Цель и целеполагание в педагогике

Цель – основная пед категория, связывающая воедино все компоненты учебно-воспитательного процесса (содержание, парадигму, форму, технологию, контроль и т.д.), т.к. не зная, ЗАЧЕМ учить и воспитываешь, нельзя знать, ЧЕМУ и КАК учить и воспитывать. Поставленные цели должны быть ориентированы на получение конкретного результата. Цель – это планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного. Целеполагание в пед – это сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. В процессе реализации цель выполняет 2 ф-ции: побудительную (к началу и продолжению деятельности); направляющую и регулирующую. Цель и характер воспитания определяются: экономическим развитием общества; научно-техническим и социальным уровнем развития; развитием педагогической теории и практики; возможностями учебно-воспитательных учреждений; уровнем подготовки педагогических кадров; развитием детей и их возможностями.. Иерархия пед целей: личные цели чел-ка – оперативные(текущие) цели(цели обучения отдельному предмету, определ-го возраста, урока) – в учебных планах, программах учителя и воспит-я. – тактические цели (цели отдельных образоват систем и этапов обр-ия), – стратегические цели (гос стандарт, представлены в Конституции, законах об образовании, указах, положениях мин-ва обз-ия) – пед идеал. Проблема пед целеполагания – в оптимальном сочетании обществ значимых целей с целями каждой личн-ти. Пед целеп-ие отражает представление общества и личн-ти об идеале чел-ка. Гуманистич пед идеал – восп-ие чел-ка как всесторонне и гармонично развитой личн-ти. (умств, нравств, эстетич, трудов, физическое восп-ие). Всесторонее – пропорциональное разв-ие всех сторон личн-ти(тела, ума,чувств, души). Гармоничное – согласованность развития с внтр возможностями, задатками, склонностями, природой, обществом, др людьми. Задача учителя – 1. Принять социально заданную цель(сделать ее своей),2. Представить эту цель через систему личностно значимых для ребенка учебн и воспитат задач(сделать ее целью ребенка), 3. Организовать, проконтролировать и спроектировать совместную деят-ть по достижению цели.

 

Педагогический процесс, его закономерности, принципы и структура.

Пед процесс (ПП) – целенаправленное и организованное взаимодействие педагогов и воспитанников для реализации целей обр-ия и восп-ия в опред пед системе (школе, вузе). Св-ва ПП: 1. Целостность - пед воздействие осущ-ся на личн-ть в целом-ее сознание,эмоции, поведение; 2. общность - все компоненты пп воздействуют на личн-ть сообща; 3. Единство - процессы формир-ия,разв-ия, восп-ия, обуч-ия личн-ти связаны с методами, формами их реализации,условиями их протекания. Закономерности - объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи ПП с др явл-ми: 1. связь пп и соц системы (экономика, политика, культура, наука), 2. связь пп и деят-ти, активности самой личн-ти, 3. связь пп и общения, 4. связь ПО и ПВ. Структура ПП: ПП= ПО+ПВ + (ПР+ПФ). Принципы ПП – основные идеи, нормативные требования к орг-ии и осуществлению ПП (принцип культуросообразности, природосообразности, гуманизма). Пед процесс порождается разрывом между зоной ближайшего развития и зоной актуального развития. Педагог профессионально помогает ребенку перевести его психич новообр-ия из зоны бр в зону ар. Этапы пед.процесса: подготовительный, основной, заключительный. На этапе подготовки создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. Решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса. Этап осуществления педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм пед.процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи пед.процесса с другими процессами. В ходе пед.взаимодействия осуществляется оперативный пед.контроль, призванный играть стимулирующую роль. Важную роль на этапе осуществления пед.процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Завершается цикл пед.процесса этапом анализа достигнутых результатов, оценкой и планирования коррекционной работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: