Оказание консультационной помощи по вопросам реализации областной программы развития образования

Успешное выполнение областной программы развития образования предусматривает высокую степень согласованности действий ее участников по достижению промежуточных и конечных результатов. Данное условие обеспечивается посредством педагогического консультирования, осуществляемого как на этапе разработки программы, так и на этапе ее реализации.

Так, например, реализация программы развития образования Новгородской области направлена на достижение следующих основных целей:

- создание условий для получения образования всеми детьми;

- обеспечение высокого качества образовательных услуг;

- формирование эффективных экономических отношений в образовании (6). 

Эти задачи соответствуют Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования (4;5).

В процессе консультирования специалистов муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений акцентируется внимание на необходимости обеспечения гарантий общедоступности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также начального профессионального образования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Выполнение данных гарантий невозможно без учета новых социальных и экономических реалий, характерных для современного российского общества. Прежде всего, требуются эффективные управленческие механизмы развития образования, обеспечивающие любому гражданину независимо от его социального положения, места проживания и размера доходов возможность получать образование соответствующее индивидуальным склонностям и способностям.

Для каждого уровня образования такие механизмы имеют свои особенности. Например, доступность дошкольного образования должна опираться на создание системы учета детей в возрасте до 7 лет, проживающих на определенной территории, закрепление детей дошкольного возраста за конкретным образовательным учреждением, открытие групп кратковременного пребывания и т.д. В тоже время соответствующие управленческие алгоритмы включают консультирование родителей по вопросу реализации прав на получение дошкольных образовательных услуг, предоставляемых на общедоступной основе и за счет бюджетных средств.

Обеспечение доступности общего образования предполагает выполнение требования его обязательности до достижения обучающимся возраста 15 лет, а следовательно – предупреждение случаев отчисления учащихся до достижения указанного возраста. При этом в процессе консультирования подчеркивается обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.

Создание условий для получения юношами и девушками начального профессионального образования включает, с одной стороны, контроль за продолжением образования выпускниками 9-х классов, с другой стороны – сокращение сроков получения профессии за счет разделения общего и профессионального образования. Вместе с тем, в ходе профессионального консультирования учащихся и родителей должны раскрываться преимущества получения начального профессионального образования на базе 11-ти классов, поскольку такой путь приобретения профессии позволяет уменьшить социально-бытовые расходы семьи, связанные с получением образования (проезд к месту учебы, проживание в общежитие и др.).

Условием успешного решения задачи обеспечения высокого качества образовательных услуг является переход к системе независимой аттестации выпускников. Разработка такой системы осуществляется в ходе эксперименте по введению единого государственного экзамена.

ЕГЭ как новая форма оценки качества подготовки выпускников продолжает оставаться предметом острых дискуссий, охвативших не только профессиональные, но и широкие общественные круги. Развернувшаяся полемика может только приветствоваться, поскольку она позволяет выявить действительно существующие недостатки в проведении экзамена и организовать работу по их устранению. Вместе с тем, обратной стороной подобных дискуссий, участники которых, нередко, исходят из ошибочных представлений и опираются на некомпетентные оценки, является возникновения недоверия к возможности объективного измерения качества образования на основе единого государственного экзамена, формирование мнения о ЕГЭ как о непродуманном и вредном эксперименте, который не имеет перспектив и должен быть прекращен.

В этой ситуации консультирование педагогов и родителей направлено на разъяснение целей и содержания широкомасштабного эксперимента. Консультации могут даваться с использованием СМИ, в ходе встреч с родителями, педагогическими коллективами, путем размещения информации на специальных сайтах, а также в рамках пресс-конференций, прямых телефонных линий, ответов на вопросы через Интернет и т.д.  

Консультационной поддержки требует решение такой задачи, как формирование эффективных экономических отношений в образовании, предполагающее совершенствование нормативов бюджетного финансирования, реструктуризацию сети образовательных учреждений, создание условий для материальной заинтересованности педагогических работников в конечных результатах своей деятельности.

Отдельным направлением консультирования является создание благоприятной социально-психологической среды, необходимой для внедрения экономических механизмов, предусматривающих солидарную ответственность государства и личности (семьи) в финансировании затрат на образование. Задачей консультанта в данном случае является, с одной стороны, ориентация разработчиков и исполнителей соответствующих разделов областной программы развития образования на соблюдение принципов социальной справедливости и проведении политики, направленной на поддержку наименее обеспеченных слоев населения, с другой стороны – информирование потребителей образовательных услуг о целях предлагаемых нововведений, возможных вариантах действий в различных ситуациях.

Основное требование к показателям – быть максимально конкретными и отражать конечный продукт деятельности.

Механизм критериальной оценки областной программы является ориентиром для разработки критериев и показателей муниципальными органами управления образованием и образовательными учреждениями. Предполагается, что показатели на уровне городов (районов) и образовательных учреждений могут дополнять и уточнять областные показатели.

Ежегодно в соответствии с критериями и показателями реализации программы муниципальные органы управления образованием получают информацию от образовательных учреждений и направляют ее в обобщенном виде (по району) и в разрезе образовательных учреждений в областной комитет образования. Таким образом, определяются значения показателей, как по отдельным районам, так и по области в целом.

Иными словами, создается информационная база, благодаря которой появляется возможность сопоставлять значения аналогичных показателей в разных районах и на этой основе определять адреса передового опыта, оказывать помощь территориям, имеющим низкие результаты, организовывать взаимное обучение представителей различных территорий, осуществлять повышение квалификации и консультирование педагогов с учетом имеющихся профессиональных затруднений.

Необходимо отметить, что формы использования в процессе консультирования получаемой информации могут быть самыми разными, однако положительный эффект можно ожидать только в том случае, если:

- обеспечено полное доверие к данным, получаемым в ходе мониторинга областной программы развития образования;

- получена информация не о выполнении тех или иных мероприятий, а о конечных результатах деятельности, связанных с обеспечением доступности и повышением качества образования.

Одной из задач консультирования выступает разъяснение механизма использования системы критериев и показателей при оценке эффективности территориальной образовательной политики. Такое разъяснение осуществляется в форме своеобразного комментария по каждому направлению реализации программы (8). Приведем пример подобного комментария по вопросу социальной поддержки детей, утративших попечение родителей.

Приоритетным направлением социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является передача таких детей на воспитание в семью. Условием достижения положительных результатов в этом направлении является раннее выявление детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, поскольку, чем меньше возраст ребенка, утратившего родительское попечение, тем легче организовать семейную форму его устройства. Ребенок в раннем возрасте также лучше адаптируется к условиям интернатного учреждения, если его устройство в семью оказалось невозможным. Задаче раннего выявления детей, оставшихся без попечения родителей, соответствует показатель "процент детей в возрасте до 10 лет, родители которых лишены родительских прав".

Результаты работы по передаче детей на воспитание в семьи, а также по возвращению их родителям отражают следующие показатели:

- процент детей, устроенных в семьи, к количеству выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- процент воспитанников, устроенных в семьи, к количеству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в дома ребенка, воспитательные, образовательные, лечебные учреждения и учреждения социальной защиты населения.

Данные показатели предусматривают следующие формы устройства детей:

· на усыновление (удочерение);

· под опеку (попечительство);

· в приемные семьи;

· патронатные семьи.

При этом имеется в виду, что именное семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей.

Социальные обязательства по отношению к ребенку, утратившему попечение родителей, могут считаться выполненными, когда он имеет профессию, трудоустроен и обеспечен жильем. Результаты деятельности по этому направлению оцениваются с помощью критерия "Обеспечение выпускников работой и жильем". Для данного критерия введены следующие показатели.

Показатель "процент обучающихся выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",указывает на важность продолжения такими выпускниками обучения в учреждениях начального, среднего или высшего профессионального образования. Достижение положительных результатов по этому показателю предполагает организацию соответствующей профориентационной работы.

Показатель "процент выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных постоянной работой, от числа нуждающихся в трудоустройстве"позволяет оценить результаты работы по социально-трудовой адаптации выпускников.

Показатель "процент выпускников, обеспеченных постоянным жильем", дает возможность получить информацию о том, какое количество выпускников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, получили жилье за счет средств: а) областного бюджета, б) муниципальных бюджетов.

Критерий "Дети, находящиеся в социально опасном положении" и соответствующий ему показатель "процент детей, находящихся в социально опасном положении"введен для анализа ситуации и планирования соответствующих мер в областной целевой программе развития образования (8).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: