Выбора, осознающего ее смысл и реализующего себя в соответствии
С этим выбором.
Реализация этой цели возможна только через педагогическое
влияние на жизнь ребенка, которая состоит из определенных
значимых для него событий.
Таким образом, первой характеристикой социально-психо-
логической модели воспитания является выбранная стратегия,
которая, по сути, определяет доминирующие задачи субъект-
субъектного взаимодействия воспитанника и окружающей
социальной среды, существенно влияя на систему ценностей,
регулирующих эти отношения.
Модели воспитания
Модели воспитания – это обобщенные представления о вариантах
целенаправленного влияния на молодого человека различных со-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
48
Глава 1. Введение в педагогику юности
циальных групп или их представителей, опосредованные целями
развития личности.
В процессе этого влияния у молодых людей происходят ка-
чественные изменения. Источником этих изменений являются
|
|
противоречия между требованиями среды и возможностью моло-
дого человека реализовать эти требования. Но здесь нет прямой
пропорциональной зависимости. Данное изменение — это не
простое приспособление индивида к требованиям окружающих.
Это прежде всего сопоставление двух составляющих «Я» и «Они».
В соответствии с уровнем социальной зрелости молодого чело-
века он сам формирует в себе те черты, которые позволяют ему
реагировать на требования той или иной социальной группы.
Модели воспитания соответствуют выбранной стратегии вос-
питания.
Первая модель, которая предполагает активизацию взаимодейс-
твия социума и молодого человека с целью целенаправленного фор-
мирования у него качеств социально зрелой личности, соответствует
социализирующей стратегии воспитания. Эта модель включает в себя
такие компоненты, как формирование воспитывающей среды или
воспитательного пространства. Сегодня в педагогических исследо-
ваниях каждому из этих понятий придается особый смысл.
Под воспитывающей средой понимается динамическая целе-
направленная система отношений, опосредованных доминиру-
ющими нравственными нормами.
Формирование воспитывающей среды предполагает поэтап-
ную педагогическую работу по оптимизации отношений всех
компонентов среды, направленную на усиление воспитательного
воздействия на объект воспитания. Интегративным же критерием
сформированности воспитывающей среды является ее влия-
ние на социальность молодого человека (т. е. на адаптацию его
|
|
к окружающей среде, сохранение его автономности в этой среде
и проявление социальной активности).
Авторы теории воспитательного пространства (Л.И. Но-
викова, Н.Л. Селиванова, Д.В. Григорьев) считают, что вос-
питательное пространство представляет собой освоенную
внутришкольную среду, механизмом организации которой
является событие.
Вторая модель отражает суть культурологической стратегии
воспитания и предполагает формирование этнокультурного фона
жизнедеятельности молодежи.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
7. Воспитание молодежи
49
Развитие молодежи всегда происходит в конкретном соци-
ально-культурном пространстве. Этнокультурная ситуация
является некоторым необходимым и неизбежным фоном
отношений в конкретном социуме. Поэтому необходим пос-
тоянный учет этнокультурных особенностей конкретного
социума.
Задачей организатора работы с молодежью является учет эт-
нокультурных отношений в социуме. В то же время он должен
создавать в молодежных группах уважение к этнокультурным
ценностям, формировать у молодых людей готовность к сохра-
нению и развитию этнокультурных традиций.
Одновременно с этим должна формироваться толерантность
к иным национальным культурам.
Акмеологическая стратегия порождает модель воспитания,
основой которой является создание поля самореализации для
молодых людей, раскрытия их потенциалов. Для этого должны
формироваться условия выбора молодыми людьми сферы
применения и развития своих способностей, удовлетворения
амбиций. Они должны иметь возможность попробовать свои
силы в различных сферах профессиональной и общественной
деятельности.
Экзистенциальная стратегия предполагает создание синерге-
тической системы, которая бы позволила организатору работы
с молодежью осуществлять персонифицированное социально-пе-
дагогическое сопровождение молодых людей в разнообразных жиз-
ненных ситуациях.
Таким образом, можно сделать определенный вывод, перечис-
лив стратегии и модели воспитания молодежи (табл. 2).
Таблица 2