Что из грецкого ореха

Сделал стул, чтоб слушать эхо,

И кричал, и кричал».

Слушательская деятельность:

У. Ребята, на улице такая сказочная погода, у меня эта погода ассоциируется с одним произведением, я вам сейчас его поставлю, вы послушаете и скажете согласны со мной или нет.

Ставлю «Ноябрь» П.И. Чайковского.

Д. …

У. Ребята, это уже знакомая для вас музыка?

Д. Да

У. А кто мне скажет кто композитор?

Д. П.И. Чайковский

Учитель показывает слайд с композитором.

У. А как называется?

Д. «Ноябрь» На тройке.

Самостоятельная работа:

У. Молодцы, ребята, у вас на партах лежат листочки, я вам сейчас поставлю эту музыку ещё раз, а вы попробуйте охарактеризовать её, какая она на ваш взгляд. Вы заметили, что у меня листочек разделён на три части АВА?

Д.Да.

У. Эта музыка тоже разделена на три части, и я хочу, чтобы вы охарактеризовали каждую часть, сначала первую, затем вторую и третью, чтобы вы не запутались, где какая часть я вам помогу.

Ставлю первую часть.

У.Ребята, что у вас получилось? Только давайте договоримся, что повторяться не будем.

Дети отвечают.

У. Ставлю вторую часть.

Спрашиваю, что получилось.

Ставлю третью часть. Обобщаем всё, что написали дети.

У. Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие в сказку?

Д.Да.

 

Обобщение:

У. Ребята, а кто мне напомнит, в каких сказках мы сегодня побывали?

Д. «Золотой Петушок», «Конёк Горбунок», «Мой Лизочек»

У. Молодцы ребята, в следующий раз мы продолжим наше путешествие!

 

 

Анализ урока Мишкиной Анастасии:

 

Аспектный анализ урока

· Цели и задачи сформулированы не очень хорошо.

  Да Скорее, да Скорей, нет Нет
Эмоционально привлекательно +      
Чётко     +  
Кратко     +  
доходчиво   +    

· Формулировка целей для учащихся осуществлена:

1. через содержание и тему;

2. через действия.

· Постановка данной цели вызвана:

3. программой;

4. интересами учащихся.

· Цель урока учителем не была достигнута, это выразилось в недоученном музыкальном материале.

♫ Аспект: современные подходы к работе содержания урока:

Основные способы работы: рассказ, обсуждение.

Ведущая идея урока: рассказать детям о разных операх, музыки.

Учебный материал: Для учащихся музыкальный материал был совершенно новый, поэтому Насте было сложно ориентироваться. Музыкальный материал расширял знания учащихся и помогал им ответить на вопросы, которые пытался формулировать учитель.

 

Стиль мышления, на который был рассчитан материал урока:

Абстрактно-последовательный (интеллектуальные) Абстрактно-случайный (эмоциональные) Конкретно-случайный (интуитивный) Конкретно-последовательный (деятельностные)
+ + + +

 

При подборе музыкального материала, учитель опирался на возрастные особенности учащихся.

 

 

Аспект: организационно-практический компонент современного урока:

1. средства, используемые на уроке:

Наглядные ТСО (аудио, видео) Раздаточный материал практические Словесные
+ + + + +

 

2. Учебные действия, предлагаемые учащимися. Актуализированные психические процессы:

Процессы действия Внимание Память Мышление Воображение речь Чувства Воля
Да + + + + + + +
нет              

 

Общий обзор по уроку:

· у учащихся не было ситуации выбора, они просто выполняли заданные им задания;

· учащиеся не задавали вопросов;

· поддержку детей на уроке учитель осуществлял с помощью похвалы (улыбки);

· если ребёнок отвечал не верно, Анастасия пыталась исправить, но иногда у неё это плохо получалось. Иногда она просто неверные ответы детей пропускала, а иногда говорила правильный ответ.

 

 

Аспект: современные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности на уроке:

На уроке давали самостоятельные работы, после которых ученики сами себя оценивали, они читали свои ответы, и учитель, если хвалил детей.

Результативные действия учащихся на уроке:

Варианты Количество
Ответы на вопросы учителя (фронтально) +
Ответы на вопросы учителя (индивидуально) +
Записи в тетрадях -
Идеи, гипотезы. Предложения (от групп или индивидуально) -
Схемы, рисунки -
Алгоритмы -

Анализ урока Мишкиной Анастасии:

Вначале хочу отметить то, что конспект, который готовился к этому уроку, полностью не структурирован, что повлияло на работу Анастасии.

  Для учителя это был первый урок, проведенный целиком, поэтому для нее он был особенно сложным. Дети вошли в класс под музыку из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок», это позволило сразу ввести их в атмосферу урока. Затем учителем была проведена беседа о прозвучавшей музыке. Следует отметить, что Анастасия сразу установила хороший темп урока и доброжелательный тон общения. Ей не удалось привлечь внимание детей и достаточно хорошо настроить их на урок, поэтому ребята часто отвлекались, шумели, на уроке не держалась дисциплина. Мне кажется, что это было связано с тем, что она недостаточно хорошо знала материал урока и плохо в нем ориентировалась. 

Затем детям было предложено поучаствовать в музыкально-дидактической игре на определение лада «Солнышко-туча». Учителем было исполнено несколько музыкальных фрагментов («Ноябрь» - «Октябрь»…), во время прослушивания которых, детям нужно было показывать что они слышали: если мажор - раскрытые ладони (солнышко), минор - закрытые (туча). Детям не всегда удавалось верно определить лад, а учитель не всегда мог аргументировано объяснить и охарактеризовать звучание мажора или минора в музыкальных фрагментах и направить детей на верный ответ.

В певческой деятельности было продолжено разучивание песни   

П.И. Чайковского «Мой Лизочек». Дети исполнили на уроке первый куплет песни, как на концерте. Затем учитель перешел к работе над вторым куплетом. Был хорошо выстроен первый звук (сначала Анастасия выстроила первый звук на каждой колонке, затем всем классом). Но в целом разучивание песни прошло недостаточно хорошо. Многое осталось незамеченным учителем - недостаточное пропевание гласных, напевность звука, не были отработаны окончания фраз

(«Так уж маЛ»). Не хватало работы над выразительностью фразы и более четкого, понятного дирижерского жеста. Учитель так и не добился правильного исполнения ритмического рисунка в песне. Разучивание было хаотичным, поэтому не удалось собрать внимание детей.

После работы над песней учитель предложил прослушать уже знакомое детям музыкальное произведение «На тройке» П.И. Чайковского, после чего был проведен анализ пьесы. Определив трехчастную форму в произведении (АВА), детям было дано задание охарактеризовать каждую из его частей.

Дети с интересом выполняли это задание, хотя иногда все же их внимание было сложно удержать. Этот этап урока был организован учителем достаточно хорошо.

В целом урок прошел не очень удачно. Из-за недостаточной подготовленности к уроку, Анастасия не всегда чувствовала себя уверенно перед классом, из-за этого было сложно осуществлять управление детьми и взаимодействие с ними. Несмотря на хорошо выстроенную драматургию урока, он остался незавершенным. Анастасия не рассчитала время, и завершение урока получилось несколько скомканным, обобщения не было, поэтому не удалось подвести итог урока и закрепить пройденный материал.

Несмотря на это мне понравилось, что в классе была хорошая, добрая и светлая атмосфера. Дети в этом классе довольно спокойные. Анастасия очень эмоциональна и артистична, поэтому я думаю, в будущем учителю удастся провести более удачные и яркие уроки.

 

 

Конспект и самоанализ урока музыки:

Учитель: Козырева Инга Олеговна.

Методист: доцент Б.С. Рачина.

Дата: 02.12.2010

Время: 9:55-10:35

Класс: 2 «в»

Программа: Д. Кабалевский.

Тема: Танцы.

Цель: Расширять представления детей о жанре «танец».

Задачи:

· актуализировать представления учащихся о жанре «танец»;

· расширить понимание учащихся о танце «вальс»;

· познакомить с новыми видами танца: «менуэт» и «полонез»;

· добиваться осознанного восприятия музыкальных образов.

Методы:

· словесные (беседа, диалог, разъяснение, пояснение);

· наглядные (зрительная и слуховая наглядность);

· метод сравнения;

· метод эмоциональной драматургии.

 

Основные понятия, изучаемые на уроке:

песня вальс К.Сен-Санс  
танец полька В.А. Моцарт балет
марш менуэт П.И. Чайковский  

Задания для учащихся:

· выразительно исполнить песню «Слон и Скрипочка» В. Кикты;

· исполнить менуэт под музыку В.А. Моцарта;

· уметь различать танцы вальс и полька;

· внимательно послушать «Полонез» П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро».

 

 

Оборудование:

· музыкальный центр;

· доска;

· фортепиано;

· проектор;

· компьютер.

 

 

Структура урока:

 

Вид деятельности Музыкальный материал Время (мин)
1 Вход в класс, приветствие К. Сен-Санс «Слон» из сюиты «Карнавал животных», Попевка «Здравствуйте, ребята» 3
2 Певческая деятельность Муз. В. Кикты, сл. В. Татаринова «Слон и скрипочка»   15
3 Музыкально-пластическая деятельность В.А. Моцарт «Менуэт» 7
4 Слушательская деятельность В.А. Моцарт «Менуэт»,  П. И. Чайковский «Полонез» из балета «Лебединое озеро» 13
  Обобщение   2

 

Содержание урока:

Вход в класс, приветствие:

У: Здравствуйте ребята, давайте с вами поприветствуем друг друга. Распевание: «Здравствуйте ребята, добрый день».

У: Ребята, кто узнал музыку, под которую мы вошли? В каком жанре она написана?

Д: Танец.

У: Какой танец?

Д: Вальс.

У: Правильно.

У: Вальс, который написал французский композитор Камиль Сен-Санс.

Показываю портрет композитора.

Певческая деятельность:

У: Я вам сегодня принесла новую песню, послушайте, о чём она?

Пою песню В. Кикты «Слон и скрипочка».

У: Кто услышал, какие персонажи встречались в песне?

Д: Слон, сверчок, скрипочка.

У: Молодцы.

У: Ребята, кто слышал, какие звуки издаёт сверчок?

Д: Он трещит.

У: Давайте послушаем… Кажется, что сверчок играет на маленькой скрипочке… В сказках его тоже часто рисуют со скрипочкой. Например, в сказке про «Золотой ключик».

Показываю слайд с изображением сверчка из сказки.

У нас в музыке музыкальный сверчок.

У: Про какого персонажа из песни, я вам сейчас расскажу:

 

Очень много силы в нём

Ростом он почти, что с дом

У него огромный нос

Будто нос лет тысячу рос.

Д: Слон.

У: Ребята, а где мы еще встречали этого персонажа?

Д: Танец - вальс, пьеса «Слоны».

У: Это два одинаковых слона?

Д: Нет.

У: Чем они отличаются?

Играю начало пьесы «Слоны» К. Сен-Санса.

Д: Первый звучит низко, он неуклюжий, большой, неповоротливый, а второй - смешной.

У: Ребята, а какой это жанр?

Д: Песня.

У: Танцевать под неё можно?

Д: Да, это танец.

У: Какой?

Д: Полька.

У: В этом произведении, которое мы с вами пели, присутствует два жанра: песня и танец.

У: Сегодня мы с вами начнём её учить.

Пою первую фразу, прошу детей найти главные слова, затем дети поют первую фразу.

У: Вам понравилось как мы спели?

Д: Нет.

У: Ребята, что вам не понравилось? Как вы думаете, какое там главное слово?

Д: Смычок.

У: Давайте с вами споём ещё раз первую фразу.

Подсказываю слова.

У: Послушайте первый звук-поём.

У: Молодцы, вам понравилось?

Д: Да.

У: Давайте, с вами соединим две фразы, но сначала выстроим первый звук. Дети выстраивают первый звук, поют две фразы.

У: Ребята, а как вы думаете, эти фразы похожи?

Д: Да.

У: Чем?

Д: Мелодией.

У: Давайте встанем и споём от начала до конца, а я вам сыграю, обратите внимание, вначале есть небольшое вступление. Послушайте его и остановитесь на первом звуке.

Дети слушают вступление, останавливаются на фермате на первом звуке, затем исполняют первый куплет песни как на концерте.

У: Ребята, вот мы с вами спели песню, на какой танец она похожа?

Д: Полька.

Основные этапы работы над песней:

· читаю слова первого куплета, разъясняя значения непонятных для детей слов.

· пою первую фразу, прошу детей пропеть про себя;

· слежу за правильной певческой установкой;

· дети под моим руководством выстраивают первый звук, поют первую фразу, находят главные слова во фразе;

· пою вторую фразу, сравниваю вместе с детьми первую и вторую фразы, соединяем две фразы;

· пою третье и четвертое предложение, последовательно выучиваю с детьми мелодию, сравниваю окончания третьего и четвертого предложения («маленький сверчок»);

· концертное исполнение первого куплета песни.

Музыкально-пластическая деятельность:

У: Какие танцы вы знаете?

Д: Полька, вальс…

У: В разные времена танцевали разные танцы. Сегодня мы с вами отправимся во времена «Золушки», тогда танцевали старинный французский танец, который называется «менуэт». Менуэт в переводе с французского языка означает «маленький шаг». Менуэт, который мы сегодня послушаем, написал австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт.

Показываю портрет композитора.

Играю «Менуэт» В.А. Моцарт.

У: Ребята, а кто в те времена танцевал этот танец?

Д: Принцы, принцессы, король, королева, люди.

У: Менуэт был очень популярен в те времена. Дамы танцевали его в красивых платьях и делали грациозные реверансы и повороты.

Показываю движения детям.

У: А кавалеры кланялись. Сейчас мы с вами представим себя принцессами в красивых платьях и принцами в камзолах и тоже попробуем исполнить менуэт.

Дети исполняют пластический этюд «Менуэт» под музыку В.А. Моцарта.

Слушательская деятельность:

У: Молодцы, вы все очень хорошо танцевали.

У: Ребята, как называется, музыкальный спектакль, где все танцуют?

Д: Балет

У: Правильно, вальс, из какого балета мы с вами слушали и смотрели?

Д: «Спящая красавица».

У: Сегодня мы с вами послушаем еще один танец из другого балета, который называется «Лебединое озеро». Оба эти балета написал великий русский композитор П.И. Чайковский.

Показываю портрет композитора.

А танец называется «Полонез».

Звучит «Полонез» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.

У: Вам понравилась музыка?

Д: Да.

У: Чем?

Д: Яркая, весёлая, торжественная, праздничная.

У: Правильно, молодцы. Полонезом всегда открывались балы, чтобы подчеркнуть их торжественность и характер праздника.

Обобщение:

У: Ребята, что мы сегодня узнали нового? С какими танцами познакомились?

Д: полонез, менуэт.

У: а композиторы, которые их написали?

Д:.П.И. Чайковский и В.А. Моцарт.

У: Всем спасибо за внимание. Урок окончен.

Самоанализ урока:

Начну с того, что это был мой первый полный урок, до этого я проводила 4 фрагмента. Я его проводила во 2 классе. Класс довольно спокойный и эмоциональный. Вначале урока я попыталась организовать детей и сразу установить дисциплину. Дети входили под знакомую им музыку (П.И. Чайковский «Спящая красавица»). Данный урок состоял из различных видов деятельности (певческая, слушательская, музыкально-пластическая), поэтому дети меньше уставали и лучше воспринимали материал. С самого начала я задала довольно хороший темп, распевание прошло хорошо, правда, конечно, не добилась хорошего звука, потому следила за временем, и приходилось просто останавливаться и переходить к следующей части. Я была немного рассеяна на уроке, думаю, что в будущем мне просто надо делать некий план урока и на него опираться, я просто иногда забывала, а что же дальше,… но думаю, что это просто дело навыка. Дети активно отвечали на вопросы, в классе была хорошая и теплая атмосфера. Я общалась с детьми доброжелательно, и это сохранялось до конца урока. Дети шли мне навстречу. Я считаю, что у меня с детьми было хорошее взаимодействие. Мне не хватало на уроке артистизма и большей эмоциональности, но это было компенсировано тем, что в уроке было использовано много наглядных примеров: слайды, видеозапись, портреты композиторов. При слушании я выключала свет, чтобы дети могли проникнуться музыкой. Я хорошо и ловко обращалась со всей техникой, что сглаживало большинство моих недостатков. Мне кажется, иногда я была немного вялая на уроке, и это снижало активность детей, но музыкально-пластическая деятельность, показ слайдов, слушание музыки помогали их снова активизировать.

    Певческая деятельность. Я хорошо показала песню «Слон и скрипочка», дети с восторгом слушали, и потом мы её разучивали, я попыталась от детей добиться хорошего звука, конечно, не всё вышло, но то что я хотела многое получилось. Дети с удовольствием выполняли все мои задания, активно отвечали на вопросы. Кульминацией урока была певческая деятельность (разучивание песни «Слон и скрипочка»). Детям очень понравилась песня. Это был единственный из всех уроков, который почти уложился по времени. Мне не хватает собранности и активности на уроках, и не всегда, получается, четко выстроить последовательность заданий, которые я даю детям, чтобы не задавать им сразу несколько вопросов. Но иногда у меня получалось кратко и понятно сформулировать задачи и вопросы в понятной для детей форме. После первого проведенного мной урока, я почувствовала, какую важную роль на уроке играют уверенность, организованность, артистизм и эмоциональность в моём голосе и в движениях. Практически все задачи, которые я хотела реализовать на уроке, были решены.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: