Педагогическое общение, его особенности, техника, стиль

Общение - взаимодействие, обмен, при котором субъект/ребёнок осваивает нормы поведения, оценивает ценности. Педагогическое общение - установление контакта педагога с учащимися в воспитательных целях; профессиональное воздействие педагога на учащихся, имеющее определённую педагогическую направленность на оптимальную УВД и отношения между ними. Отличие педагогического общения от прочих видов – опосредованность обстоятельствами общения (…). Техника – качество исполнения, следование нормам алгоритма. Для техники ПО необходимо овладеть культурой речи (дикция, интонация, правильное дыхание, постановка голоса); умением управлять и понимать невербальные проявления.. Стиль – устойчивый способ реализации программы деятельности. Стили общения: N А.В.Мудрик ©: j по «расстоянию» /дистанция - панибратство/; k по форме /превосходство»назидание - заискивание, желание угодить, сгладить впечатление/; l по тону /агрессивный, крикливый, угрожающий - сюсюкающий/ m по избирательности содержания /?/); N В. А. Канн-­Калик: Q стиль увлеченности совместной деятельностью; Q стиль дружеского расположения; Q стиль общения-дистанции; Q стиль устрашения; Q стиль заигрывания; А.К.Маркова, А.Я. Никонова, Л.М. Фридман, И.Ю. Калугина © в рамках эмоционально-ценностного обучения: R эмоционально - импровизационный (ориентирован на процесс обучения, отсутствует обратная связь; недостаточно адекватное планирование УВП; мало внимания для контроля; высокая оперативность, использование целого арсенала МО; злоупотребление яркими и поверхностными образами); R эмоционально-методический (ориентирован на процесс и результат обучения, высокая степень заинтересованности); Rрассуждающее - импровизационный (ориентация на процесс и результат; сочетание интуитивности и рефлексивности; меньшая изобретательность, не всегда высокий темп работы; традиционность); R рассуждающее - методический (ориентация на результат; консервативность в использовании средств и способов деятельности; высокая методичность; внимание слабым ученикам).

Дж.Брофи, Гудд выделили 3 типа учителя: проактивный - инициативен, индивидуальные контакты с учащимся, его установки меняются в соответствии с опытом; реактивный - гибок в установках, но внутренне слаб, не он диктует отношения с учениками, а они; приспособленческое поведение; сверхактивный - склонен к гипертрофированным оценкам детей (если чуть активнее других, значит бунтарь, хулиган), выдуманные им же оценки заставляют его действовать соответственно.

В различных ситуациях могут проявляться такие стили поведения, как: конфликтный, конфронтационный, сглаживающий, сотруднический, компромиссный, приспособленческий, стиль избегания, подавления, соперничества или защиты. Все возможные стили общения и поведения сопутствуют определенному виду деятельности, составляя фон и образуя соответствующую эмоционально - нравственную среду взаимодействия.

Коммуникативные умения учителя. ü умение общения с детьми ü умение найти правильный подход к учащимся ü навык установления с ними целесообразных отношений ü наличие педагогического такта. Факторы умений (Н.В. Кузьмина ©): O способность к идентификации O чувствительность к индивидуальным особенностям учащегося O развитая интуиция O речевая культура (сдержанность).

Влияние общения на становление личности.

Развитие: интеллекта; эмоциональной сферы; устойчивости к стрессорам; уверенности в себе и самопринятия; позитивного отношения к миру и принятия других; самостоятельности, автономности; самоактуализации и самосовершенствования.


9. Педагогическая диагностика (сущность, функции, средства).

Значение - изучение УВП: выявление предпосылок, условий, результатов, путей активизации и обновления, его значения для общества Педагогическая диагностика складывалась в конце XIXв. Обеспечивает научный подход к организации учебно-воспительной деятельности, в соответствии с требованиями; создаёт комплексную ориентацию в общей системе педагогической работы. Функции: þ обратная связь, þ оценка деятельности, þ воспитательная, þ коммуникативная, þ информативная, þ прогностическая. Специфика педагогической диагностики: в структуре педагогического знания диагностика не имеет самостоятельного значения, а выполняет только вспомогательную, служебную функцию, характеризуется практической направленностью. Сущность педагогической диагностики - изучение результативности УВП в школе на основе изменения уровня воспитания учащихся и совершенствования педагогического мастерства учителя. Задачи педагогической диагностики: 1. Определение педагогического потенциала коллектива; 2. Выявление состояния микрорайона школы принятие и на этом основании мер по улучшению воспитательной работы; 3. Установление реальных условий формирования классного коллектива при воспитании разных категорий школьников (одарённые, трудные); 4. Выработкаединой педагогической позиции, повышающей эффективность воспитательных влияний на основе объективных представлений о детях в данном классе; 5. Выработка единых педагогических требований; 6. Способствование развитию самосознания и мышления, ответственности воспитателей и воспитуемых и мн.др.. Исходя из задач, можно определить характер диагностики: разовая (ориентационный характер) или эпизодическая; поверхностная (фронтальный опрос) или глубинная (индивидуальный опрос); оперативная или лонгэтюдная.

Объекты педагогической диагностики - личность и интегративные качества; поведение и деятельность воспитуемых; педагогическая характеристика семейных, общешкольных особенностей и возможностей, а также оных классного коллектива; воспитательное влияние в зоне социального окружения; содержание и эффективность ПД. Методы» психологические исследования + средства контроля.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: