Реформы 60-х и контрреформы 80-х годов 19 века, их исторические последствия для будущего государственного устройства России

 

Реформы 1860-1870-х годов в России их влияние на социально-экономическое

развитие страны

Земская,Городская, Судебная, Военная Университетская Цензурная Финансовая

Школьная Отмена крепостного права.

Цель реформ: привести Гос-во и административное управление в соответствие

с новой социальной структурой в кот крестьяне получили бы свободу и

провести модернизацию страны.

Земская 1864.

С освобождением крестьян потребовалось создать всесословный органов

местного самоуправления, но высокий имущественный ценз привело к

преобладанию помещиков. Земства были лишены каких-либо политических фун-

кций.Сфера их деятельности касалась лишь хоз забот (назначению денежных

сборов на местные нужды, под-держка путей сообщения, здравохранение

)Земства находились под контролем центральных и мест властей, кот могли

приостановить любое постановление.

Городская.

«Городское положение» 1870 г создало в городах всесословные органы –

городскую думу. Она занималась вопро-сами благосостояния гор, попечение о

торговле и т.д. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и

земства они находились под строгим контролем правительства.

Судебная 1864-1866

1864 вышел «Новый судебный устав»(Замятин) кот вводил новую систему

судопроизводства Характеристика: независимость от администрации, не

сменяемость судей, гласность, наличие присяжных заседателей (12 чел)

разграничение компетенций судебных инстанций (мелкие гражданские дела

рассматривались в мировом суде, уголовные тяжкие – в окружном,

политические – в судебной палате); высший судебный институт-Сенат; адво-

катура независима. Созданная система отражала современные тенденции

мировой судебной практики. Однако правительство все-таки оставило много

лазеек для вмешательства в судопроизводство.

Мировой суд => съезд мировых судей => окружной суд => судебная палата =>

Сенат

Военная.

Встала необходимость создать армию, обладающую запасом личного состава,

современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. В 1874

вышел закон о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет.

Срок дейстствительной службы в сухопутных войсках –6 лет, на флоте 7. Срок

службы значительно сокращался в зависимости от образовательного ценза.

Лица имевшие высшее образование служили пол года. В 60-ых началось

перевооружение армии: замена гладкоствольных орудий на нарезные, введена

система стальных артиллерийских орудий, улучшен конный парк. Особое

значение имело развитие парового флота. Для подготовки офицерских кадров

создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и

академии. Реформа позволила сократить численность армии в мирное время и

вместе с тем поднять её обороноспособность.

Школьная

Потребовались изменения в системе образования. в 1864 г были изданы

«Устав гимназий» и «Положение о народных училищах» регламентировавшие

начальное и среднее образование. Фактически было введено  всесословное

образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские,

воскресные, частные школы Гимназии были разделены на классические и

реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за

обучение.

Университетская.

В 1863 г новый Устав вернул университетам автономию, ликвидированную

Николаем 1 в 1835. В них восстановилось самостоятельность решений

административно-финансовых и научно-преподавательских вопросов.

Цензурная

В 1865 были введены «Временные правила» о печати. Они отменили

предварительную цензуру для ряда изданий, но оно не распространялось на

провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60

правительство стало издавать указы сводившие на нет все положения реформы

образования и цензуры.

Отмена крепостного права 19 февраля 1861 проект реформы подписал Александр

2. об отмене крепостного права возвестил Манифест «о Всемилостивейшем

даровании крепостным людям  прав состояния свободных сельских

обитателей…»кот основывался на 3-х моментов: личное освобождение,

наделение землей и выкупная сделка.

Основные положения реформы: была предоставлена личная свобода;земля

признавалась собствтью помещика; кр-нин получал в пользование свои хоз

постройки и опред кол-во земель;кр-не должны были выкупить получ

землю. Механизм выплаты: 20 % стоимости земли кр-н непосредственно платил

помещику (либо 40 дней в году барщина). 80% стоимости земель за кр-на

помещику сразу выплачивало г-во. А кр-н должен был в теч 49 лет этот долг

вернуть г-ву. В том случае, если кр-н мог сразу выкупиться, но помещик этого

не хотел, то в теч 20 лет помещик имел право на условиях  временно

обязанного. вышедшие из креп зав-ти кр-не объединялись в сельские общины.

Позитивные последствия: В Рос было отменено рабство, кр-во получило личную

свободу; реф способствовала развитию капиталистических   отн-й в России Негативные

последствия: существовала кабала с выкупом земель для кр-н. За этот период

выкупные платежи были отменены в 1906 году, кр-не выплатили г-ву в 3 раза

больше стоимости земель; реф-ма породила проблему малоземелья кр-н;

замкнутость и привязанность с с/общине тормозили развитие кап отношений, а

именно: не было свободного ухода, замедлялся процесс дифференциации, с/о

придерживалась уравнит принципа, не было возможности использовать новую

технику.В России сохранялось помещичье землевлад-е. Развитие кап-ма в

России пошло по Прусскому пути.

Итоги: Реформы носили прогрессивный характер, они начали закладывать

основу для эволюционного пути развития страны. Рос приблизилась к

современной европейской соц-поллит модели.  Был сделан шаг по расширению

роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную

монархию. Специ-фических хар. Реформ был вызван традиционной слабостью рос

буржуазии и полит инертностью народа.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: