В учебной программе определены задачи для двух возрастов (Смотри программу), что должен уметь ребенок на уровне умений и представлений.
Все программные задачи решаются не только на занятиях, но и во всех видах деятельности, на основе знаний, полученных в предыдущей группе. Работа в ст.гр. направлена на совершенствование счетной деятельности, на закрепление представлений о числе, на подготовку и освоение детьми вычислительной деятельности.
Задача педагога закрепить и усовершенствовать навыки количественного и порядкового счета.
Колич.счет: дети считают в пределах 10, цифры могут быть размещены линейно, по кругу, врассыпную, считать и в прямом и в обратном направлении. К концу года дети могут считать и в слух и про себя. Считая предметы, дети должны правильно пользоваться порядковыми числительными до 10, могут считать предметы мужского и женского рода, считать предметы по порядку до определенного предмета. Т.о. совершенствуются навыки порядкового счета.
Счет с участием различных анализаторов(на слух, на ощупь, счет движений). На слух дети считают разнородные и однородные звуки.
|
|
На ощупь пуговицы нашиваются в любом направлении. Счет движений как и в ср.группе, могут считать свои движения и движения товарищей.
Для отсчитывания детям подбирается объемный материал. Перед выполнением педагог должен правильно сформулировать само задание: отсчитайте в тарелочку из этих матрешек только 5. Остаток после отсчитывания обязателен. Обучение отсчитыванию детям дается после усвоения ими счета.
Счет группами предметов дается после овладения ими колич.счета. Подбирается 3 совокупности предметов не обязательно равномощных(3 машинки, 2 пирамидки,4 куклы)
Алгоритм: рассмотреть все игрушки, все ли игрушки одинаковы?, педагог предлагает подумать и определить в какие группы игрушек можно определить?, определить сколько игрушек всего.
Цифры. Новой цифрой будет 0 – отсутствие предмета. В ст гр. Есть новые приемы – прописывание цифры в воздухе, показ с помощью тела. Обведение по точкам.
Представление о числе. Показать образование чисел натурального ряда это значит из одного числа получить другое. Алгоритм: выставление первого множества(куклы в красных платьях), выставление второго множества(куклы в синих платьях), множества равномощные, сравнение множеств, установление неравенства между множествами путем добавления ко второму множеству одного элемента, определение образования нового числа.
Смежные числа. Используется 2 или 3 множества. Алгоритм: выставление на доску первого множества 2 зайчика- сколько?; выставление второго множества неравномощного первому 3 морковки, установление отношения между первым и вторым множеством –на сколько больше морковок, чем зайчиков?; выставление третьего множества неравномощного второму 4 птички; сравнение второго и третьего множества с использованием цифровой и знаковой системы, затем педагог делает вывод -3 меньше 4 и больше 2.