Прожить свою жизнь на основе сделанного им экзистенциального

Выбора, осознающего ее смысл и реализующего себя в соответствии

С этим выбором.

Реализация этой цели возможна только через педагогическое

влияние на жизнь ребенка, которая состоит из определенных

значимых для него событий.

Таким образом, первой характеристикой социально-психо-

логической модели воспитания является выбранная стратегия,

которая, по сути, определяет доминирующие задачи субъект-

субъектного взаимодействия воспитанника и окружающей

социальной среды, существенно влияя на систему ценностей,

регулирующих эти отношения.

 

Модели воспитания

Модели воспитания – это обобщенные представления о вариантах

целенаправленного влияния на молодого человека различных со-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

48


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

циальных групп или их представителей, опосредованные целями

развития личности.

В процессе этого влияния у молодых людей происходят ка-

чественные изменения. Источником этих изменений являются

противоречия между требованиями среды и возможностью моло-

дого человека реализовать эти требования. Но здесь нет прямой

пропорциональной зависимости. Данное изменение — это не

простое приспособление индивида к требованиям окружающих.

Это прежде всего сопоставление двух составляющих «Я» и «Они».

В соответствии с уровнем социальной зрелости молодого чело-

века он сам формирует в себе те черты, которые позволяют ему

реагировать на требования той или иной социальной группы.

Модели воспитания соответствуют выбранной стратегии вос-

питания.

Первая модель, которая предполагает активизацию взаимодейс-

твия социума и молодого человека с целью целенаправленного фор-

мирования у него качеств социально зрелой личности, соответствует

социализирующей стратегии воспитания. Эта модель включает в себя

такие компоненты, как формирование воспитывающей среды или

воспитательного пространства. Сегодня в педагогических исследо-

ваниях каждому из этих понятий придается особый смысл.

Под воспитывающей средой понимается динамическая целе-

направленная система отношений, опосредованных доминиру-

ющими нравственными нормами.

Формирование воспитывающей среды предполагает поэтап-

ную педагогическую работу по оптимизации отношений всех

компонентов среды, направленную на усиление воспитательного

воздействия на объект воспитания. Интегративным же критерием

сформированности воспитывающей среды является ее влия-

ние на социальность молодого человека (т. е. на адаптацию его

к окружающей среде, сохранение его автономности в этой среде

и проявление социальной активности).

Авторы теории воспитательного пространства (Л.И. Но-

викова, Н.Л. Селиванова, Д.В. Григорьев) считают, что вос-

питательное пространство представляет собой освоенную

внутришкольную среду, механизмом организации которой

является событие.

Вторая модель отражает суть культурологической стратегии

воспитания и предполагает формирование этнокультурного фона

жизнедеятельности молодежи.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

7. Воспитание молодежи


 

 

49


 

 

Развитие молодежи всегда происходит в конкретном соци-

ально-культурном пространстве. Этнокультурная ситуация

является некоторым необходимым и неизбежным фоном

отношений в конкретном социуме. Поэтому необходим пос-

тоянный учет этнокультурных особенностей конкретного

социума.

Задачей организатора работы с молодежью является учет эт-

нокультурных отношений в социуме. В то же время он должен

создавать в молодежных группах уважение к этнокультурным

ценностям, формировать у молодых людей готовность к сохра-

нению и развитию этнокультурных традиций.

Одновременно с этим должна формироваться толерантность

к иным национальным культурам.

Акмеологическая стратегия порождает модель воспитания,

основой которой является создание поля самореализации для

молодых людей, раскрытия их потенциалов. Для этого должны

формироваться условия выбора молодыми людьми сферы

применения и развития своих способностей, удовлетворения

амбиций. Они должны иметь возможность попробовать свои

силы в различных сферах профессиональной и общественной

деятельности.

Экзистенциальная стратегия предполагает создание синерге-

тической системы, которая бы позволила организатору работы

с молодежью осуществлять персонифицированное социально-пе-

дагогическое сопровождение молодых людей в разнообразных жиз-

ненных ситуациях.

Таким образом, можно сделать определенный вывод, перечис-

лив стратегии и модели воспитания молодежи (табл. 2).

Таблица 2










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: