Я.Корчак-представитель Гуманистической природосообразной педагогики

Явление не только в Польской, но и в мировой педагогики,Януша Корчука.Врач о образованию, но педагог по призванию, долгие годы трудился в доме сирот в Варшаве.В каждом ребёнке Я.Корчак видел неповторимую индивидуальность.Задачи педагогики, по убеждению польского педагога,изменить воспитание, изменить детство так чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребёнка.Основная идея концепции Я.Корчака-полноценность ребёнка как человека и самоценность детства как подлинного, а не предварительно этапа жизни.Утверждая что детство –фундамент жизни, гуманист отстаивал равноценность ребёнка и взрослого, право ребёнка на уважение и признание за ним права «быть тем, что он есть»сознание и признание ребёнка наиболее важным звеном в цепи субъектов воспитания.»Воспитание ребёнка без участия ребёнка в нём не существует»Целью воспитания видел полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способности каждого конкретного ребёнка, формирование личности в уважении к добру,к красоте, свободе, личности свободной от конформизма и эгоцентризма.Я.Корчак обосновал необходимость точного индивидуального подхода,создание в семье доброжелательности,взаимного доверия, любви и уважения.Треюбовал уважения труда познания ребёнка, уважения неудач и слёз ребёнка, уважение собственности ребёнка, уважение тяжёлой работы роста,уважения самобытности ребёнка, паритетности взаимоотношений, безопасности ребёнка, безусловной поддержки и помощи взрослому ребёнку, безусловной любви воспитателя к воспитаннику.Выдвинул ряд дидактических идей: Идея самоуправления,ученипе без принуждения,отношения с учениками,отношения сотрудничества, идея производительного творческого труда, Театр-основа нравственного воспитания.

 

10.Педагогические традиции европейских стран…..   В практике воспитания и обучения раннего Средневековья причудливо переплетались языческая, античная и христианская традиции.Следы языческого воспитания и обучения сохранялись в раннефеодальную эпоху. Так, в Галлии, где к V в. фактически исчез институт друидов – языческих жрецов, выполнявших функции наставников и учителей, - еще долго жили традиции языческого нравственного, физического, военного воспитания, Верный таким традициям, король остготов Теодорих возражал против того, чтобы готская знать ограничивалась лишь интеллектуальным римским образованием и напоминал своим подданным, что их долг - приучать сыновей к военному делу, укреплять физически.Длительное время традиции варварского воспитания действовали на Севере Европы.Мальчики и девочки до 7-летнего возраста находились на попечении матери. Затем мальчики поступали под руководство отца и других мужчин семьи и рода. Программа воспитания мальчиков, подростков и юношей включала в обязательном порядке физические упражнения, которые одновременно готовили к крестьянскому труду и профессии воина. Нордическая традиция не допускала профессию жрецов наподобие друидов.Идеалом воспитанности считали обладание общепризнанными физическими и интеллектуальными достоинствами. Ярл Орхад Рогнвалдр Кали перечисляет следующие достоинства-умения: игра в шахматы, знание рун, работа по металлу, бег на лыжах и т.д.Варварские традиции более всего проявлялись в семейно-домашнем воспитании, которым довольствовалось абсолютное большинство населения Европы. При этом оно окрашивалось сословными чертами и особенностями. В наиболее организованном виде сословное семейно-домашнее воспитание было представлено в системе ученичества и рыцарского воспитания.Ученичество являлось основной формой обучения в среде ремесленников и купеческой среде. Мастер обычно брал за определенную плату одного-двух учеников, которые становились для него даровыми работниками. Последнее обстоятельство подвигало мастера увеличивать срок обучения оно длилось 8-10 лет. Во многих договорах об ученичестве обусловливалось, что мастер позволил ученику посещать в течение одного года школу. Завершивший учебу становился подмастерьем и работал у мастера за плату пока не открывал собственное дело.Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к иному пути формирования подрастающего поколения рыцарскому воспитанию. В рыцарском воспитании были заложены идеи жертвенности, послушания и одновременно личной свободы, а также и элементы превосходства над остальными сословиями. В феодальной среде существовало презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа "семи рыцарских добродетелей", в которую входили владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение стихов собственного сочинения, игра на музыкальном инструменте. Но прежде всего юношей обучали военному искусству.Юным феодалам полагалось осваивать воинскую науку и весь круг необходимых в жизни знаний и умений, находясь при дворе сюзерена. Педагогами обыкновенно были лица из служилой дворовой челяди. Приглашались для обучения музыканты и поэты (менестрели, трубадуры, мейстерзингеры). С 7 лет мальчики приобретали знания и умения, исполняя обязанности пажей при супруге сюзерена и при ее придворных. В 14 лет они переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях, которые были для них образцом нравственности, силы, мужества, воспитанности.

 

9.Педагогические традиции в Московском и Русском гос-ве….

В истории обучения и воспитания в Русском государстве средневековой эпохи прослеживаются два этапа: XIV-XVI вв. и XVII столетие. Между этими этапами существует тесная взаимосвязь.Первый этап непосредственно связан с многовековой борьбой русского народа за свою государственность и национальную независимость. Нападение монголо-татар было началом иноземного ига, длившегося четверть тысячелетия. На протяжении этого времени страна неоднократно подвергалась опустошительным набегам, многие из которых по силе не уступали нашествию Батыя. Иноземный гнет, непрерывные оборонительные войны, которые пришлось вести (в XIII–первой половине XV вв. Русь выдержала более 16 крупных сражений), отрицательно сказались на судьбах просвещения. Страдали города - очаги образованности. Истощалась казна. Резко упала книжная культура. Надолго прекратилась деятельность регулярных учебных заведений. Русь оказалась в культурной изоляции, что не могло не осложнять развитие культуры и образования. Пагубную роль играла и феодальная раздробленность, с которой было покончено лишь к началу XVI в.Главными средоточиями культуры, книжности и образованности стали монастыри. Они находились в лучших условиях, так как церковь была освобождена от повинностей и выплаты дани в Орду.Центр просвещения в монгольский период переместился в Новгородскую и Псковскую земли, которые наименее пострадали он иноземного нашествия. Именно здесь в XIV-XV вв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного. Это сделали еретики – стригольники. Однако их попытки были пресечены официальной церковью.Многовековое монголо-татарское иго наложило определенный отпечаток на мироощущение и воспитание на Руси. В них прибавились жесткость, взгляд на человека как ничтожную песчинку. Такой идеологии воспитания противостояли сохранявшие следы вольности Новгород и Псков, где идеалами для человека были индивидуальность, инициативность, открытость, способность к разнообразным видам деятельности. В течение XIV–XVI вв. Москва стремилась покончить с подобной идеологией. Во второй половине XVI в. обозначился положительный поворот в организации обучения. Стоглавый собор (1551) постановил "учинити училища" в домах священников, дьяконов и дьячков. В Москве и других исконно русских городах, а также во вновь завоеванных землях (Казань, Астрахань) при монастырях открывались школы грамоты.В школах учились только мальчики. Они сначала усваивали азбуку, заучивали слоги; затем читали по букварю отдельные слова и фразы; после этого приступали к чтению Часослова и Псалтыря. Обычно учились по рукописным книгам. Например, использовался богато иллюстрированный Псалтырь Федора Климова (XV в.). В нем было множество рисунков, отражавших реальную жизнь. По манере исполнения рисунки напоминали детский лубок.Во второй половине XVI в. появляются печатные учебники – азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания стал выдающийся просветитель Иван Федоров (1510–1583). По "Азбукам" Федорова могли заниматься дети и взрослые. В качестве дидактического материала в них использовались Священное писание, грамматика Иоанна Дамаскина и азбуки мастеров грамоты.К концу XVI в. образование делается достоянием не только знати и духовенства, но и зажиточных городских слоев. Однако основная масса населения по-прежнему была невежественной. "...Не найдется и трети, которая знала бы Отче наш и Верую в Бога единого... (Народ) не знает ни школ, ни университетов.Пришло однако время, когда надлежало поступиться благочестием ради образованности. В XVII в. в педагогической мысли и школьном деле происходит своеобразное размежевание, вызванное усилившимся сближением с Западом и различным отношением к западной культуре и образованности. В обществе пробуждается нетерпимость к массовому невежеству низов и слабой образованности верхов.Среди тех, кто обличал подобные недостатки, -- подьячий посольского приказа Григорий Котошихин, бежавший в 1664 г. за рубеж. Он писал, что "царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по великой породе, и многие из них грамоте не ученые и не студерованные".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: