собственность. Эта форма концентрирует в одном субъекте все перечисленные признаки: труд, управление, распоряжение доходом и имуществом.

Кооперативная собственность. В основе этой формы — объединение индивидуальных собственников.

Акционерная собственность. Это групповая частная собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг — акций и облигаций. Наличие ценных бумаг — отличительная особенность акционерной формы собственности.

Смешанные формы собственности. В данном случае происходит диффузия разных форм и отношений собственности, в результате чего усложняется внутреннее содержание отдельных форм. Например, внутри государственных предприятий могут образовываться структуры частнопредпринимательского и кооперативного характера.

Комбинированные формы.. К ним могут быть отнесены совместные предприятия, холдинги, финансово-промышленные группы, концерны, тресты и другие формы с равными правомочиями по управлению, распределению доходов и распоряжению имуществом.

Право частной собственности охраняется законом. «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единично, так и совместно с другими лицами» (ст. 35 Конституции РФ).

42. Право граждан на свободу труда, его конституционное содержание и гарантии.

К РФ 1993 г. закрепляет права человека в сфере труда, которые имеют совершенно иное содержание в отличие от прежних К РФ. Свобода труда (ст. 37 К РФ) заключается в праве каждого человека свободно рас­поряжаться своими способностями к определенному роду занятий. Че­ловек самостоятельно и осознанно решает вопрос о своей труд.дея­т-ти.

Новизна содержания данного права заключается в следующем:

ü труд свободен;

ü запрещен принудительный и обязательный труд;

ü запрещены любые формы дискриминации при вознаграждении за труд;

ü право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасно­сти и гигиены;

ü установлены: право на защиту от безработицы;

ü право на индивид.и коллективные труд.споры, на забастовку.

Труд.отношения в РФ регулируются законодательством о труде и юридически оформляются заключением труд.договора. Гарантиями при приеме на работу явл запрет на необосно­ванный отказ при приеме на работу и какие бы то ни было ограничения при приеме на работу, не связанные с деловыми качествами человека. Свобода труда также обеспечивается запретом на принудит.труд. Конст регулирование проблем, связанных с безработи­цей, возлагает на гос-во соответствующие обязанности, направ­ленные на реализацию права на защиту от безработицы. Гос-во гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации. К РФ признает также право на индивидуальные и кол­лективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

 

43. Право граждан на жилище, неприкосновенность жилища — конституционные права граждан РФ.

Ст.40 К РФ. каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища

Право на жилище приобретается след.путем:

1.предоставление жилых помещений в домах гос и муницип.жилищного фонда на условиях договора найма.

2.путем кооперат.жилищного строит-ва.

3.путем аренды жилья у собственника.

4.приобр.жилищных ценных бумаг.

5.приобр.жилья за счет служебных жилищных фондов и общежитий.

6.приобр.и строит-во жилья за счет собственных средств.

В РФ действует федер.жилищная политика осн.целями которой явл обеспечение соц.гарантий в области жилищных прав гр-н а также осуществления строит-ва и реконструкции различных жилищных фондов. Право на Неприкосновенность жилища закреплено в ст.25 Конст РФ и предусматривает что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях установленных ФЗ или на основании суд.решения. Не допускается вторжение в жилище помимо воли приживающих в нём лиц. В соот с действующим УПК: жилище- это индивидуальный жилой дом, с входящими в него живыми и не жилыми помещениями. Осмотр жилища производится с согласия лиц или суда. Обыск может производиться только на основании судебного решения. В исключении когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, указанные действия могут быть произведены на основании постановлений следователя, без судебного решения. Следователь в течении 24 часов уведомляет судью и прокурора о его производстве. Получив уведомление, судья не позднее 24 часов с момента его поступления проверяет законность производственного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. Если следственное действие признаются незаконно, все доказательства признаются недопустимыми.

 

 

44. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Ст. 41 К РФ

Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие ценности. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь является комп­лексным и включает в себя несколько правомочий:

- на медицинскую помощь;

-на деятельность, способствующую укреплению здоровья челове­ка, развитию физической культуры и спорта;

-на благоприятную окружающую среду;

-на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на медицинскую помощь входит в состав права на охрану здоровья. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо за­болеваний. Право граждан на медицинскую помощь предполагает:

- уважение свободного и сознательного решения пациента;

- право на выбор врача; свободу выбора врачом способа лечения пациента с его согласия;

-соблюдение права на невмешательство в частную жизнь;

- сохранение профессиональной врачебной тайны.

Врач обязан сохранять и восстанавливать физическое и психиче­ское здоровье людей без какой-либо дискриминации, облегчать страдания своих пациентов. Он должен проявлять уважение к жизни чело­века, начиная с момента зачатия, и никогда, даже под угрозой, он не должен использовать свои профессиональные знания вопреки требо­ваниям гуманности. В РФ разрабатываются и финансируются про­граммы охраны и укрепления здоровья населения, приняты и реализу­ются на практике меры по улучшению санитарно-эпидемиологиче­ской ситуации в стране. Однако общее состояние здоровья большинст­ва граждан вряд ли можно назвать удовлетворительным.

В РФ гарантировано 3 вида мед.помощи:

1.скорая мед.помощь при состоянии угрожающих жизни или здоровью гр-на.

2.амбулаторно-клиническая помощь вкл.проведение мероприятий по профилактике,диагностике и лечению заболеваний в поликлинике,стационаре и на дому

3.стац.помощь в случае острых заболеваний,отравлений,травм требующих круглосуточного мед.наблюдения или изоляции по эпидемическим показавниям.

 

 

45. Право граждан на образование.

Право на образование, закрепленное в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, в ст. 28 Конвенции о правах ребенка, являясь одним из естественных прав человека, имеет целью удовлетворение потребно­сти лица в знаниях, в приобретении культурных и профессиональных навыков. Образование — специфическая деятельность, направленная на по­лучение человеком определенной суммы знаний для подготовки его к жизни, труду, усвоение им профессиональной и научной информации. Поэтому в Конституции РФ данному праву отводится особое место (ст. 43).

  Под правом на образование понимается право на целенаправлен­ный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Это право должно обеспечить каждому человеку общедо­ступное и бесплатное дошкольное, общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Кроме того, каждый вправе на кон­курсной основе получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

В содержании права на образование выделяются следующие пра­вомочия:

-право на дошкольное образование;

-право на основное общее образование;

-право на среднее профессиональное образование; право на высшее образование. Конституция установила обязательность для всех граждан основ­ного общего образования. Содержание конституционного права на об­разование получает дальнейшее развитие в отраслевом законодатель­стве. Это право обязаны обеспечить государственные и муниципаль­ные образовательные учреждения и предприятия.

На сегодняшний день право на образование реализуется граждани­ном в двух фор мах:

1. в пределах государственного образовательного стандарта, состав­ляющего девять классов, который обязателен (в этом случае лицу га­рантируется общедоступность и бесплатность образования);

2. право на получение образования свыше девяти классов, которое может быть осуществлено двумя способами: путем бесплатного обуче­ния на конкурсной основе в государственном учебном заведении или за определенную плату как в государственном, так и в частном учебном заведении.

В настоящее время развивается сеть платных учебных заве­дений (частные школы, колледжи, университеты, институты, академии). Помимо этого есть формы семейного образования, самообразо­вания, экстерната. Однако стандарты образования устанавливаются единые на всей территории РФ. Весьма существенная проблема в реализации права человека на образование в современных условиях — заметное «свертывание» бес­платной формы его осуществления, которой еще недавно так справед­ливо гордилась Россия. Подобная ситуация приводит к нарушению принципа социального равенства, к такой элитарности образования, которая будет развиваться не по признаку способностей (это все же наименьшее из зол), а по признаку материального благосостояния лица.

 

 

46. Политические права и свободы граждан России.

Важное место в общей системе конституционных прав и свобод че­ловека и гражданина в РФ принадлежит политиче­ским правам и свободам. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат так называемому первому поколению прав человека. Особенности данных прав:

-они тесно связаны с личными правами, поскольку последние на­полняют их конкретным содержанием;

-в отличие от личных, которые могут принадлежать каждому чело­веку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам дан­ного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;

-они самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают полити­ческим содержанием;

-являются способом привлечения каждого гражданина к народо­властию

 К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы:

· свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ);

· право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);

· право на объединение (ст. 30);

· право граждан на проведение публичных мероприятий (ст. 31);

· право граждан на участие в управлении делами государства (ст. 32);

· право граждан на обращения (ст. 33).

Главным гаран­том их наиболее полной реализации должна стать формирующаяся но­вая система народовластия демократической российской государст­венности.

 

47. Конституционное право граждан на участие в управлении государственными делами.

Наиболее общим является право участвовать в управлении делами гос-ва как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конст РФ). Это право вкл в себя несколько субъективных возможностей. К ним относятся:

1/ право, обеспечивающее участие гр-н в формировании гос.органов власти и выражающееся в возможности гр-на избирать и быть избранным (гр-не РФ участвуют в выборах добровольно, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании — ч. 1 ст. 81 К РФ);

2/ право граждан на участие в референдуме и в других формах прямой демократии;

3/ право гр-н на осуществление мсу, ко­торое получило конкретизацию в ФЗ «Об общих принципах организации мсу в РФ»и в ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ»;

4/ право гр-н на равный доступ к гос и муници­п.службе, что означает равенство исходных возможностей для за­нятия соответствующих должностей и недопустимость какой-либо дис­криминации;

5/ права граждан на участие в отправлении правосудия, которые могут быть реализованы путем занятия судебных должностей, а также участия в отправлении правосудия в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей и т.п.

 Право на участие в управлении гос.делами обычно гарантируется демократической организацией всей полит.системы общ-ва, Конституцией и текущим законодательст­вом.

Непременным условием осуществления данного права является активная жизненная позиция человека, его желание гармонично соче­тать общественные, групповые и личные интересы, его инициатива действовать с принципиальных, глубоко осознанных позиций.

 

 

48. Конституционное право граждан на свободу слова и печати.

Cвобода мысли и слова – статья 29 КРФ.

Гарантирование Конституцией каждому свободы мысли о значает невмешательство гос-ва в процесс формирования собственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иного вмешательства, недопущение какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью;

Свобода слова - это гарантированная гос-вом возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, гос-го, иного хар-ра посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими средствами; свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как, например, право на участие в выборах, право петиции, свобода совести, право на образование, свобода творчества и др.

Свободное и самостоятельное выражение людьми своих мнений налагает на них особые обязанности и большую ответственность.

Конституционные нормы запрещают пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также какое-либо превосходство по указанным основаниям. При этом под агитацией законодатель имел в виду активную деятельность среди широких масс, имеющую целью распространение различных идей средствами массовой информации, с помощью устных выступлений, плакатов, лозунгов. Пропаганда в данном случае — это распространение и разъяснение среди населения воззрений, идей, учений, знаний, провозглашающих социальное, расовое, национальное, религиозное или культурное превосходство.

       Условием функционирования правового государства является свобода массовой информации. Причем под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. В российском законодательстве закреплены гарантии свободы массовой информации. Среди конституционных гарантий этой свободы следует назвать признание идеологического многообразия, в частности политического многообразия. Другой гарантией является установленная законом ответственность за ущемление свободы массовой информации, т.е. воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности средств массовой информации. Особое внимание среди гарантий обращается на запрет цензуры — требования от редакции средств массовой информации, авторов со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы.

 

49. Конституционное право на объединение.

Право на объединение выступает важнейшим условием осуществле­ния политической свободы и обеспечения подлинной демократии в об­щ-ве. Оно получило закрепление в ст. 30 К РФ, в ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ«О проф.союзах, их правах и гарантиях деят-ти», ФЗ«О полит.партиях». Именно данное право лежит в основе свободного образования пар­тий, многопартийности, выступает формой проявления полит. плюрализма.

Право на объединение вкл в себя след.правомочия:

1.право создавать на добровольной основе общественные объеди­нения для защиты общих интересов и достижения общих целей;

2.право вступать в существующие общественные объединения;

3.право воздерживаться от вступления в них;

4.право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

З апрещено создание и дея­т-ть таких общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конст.строя и нарушение целостности РФ, подрыв без­опасности гос-ва, создание вооруженных формирований, разжи­гание соц, расовой, нац и религиозной розни. Закон об общественных объединениях предусматривает следующие виды общ.объединений: полит.партии, проф.союзы, общественные движения, общественные фонды, орга­ны самодеятельности и иные общественные объединения. Вмешательство органов гос.власти в деят-ть общественных объединений не допускается. Все обще­ственные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом (ст. 13 К РФ). Членство в полит.партии явля­ется добровольным и индивидуальным. Не вправе быть членами партии иностр.гр-не и лица без гр-ва, а также российские гр-не, признанные судом недееспособными. Ликвидация общественного объединения производится только по решению суда в строго определенных законом случаях.

 

50. Конституционные обязанности граждан РФ.

Права человека и гр-на становятся реальностью лишь в том случае, если они не­разрывно связаны с обязанностями.«Нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав» — это утверждение выражает необходимость осознания каждым человеком и гр-­ном своей ответственности перед гос-вом и др.людьми при осуществлении своих прав. Целесообразно различать обязанности человека и обязанности гр-на. Обязанности человека связаны с самим фактом обще­ственного бытия. Будучи официально признанными в гос-ве, они выступают в качестве обязанностей гр-на. Основные обя­занности закреплены Конституцией РФ.

Признаки конст.обязанностей:

1)они служат охране, защите и развитию важнейших соц.ценностей;

2)способствуют реализации как личных, так и общественных ин­тересов;

3)имеют высшую юр.силу.

  Конституционные обязанности можно подразделить на общие и конкретные.

К Общим относятся следующие обязанности российских граждан:

—соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15), уважать права и свободы других, нести иные установленные законом обязанности;

—сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

—заботиться о сохранении исторического и культурного насле­дия, беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44).

Эти обязанности распространяются на все без исключения катего­рии населения страны. Выполнение их обеспечивается мерами воспи­тательного воздействия, а в случае их недостаточности — средствами административного и уголовного права.

К конкретным обязанностям, относятся:

родительские обязанности (ст. 38);

воинскую обязанность (ст. 59).

Данный круг обязанностей адресован к конкретным категориям на­селения: родителям, налогоплательщикам, военнообязанным.

 

 

51. Государственная защита прав и свобод граждан РФ.

Гос.защита прав и свобод  - это деят-ть гос.органов и долж.лиц кот.уполномочены осущ.охрану и защиту прав и свобод с помощью правовых средств.

Ст 45 Конст РФ: говорит о том что:

1. Гос.защита прав и свобод человека и гр-на в РФ гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Ст 46 К РФ:

  1. Каждому гарантируется суд.защита его прав и свобод.

В понятии гос.защиты прав и свобод гр-н РФ можно выделить след.элементы:

1) суд.защита (суды общей юрисдикции, арбитр.суды, третейские суды и др.);

 2) административная юстиция;

3) Президент РФ как гарант прав и свобод

4) парлам. законодат. деят-ть по защите прав чел;

5) компетенция Правит РФ в сфере защиты прав и свобод

6) право индивид. Конст.жалобы в Конст.Суд РФ;

7) Уполномоченный по правам человека в РФ;

8) деят. органов гос.власти субъектов в РФ и мсу по защите прав гр-н;

9) разнообр. международные формы и способы защиты прав чел. (Комитет по правам чел. ООН, Евр. комиссия по правам чел; Евр. суд по правам чел. и т.п., а также м/н-правов. акты по правам чел.).

 В действующей К. РФ сформулир. положение о том, что каждый вправе в соотв. с междун договорами РФ обращаться в междунвр.гос. органы по защите прав и свобод чел, если исчерпаны все имеющ. внутригос. средства правовой защиты.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту РФ как гаранту прав и свобод. Указом Президента в целях повышения эффективности мер по соблюдению прав граждан была создана и действует Комиссия по правам человека.

 

52. Понятие и формы государственного устройства.

Гос устройство – способ территориальной организации гос власти. Существуют две основные формы гос усторойства унитарное и федерация.

Унитарное гос-во - единое гос образование состоящее из административно территориальных единиц.

Признаки: на территории действует единая конституция, система законодательства, единое гражданство; существует единая система высших органов гос власти;

компетенция административно – территориальных единиц устанавливается центральной властью; внешнеполитическая деятельность осуществляется центральными органами власти.

Федерация- союзная территориальная организация состоящая из гос образований основанная на разделении гос власти между федерацией и её субъектами. Федерация — это государственно-правовое объединение двух или более государств в одно новое союзное государство, в основе которого лежит государственно-правовой акт — федеральная Конституция, за­крепляющая правовой статус субъектов Федерации, определяющая их компетенцию, а также разделение полномочий между государством и его членами.

Признаки: территория федерации состоит из образующих её территорию субъектов федерации; на ряду с федеральной конституцией действует конституция субъектов федерации; в большинстве федерации на ряду с союзным гражданством действует гражданство субъектов; компетенция между федерации и субъектами разграничена на основе конституции и договорах; субъекты РФ суверенитетом не обладают. Лишены права на сецессию (право на выход из состава федерации).

Конфедерация – временное объединение гос-в сохраняющих свой суверенитет.

Признаки: субъекты имеют право свободного выхода; в предметы ведения входит определённый круг?; в конфедерации образуются только те гос орг, которые необходимы для осуществления общих задач; парламент конфедерации формируется представительными органами её субъектов.

 

53. Субъекты Российской Федерации.

В ст.65 К РФ установила, что в составе РФ находятся 85 субъектов: 22 республика, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Субъекты Федерации обладают правом принятия собственной конституции (устава), имеют свои законодательные и исполнительные органы. В России существует единое гражданство. В российском парламенте — Федеральном Собрании РФ имеет­ся палата, представляющая интересы субъектов (Совет Федерации). Внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти. Они официально представляют Рос­сию в межгосударственных отношениях.

 РФ — нетипичная, отклоняющаяся от класси­ческих образцов федерация. Она является асимметричной, потому что ее субъекты обладают различным конституционным статусом. Особое правовое положение занимают российские республики. Важным этапом на пути стабилизации ситуации в России стало принятие Конституции 12 декабря 1993 г. В ней можно выделить основополагающие принципы федерализма: целостность и неприкосновенность территории РФ; равноправие всех субъектов Федерации; строительство и развитие РФ на двух равно­значных основах: национально-территориальной и территориальной; государственным суверенитетом обладает РФ, а не ее субъекты. Современная РФ имеет конституционную природу. Это означает, что только в рамках Конституции могут обсуж­даться вопросы статуса территорий, изменения границ или объема полномочий ее субъектов.

Субъекты делятся на три группы- республики РФ, территор субъекты-края, области и города;

Нац- территор субъекты- авт обл и авт округа.


54. Принятие в РФ республики Крым и образование в составе РФ новых субъектов: конституционные основания

 

ФКЗ РФ от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" — Российская Газета

Опубликовано 22 марта 2014 г.

Принят Государственной Думой 20 марта 2014 года

Одобрен Советом Федерации 21 марта 2014 года




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: