Таблица 1
Оценка возможных рисков и пути их преодоления
Заинтересованные стороны | Первоочередные ресурсы | Возможные риски | Пути преодоления |
студенты-первокурсники | · посещение тренинга · выполнение заданий на тренинге | · не посетят тренинг · не будут выполнять задания на тренинге | · осознание того, что тренинг направлен на преодоление возможных затруднений, возникающих у студентов при обучении на первом курсе; · осознание пользы от тренинга, как от источника важнейшей информации |
родители студентов | · посещение тренинга | · не посетят тренинг | · осознание необходимости поддержки своего ребёнка · проведение беседы куратором |
кураторы академических групп | · подготовка проекта · подготовка краткой лекции, содержащей информацию, необходимую для предстоящей учебы в вузе и жизни в университетском кампусе | · студент не явиться на тренинг | · информировать студентов о проведении тренинга (рассылка по e-mail) · воздействие на мотивацию студентов к обучению, активной студенческой жизни (важность сдачи заданий в срок, получение повышенных стипендий и т.д.) |
менеджмент вуза | · подготовка соответствующей документации · организационные моменты (аудитория, время проведения тренинга) | · отсутствие финансовых возможностей | · изыскание финансовых возможностей (пересмотр бюджета, спонсорство) |
наставники-старшекурсники | · подготовка презентации, содержащей информацию, необходимую для предстоящей учебы в вузе и жизни в университетском кампусе | · некачественная презентация | · заинтересовать студентов первого курса (активная яркая студенческая жизнь, новые знакомства, знаменитые выпускники вуза, повышенные стипендии и прочее) · подготовка яркой презентации, содержащей фотографии и видеофрагменты, проходящих конкурсов, концертов, конференций и т.п. |
практикующие педагоги-психологи | · подготовка заданий для тренинга | · студенты пассивны · студенты не выполняют задания | · создание благоприятной дружественной атмосферы · подбор интересный заданий · осознание того, что тренинг направлен на преодоление психологического дискомфорта, возникающих у студентов первого курса |
педагоги высшей школы | · подготовка лекции · подготовка заданий | · студенты не активны на занятии · студенты не выполняют задания | · актуализация знаний студентов за среднюю школу · создание рабочей (деловой) атмосферы · воздействие на мотивацию студентов к обучению (информация пригодится для освоения учебных курсов) |
выпускники | · посещение тренинга · финансирование тренингов | · не посещение тренингов · отсутствие финансовых возможностей | · изыскание финансовых возможностей · осознание важности поддержки подрастающего поколения |
Заключение
|
|
|
|
В заключении, целесообразным считаем представление следующих выводов:
· компаративный анализ систем адаптации студентов-первокурсников в разных странах мира, анкетирование студенческого корпуса, беседы с педагогами высших школ (отечественных и зарубежных), кураторами академических групп позволили осознать чрезвычайную важность создания эффективной системы адаптации новичков в вузе, обеспечив адекватный переход в новый образовательный контекст;
· эффективность системы адаптации студентов-первокурсников в академической среде определяется сопряжением передового опыта адаптации студентов в академической среде (гибкие, вариативные ориентационные программы, универсальность содержания адаптационного обучения в вузе, современные образовательные технологии, вовлеченность в процесс адаптации всех участников процесса, приоритет формирования культуры учения и обучения в академической среде), собственного потенциала высшей школы, психолого-педагогических исследований в области ориентационного обучения, научно-практического сетевого взаимодействия (вузы-партнёры, зарубежные коллеги); механизмов реализации системы адаптации, её менеджмента на практике.
· цели и задачи OpenLab «Адаптация студентов первокурсников в академической среде» являются релевантными вышеуказанным приоритетам и условиям эффективности адаптационного процесса новичков в вузе, следовательно, сам проект имеет удовлетворительные шансы на практическую реализацию.