Личностно-ориентированный подход в образовании. Демократизация и гуманизация педагогического процесса

Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов деятельности обеспечить и поддержать процессы самопознания, самосовершенствования, самореализации личности ребенка, развитие его индивидуальности. Цель реализации личностно ориентированного подхода в образовании – содействие развитию индивидуальности учащегося. Т. о. гуманистический подход в образовании имеет такие акценты как: 1. Чувства - Школа придает намного большее значение развитию чувств и мышления и меньше – получению информации. 2. Я-концепция - Одна из наиболее важных целей образования – развитие у детей позитивной Я-концепции. 3. Коммуникация - Учителя уделяют особое внимание развитию человеческих отношений и откровенной межличностной коммуникации. 4. Личные ценности - Школа признает важность личных ценностей и старается облегчить формирование позитивных ценностей. Личностно ориентированный подход в педагогике отличается от традиционного: выбор первого связан с желанием педагога содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного. Принципы построения личностно ориентированного ПП:1) принцип «развивающей помощи» состоит в том, чтобы не указывать ребенку, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам выбирал, принимал решения и отвечал за них. Задача учителя не диктовать готовое и, возможно, не нужное ученику знание, а разбудить его собственную познавательную активность, которая выразится в выборе целей, содержания, методов работы, ценностей и поведения. Учитель стимулирует и облегчает (facilitate) самостоятельную деятельность ученика;2) принцип личностного целеполагания, предполагающий создание условий для самоопределения учащихся по отношению к своим результатам обучения; 3) принцип выбора индивидуальной образовательной траектории, суть которого в предоставлении учащимся права выбора смысла, цели, содержания, темпа, методов, средств, форм, критериев оценки обучения. Создавая собственные образовательные продукты, ученик получает соответствующее развитие. 4) принцип продуктивности обучения, предполагающий, что создание учащимися разнообразных когнитивных, творческих продуктов, отличающихся от общепризнанных образцов, является ценностью образовательного процесса. 5) принцип ситуативности обучения, предполагающий построение процесса обучения как последовательности ситуаций, в которых учащиеся ставят проблему, ищут ее решение, создают свой образовательный продукт, находятся в творческом поиске, соотносят свои результаты с аналогами. 6) принцип образовательной рефлексии, который предполагает осознание педагогом и учащимися своей деятельности, себя в образовательном процессе. Они как субъекты учебного процесса осознают смыслы, способы деятельности, оценивают результаты, обнаруживают затруднения и проблемы. Основные способы педагогической деятельности при личностно ориентированном подходе – это диалог, ситуация успеха, ситуации индивидуального и коллективного выбора, методы диагностики и самодиагностики, игровые, рефлексивные методы и приемы, отвечающие таким требованиям, как: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: