Педагогическое консультирование как элемент территориальной образовательной политики

 

Педагогическое консультирование позволяет находить оптимальные способы решения имеющихся проблем не только на уровне отдельного профессионала или образовательного учреждения, но и на уровне территориальной системы образования.

 

Специфические характеристики каждой территории преломляются в территориальной образовательной политике (8). Ее эффективность зависит от ясного и однозначного понимания конечных целей, которые должны соответствовать запросам и ожиданиям различных групп потребителей образовательных услуг, а так же от согласованности действий основных субъектов территориального образовательного сообщества (органов управления образованием, педагогических коллективов, методических служб и т.д.) в процессе реализации выбранной стратегии развития образования.

Важная роль в создании указанных условий отводится педагогическому консультированию как составной части образовательной политики, сутью которого является осуществление коммуникации в рамках территориальной образовательной системы с целью:

а) разъяснения основных целей территориальной образовательной политики;

б) обеспечение доверия к реализуемой стратегии развития образования;

в) оказания помощи образовательным учреждениям в подготовке к процедурам лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;

г) профессиональной ориентации учащихся, родителей, педагогов с учетом текущих и перспективных потребностей территориального рынка труда.

Следует отметить, что использование методов и средств консультационной деятельности для осуществления политики в сфере образования отражает общую тенденцию все более широкого обращения к услугам консультантов в тех областях, где требуется согласование позиций различных социальных и профессиональных групп, участвующих в реализации единой стратегии достижения поставленных целей. Образовательная политика в этом отношении приобретает общие черты с экономической, социальной, культурной политикой. Как отмечают специалисты по вопросам политического консультирования, "число консультантов растет по мере расширения спроса на их услуги. Ныне в консультантах не нуждаются только те, кто их уже имеет" (7).

Роль консультирования возрастает в периоды широкомасштабных реформ и изменений. Именно такой период переживает система российского образования, в которой усиливаются процессы перехода к рыночным отношениям, свертывания государственной поддержки образования, дифференциации качества образовательных услуг в зависимости от уровня доходов различных групп населения. Эти процессы требуют учета мнения педагогов, учащихся, родителей и организации "обратной связи" для корректировки образовательной стратегии. Они требуют также ясного понимания конечных целей проводимой политики в области образования и согласованных действий на всех уровнях управления образовательной системой.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: