№ п/п | Базовые компетентности ПДО | Показатели оценки компетентности | ||
1. Личностные качества | ||||
1.1. | Вера в силы и возможности обучающихся | -умение создавать ситуацию успеха для каждого обучающегося - умение находить положительные стороны у каждого ребенка, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, - умение поддержать ребенка, создать условия для успешной оценки его в образовательной деятельности | ||
1.2 | Интерес к внутреннему миру ребенка | -умение составить характеристику обучающемуся, отражающие разные аспекты его внутреннего мира, - умение выявить его возможности, трудности, с которыми он сталкивается, - умение построить индивидуальную образовательную программу | ||
1.3. | Открытость к принятию других позиций | -интерес к мнениям, позициям других и готовность поддержать мнение других в случаях достаточной аргументации, - готовность реагировать на высказывания обучающихся, проявлять интерес к их мнениям | ||
1.4. | Общая культура | -ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни, -знание материальных и духовных интересов молодежи, - стиль и характер педагогического общения | ||
1.5. | Эмоциональная устойчивость | -определяет характер отношений в учебном процессе, - в трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие - эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки. - не стремится избежать эмоционально-напряженных ситуаций | ||
1.6. | Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе | -осознание целей и ценностей педагогической деятельности - позитивное настроение - желание работать -высокая профессиональная самооценка | ||
1.7. | Качества личности | -ответственность, любознательность, творчество, настойчивость | ||
2. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений
| ||||
2.1.
2.2
2.3.
2.4.
2.5.
| Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся | - владеет понятийным аппаратом науки по своему предмету, -обладает знанием организационно-управленческих основ проведения занятия - обеспечивает реализацию «субъект-субъектного» подхода на занятии, ставит ребенка в позицию субъекта деятельности, что лежит в основе формирования творческой личности; | ||
Разработка образовательной программы | - умеет разработать образовательную программу - умеет обоснованность используемые образовательные программы, - умеет защитить свою программу, - умеет осуществлять преподавание на различных уровняхобученности и развития обучающихся, | |||
Умение обеспечить успех в деятельности | - знания возможностей конкретных обучаемых, - постановка учебных задач в соответствии с возможностями ребенка, - демонстрация успехов обучающихся родителям, их сверстникам | |||
Мотивация учебной деятельности | - знание интересов детей, их внутреннего мира, - ориентация в культуре, умение показать роль и значение изучаемого предмета в реализации личных планов | |||
Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях | - знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения (как установить дисциплину, как выявить интерес у конкретного ученика, как обеспечить понимание), - владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций, - знание нетипичных конфликтных ситуаций, - развитость педагогического мышления - примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций, | |||
2.6. | Педагогическая компетентность | -способность и желание работать с детьми; -умение увлечь детей; -способность привносить воспитывающее начало в свою деятельность; -наличие системы воспитательной работы с детьми; -умение организовывать коллективную деятельность детей; -умение организовывать индивидуальную деятельность, управлять индивидуальным образовательным маршрутом учащегося; -сохранность контингента учащихся; -умение создавать комфортную обстановку; -заинтересованность в результате своей работы; -уровень достижения поставленных целей | ||
3. Компетенции в организации учебной деятельности
| ||||
3.1 | Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений | -знание обучающихся, - компетентность в целеполагании, - предметная компетентность, - методическая компетентность, - готовность к сотрудничеству | ||
3.2. | Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности | -знание того, что знают и понимают обучающиеся, - свободное владение изучаемым материалом, - демонстрация практического применения изучаемого материала, - опора на чувственное восприятие | ||
3.3. | Умение обеспечить успех в деятельности | - знания возможностей конкретных обучаемых, - постановка учебных задач в соответствии с возможностями ребенка, - демонстрация успехов обучающихся родителям, их сверстникам | ||
3.4. | Компетентность в педагогическом оценивании (компетентность в оценивании других должно сочетаться с самооценкой педагога) | - знание литературы по данному вопросу, -знание многообразия педагогических оценок, - владение (применение) различными методами оценивания | ||
3.5 | Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающихся | - свободное владение учебным материалом, - знание типичных трудностей при изучении материала, - способность дать дополнительную информацию или организовать поиск необходимой для обучающегося информации, необходимой для решения учебной задачи, - умение выявить уровень развития обучающихся, - владение методами объективного контроля и оценивания | ||
3.6. | Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса | - знание современных средств и методов построения образовательного процесса, - умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам, - умение обосновывать выбранные методы и средства обучения | ||
3.7. | Психологическая компетентность | - знание психологии как предмета; - умение использовать психологические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности; - знание возрастной психологии; - знание психологии творчества; -знание психологии детского объединения; -развитие в себе рефлексивной культуры; - эмпатия; -умение чувствовать, видеть, анализировать и оценивать состояние другого человека; -умение учитывать состояние другого человека; -умение стимулировать детскую активность | ||
3.8. | Методическая компетентность | -серьезная глубокая работа над методическим оснащением учебно-воспитательного процесса -поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности обучающихся; -владение техникой самоанализа занятий, собственной педагогической деятельности; -владение методами развивающего контроля сформированности ЗУН и ключевых компетенций обучающихся с учетом принятых норм оценки; -знание и использование в своей работе современных образовательных технологий (в том числе ИКТ); -использование современных методов и форм работы, типов, видов, форм занятий в зависимости от целей; -использование дифференцированного подхода; -уровень программно-методического обеспечения образовательного процесса -умение работать в групповом и индивидуальном режиме -рациональное использование в своей работе ТСО и средств наглядности | ||
4. Информационная компетентность
| ||||
4.1. | Компетентность в предмете преподавания | -глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога, - сочетание теоретического знания с видением его практического применения для объяснения социальных и природных явлений, - владение методами решения различных задач | ||
4.2. | Компетентность в методах преподавания | -знание нормативных методов и методик, - демонстрация личностно-ориентированных методов образования, - знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий, - использование в учебном процессе современных методов обучения | ||
4.3. | Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание обучающихся и учебных коллективов, что позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса) | Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальныеособенности обучающихся, -владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно с психологом), - использование знаний по психологии в организации образовательного процесса, - владение методами социометрии, - учет особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе, - знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учет в своей деятельности | ||
4.4. | Умения педагога работать с основными источниками информации и вести самостоятельный поиск информации (обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности) | -понимание ценности информации и информационного взаимодействия, - профессиональная любознательность, - знание норм и правил различных видов коммуникаций, - достижение определенного уровня коммуникативной компетентности, - знание информационных технологий, - умение применять различные источники информации, | ||
4.5. | Предметная компетентность | -знание предмета и увлеченность предметом; -знание смежных наук -знание и обеспечение реализации содержания и структуры учебного плана; -знакомство с современными представлениями и состоянием преподаваемых дисциплин; -умение извлекать информацию и отбирать ее по преподаваемой дисциплине; -самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем, решений; -постоянная работа с периодикой; -умение адаптировать научное знание с целью повышения интереса обучающихся и для достижения учебных целей; -умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы, достоинства, решения, процессы; -готовность и желание познавать, учиться, осваивать новое. | ||
5. Коммуникативная компетентность
| ||||
5.1. | Достижение определенного уровня коммуникативной компетентности | -умение обеспечивать эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком, -установление контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе, -умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей, - умение убеждать, аргументировать свою позицию, - владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации | ||
5.2. | Совершенствование коммуникативных умений при защите собственной программы (проекта) | Защищая собственную программу (проект), педагог совершенствует коммуникативные умения: · умение проводить исследование и затем вести дискуссию; · умение лаконично излагать свою мысль; · умение отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; · умение слушать и слышать собеседника, оппонента). |
Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования детей – актуальная проблема, которая никогда себя не изживет, проблема, которая представляет интерес и для нашего образовательного учреждения, и для развития муниципальной системы дополнительного образования детей.