Образовательные стандарты

Стандарт – набор правил и норм, гарантирующих определенный уровень качества. ГОС включает: обязательный минимум содержания основных ОП; минимальный объем учебной нагрузки (оплачиваемый государством); требования к уровню подготовки выпускников. Функции ГОС: Q нормативная основа разработки ОУ ОП / минимум содержания; Q признанный обществом уровень образованности, гарантирующий дееспособность и адаптацию к существующим социально-экономическим условиям; Q обязательное условие без выполнения которых невозможно сохранении и воспроизведение культуры; Q эталон, по которому каждый может судить об уровне своего образования; Q гарант социальной защищенности личности от некачественных образовательных услуг.

Уровни/компоненты ГОС: федеральный (обеспечивает условия для достижения учеником базисного уровня образования); национально – региональный (на уровне конкретного региона действует ГОС, в основе которого – федеральный + поощряемые государством специфические моменты); при возможностях разнообразного образования + районный/территориальный (напр., в различных районах СПб) и школьный/местный (реализация ОП на уровне конкретной школы).

Уровни образования – результат образовательного процесса, достигаемый на каждой ступени: базовый (образовательный и программный минимум); повышенный (расширенный и углубленный).

Уровни образованности – качество/результат освоения ОП (в соответствии ступеням образования): 1) элементарная грамотность (элементарные навыки, в т.ч. коммуникативные); 2) функциональная грамотность (З /в т.ч. правовых норм/ УН, готовность и способность применять их, решая стандартные задачи); 3) компетентность (способность к решению задач на основе логических операций, владения самостоятельными методами познания); базовые компетентности: социальная; коммуникативная, гражданско-правовая, информационная, технологическая, общекультурная, допрофессиональная, методологическая; 4) /скорее, компонент 1) и 2)/ информированность (усвоение определённого объема знаний и способы их репродукции). Базовый образовательный процесс обеспечивает уровень информированности + функциональную грамотность.

Компетентностный подход.

В рамках более раннего подхода выделялось 9 сфер функциональной грамотности, в каждой из которых определялись наиболее важные умения: 1) человек (знания о человеке и коммуникативные способности); 2) природа (знания о механизмах и законах природы и взаимодействия с ней); 3) общество (права, обязанности); 4) культура; 5) город; 6) организация (умение взаимодействовать с различными структурами); 7) школа (навыки учебной деятельности); 8) техника и технологии; 9) само- (организация, познание, обслуживание).

Нынешний подход лишь недавно получил документальное снование и заключается в ориентации образования на формирование ключевых/базовых компетенций Þ необходимая осведомленность (знания, способы деятельности), подготовленность в определенных сферах, наличие определенных полномочий для соответствующего рода деятельности. Сферы компетенций: познавательная, общественная, трудовая, бытовая, культурная деятельность.

Государственные требования к качеству образования различны на определенных этапах.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: