Реформы 1860-1870-х годов в России их влияние на социально-экономическое
развитие страны
Земская,Городская, Судебная, Военная Университетская Цензурная Финансовая
Школьная Отмена крепостного права.
Цель реформ: привести Гос-во и административное управление в соответствие
с новой социальной структурой в кот крестьяне получили бы свободу и
провести модернизацию страны.
Земская 1864.
С освобождением крестьян потребовалось создать всесословный органов
местного самоуправления, но высокий имущественный ценз привело к
преобладанию помещиков. Земства были лишены каких-либо политических фун-
кций.Сфера их деятельности касалась лишь хоз забот (назначению денежных
сборов на местные нужды, под-держка путей сообщения, здравохранение
)Земства находились под контролем центральных и мест властей, кот могли
приостановить любое постановление.
Городская.
«Городское положение» 1870 г создало в городах всесословные органы –
городскую думу. Она занималась вопро-сами благосостояния гор, попечение о
|
|
торговле и т.д. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и
земства они находились под строгим контролем правительства.
Судебная 1864-1866
1864 вышел «Новый судебный устав»(Замятин) кот вводил новую систему
судопроизводства Характеристика: независимость от администрации, не
сменяемость судей, гласность, наличие присяжных заседателей (12 чел)
разграничение компетенций судебных инстанций (мелкие гражданские дела
рассматривались в мировом суде, уголовные тяжкие – в окружном,
политические – в судебной палате); высший судебный институт-Сенат; адво-
катура независима. Созданная система отражала современные тенденции
мировой судебной практики. Однако правительство все-таки оставило много
лазеек для вмешательства в судопроизводство.
Мировой суд => съезд мировых судей => окружной суд => судебная палата =>
Сенат
Военная.
Встала необходимость создать армию, обладающую запасом личного состава,
современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. В 1874
вышел закон о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет.
Срок дейстствительной службы в сухопутных войсках –6 лет, на флоте 7. Срок
службы значительно сокращался в зависимости от образовательного ценза.
Лица имевшие высшее образование служили пол года. В 60-ых началось
перевооружение армии: замена гладкоствольных орудий на нарезные, введена
система стальных артиллерийских орудий, улучшен конный парк. Особое
значение имело развитие парового флота. Для подготовки офицерских кадров
создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и
|
|
академии. Реформа позволила сократить численность армии в мирное время и
вместе с тем поднять её обороноспособность.
Школьная
Потребовались изменения в системе образования. в 1864 г были изданы
«Устав гимназий» и «Положение о народных училищах» регламентировавшие
начальное и среднее образование. Фактически было введено всесословное
образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские,
воскресные, частные школы Гимназии были разделены на классические и
реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за
обучение.
Университетская.
В 1863 г новый Устав вернул университетам автономию, ликвидированную
Николаем 1 в 1835. В них восстановилось самостоятельность решений
административно-финансовых и научно-преподавательских вопросов.
Цензурная
В 1865 были введены «Временные правила» о печати. Они отменили
предварительную цензуру для ряда изданий, но оно не распространялось на
провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60
правительство стало издавать указы сводившие на нет все положения реформы
образования и цензуры.
Отмена крепостного права 19 февраля 1861 проект реформы подписал Александр
2. об отмене крепостного права возвестил Манифест «о Всемилостивейшем
даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских
обитателей…»кот основывался на 3-х моментов: личное освобождение,
наделение землей и выкупная сделка.
Основные положения реформы: была предоставлена личная свобода;земля
признавалась собствтью помещика; кр-нин получал в пользование свои хоз
постройки и опред кол-во земель;кр-не должны были выкупить получ
землю. Механизм выплаты: 20 % стоимости земли кр-н непосредственно платил
помещику (либо 40 дней в году барщина). 80% стоимости земель за кр-на
помещику сразу выплачивало г-во. А кр-н должен был в теч 49 лет этот долг
вернуть г-ву. В том случае, если кр-н мог сразу выкупиться, но помещик этого
не хотел, то в теч 20 лет помещик имел право на условиях временно
обязанного. вышедшие из креп зав-ти кр-не объединялись в сельские общины.
Позитивные последствия: В Рос было отменено рабство, кр-во получило личную
свободу; реф способствовала развитию капиталистических отн-й в России Негативные
последствия: существовала кабала с выкупом земель для кр-н. За этот период
выкупные платежи были отменены в 1906 году, кр-не выплатили г-ву в 3 раза
больше стоимости земель; реф-ма породила проблему малоземелья кр-н;
замкнутость и привязанность с с/общине тормозили развитие кап отношений, а
именно: не было свободного ухода, замедлялся процесс дифференциации, с/о
придерживалась уравнит принципа, не было возможности использовать новую
технику.В России сохранялось помещичье землевлад-е. Развитие кап-ма в
России пошло по Прусскому пути.
Итоги: Реформы носили прогрессивный характер, они начали закладывать
основу для эволюционного пути развития страны. Рос приблизилась к
современной европейской соц-поллит модели. Был сделан шаг по расширению
роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную
монархию. Специ-фических хар. Реформ был вызван традиционной слабостью рос
буржуазии и полит инертностью народа.