см. программу
Особенности восприятия множества:
*при раскладывании пр-тов дети не способны придерживаться четкого направления (ставят игрушки хаотично, не в одну линию), *не умеют действовать одной рукой, *не воспринимают границ множеств,*не воспринимают изменения кол-ва элементов в множестве.
Дети 1 мл.гр быстро запоминают новые слова, задача-научить правильно их употреблять(игровые ситуации, прогулки. игры) «возьми, Саша, 1 листочек. Сколько у тебя листочков?Отдают листочки воспитателю. Сколько листочков осталось у тебя. Саша? Ни одног о. Спросить каждого. А сколько л. у меня? Много.
Понятие «мало».10 игрушек на столе. Много. Убрать 6-7.Сколько стало? мало.
Дети не считают пр-ты. Сразу пед. говорит: 2 конфеты,3 матрешки.
Взаимно однозначное соответствие (в практич, игровой деят-сти): угостить каждого зайчика морковкой. Используются объемные пр-ты. Закреплять-построение по парам.
Дети 4 года жизни должны устанавливать равенство и неравенство между группами, словесно обозначать результаты сравнения множеств(столько-сколько, больше, меньше, поровну), уметь находить много и один пр-т.
|
|
Главная особенность работы в этой группе – закладываются первоначальные представления о множестве. Дети сравнивают множества без пересчитывания. Это возможно с помощью приемов наложения (точное совмещение элементов) и приложения (попарное сапостовление):
- дети учатся действовать правой рукой слева направо, употреблять слова столько же, поровну, дети учатся понимать значение слова –сколько-.
Алгоритм:
- рассмотреть множество (карточки)
-постановка перед детьми проблемной ситуации – как узнать сколько?
- показ педагогом способа реш. проблемы (действует правой рукой слева направо, берет предметы по одному, раскладывает не пропуская, накладывает и подкладывает точно на или под изображением)
- работа на местах
- подведение итога (столько-сколько. поровну.)
При возникновении ошибок: при наложении-пр. совмещения (карточки с нитками). При приложении пр. с мещения- карточки со стрелками.
Методика усвоения компонента «Количество и счет» образовательной области «ЭМП» воспитанниками средней группы.
Дети 5-го года жизни должны знать на уровне представления:
-понимать значение цифры, узнавать их
- иметь представление о независимости числа
- иметь представление о части целого.
Должны уметь:
- считать предметы в пределах 10 количественным счетом и порядковым
- уметь делить целое на части
- уметь определять кол-во предметов, используя различные анализаторы.
Научить детей считать колич.счетом- это значит научить их определять мощность данного множества. Работа ведется в два этапа:
|
|
1. отводится 2-3 занятия в начале года. Цель: показать детям необходимость счета и отвечать на вопрос –сколько-
2. Весь уч год. Цель: научить детей считать, при помощи осн.правил количественного сета:
- считать предметы правой рукой слева направо, не касаться предметов рукой, счет начинать со слова один, не пропускать не один предмет, не называть существительное после каждого числительного, существительное называть в конце счета. Особенно уделяем внимание согласованию существительных с числительными
Д/ материал должен быть плоскостным, а потом объемным, одной родовой принадлежности, достаточно крупный, располагаться линейно.
Порядковый счет более сложный вид счетной деятельности. Его цель- определение места предмета, а не общего количества предметов.
Количественный и порядковый счет имеет сходства и различия:
- разные цели, при количественном счете пересчитываются все предметы, разная формулировка вопросов(при колич.счете задается вопрос – сколько-, а при порядковом – который по счету, на каком месте), общие правила счета.
Алгоритм обучения порядковому счету:
- рассмотреть множество и определить его мощность (вопрос сколько их)
- определение отличительных признаков каждого предмета (все ли игрушки одинаковые
- определение места первой игрушки
- введение порядковых числительных (зайчик стоит на первом месте, щенок на втором и т.д.)
- делается вывод и обобщение. Для обучения порядковому счету материал должен быть объемным, расположен линейно.
Счет с помощью различных анализаторов: двигательного, тактильного, слухового, зрительного.
Первым и постоянным анализатором явл. Зрительный. Также часто используется счет на слух. Счет на ощупь(мелкие игрушки под салфеткой, для проверки потом салфетка поднимается. Считают нашитые пуговицы на карточки в чехлах – нашивают только линейно, через равные промежутки.)
Счет движений только появляется в этом возрасте и быстро осваивается детьми.