Конфронтация и групповая дискуссия в системе консультационного взаимодействия

В связи с вопросом о правильном использовании напряжения в группе обратимся к понятию конфронтации, которое является одним из ключевых в групповом консультировании. В энциклопедии под редакцией Б.Д.Карвасарского приводятся следующие два значения данного понятия: 1) противопоставление, столкновение, противостояние мнений, людей или группировок; 2) технический прием, заключающийся в предъявлении консультируемому или группе неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания и проработки.

Конфронтация относится к числу "жестких", "психохирургических" приемов, что дает основание отдельным исследователям оценивать ее как нежелательный компонент группового взаимодействия и отдавать предпочтение методам, ориентированным на поддержание эмоционально комфортных отношений в группе. Однако, как уже было отмечено нами выше, достижение позитивных изменений в поведении и личности профессионала предполагает использование на определенных этапах группового процесса тех или иных радикальных действий, которые временно могут вызвать усиление негативных переживаний или даже привести к внутригрупповому конфликту, но являются необходимыми для того, чтобы взаимодействие участников в группе имело для специалиста "лечебный" эффект.

Признаком полезной конфронтации является ее конструктивность: важны не отрицательные чувства, а возможность глубже и точнее понять себя. Если члены группы указывают своему коллеге на противоречие в его словах или действиях, то это не должно перерастать в агрессию или обвинения. Согласно G.Egan, конфронтация – это забота о другом человеке: если мы заботимся о ком-либо, то хотим, чтобы он стал таким, каким может стать, поэтому, общаясь, мы обращаем его внимание на противоречия, неиспользованные возможности, непродуктивное поведение.

Противоречия, которые "высвечиваются" благодаря конфронтации, могут иметь различный характер, проявляясь в несоответствии между общей "философией" деятельности педагога и конкретными средствами ее реализации, между представлениями о желаемом профессиональном поведении и реально осуществляемом, между содержанием вербальных коммуникаций и их оформлением (тон, жестикуляция), между вербальным и невербальным поведением.

G.Egan, G.Corey формулируют рекомендации для конструктивной конфронтации в группе. Некоторые из этих рекомендаций, приводимые нами ниже, представляются полезными и для группового консультирования персонала школы:

1. Конфронтация – это забота об участнике, на которого она направлена; конфронтация должна не отдалять друг от друга, а помогать завязывать более тесные и искренние отношения между участниками.

2. Конфронтация – это не сообщение другому участнику, кем он является.

3. Конфронтация более эффективна, если вместо обобщений личности речь идет о конкретном поведении участника.

4. Конфронтация должна быть по поводу самого поведения, а не его мотивов.

5. При конфронтации следует четко различать, что является действительными фактами, что – чувствами по поводу них и что – только гипотезы. Интерпретации не должны представляться как факты.

6. Необходимо предвидеть возможность того, что другой человек может быть не готов к конфронтации. Тогда она становится бессмысленной, так как заставляет другого только защищаться.

7. При конфронтации неуместно навязывать другому свои решения; надо дать человеку время для обдумывания и принятия собственного решения.

8. Конфронтирующий должен спросить себя, готов ли он быть таким или выполнить то, что предлагает другому участнику (1).

Описанные нами выше эффекты и особенности работы в группе получают свое ре­альное воплощение в методах группового консультирования, существующая палитра которых достаточно разнообразна и включает в себя как общие для различных форм и видов сопровождения, так и специфические для группового процесса способы решения проблем клиента.

Необходимо подчеркнуть, что и в случае, когда консультант, взаимодействующий с группой, использует отдельные методы, идентичные тем, которые применяются при индивидуальном контакте с клиентом, такие методы получают вполне определенный оттенок, связанный с существованием двух основных линий воздействия на консультируемого - со стороны консультанта и со стороны группы. Эти линии являются хотя и взаимосвязанными, но различными, что и должен учитывать консультант при работе с группой.

Указанная специфика группового консультирования в сравнении с индивидуальным находит наиболее полное отражение в таком методе, как групповая дискуссия. В условиях взаимодействия консультанта не с отдельным консультируемым, а с группой клиентов данный метод, по оценке большинства авторов, является одним из основных, позволяя реально воплотить многие преимущества группового консультирования.

Ключевой характеристикой групповой дискуссии как метода консультирования выступает ее предмет. По этому критерию в сфере профессионального сопровождения нам представляется возможным выделение следующих содержательных доминант групповой дискуссии: а) тема профессионального бытия; б) конкретная ситуация затруднения в деятельности специалиста; в) профессиональная биография клиента. Иными словами, мы выделяем тематическую, актуальную и биографическую ориентации групповой дискуссии. Хотя данное разделение достаточно условно, оно позволяет дифференцировать различные направления дискуссии, которая является эффективной только в том случае, если ее участники осознают предмет дискуссии и в его рамках отделяют цен­тральные вопросы от второстепенных.

Тематическая ориентация групповой дискуссии позволяет фокусировать обсуждение на исходных установках профессиональной деятельности, "молчаливых допущениях", которые могут как осознаваться, так и не осознаваться специалистом или осознаваться им не в полной мере. Такие установки определяют смысл и наиболее важные особенности профессионального поведения консультируемого, поэтому при разрешении той или иной ситуации затруднения их обсуждение в ходе групповой дискуссии нередко приобретает решающее значение. При этом тема не обязательно должна быть привязана к конкретным ситуациям затруднения и может выступать самостоятельной доминантой дискуссии.

Как отмечает К.Рудестам, "тема - это центр, вокруг которого строится вся работа группы. Тема обеспечивает функциональную структуру группы при отсутствии составленной наперед повестки дня. Руководитель группы... или вся группа выбира­ют тему, которая должна служить фокусом работы в группе и способствовать ее спло­чению. Члены группы работают над темой или задачей, сохраняя при этом свободу отношений друг с другом" (6, 237).

Актуальная ориентация ограничивает дискуссию рамками конкретной ситуации. Участники группы "не заглядывают далеко", их интересует проблема, которую надо решить сейчас и для этого предложить решения, которые откроют реальный и действенный выход из ситуации.

Биографическая ориентация направляет групповую дискуссию в сторону анализа процесса становления профессионала, обсуждения возможностей развития его педагогического опыта.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: