Сделал стул, чтоб слушать эхо,
И кричал, и кричал».
♫ Слушательская деятельность:
У. Ребята, на улице такая сказочная погода, у меня эта погода ассоциируется с одним произведением, я вам сейчас его поставлю, вы послушаете и скажете согласны со мной или нет.
Ставлю «Ноябрь» П.И. Чайковского.
Д. …
У. Ребята, это уже знакомая для вас музыка?
Д. Да
У. А кто мне скажет кто композитор?
Д. П.И. Чайковский
Учитель показывает слайд с композитором.
У. А как называется?
Д. «Ноябрь» На тройке.
♫ Самостоятельная работа:
У. Молодцы, ребята, у вас на партах лежат листочки, я вам сейчас поставлю эту музыку ещё раз, а вы попробуйте охарактеризовать её, какая она на ваш взгляд. Вы заметили, что у меня листочек разделён на три части АВА?
Д.Да.
У. Эта музыка тоже разделена на три части, и я хочу, чтобы вы охарактеризовали каждую часть, сначала первую, затем вторую и третью, чтобы вы не запутались, где какая часть я вам помогу.
Ставлю первую часть.
У.Ребята, что у вас получилось? Только давайте договоримся, что повторяться не будем.
|
|
Дети отвечают.
У. Ставлю вторую часть.
Спрашиваю, что получилось.
Ставлю третью часть. Обобщаем всё, что написали дети.
У. Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие в сказку?
Д.Да.
♫ Обобщение:
У. Ребята, а кто мне напомнит, в каких сказках мы сегодня побывали?
Д. «Золотой Петушок», «Конёк Горбунок», «Мой Лизочек»
У. Молодцы ребята, в следующий раз мы продолжим наше путешествие!
Анализ урока Мишкиной Анастасии:
♫ Аспектный анализ урока
· Цели и задачи сформулированы не очень хорошо.
Да | Скорее, да | Скорей, нет | Нет | |
Эмоционально привлекательно | + | |||
Чётко | + | |||
Кратко | + | |||
доходчиво | + |
· Формулировка целей для учащихся осуществлена:
1. через содержание и тему;
2. через действия.
· Постановка данной цели вызвана:
3. программой;
4. интересами учащихся.
· Цель урока учителем не была достигнута, это выразилось в недоученном музыкальном материале.
♫ Аспект: современные подходы к работе содержания урока:
Основные способы работы: рассказ, обсуждение.
Ведущая идея урока: рассказать детям о разных операх, музыки.
Учебный материал: Для учащихся музыкальный материал был совершенно новый, поэтому Насте было сложно ориентироваться. Музыкальный материал расширял знания учащихся и помогал им ответить на вопросы, которые пытался формулировать учитель.
Стиль мышления, на который был рассчитан материал урока:
Абстрактно-последовательный (интеллектуальные) | Абстрактно-случайный (эмоциональные) | Конкретно-случайный (интуитивный) | Конкретно-последовательный (деятельностные) |
+ | + | + | + |
|
|
При подборе музыкального материала, учитель опирался на возрастные особенности учащихся.
♫ Аспект: организационно-практический компонент современного урока:
1. средства, используемые на уроке:
Наглядные | ТСО (аудио, видео) | Раздаточный материал | практические | Словесные |
+ | + | + | + | + |
2. Учебные действия, предлагаемые учащимися. Актуализированные психические процессы:
Процессы действия | Внимание | Память | Мышление | Воображение | речь | Чувства | Воля |
Да | + | + | + | + | + | + | + |
нет |
Общий обзор по уроку:
· у учащихся не было ситуации выбора, они просто выполняли заданные им задания;
· учащиеся не задавали вопросов;
· поддержку детей на уроке учитель осуществлял с помощью похвалы (улыбки);
· если ребёнок отвечал не верно, Анастасия пыталась исправить, но иногда у неё это плохо получалось. Иногда она просто неверные ответы детей пропускала, а иногда говорила правильный ответ.
♫ Аспект: современные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности на уроке:
На уроке давали самостоятельные работы, после которых ученики сами себя оценивали, они читали свои ответы, и учитель, если хвалил детей.
Результативные действия учащихся на уроке:
Варианты | Количество |
Ответы на вопросы учителя (фронтально) | + |
Ответы на вопросы учителя (индивидуально) | + |
Записи в тетрадях | - |
Идеи, гипотезы. Предложения (от групп или индивидуально) | - |
Схемы, рисунки | - |
Алгоритмы | - |
Анализ урока Мишкиной Анастасии:
Вначале хочу отметить то, что конспект, который готовился к этому уроку, полностью не структурирован, что повлияло на работу Анастасии.
Для учителя это был первый урок, проведенный целиком, поэтому для нее он был особенно сложным. Дети вошли в класс под музыку из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок», это позволило сразу ввести их в атмосферу урока. Затем учителем была проведена беседа о прозвучавшей музыке. Следует отметить, что Анастасия сразу установила хороший темп урока и доброжелательный тон общения. Ей не удалось привлечь внимание детей и достаточно хорошо настроить их на урок, поэтому ребята часто отвлекались, шумели, на уроке не держалась дисциплина. Мне кажется, что это было связано с тем, что она недостаточно хорошо знала материал урока и плохо в нем ориентировалась.
Затем детям было предложено поучаствовать в музыкально-дидактической игре на определение лада «Солнышко-туча». Учителем было исполнено несколько музыкальных фрагментов («Ноябрь» - «Октябрь»…), во время прослушивания которых, детям нужно было показывать что они слышали: если мажор - раскрытые ладони (солнышко), минор - закрытые (туча). Детям не всегда удавалось верно определить лад, а учитель не всегда мог аргументировано объяснить и охарактеризовать звучание мажора или минора в музыкальных фрагментах и направить детей на верный ответ.
В певческой деятельности было продолжено разучивание песни
П.И. Чайковского «Мой Лизочек». Дети исполнили на уроке первый куплет песни, как на концерте. Затем учитель перешел к работе над вторым куплетом. Был хорошо выстроен первый звук (сначала Анастасия выстроила первый звук на каждой колонке, затем всем классом). Но в целом разучивание песни прошло недостаточно хорошо. Многое осталось незамеченным учителем - недостаточное пропевание гласных, напевность звука, не были отработаны окончания фраз
(«Так уж маЛ»). Не хватало работы над выразительностью фразы и более четкого, понятного дирижерского жеста. Учитель так и не добился правильного исполнения ритмического рисунка в песне. Разучивание было хаотичным, поэтому не удалось собрать внимание детей.
|
|
После работы над песней учитель предложил прослушать уже знакомое детям музыкальное произведение «На тройке» П.И. Чайковского, после чего был проведен анализ пьесы. Определив трехчастную форму в произведении (АВА), детям было дано задание охарактеризовать каждую из его частей.
Дети с интересом выполняли это задание, хотя иногда все же их внимание было сложно удержать. Этот этап урока был организован учителем достаточно хорошо.
В целом урок прошел не очень удачно. Из-за недостаточной подготовленности к уроку, Анастасия не всегда чувствовала себя уверенно перед классом, из-за этого было сложно осуществлять управление детьми и взаимодействие с ними. Несмотря на хорошо выстроенную драматургию урока, он остался незавершенным. Анастасия не рассчитала время, и завершение урока получилось несколько скомканным, обобщения не было, поэтому не удалось подвести итог урока и закрепить пройденный материал.
Несмотря на это мне понравилось, что в классе была хорошая, добрая и светлая атмосфера. Дети в этом классе довольно спокойные. Анастасия очень эмоциональна и артистична, поэтому я думаю, в будущем учителю удастся провести более удачные и яркие уроки.
Конспект и самоанализ урока музыки:
Учитель: Козырева Инга Олеговна.
Методист: доцент Б.С. Рачина.
Дата: 02.12.2010
Время: 9:55-10:35
Класс: 2 «в»
Программа: Д. Кабалевский.
Тема: Танцы.
Цель: Расширять представления детей о жанре «танец».
Задачи:
· актуализировать представления учащихся о жанре «танец»;
· расширить понимание учащихся о танце «вальс»;
· познакомить с новыми видами танца: «менуэт» и «полонез»;
· добиваться осознанного восприятия музыкальных образов.
Методы:
· словесные (беседа, диалог, разъяснение, пояснение);
· наглядные (зрительная и слуховая наглядность);
· метод сравнения;
· метод эмоциональной драматургии.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
песня | вальс | К.Сен-Санс | |
танец | полька | В.А. Моцарт | балет |
марш | менуэт | П.И. Чайковский |
Задания для учащихся:
|
|
· выразительно исполнить песню «Слон и Скрипочка» В. Кикты;
· исполнить менуэт под музыку В.А. Моцарта;
· уметь различать танцы вальс и полька;
· внимательно послушать «Полонез» П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро».
Оборудование:
· музыкальный центр;
· доска;
· фортепиано;
· проектор;
· компьютер.
Структура урока:
№ | Вид деятельности | Музыкальный материал | Время (мин) |
1 | Вход в класс, приветствие | К. Сен-Санс «Слон» из сюиты «Карнавал животных», Попевка «Здравствуйте, ребята» | 3 |
2 | Певческая деятельность | Муз. В. Кикты, сл. В. Татаринова «Слон и скрипочка» | 15 |
3 | Музыкально-пластическая деятельность | В.А. Моцарт «Менуэт» | 7 |
4 | Слушательская деятельность | В.А. Моцарт «Менуэт», П. И. Чайковский «Полонез» из балета «Лебединое озеро» | 13 |
Обобщение | 2 |
Содержание урока:
♫ Вход в класс, приветствие:
У: Здравствуйте ребята, давайте с вами поприветствуем друг друга. Распевание: «Здравствуйте ребята, добрый день».
У: Ребята, кто узнал музыку, под которую мы вошли? В каком жанре она написана?
Д: Танец.
У: Какой танец?
Д: Вальс.
У: Правильно.
У: Вальс, который написал французский композитор Камиль Сен-Санс.
Показываю портрет композитора.
♫ Певческая деятельность:
У: Я вам сегодня принесла новую песню, послушайте, о чём она?
Пою песню В. Кикты «Слон и скрипочка».
У: Кто услышал, какие персонажи встречались в песне?
Д: Слон, сверчок, скрипочка.
У: Молодцы.
У: Ребята, кто слышал, какие звуки издаёт сверчок?
Д: Он трещит.
У: Давайте послушаем… Кажется, что сверчок играет на маленькой скрипочке… В сказках его тоже часто рисуют со скрипочкой. Например, в сказке про «Золотой ключик».
Показываю слайд с изображением сверчка из сказки.
У нас в музыке музыкальный сверчок.
У: Про какого персонажа из песни, я вам сейчас расскажу:
Очень много силы в нём
Ростом он почти, что с дом
У него огромный нос
Будто нос лет тысячу рос.
Д: Слон.
У: Ребята, а где мы еще встречали этого персонажа?
Д: Танец - вальс, пьеса «Слоны».
У: Это два одинаковых слона?
Д: Нет.
У: Чем они отличаются?
Играю начало пьесы «Слоны» К. Сен-Санса.
Д: Первый звучит низко, он неуклюжий, большой, неповоротливый, а второй - смешной.
У: Ребята, а какой это жанр?
Д: Песня.
У: Танцевать под неё можно?
Д: Да, это танец.
У: Какой?
Д: Полька.
У: В этом произведении, которое мы с вами пели, присутствует два жанра: песня и танец.
У: Сегодня мы с вами начнём её учить.
Пою первую фразу, прошу детей найти главные слова, затем дети поют первую фразу.
У: Вам понравилось как мы спели?
Д: Нет.
У: Ребята, что вам не понравилось? Как вы думаете, какое там главное слово?
Д: Смычок.
У: Давайте с вами споём ещё раз первую фразу.
Подсказываю слова.
У: Послушайте первый звук-поём.
У: Молодцы, вам понравилось?
Д: Да.
У: Давайте, с вами соединим две фразы, но сначала выстроим первый звук. Дети выстраивают первый звук, поют две фразы.
У: Ребята, а как вы думаете, эти фразы похожи?
Д: Да.
У: Чем?
Д: Мелодией.
У: Давайте встанем и споём от начала до конца, а я вам сыграю, обратите внимание, вначале есть небольшое вступление. Послушайте его и остановитесь на первом звуке.
Дети слушают вступление, останавливаются на фермате на первом звуке, затем исполняют первый куплет песни как на концерте.
У: Ребята, вот мы с вами спели песню, на какой танец она похожа?
Д: Полька.
Основные этапы работы над песней:
· читаю слова первого куплета, разъясняя значения непонятных для детей слов.
· пою первую фразу, прошу детей пропеть про себя;
· слежу за правильной певческой установкой;
· дети под моим руководством выстраивают первый звук, поют первую фразу, находят главные слова во фразе;
· пою вторую фразу, сравниваю вместе с детьми первую и вторую фразы, соединяем две фразы;
· пою третье и четвертое предложение, последовательно выучиваю с детьми мелодию, сравниваю окончания третьего и четвертого предложения («маленький сверчок»);
· концертное исполнение первого куплета песни.
♫ Музыкально-пластическая деятельность:
У: Какие танцы вы знаете?
Д: Полька, вальс…
У: В разные времена танцевали разные танцы. Сегодня мы с вами отправимся во времена «Золушки», тогда танцевали старинный французский танец, который называется «менуэт». Менуэт в переводе с французского языка означает «маленький шаг». Менуэт, который мы сегодня послушаем, написал австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт.
Показываю портрет композитора.
Играю «Менуэт» В.А. Моцарт.
У: Ребята, а кто в те времена танцевал этот танец?
Д: Принцы, принцессы, король, королева, люди.
У: Менуэт был очень популярен в те времена. Дамы танцевали его в красивых платьях и делали грациозные реверансы и повороты.
Показываю движения детям.
У: А кавалеры кланялись. Сейчас мы с вами представим себя принцессами в красивых платьях и принцами в камзолах и тоже попробуем исполнить менуэт.
Дети исполняют пластический этюд «Менуэт» под музыку В.А. Моцарта.
♫ Слушательская деятельность:
У: Молодцы, вы все очень хорошо танцевали.
У: Ребята, как называется, музыкальный спектакль, где все танцуют?
Д: Балет
У: Правильно, вальс, из какого балета мы с вами слушали и смотрели?
Д: «Спящая красавица».
У: Сегодня мы с вами послушаем еще один танец из другого балета, который называется «Лебединое озеро». Оба эти балета написал великий русский композитор П.И. Чайковский.
Показываю портрет композитора.
А танец называется «Полонез».
Звучит «Полонез» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.
У: Вам понравилась музыка?
Д: Да.
У: Чем?
Д: Яркая, весёлая, торжественная, праздничная.
У: Правильно, молодцы. Полонезом всегда открывались балы, чтобы подчеркнуть их торжественность и характер праздника.
♫ Обобщение:
У: Ребята, что мы сегодня узнали нового? С какими танцами познакомились?
Д: полонез, менуэт.
У: а композиторы, которые их написали?
Д:.П.И. Чайковский и В.А. Моцарт.
У: Всем спасибо за внимание. Урок окончен.
Самоанализ урока:
Начну с того, что это был мой первый полный урок, до этого я проводила 4 фрагмента. Я его проводила во 2 классе. Класс довольно спокойный и эмоциональный. Вначале урока я попыталась организовать детей и сразу установить дисциплину. Дети входили под знакомую им музыку (П.И. Чайковский «Спящая красавица»). Данный урок состоял из различных видов деятельности (певческая, слушательская, музыкально-пластическая), поэтому дети меньше уставали и лучше воспринимали материал. С самого начала я задала довольно хороший темп, распевание прошло хорошо, правда, конечно, не добилась хорошего звука, потому следила за временем, и приходилось просто останавливаться и переходить к следующей части. Я была немного рассеяна на уроке, думаю, что в будущем мне просто надо делать некий план урока и на него опираться, я просто иногда забывала, а что же дальше,… но думаю, что это просто дело навыка. Дети активно отвечали на вопросы, в классе была хорошая и теплая атмосфера. Я общалась с детьми доброжелательно, и это сохранялось до конца урока. Дети шли мне навстречу. Я считаю, что у меня с детьми было хорошее взаимодействие. Мне не хватало на уроке артистизма и большей эмоциональности, но это было компенсировано тем, что в уроке было использовано много наглядных примеров: слайды, видеозапись, портреты композиторов. При слушании я выключала свет, чтобы дети могли проникнуться музыкой. Я хорошо и ловко обращалась со всей техникой, что сглаживало большинство моих недостатков. Мне кажется, иногда я была немного вялая на уроке, и это снижало активность детей, но музыкально-пластическая деятельность, показ слайдов, слушание музыки помогали их снова активизировать.
Певческая деятельность. Я хорошо показала песню «Слон и скрипочка», дети с восторгом слушали, и потом мы её разучивали, я попыталась от детей добиться хорошего звука, конечно, не всё вышло, но то что я хотела многое получилось. Дети с удовольствием выполняли все мои задания, активно отвечали на вопросы. Кульминацией урока была певческая деятельность (разучивание песни «Слон и скрипочка»). Детям очень понравилась песня. Это был единственный из всех уроков, который почти уложился по времени. Мне не хватает собранности и активности на уроках, и не всегда, получается, четко выстроить последовательность заданий, которые я даю детям, чтобы не задавать им сразу несколько вопросов. Но иногда у меня получалось кратко и понятно сформулировать задачи и вопросы в понятной для детей форме. После первого проведенного мной урока, я почувствовала, какую важную роль на уроке играют уверенность, организованность, артистизм и эмоциональность в моём голосе и в движениях. Практически все задачи, которые я хотела реализовать на уроке, были решены.