Ятельность, направленная на адекватное развитие молодых людей

В возрасте от 14 до 30 лет.

Юногогика — отрасль педагогики, которая изучает педагоги-

ческое обеспечение социального развития молодого человека,

разрабатывает педагогические технологии и методики педагоги-

ческого влияния на молодых людей.

 

Объект и предмет юногогики



Объект юногогики



Предмет юногогики


Процесс целенаправленного воздейс- Социально-педагогическая деятель-

твия на молодых людей с целью их ность, направленная на адекватное

адекватного социального психического развитие молодых людей в возрасте


и физического развития

 

 

Функции юногогики


от 14 до 30 лет


 

Функции педагогики как науки — это однородные основные зада-

чи, присущие данной науке, которые определяются ее предметом

и основными целями педагогической деятельности.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

22


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

Теоретическая функция юногогики реализуется на трех уровнях:

 изучение опыта организации молодежной работы и диа-

гностика состояния и результатов педагогических процессов

в молодежной среде;

 выявление устойчивых связей и закономерностей в процессе

педагогического влияния на молодых людей;

 прогностическое исследование социально-педагогической

деятельности по организации молодежной работы.

Технологическая функция имеет также три уровня реализации:

 разработка методических материалов по организации моло-

дежной работы;

 внедрение достижений педагогической науки в практику

работы с молодежью;

 оценка влияния результатов научных исследований на орга-

низацию работы с молодежью и соответствующая коррекция

взаимодействия теории и практики.

 

 

4. Профессионально педагогическая

деятельность специалиста по работе

с молодежью

1. Какое место в профессиональной деятельности органи-

затора работы с молодежью занимает педагогический

компонент?

2. Какие типовые педагогические задачи решает организатор?

3. Каковы компоненты его педагогической деятельности?

Работа по реализации молодежной политики осуществляется

как профессиональными организаторами работы с молодежью,

имеющими специальную профессиональную подготовку, так

и различными волонтерами. Эта работа имеет множество ком-

понентов, в том числе и очень значимый для реализации задач

молодежной работы педагогический компонент.

Подготовка организатора работы с молодежью в нашей стране

имеет свою сложную историю. В советское время организаторов

работы (в то время комсомольских работников) профессионально,

как специалистов, начали готовить лишь в 1969 г., когда была созда-

на Высшая комсомольская школа в Москве, впоследствии в 1990 г.

переименованная в Институт молодежи. В то же время была создана

сеть профессиональной переподготовки и повышения квалифика-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

4. Профессионально педагогическая деятельность специалиста

по работе с молодежью


 

 

23


 

ции комсомольских работников. Эта деятельность осуществлялась

в партийных школах различного уровня, а в начале 70-х годов была

создана сеть зональных комсомольских школ. В конце 60-х годов

в ряде педагогических вузов страны были созданы так называемые

«истпеды», которые готовили методистов комсомольской и пионерс-

кой работы, одновременно готовя их в качестве учителей истории.

Таким образом, к середине 70-х годов ХХ в. в Советском Союзе

сложилась достаточно стройная система профессиональной под-

готовки и переподготовки организаторов работы с молодежью,

которая была разрушена с прекращением существования ком-

сомола в 1992 г. И только в начале нового века, а точнее в 2004 г.,

Министерство образования принимает решение об открытии

в качестве эксперимента в ряде вузов страны новой специаль-

ности «Организатор работы с молодежью».

Соответственно были утверждены профессионально-квали-

фикационные требования к данному специалисту и стандарт его

подготовки.

В стандарте была определена область профессиональной де-

ятельности специалиста:

 организация работы с молодыми людьми в молодежных сооб-

ществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха. времен-

ного пребывания молодежи;

 осуществление взаимодействия и сотрудничества с объединени-

ями и организациями, представляющими интересы молодежи;

 организация помощи молодым людям, испытывающим труд-

ности в процессе интеграции в жизни общества;

 организация информационного обеспечения молодежи и ор-

ганизация научных исследований проблем молодежи и моло-

дежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ;

 содействие занятости, трудоустройству, предпринимательству

молодежи;

 содействие в развитии международного молодежного со-

трудничества;

 участие в гражданско-патриотическом воспитании молодежи;

 содействие деятельности спортивно-оздоровительных орга-

низаций молодежи;

 организация управления и поддержки молодежных проектов

и программ;

 поддержка актуальных и востребованных инциатив в моло-

дежной среде.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

24


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

Профессиональная подготовка организатора работы с моло-

дежью носит комплексный характер и охватывает большой круг

разнообразных компетентностей: психологическую, экономи-

ческую, правовую, социологическую и др.

Но значительное место среди них занимает педагогическая

компетентность, которая представляет собой подготовленность

организаторов к самостоятельному выполнению социально-педа-

гогической деятельности; умение решать типовые педагогические

задачи и оценивать результаты своего труда; готовность самосто-

ятельно приобретать новые педагогические знания и умения.

Педагогическая деятельность всегда предполагает воздействия,

целью которых являются качественные изменения в жизни лю-

дей. Эти воздействия ориентированы на упорядочение системы

отношений, т. е. педагог прежде всего реализует управленческие

задачи по отношению к конкретному человеку. Наряду с воз-

действием и управлением педагог создает условия для воспита-

ния и самовоспитания личности и для развития и саморазвития

индивидуальности.

К типовым педагогическим задачам организатора работы с мо-

лодежью относятся:

 воспитание;

 социальное обучение;

 профориентация;

 профилактика девиантного поведения;

 социально-педагогическое сопровождение событий в жизни

молодых людей.

 Можно выделить следующие компоненты педагогической

подготовленности организатора работы с молодежью:

✓концептуальный – понимание теоретических основ педаго-

гики и ее отрасли юногогики;

✓инструментальный – владение базовыми педагогическими

умениями и навыками;

✓рефлексивный – мотивация и умение анализировать решение

педагогических задач на основе сложившихся педагогических

взглядов;

✓этический – готовность к реализации педагогических задач

на основе сложившихся профессионально-педагогических

этических норм;

✓прогностический – умение проектировать и предвидеть пос-

ледствия собственной педагогической деятельности.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

5. Педагогическое явление, педагогический факт, педагогическая

проблема, педагогическая ситуация и педагогическая задача


 

 

25


 

Все эти компоненты находят отражение в решении организа-

торами конкретных педагогических задач.

Педагогическая подготовка организатора работы с молодежью

неразрывно связана с другими аспектами подготовки его к реа-

лизации профессиональных функций.

 

 

5. Педагогическое явление,

педагогический факт, педагогическая

проблема, педагогическая ситуация

и педагогическая задача

1. Что такое педагогическое явление?

1. Что называется педагогическим фактом?

2. Как возникает педагогическая ситуация?

3. Как формулируется понятие «педагогическая задача»?

 

Педагогическое явление – это событие, происходящее в про-

цессе взаимодействия субъектов и объектов педагогической де-

ятельности (в юногогике – организаторов работы с молодежью

и молодых людей), отражающее решение определенных педаго-

гических целей и задач. Педагогическое явление содержит в себе

те стороны реальных процессов, которые мы непосредственно

воспринимаем, наблюдаем, описываем. Оно характеризуется

необычайной сложностью, богатыми взаимосвязями и большой

динамичностью.

Рассматривая педагогические явления, необходимо иметь в виду,

что деятельность педагогов и учащихся развивается во взаимосвязи

и взаимодействии. Любое педагогическое явление обусловлено как

особенностями того социума, где оно происходит, так и личностным

поведением каждого участника педагогического процесса. Педаго-

гические явления доступны непосредственному познанию.

Классификация педагогических явлений может быть прове-

дена по разным основаниям. Но наиболее приемлемой является

классификация по группам педагогических задач. Так, можно

выделить педагогические воспитательные явления, дидактичес-

кие и т.п.

В качестве особой группы можно выделить педагогические

явления, возникающие в процессе организации работы с моло-

дежью. Это организованные молодежные акции, различные мо-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

26


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

лодежные объединения, снижающие агрессивность молодежных

групп в результате целенаправленных педагогических влияний.

Педагогический факт – это сведения о наблюдаемой педагоги-

ческой действительности, данные педагогических измерений. Пе-

дагогический факт может не быть непосредственным результатом

чувственного восприятия. Педагогическое явление становится

научным фактом тогда, когда оно включается в определенную

систему научного знания.

Педагогические факты можно выразить по-разному: в словесной

форме, в форме логического суждения, в виде сообщения, раскры-

вающего определенное явление, в виде статистических данных,

свидетельствующих о некоторых изменениях в воспитании, раз-

витии и образовании человека. Необходима объективность в ин-

терпретации педагогических фактов. Нельзя, например, исключать

или замалчивать те обстоятельства, которые не соответствуют пер-

воначальным представления педагога о педагогическом явлении,

нельзя их искажать или преувеличивать. Например, в одной школе

появился новый преподаватель физкультуры и организовал секцию

восточных единоборств. В секцию записалось много желающих,

которые стали активно заниматься. Это можно рассматривать как

новое педагогическое явление для данной школы. Руководство

школы решило изучить причины стремления школьников учас-

твовать в организуемых в этой секции занятиях и выяснило, что

большинство пришло в секцию под влиянием просмотра телеви-

зионных передач. Так был зафиксирован педагогический факт.

Педагогическая проблема — это комплекс противоречий, вы-

званных затруднениями, путь к разрешению которых требует но-

вого знания о педагогической теории и практике. Педагогические

проблемы не возникают сами по себе, они вытекают из существу-

ющего в науке знания. Постановка проблемы предполагает анализ

педагогической теории и практики. Проблема обусловливается

прежде всего возникшими противоречиями следующих типов:

 практика – практика;

 практика – теория;

 теория – теория.

Какие же противоречия обусловливают возникновение проблемы

в педагогической деятельности организатора работы с молодежью?

Примером противоречия первого типа практика — практика

может быть противоречие между воспитательными усилиями ор-

ганизатора, направленными на развитие молодежного самоуправ-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

5. Педагогическое явление, педагогический факт, педагогическая

проблема, педагогическая ситуация и педагогическая задача


 

 

27


 

ления, и неготовностью молодых людей участвовать в реализации

принятых ими же решений. Разрешение данного противоречия

возможно при реализации известных методик стимулирования

активности молодежи.

Разрешение противоречий второго типа практика — теория

требует специально организованных социально-педагогических

исследований. Примером такого противоречия является попыт-

ка решить задачу профилактики употребления психоактивных

веществ (ПАВ) традиционными средствами, известными в лите-

ратуре, и отсутствием видимых изменений в отношении молодых

людей к ПАВ. Как считает В.В. Краевский, «решить практическую

задачу средствами науки — значит определить соотношение этой

задачи с областью неизвестных в науке знаний, которые затем

будут положены в основу практической деятельности, направ-

ленной на решение данной задачи»1.

Третий тип противоречий теория – теория требует при своем

разрешении нового концептуального видения явления. Чаще

всего такое противоречие возникает при столкновении различных

теоретических позиций. Например, долгое время существовало

мнение об универсальности сплочения группы как позитивного

фактора. В работе с группами, где доминируют асоциальные

нормы, мы столкнулись с тем, что сплочение в этих группах

усиливает негативное воздействие группы на личность. Это было

противоречие в теории. Разрешением его послужила разработка

новой концепции профилактики ПАВ.

Педагогическая ситуация. Ситуация – это не просто совокуп-

ность обстоятельств. Мы живем, соприкасаясь в нашей жизни

с разными обстоятельствами, и далеко не всегда воспринимаем

их как ситуацию. Для нас эта совокупность обстоятельств явля-

ется обычным течением жизни. Для того чтобы мы восприняли

совокупность обстоятельств как ситуацию, должно произойти

нечто выходящее за рамки обычного течения жизни, какое-то

событие, которое на фоне данных обстоятельств должно быть для

нас значимым, актуальным.

Любая ситуация несет в себе объективные события, происхо-

дящие вокруг, а также субъективное восприятие данной ситуации

конкретным человеком.

 

1 Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара,

1994. — С.118.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

28


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

Педагогическая ситуация – совокупность обстоятельств, актуа-

лизирующаяся субъектом педагогической деятельности с целью

достижения поставленных педагогических задач. Эти обстоятель-

ства могут возникать как спонтанно, так и специально создаваться

организатором работы с молодежью.

Т.В. Машарова выявила принцип актуализации педагогических

ситуаций. Таким принципом является создание ситуативной

доминанты.

Ситуативная доминанта это актуализированное внутреннее

состояние человека, достигаемое посредством взаимодействия

его с обстоятельствами внешнего мира (учителем, учениками,

событиями настоящего момента и т.п.) в конкретный момент.

Ситуации создаются стечением обстоятельств в данное время

в данном месте для данного человека. Но через какое-то время

изменяются обстоятельства, изменяется отношение человека

к ситуации, и она будет восприниматься иначе1.

Педагогическая задача. Любая педагогическая цель распадается

на множество педагогических задач, каждая из которых пред-

ставляет собой задание, самостоятельно определяемое субъектом

педагогической деятельности, ориентированное на достижение

конкретного результата, предполагающее качественные и ко-

личественные изменения в молодых людях, среде, различных

группах.Н.В. Бордовская и А.А. Реан выделили 14 групп таких за-

дач2. Опираясь на их классификацию, можно систематизировать

педагогические задачи, которые в своей деятельности реализует

организатор работы с молодежью.

Это задачи:

 педагогическая диагностика (изучение интересов и потреб-

ностей молодых людей, стиля их поведения, характера, на-

правленности молодежных групп и т.д.);

 проектирование содержания и отбор способов организации

разнообразной деятельности молодых людей;

 выбор приемов и методов педагогического влияния на мо-

лодежь;

 организация деятельности молодежных групп;

 

1 См.: Машарова Т.В. Учебная деятельность как фактор социального само-

определения// Проблемы социального самоопределения учащейся молодежи

в условиях современного общества. — Киров, 2003.

2 См.: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. — СПб., 2001.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

6. Личность и индивидуальность. Социализация и образование

молодого человека

 

 формирование общественного мнения;


 

 

29


 педагогическая коррекция поведения молодых людей и пе-

реориентация направленности их личности;

 изменение отношения к учебе и профессиональной деятель-

ности;

 формирование социально-направленных интересов;

 усиление самоконтроля;

 стимулирование самостоятельности;

 развитие и проявление творчества;

 повышение ответственности, дисциплинированности и раз-

витие нравственных качеств личности;

 педагогическое стимулирование социальной активности;

 стимулирование самовоспитания.

Перечисленные задачи соответствуют реальным педагогичес-

ким ситуациям, о которых говорилось выше.

Необходимо научиться вычленять задачи из возникающей

педагогической ситуации и осуществлять поиск оптимального

ее решения. Модель разрешения педагогической ситуации, как

писал Л.Ф. Спирин, включает следующие этапы:

✓ анализ педагогической ситуации (генезис возникновения,

субъекты ситуации, воспитательный или дидактический

потенциал);

✓ обоснование педагогических задач на основе анализа педа-

гогической ситуации;

✓ решение педагогической задачи (перевод исходной педаго-

гической ситуации в новое состояние);

✓ анализ решения педагогической задачи;

✓ анализ и оценка разрешения педагогической ситуации, вы-

движение новых педагогических задач.

 

 

6. Личность и индивидуальность.

Социализация и образование молодого

человека

1. Что такое личность?

2. Как развивается индивидуальность человека?

3. Как проходит процесс социализации, каковы его критерии?

4. Какие факторы влияют на социализацию человека?

5. Какова сущность образования человека?


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

30


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

Как известно, в человеке выделяют три грани. Наряду с биоло-

гическим основанием (индивидом) и социальным (личностью),

выделяют третью грань — «человеческое в человеке» (индиви-

дуальность) и различают три понятия: индивид, личность и ин-

дивидуальность. Другими словами, в человеке присутствуют

и животное начало (организм), и социальное (личность), и чисто

человеческие качества (индивидуальность).

Индивид обнаруживает принадлежность к представителям вида

Homo Sapiens, это продукт филогенетического и онтогенетичес-

кого развития, единство врожденного и приобретенного, носи-

тель индивидуально-своеобразных черт. Индивид показывает

принадлежность человека к животному миру.










































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: