Преемственность в обучении математике в начальной школе и учреждениях дошкольного образования

Преемственность заключается в установлении взаимосвязи задач, содержания, форм и методов обучения детей в детском саду и школе. С одной стороны необходим учет в дошкольном учреждении всех требований школы, а с другой – опора на достигнутый уровень развития, знания и умения детей.

Преемственность в содержании обучения заключается в следующем:

- в основе обеих программ лежит теория множеств,

- еще в детском саду дети овладевают математическим языком, что является опорой для будущего обучения,

- в детском саду у детей формируются представления о некоторых матем. понятиях, в 1 классе вводятся отдельные понятия, содержание знаний поднимается на новую ступень, осмысливается с теоретических позиций,

- в программе 1 класса продолжается изучение материала в рамках тех же 5 разделов, что и в детском саду.

Однако в содержании программ имеет место факт нарушения преемственности. Так, например, в разделе «ГФ» полученные детьми в старшем дошкольном возрасте представления о некоторых плоских (ромб, трапеция) и объемных фигурах даже не повторяются. В разделе «Ориентировка в пространстве» нет продолжения решения такой сложной программной З*, как трансформация 3-хмерного пространства в 2-хмерное.

Преемственность детского сада и школы проявляется также и в методах обучения.По-прежнему основное место занимают практические методы, ведущим из которых является игра. Первоклассникам дается больше самостоятельности при выполнении упражнений, все чаще используются продуктивные методы. В качестве наглядного материала педагог уже использует не игрушки, не картинки, а более абстрактную наглядность (счетные палочки, фигуры). Больше требований предъявляется к словесным методам, детей учат рассуждать. В первом классе, как и в дошкольном возрасте, детей учат рассуждать по индукции (у синего квадрата 4 равных угла и 4 равных стороны, и у красного квадрата 4 равных угла и 4 равных стороны, значит у всех квадратов 4 равных угла и 4 равных стороны). Методы дедукции также используются в элементарной форме для доказательства некоторых умозаключений, необходимо детям чаще задавать вопросы: почему? Как ты узнал? Объясни?

Использование этих методов позволяет развивать мышление детей и обеспечивает преемственность между математической подготовкой детей в детском саду и 1 классе.

Преемственность детского сада и школы существует также и в ёВ 1-м классе уроки по математике проводятся в игровой форме по 30 минут 4 раза в неделю, домашних заданий нет. Чтобы обеспечить преемственность в формах обучения, воспитатель обязан провести в старшей группе несколько занятий, аналогичных школьным урокам (длительность до 25 минут, когда дети сидят за столами по 2, учатся поднимать руку, если желают ответить, учатся удерживать внимание, выполняя задание воспитателя).

Материалы к текущей и итоговой аттестации

Вопросы к экзамену

1. Характеристика теории и методики формирования элементарных матем. представлений у воспитанников дошкольного образования как науки.

2. Содержание образовательной области «Элементарные математические представления» в учреждениях дошкольного образования.

3. Значение, цели и З* формирования и развития элементарных матем. представлений у детей дошкольного возраста.

4. Методы, средства и формы организации работы по ФЭМП у воспитанников учреждений дошкольного образования.

5. Характеристика компонентов методической системы формирования элементарных матем. представлений у воспитанников учреждений дошкольного образования.

6. Методика усвоения компонента «Количество и счет» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками младшей возрастной группы.

7. Методика усвоения компонента «Количество и счет» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками средней возрастной группы.

8. Методика усвоения компонента «Количество и счет» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками старшей возрастной группы.

9. Методика усвоения компонента «Величина» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками младшей возрастной группы.

10. Методика усвоения компонента «Величина» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками средней возрастной группы.

11. Методика усвоения компонента «Величина» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками старшей возрастной группы.

12. Методика усвоения компонента «ГФ и форма предметов» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками младшей возрастной группы.

13. Методика усвоения компонента №ГФ и форма предметов» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками средней возрастной группы.

14. Методика усвоения компонента «ГФ и форма предметов» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками старшей возрастной группы.

15. Методика усвоения компонента «Пространство» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками младшей возрастной группы.

16. Методика усвоения компонента «Пространство» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками средней возрастной группы.

17. Методика усвоения компонента «Пространство» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками старшей возрастной группы.

18. Методика усвоения компонента «Время» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками младшей возрастной группы.

19. Методика усвоения компонента «Время» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками средней возрастной группы.

20. Методика усвоения компонента «Время» образовательной области «Элементарные математические представления» воспитанниками старшей возрастной группы.

21. Методика обучения практическому способу сравнения множеств.

22. Методика знакомства с цифрами в учреждении дошкольного образования.

23. Методика формирования умений считать количественными числительными.

24. Методика формирования умений считать порядковыми числительными.

25. Методика формирования знания состава числа.

26. Методика ознакомления детей с текстовыми задачами.

27. Методика формирования умений строить сериационные ряды.

28. Формир. умений сравнивать 2 предмета при помощи третьего, выступающего в роли посредника.

29. Методика развития глазомера детей.

30. Методика формирования умений измерительной деятельности.

31. Методика формирований умений обследовать ГФ.

32. Методика обучения простейшему анализу строения фигур.

33. Методика формирования умений определять форму предметов.

34. Методика формирования умений ориентироваться на листе бумаги; на себе, от себя.

35. Методика обучения выполнению движений в заданном направлении.

36. Методика формирования ориентировки на листе бумаги по 9-ти точкам.

37. Методика ознакомления детей с частями суток; с временами года.

38. Методика формирования представлений о смене суток, ознакомления детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».

39. Методика ознакомления детей с днями недели, с месяцами года с их последовательностью.

40. Преемственность в обучении математике в начальной школе и учреждениях дошкольного образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: