Методы индивидуальной супервизии

 

Педагогическое консультирование осуществляется, как правило, в двух формах: индивидуальной и групповой. Каждая из этих форм имеет свои преимущества и недостатки. Индивидуальное консультирование отличается особой степенью доверительности. Оно способно не только диагностировать трудности личностно-профессионального самоопределения и предложить персональные субъектно-окрашенные способы решения возникающих проблем с индивидуально рассчитанной калькуляцией соответствующих ресурсо- и энергозатрат, но и в значительной степени выполняет психологические и психотерапевтические функции.

В основе индивидуального консультирования лежит категория индивидуальности, понимаемая как неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

Поскольку учет индивидуальности клиента является важным условием обеспечения эффективности консультационного взаимодействия, консультанту необходимо знать основные подходы к этой категории, разработанные в современной науке.

В психологии с термином "индивидуальность" традиционно связывают изучение индивидуальных особенностей личности (прежде всего темперамента, характера, способностей). Индивидуальность — это "человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей", она "проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида" (12, 136).

Подход к человеку как к уникальности, отдельному микрокосму обусловил более широкое употребление термина "индивидуальность" при характеристике внутреннего духовного содержания, особого свойства личности, сущностного качества человека.

Для Б.Г.Ананьева индивидуальность - высший уровень развития личности: "Если личность - "вершина" всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это глубина личности и субъекта деятельности" (3).

С.А.Гильманов выделил ряд моментов, которые обусловили распространение термина "индивидуальность" в последние годы, когда усилился интерес общества к конкретным проявлениям личностных черт в различных видах деятельности:

· индивидуальность - высшая стадия развития личности, основной характеристикой которой является целостность, обусловливающая способность отстаивать и реализовывать личностные смыслы, установки, ценности;

· психологическое понимание индивидуальности опирается на представление о структуре личности, охватывая в единстве психофизиологические и психологические характеристики, но наибольший вес все чаще придается социально значимым чертам, тем чертам, которые проявляются в деятельности и общении;

· проявления индивидуальности (отдельные поступки, высказывания, стиль деятельности в целом и др.) всегда обусловлены внутренними, личностными смыслами и значениями, а не заданными извне обстоятельствами (4, 7).

Таким образом, индивидуальное консультирование предполагает учет в консультационной практике типологических характеристик личности клиента, особенностей его коммуникационной культуры, уровня социальной компетентности, статусно-ролевых позиций в детском или педагогическом коллективе, мотивационную готовность к получению консультационной или иной поддержки, способность самостоятельно преодолевать трудности.

Одной из распространенных технологий индивидуального педагогического консультирования является супервизия, получившая наибольшее распространение в профессиональном консультировании педагогов. Супервизия является интегративным вариантом научно-методического сопровождения, требующим особо высокой квалификации от специалиста, осуществляющего этот процесс. Деятельность супервизора является более сложной по сравнению с деятельностью обычного консультанта, поскольку супервизор не только оказывает консультационную помощь педагогу в ситуации профессионального затруднения, но и осуществляет в процессе супервизии глубокую коррекцию и формирование профессиональных установок клиентов, а также выступает консультантом консультантов.

Некоторые авторы (G.Pelzer (18) и др.) понимают индивидуальную супервизию как "диалог-диаду", отличающийся особой "профессионально-личностной интимностью", позволяющей супервизору глубоко вникнуть не только в сегодняшний профессиональный образ клиента, но и сделать совместную зарисовку портрета будущего профессионала через выявление и раскодирование его скрытых, нередко неосознаваемых профессиональных замыслов или отдельных импульсов, продуцирующих такие замыслы.

К основным методам индивидуальной супервизии относятся проясняющее наблюдение, экземплярно-событийный метод и фокус-анализ.

Целью проясняющего наблюдения является выяснение сущности и причин профессиональных затруднений педагогов. Если объектом супервизии является интеракция в педагогическом процессе, то проясняющее наблюдение включает в себя аналитическое деление ситуации интеракции на смысловые сегменты.

В процессе супервизии аналитическое деление ситуации интеракции может осуществляться в двух ракурсах: с точки зрения целостной перспективы и на микроаналитическом уровне.

В теоретическом плане первый ракурс рассмотрения опирается на постулаты гуманистической психологии, второй - поведенческой.

Микроаналитический уровень наблюдения предполагает изучение интеракции в деталях, т.е. рассмотрение процесса интеракции как последовательной смены соответствующих стимулов и реакций. В центре внимания в данном случае – поведение субъекта профессиональной деятельности. Это наблюдение может стать исходной базой для проведения тренингов с целью отработки или изменения определенных поведенческих образцов. Такие тренинги могут проводиться как с клиентами, так и с консультантами, для которых супервизор выступает в качестве более опытного специалиста.

Наблюдение с точки зрения целостной перспективы позволяет воссоздать образ учителя без учета отдельных деталей его профессионального поведения. Такое восприятие лежит в основе рефлексии профессиональной деятельности, позволяет оценить педагогический стиль учителя, общие способы ведения коммуникации с учащимися и осуществления с ними интеракции, а также пути реализации дидактических и развивающих целей урока.

Выбор вида проясняющего наблюдения зависит от категории работников, по отношению к которым оно используется. Для анализа деятельности начинающих педагогов предпочтительным является анализ на микроаналитическом уровне, позволяющий увидеть недостатки в педагогической технике, методические, психологические, коммуникативные затруднения. Для анализа деятельности более опытных специалистов основным является наблюдение с точки зрения целостной перспективы.

Проясняющее наблюдение включает в себя несколько этапов.

Первый этап предполагает предъявление клиентом или его консультантом "заказа" на прояснение ситуации, в котором указываются конкретные аспекты профессиональной деятельности, подлежащие специальному рассмотрению. На этом этапе супервизору необходимо отделить существо проблемы, побудившей учителя обратиться за помощью, от интерпретации этой проблемы самим учителем, ибо эта интерпретация носит субъективный характер и зачастую оправдывает ошибочные профессиональные действия, которые могут выступать в качестве источника возникновения проблемы.

Второй этап включает выделение критериев прояснения ситуации и составление плана проясняющего наблюдения. На этом этапе существенным является согласование понятий, отражающих процессы и явления, за которыми будут вестись наблюдения. Например, если изучается внедрение в учебный процесс активных методов преподавания, то супервизор и клиент должны прийти к единой трактовке этого термина. Важным элементом данного этапа является операционализация проблемы, т.е. конкретизация, мысленный перевод в ожидаемые или желаемые поведенческие реакции или действия специалиста, согласование представлений об этом супервизора и клиента.

На третьем этапе осуществляется проведение прямого или косвенного (с помощью видеозаписи) наблюдения, заполнение соответствующих листов и протоколов наблюдения.

Четвертый этап предполагает прояснение ситуации и последействие, предполагающие решения возникших проблем и снятие затруднений, а также определение перспектив для совершенствования образовательного процесса.

На завершающей фазе супервизор излагает свое восприятие наблюдаемых педагогических техник или иных элементов профессиональной деятельности педагога и организует с ним обратную связь, опираясь на ее классические правила. Речь идет прежде всего о субъективной обратной связи, которая включает интенсивный обмен мнениями между супервизором и клиентом по поводу высказанных суждений и исключает общую экспертную оценку деятельности учителя.

К классическим правилам обратной связи W.Pallasch относит следующие:

1. Формулировки супервизора должны носить констатирующий, а не оценивающий характер. Иными словами, клиенту предлагается "зеркало", в котором он может увидеть свои сильные и слабые стороны. Именно это зеркало, а не оценка супервизора дает импульсы для дальнейшего анализа профессиональной деятельности.

2. Высказывания супервизора должны носить характер "Я-послания", избегающего ссылки на авторитеты и указания директивного характера.

3. Супервизор не дает оценку произошедшему событию в целом, а выражает оценку собственных переживаний.

4. Клиент не должен занимать позицию обороняющегося, искать оправдания и "давать обещания исправиться". Его задача - увидев свое зеркальное отражение, прояснить ситуацию профессионального саморазвития (17).

Экземплярно-событийный метод супервизии предполагает соприкосновение супервизора с так называемым "индивидуальным случаем".

Индивидуальный случай есть затруднение конкретного работника, сопряженное с конфликтной ситуацией, проблемой во взаимодействии с ученическим или педагогическим коллективом и сопровождаемое высоким эмоциональным напряжением.

Исходным моментом для использования экземплярно-событийного метода становится субъективное восприятие и изложение клиентом переживаемой ситуации. В основе такого подхода лежат идеи системной терапии и идеалистической теории радикального конструктивизма, которая ставит под сомнение существование объективной реальности как таковой, а признает ее только как субъективный конструкт, создаваемый каждой личностью индивидуально.

Системная терапия рассматривает каждого отдельного участника интеракции как собственную социальную систему, отражающую по-своему реальную действительность.

Для супервизора важно, как клиент субъективно переживает свою проблему. Исходя из этого, экземплярно-событийный метод предполагает предложение клиенту другого видения своей проблемы. Иными словами, супервизор помогает клиенту сконструировать другую субъективную реальность и найти путь такого внутреннего изменения, которое может повлечь за собой изменение позиции других участников проблемной ситуации. Таким образом, расширяется "угол зрения" клиента, помогающий ему осуществить поиск выхода из возникшего затруднения.

Распространенным методом индивидуальной супервизии является фокус-анализ.

Данный метод полезен для всестороннего изучения личности клиента, самого случая, с которым он обратился, а также совокупности контекстных условий, которые этот случай сопровождают. При этом фокус-анализ может включать различные элементы, например, фокус на клиенте, когда выясняются особенности его профессиональной биографии, характер его личных эмоциональных переживаний по поводу ситуации профессионального затруднения, специфические личностные черты, которые оказывают влияние на профессиональную деятельность и т.д. В тактическом плане супервизор побуждает клиента к высказываниям в форме "Я-посланий", в которых могли бы быть отражены как личность самого клиента, так и его затруднения.

Фокус может быть сделан на другой личности, особенно когда речь идет о конфликтной ситуации и необходимо выяснить представление клиента о своём оппоненте, либо о такой ситуации, на развитие которой другая личность (будь то коллега, ученик, родитель, директор школы) может оказать существенное влияние.

Супервизор может сделать фокус на проблеме. В этом случае он подробно выясняет характер профессионального затруднения клиента, причины возникновения беспокоящей клиента ситуации, ее возможных участников, а также желательный или прогнозируемый исход.

Немаловажным является контекстный фокус, когда в центре внимания супервизора оказываются внешние условия и обстоятельства, которые либо определили ситуацию, либо сопровождают ее.

Таковы основные элементы фокус-анализа, осуществляемого в процессе индивидуальной супервизии.

Помимо этих основных можно назвать и некоторые другие элементы, которые носят характер обходного манёвра и призваны установить "контактный мостик" между супервизором и супервизантом. К таковым мы относим фокус на супервизоре. Сущность такого приёма заключается в том, что супервизор личностно присваивает проблему клиента, утверждая, что аналогичная ситуация встречалась в его собственной профессиональной биографии или в деятельности его коллег. Например, когда молодой учитель проходит сеанс индивидуальной супервизии по поводу затруднений в установлении контакта с классом, четкой организации урока, супервизор "вспоминает" о собственном опыте столкновения с такой проблемой и путях ее разрешения. И хотя обучение на собственном примере в консультативной практике не всегда является продуктивным, смысл фокуса на себе в данном случае заключается в желании супервизора приблизить супервизанта, довести до его сознания, что его затруднения являются достаточно типичными и успешно могут быть преодолены.

К неосновным элементам фокус-анализа можно отнести также фокус на единство взглядов, когда супервизор постоянно демонстрирует свою солидарность с позицией клиента с помощью реплик типа: "Мне понятна Ваша позиция", "На Вашем месте я поступил бы так же", "Давайте вместе подумаем о выходе из вашей ситуации".

Фокус-анализ позволяет дать комплексную оценку клиента как субъекта ситуации профессионального затруднения. Для этого полезным может оказаться пятиэтапный план оценки, разработанный G.Kelly. В адаптированном виде пошаговая модель интервью клиента, основанная на этом плане, выглядит следующим образом:

1. В чем проблема клиента?

Та проблема, с которой клиент пришел на сеанс супервизии, не обязательно должна быть в центре внимания. Необходима сбалансированность между непосредственными нуждами клиента и требованиями к более глубокому взгляду на вещи со стороны клиента.

Для разработки проблемы полезно прибегнуть к методам журналистов и задать вопросы типа: Кто ваш клиент? Что случилось? Когда случилось? Где? Как клиент реагирует на проблему? Почему это случилось?

Очень важно для правильной оценки понимать, на какой стадии профессиональной биографии находится клиент, каковы его конкретные ресурсы развития, кризисы развития, которые лежат в основе его проблем?

2. Какие конструкции образуют мировоззрение клиента?

То, что клиент думает о проблеме, может оказаться гораздо важнее самой проблемы. Язык, который он использует для описания своего мира, дает вам в руки ключ к системе личных конструкций. (Конструкции – это предложения или группы предложений, которые мы используем для описания и структурирования мира.)

3. В каком окружении (ситуация, среда) находится клиент?

Личность есть продукт окружения, и окружение есть результат деятельности личности. Невозможно рассматривать индивида вне его взаимодействия со средой. Перечислены семь ключевых факторов: личность, пол, семья, этнос, место проживания, класс и культура – главные факторы окружения, которые могут оказать влияние на профессиональную деятельность индивида.

Супервизору важно понять, как клиент воспринимает этот контекст. Исходя из этого, у супервизора остается возможность прямого воздействия на окружение как дополнение к индивидуальной супервизии.

4. Какими теориями и конструкциями руководствуется супервизор?

Супервизор для клиента – элемент окружения. Окружение может быть либо деструктивным, либо способствующим его росту. Поэтому важно, чтобы супервизор понимал собственную систему конструкций, историю своей среды и их потенциальное воздействие на клиента. Слишком жесткая приверженность одной теории и собственным конструкциям может привести к тому, что он не услышит клиента, не сможет оценить его своеобразного взгляда на мир и сознательно или неосознанно будет навязывать клиенту свое мировоззрение.

5. Что следует делать?

Полная оценка требует перейти к действиям. Уже имея огромное количество фактов, супервизор должен решить, какие действия предпринять.

Кардинальный вопрос: Какая техника супервизии нужна, в какое время, при каких условиях (1)?

При проведении индивидуальной супервизии необходимо учитывать особенности клиентов. К таковым можно отнести ориентации, мотивы, ожидания и цели клиентов.

В.В.Столин выделяет три основных ориентации клиентов.

1. Деловая ориентация, существующая в двух основных видах:

а) адекватная – клиент искренне заинтересован в решении проблемы ("Вы сделаете все возможное…" и "Я сам готов делать все, что Вы мне скажете");

б) неадекватная – клиент преувеличивает возможности супервизора ("Я уверен, что только Вы могли бы мне помочь… Вы – маг…").

2. Рентная ориентация также может быть разделена на два вида:

а) "обаятельный рантье" - клиент считает, что его откровенность, его страдание, его обаяние и доверие к супервизору – тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи супервизора ("Ну, теперь Вы знаете все и скажете мне, что делать дальше");

б) "требовательный рантье" - клиент хочет получить процент уже с самой позиции посетителя сеанса супервизии ("Ну вот, теперь Вы все знаете, и теперь это ваша забота – вам за это деньги платят").

3. Игровая ориентация. В этом случае возникает впечатление, что клиент обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с супервизором. Например, клиент дает понять, что он не профан в деятельности супервизора, как бы предлагая последнему пройти у него аттестацию. ("Посмотрим, такой ли Вы специалист…"). Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые "экзаменационные вопросы".

В другом случае клиент всячески усиливает безнадежность своей проблемы, хотя реально ее не существует ("Вы согласны, что решения нет?"). Если супервизор предложит какое-либо решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не сообщенной, и добавляет: "Ну, разве можно выдвигать столь необдуманные предложения?" Если супервизор подтвердит отсутствие решения, клиент тут же его предложит: "Вот видите, и мы не лыком шиты и разбираемся в жизни получше вас" (16, 47-49).

Завершая рассуждения об индивидуальной супервизии, следует отметить такой ее недостаток, как избыточная эмоциональная взаимозависимость супервизора и супервизируемого. Супервизор выполняет роль Alter-Ego, для которого выявление скрытых сторон профессионально-личностного потенциала клиента становится самодовлеющей идеей, а супервизируемый оказывается в роли страждущего искателя, нашедшего в лице супервизора патрона, защитника и проводника к неведомым профессиональным вершинам. При этом многие содержательно-релевантные стороны профессионала, представляющие интерес для целых групп персонала, к которым может принадлежать клиент, а также для организации в целом, оказываются вне поля зрения супервизора и супервизируемого.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: