Методические рекомендации по организации работы с лозой

В.Н. Шилкин

Лозоплетение

 



Методические рекомендации

 



                                                                                              

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Киселевского городского округа

«Центр развития творчества детей и юношества»

 

 


Лозоплетение

Методические рекомендации

 

 

Автор-составитель:

Шилкин Виктор Николаевич,

педагог дополнительного образования

 

 

Киселевск, 2011

 

  Автор-составитель: Шилкин Виктор Николаевич, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦРТДЮ

 

 

 

 

Методические рекомендации раскрывают особенности организации работы с лозой, содержат сведения об ивовой лозе - природном материале для детского творчества, рекомендации по заготовке, обработке и хранению лозы, в методических рекомендациях описаны основные виды и способы плетения.

Рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования прикладной направленности, учителей технологии общеобразовательных школ.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………… 4
1. Лозоплетение ……………………….…………………….. 5
2. Методические рекомендации по организации работы с лозой……………………………………………………….. 8
3.Организация рабочего места …………………………….. 10
4. Инструменты и приспособления …………………………. 11
5. Виды и породы лозы………………………………………. 13
6 Заготовка ивовой лозы. ……………………………………. 17
7. Хранение лозы ……………………………………………… 21
8. Виды и способы плетения ……………………………….. 27
Список литературы……………………………………………….. 42
  Приложения……………………………………………………….. 43

 



Введение

В последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой местных растительных материалов – лозы, бересты, рогоза и соломки. Методические рекомендации раскроют особенности организации работы с лозой.

Научить детей плести из лозы - это, значит, приобщить их к ремеслу, которое издавна бытовало на территории нашей страны и в наши дни переживает второе рождение, так как появился большой спрос на плетеные изделия для бытовых нужд, для украшения домашнего интерьера.

Работа с лозой приобщает детей и подростков к художественному творчеству, развивает индивидуальные задатки и способности, формирует такие черты, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, формирует эстетический вкус и глазомер. Постоянная работа с природным материалом способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережно относится к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей. Природные ивняки при грамотном их использовании ежегодно дают материал, из которого можно делать нужные красивые вещи.

В крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших – к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время в условиях городской цивилизации такая преемственность прервалась. Сохранить традиции, восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта может педагог – мастер своего дела, грамотно организующий работу по лозоплетению.

Данные рекомендации содержат особенности организации работы с лозой, содержат сведения об ивовой лозе, рекомендации по заготовке, обработке и хранению лозы, в методических рекомендациях описаны основные виды и способы плетения.  Данный материал предназначен для педагогов дополнительного образования прикладной направленности, учителей технологии общеобразовательных школ.


 


Лозоплетение

История лозоплетения берет свое начало в глубине веков. Возраст древнего искусства плетения можно сравнить, пожалуй, с возрастом человеческого рода. Еще в каменном веке люди обжигали глиняные изделия особым методом: вначале плели различные емкости из прутьев и веток, а после этого покрывали их сверху слоем глины. После обжига такого сосуда прутья и ветки выгорали, а на поверхности емкости получался рисунок в виде плетения. Также плетение использовалось и при изготовлении рыболовных снастей – вершей, и охотничьих силков. Нередко из прутьев древние люди плели стены своего жилища.

Видимо, плетение заложено в самой природе человека. Народы Африки и Азии, Северной и Южной Америки, Европы и Австралии занимались лозоплетением во все времена. Для этого они использовали камыш, ивовую и виноградную лозу, бамбук, тростник, ротанг, веревки, а сегодня еще и синтетическую ленту.

Понаблюдайте за девчонками, которые собирают на полянах одуванчики и плетут из них венки, как они терпеливо и заботливо плетут кукол из веревок и тряпок, и вы сразу же убедитесь в архетипичности интереса человека к плетению.

Во время археологических раскопок нередко находят плетеные из лозы емкости, принадлежащие эпохе неолита. Уже в те времена лозоплетение было привычным ремеслом.

Вот лишь несколько примеров из истории.

Старейшими из найденных археологами плетеных вещей считаются древнеегипетские и ближневосточные. Прекрасно сохранились плетеные стулья, обнаруженные в гробнице египетского фараона Тутанхамона.

Лозоплетение упоминается и в текстах Библии. Младенец Моисей был найден дочерью фараона в плетеной тростниковой корзине, плывущей по Нилу.

Древний Рим также был хорошо знаком с искусством лозоплетения. Древние римляне использовали для плетения мебели и домашней утвари лозу и корни деревьев. Такие изделия использовались как простолюдинами, так и патрициями. А уж они-то умели ценить комфорт и изящество.

Гладиатор Спартак вместе со своим войском спускался с Везувия с помощью сплетенных из виноградной лозы лестниц, к тому же его армия была оснащена легкими и прочными боевыми щитами, сплетенными из такой же лозы.

Особое распространение искусство лозоплетения приобрело в эпоху Средневековья. Художники эпохи Ренессанса нередко изображали на своих картинах различные плетеные изделия.

Ткачество можно назвать последователем лозоплетения. Ведь прообразом современных тканей были сплетенные из различных трав циновки и первые предметы одежды. Шло время, и материалы, используемые в плетении, менялись, стали появляться специальные станки, но несмотря ни на что и в наши дни ткачество основано на том же принципе – основе и утке.

Во все века техника лозоплетения была в моде у различных народов. К ХІХ веку лозоплетение превратилось в прикладное искусство и стало пользоваться огромной популярностью у самых разных слоев населения.

Расширился ассортимент изделий, которые изготавливают с применением техники лозоплетения. Начиная от корзинок, хлебниц, сухарниц, газетниц, детских игрушек, и заканчивая всевозможной мебелью, колясками, качелями и дорожными сундуками.

Спрос на плетеные изделия в XVIII-XIX веках настолько возрос, что в некоторых французских провинциях, в том числе и в Шампани, для того, чтобы посадить культурные сорта ивы, были уничтожены многие виноградники. Лозоплетением стало модно заниматься в Европе. Бавария и Пруссия не отставали от Франции. Тут начали создаваться целые специализированные школы лозоплетения.

Конец XVIII века стал временем первого бума плетеной мебели в России. Князь Голицын, находящийся под впечатлением после поездки в Европу, решил у себя в поместье создать первый цех для плетения мебели и корзин из очищенных ивовых прутьев. Вслед за Голицыным и другие помещики открывают подобные мастерские в своих поместьях.

В конце XIX века известный русский меценат Савва Морозов стал спонсором первой русской школы, в которой учились кустари, создающие модные плетеные изделия. Эта школа открылась в Подмосковье.

В это же время плетение из лозы вызывает большой интерес и у жителей Украины. Здесь для преподавания в местные школы лозоплетения выписывали лучших мастеров из Франции и Германии.

Технология лозоплетения постепенно совершенствуется, изделия становятся более сложными и изящными. Ремесленные школы по подготовке лозоплетов перенимают опыт у зарубежных коллег. У французов русские лозоплеты научились отбеливать и окрашивать лозу, вскоре они начали даже золотить и серебрить ее. Масляные краски начали использовать для расписывания корзин.

К началу ХХ века жители России уже вовсю пользовалась различной плетеной мебелью, газетницами, дорожными принадлежностями, детскими колясками, игрушками и другими плетеными изделиями. Их широкий ассортимент просто поражал воображение.

В бывшем СССР до Второй мировой войны работало восемьсот артелей, которые объединяли в себе около пятнадцати тысяч мастеров по лозоплетению. Сразу после войны лозоплетение перестало развиваться, так как народ и правительство все свои силы направили на усиление мощи государственной промышленности, все надежды возлагались на могущественную технику. Началась массовая урбанизация. Крестьяне из сел уезжали в города, а там, в угоду моде пытались откреститься от отсталого прошлого и отойти от кустарщины.

Но, несмотря на такую моду и на то, что к концу пятидесятых годов большинство предприятий по лозоплетению постепенно закрылись, все-таки остались истинные мастера своего дела и некоторые мастерские, которые сохранили свои кадры и технологии даже в трудные времена. Их старания были вознаграждены, и вскоре наступило время (около 70-х годов) престижного дефицита плетеных изделий.

Сегодня весь цивилизованный мир, Европа, а вслед за ними и Россия, пытаются вернуться к своим корням. Появляются новые «экологические» люди, которые мыслят по-другому и нас заставляют задуматься о том, что существование человека без природы невозможно. Такое единение с природой должно занимать все три уровня: физический, духовный и эмоциональный. Человеческие глаза должны видеть, а руки прикасаться к вещам, которые сделаны из естественного природного материала.

Плетение из ивового прута – это еще и кладовая для фантазии ребенка имеет большие возможности для сближения его с родной природой, приближает детей к процессу создания полезных и красивых вещей, удовлетворяет их тягу к знаниям и творчеству. Процесс работы с лозой увлекает обучающихся и содействует развитию их способностей, развивает их интерес к народному творчеству, его традициям и наследию.

Четкие, столетиями отработанные методы, правила и технологии позволяют донести до ребенка все совершенство искусства плетения из лозы и помочь создать практически любую вещь.

 


 


Методические рекомендации по организации работы с лозой

Знакомство обучающихся с лозой нужно начинать с несложных заданий по определению породы ивы, ее свойств. Обучающимся так же прежде, чем приступить к плетению, нужно научиться правильно заготавливать прутья: определять места, где растет ива, подходящее время резки, а также уметь обрабатывать и хранить сырье (см. раздел«Заготовка ивовой лозы»). Для этого необходимо организовывать учебные экскурсии в природу.

С первых дней занятий обучающихся важно приучать к аккуратности, к соблюдению порядка на рабочем месте, к экономичному расходованию материала. С самого начала следует также формировать навыки бережного отношения к инструменту и надлежащего ухода за ним.

Изучение приемов плетения можно начать с изготовления несложных изделий доступных для выполнения. Желательно, чтобы первое изделие было небольшим по объему и его можно было бы выполнить за одно-два занятия. При объяснении те6хнологии и последовательности изготовления первого изделия педагог акцентирует внимание обучающихся не только на конечном результате работы. Не менее важно ясно, четко осветить все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед детьми в процессе изготовления. Это способствует развитию самостоятельности ребят, когда им будет ясна последовательность этапов исполнения изделия от эскиза до завершающих отделочных операций, они будут меньше ожидать подсказки от педагога, проявляя самостоятельность в творческой деятельности.

Первое задание может быть общим для всех обучающихся. Например, изготовление плетня на деревянной основе. Обучающиеся получают деревянные заготовки с отверстиями под стояки, устанавливают стояки и плетут простым способом. Это задание позволяет на практике познакомиться со свойствами лозы: гибкость, прочность и освоить простой способ плетения.

Отличительной особенностью индивидуально-творческой деятельности в творческом объединении является то, что у каждого ребенка свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий. Одни мучительно долго бьются над эскизом, у других трудно обстоит дело с навыками ручной обработки материалов, у третьих возникают сложности в процессе плетения и отделки изделия. Поэтому, как правило, на задания общего характера даже выполняемые по одному и тому же образцу, у каждого ребенка уходит различное количество времени. Причем это различие может быть довольно значительным: пока одни едва доводят до конца первую работу, другие успешно завершают несколько изделий.

Следование образцам на начальном этапе обучения позволяет обучающимся усвоить, какие приемы плетения и отделки можно применить в том или ином изделии. В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно наблюдается в определенной степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы у обучающихся было не слепое копирование, а сознательное подражание, связанное с изучением приемов исполнения и др., т.е. даже в процессе повторения образца может быть заложен элемент творчества.

Работа по образцам - один из этапов творческого роста обучающихся. Но этот этап не должен быть самоцелью. Обучающиеся должны понять, что через копирование образцов идет освоение приемов работы инструментами, наработка навыков плетения. Обучающихся необходимо ориентировать на глубокое самостоятельное изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий. На занятиях можно использовать фотографии или репродукции с декоративными произведениями.

При планировании занятий упор следует делать на практическую работу. Сам характер ремесла таков, что его премудрости начинающие могут усваивать только через руки. Неотъемлемой частью практических занятий может стать технологическая карта (приложение 1), используя которую и имея определенные знания и навыки, обучающиеся смогут самостоятельно плести изделие.

На первом этапе обучения плетению из лозы обучающиеся могут использовать тренажеры (приложение 2), а для плетения изделий - жесткую основу. В зависимости от формы будущего изделия из древесины выпиливают круглую, овальную или квадратную заготовку толщиной 1,5-2 см, шлифуют, выполняют разметку для отверстий, сверлят отверстия, закрепляют в них стояки нужной высоты, а затем выполняют плетение ивовым прутом.

Постепенно ребята приобретут необходимые навыки плетения и жесткую основу можно будет заменить на плетеную, которая имеет несколько способов изготовления.

Растущее мастерство обучающихся необходимо поддерживать и поощрять, устраивать конкурсы, выставки творческих работ, ярмарки, благотворительные акции,  это даст широкие возможности для творческого саморазвития, становления личности ребят, признания уникальности и одаренности каждого из них.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: