Игра –как способ постижения ПРИРОДЫ
Игра - это возможность отыскать себя в обществе,
себя в природе, себя в человечестве, себя во Вселенной!
Цели и задачи проекта:
В чем особенность экологической игры? Она компенсирует для детей все больше возникающую изолированность от полноценной природной и социальной среды, позволяя ощутитьудовольствие от контактов с природой, сверстниками, учителями, родителями -«не за партой» и осознать через игру собственные возможности в решении конфликтов с природой и обществом и способыустановление с ними гармоничных отношений.
Целью проекта являлось – Создание банка игр, влияющих на устранение наметившейся тенденции отчуждения современных детей от Природы и Общества и способствующих становлению у них нового экологического мировоззрения.
Задачи:
1. Разработка собственной классификации экологических игр, с учетом возможности их использования в учебном процессе как базовой школы так и в дополнительном образовании.
|
|
2. Создание методической и дидактической копилки экологических игр
3. Практическое использование разработанных игр в работе с детьми разного возраста и создание системы игровой деятельности в работе ДДТ
4. Оценка позитивного влияния игр на становление экологического мышления детей
Характеристика разработки проекта:
Пока еще не найден бытовой показатель безопасности окружающей среды и не изобретен «градусник надвигающейся беды» и людям необходимы глубокие знания, чтобы вовремя определить и остановить ее приближение.Поэтому при разработкесистемы экологических игручитывались следующие моменты:
-на уровне содержания заложенысистемные представления о месте человека в биосфере, навыки личной и коллективной ответственности за маленький дом, в котором живешь и Общий Большой Дом – планету Земля.
- учитывался принципнепрерывности – возможность использования всех игр как в постоянно меняющейся окружающей среде. так и их адаптация кособенностям определенных периодов развития в жизни ребенка
- разрабатывался принципцелостного воздействия игры- то есть продумывалось возможность дополнения игр музыкальным, художественным, исследовательским, спортивным и прочим сопровождением.
- оценивалась р езультативность проведенных игр по впечатлениям детей, отзывам педагогов и родителей, признанием коллег, работающих в данном направлении
Классификация видов экологических игр
Используемые в системе экологического образования с игровые модели, обучающие взаимодействию с окружающей средой были классифицированы на три группы: игры с использованием природного материала, игры на природе, игры «в природу».
|
|
1. Игры с использованием природных материалов:
Иначе их еще можно назвать ручные игры, или настольные –служат для обучения и представляют собой наборы различных природных материалов: листиков, веточек, камешков, шишек, ракушек, песка, воды и т.д. Для их определенного структурирования используются различные коробочки, мешочки, карточки, фигурки, игровые поля и т.п., вокруг которых организуется взаимодействие игроков. Что дает экологическая игрушка?
Она прежде всего позволяет:
- увидеть в природе-цвет, форму, строение, объем, размер
- почувствовать- теплое, холодное, мокрое, сухое, пушистое
- осознать – живое, мертвое, единое, взаимосвязанное.
- наблюдать разные способы движения, скорость, время и т.д.
- слышать разнообразные звуки
2. Игры на природе:
Или еще их можно назвать подвижными- предназначены для получения информации о природе из самой природы. Они строятся навзаимодействие с элементами живой природы, деревьями, цветами, животными, землей, рекой. Это чаще всего либо работа на экологической тропе, специально оформленной (например, на территории ООПТ), либо содержание игры формируется спонтанно в зависимости от особенностей используемой для занятий территории.
К ним можно отнести:
Игра-знакомство: предполагает наблюдение за каким либо природным объектом, описание его характеристик, выявление его незаменимой роли для природы планеты Земля.
Игра- путешествие: проводится какзанимательный турнир- викторина, состоящий из этапов(станций) по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности. На каждой станции им предлагается комплекс вопросов, заданий по теме игры и тут же оценивается уровень их выполнения. Принимается во внимание правильность ответов, время, активность команды. Игра может проходить на реке, в лесу, парке, территории ООПТ.
Игра-исследование: возможность решения каких-то экологических задач с помощью физико- химических экспресс-методик (тест-комплекты, тест-наборы). методов биологического тестирования, социологического опроса и др. Возможно решение комплекса задач-на уровне проведения небольшого исследовательского проекта.
Игры «в ПРИРОДУ»
Это большой набор разнообразных игровых приемов развивающих чувствительность, воображение, определенные навыки. Они могутпроводится без какого-либо дидактического сопровождения, либо представлять собой длительную игровую программу, состоящую из разных методических приемов. Так например, учащимся длязнакомства предлагается назвать свое имя, сопоставляя с каким либо явлением природы, или в нескольких фразах рассказать о главной экологической проблеме своего города и т.д. Обычно это служит в значительной степени снятию психологического барьера между участниками и помогает введению в тему. Этим же целям обычно служат задания с использованием жестов, определенных видов движений и элементов пантомимы, например, характеризующих поведение животных, обитающих в различных средах.
Длительные ролевые игры: основаны на обучающем эффекте совместных действий относительно объектов природы и в том числе на познании человека как части природы. Действия в свою очередь — основа первоначальных знаний.Главное для участника игры — освоить роль и сыграть ее либо проявляя собственное творчество, либо в соответствии с определенным сценарием.
Игры с компьютерной поддержкой: требуют обычно одного небольшого компьютера, который используются либо для экономии времени при обработке данных экологической игры –как например при различных версиях викторин на знание природы. С некоторыми оговорками их можно отнести к интеллектуальным, если они помогают проведению различных природоохранных Квест игр. В частности игра по изучению Экологических тайн Петроградского района была организована через социальную сеть и требовала умения находить и оформлять необходимую экологическую информацию
|
|
Игры- национальны: позволяют погрузиться впознание исторических традиций народа, которые всегда тесно переплетены с природным календарем.
Область и результаты внедрения:
В течении последних лет в системе деятельности ДДТ Петроградского района, уже 80 лет являющегося признанным центром дополнительного образования в районе, создана система использования экологических игр для воспитания и просвещения учащихся,посещающих различные объединения учреждения в течение года, или привлекаемых на определенные экологические и социальные программы. Ее участниками становятся дошкольники, младшие и старшие ученики школ Петроградского района. В течение года в игровых программах принимают участие более ….. детей и молодежи.
Итог игровой деятельности может быть оценен в послеигровом обсуждении приобретенного опыта. Участники могут изменить свое отношение к ситуации, осознать причинно-следственныесвязи явлений, обнаружить ошибочные умозаключения.Здесь очень важно к какому личному отношению к проблеме придут участники и какие предложат пути ее решения.
Именно игровая деятельность способствует тому, что игровые роли становятся в дальнейшем профессией. Многие старшеклассники, прошедшие через игровые или так называемые интерактивные занятия и осознавшие свою ответственность перед Природойстановятся участниками олимпиад, конкурсов, конференций, авторами исследовательски работ и экологических проектов и выбирают естественно-научное направление для продолжения учебы в Вузах.
Успешность развиваемого проекта высоко оценивают педагоги и классные руководители школ, родители посещающие игровые программы вместе с детьми, оставляя свои отзывы.Коллеги высоко оценивают результаты этой деятельности, в частности в ДДТ работает три магистра игры – победители конкурсов… На выставке в 2016 году в рамках Образовательного стенд Экологическая игра.. привлекал всех посетителй…Играющих педагогов часто приглашают на проведение мастер-классов в другие районы города.
|
|
Многие считают, что главная задача школы— давать знания. На самом деле система школьного образования призвана прежде всего социализировать учащихся, т.е. приобщать, адаптировать их к жизни в социальной системе. Концепция устойчивого развития предполагает, что изменение среды обитания неизбежно требует и изменение поведения человека. Новое мышление позволит жить и в искусственной и в природной средах, а для этого необходима экологизации системы образования, в которой игровые технологии занимают одно из ведущих мест. Ведь именно игра позволяет в доступной форме понять ключевые моменты обеспечения определенного уровня безопасностипри взаимодействии с окружающей средой, оценить свой собственный экологический след, осознать необходимость сокращения уровня природных ресурсов, единство всего живого. И главным результатом игры будет являться желание участников изменить что-то в себе, обществе, природе, Вселенной.
Банк экологических игр реализуемых в деятельности педагогов ДДТ
№ | Название игры | Краткое содержание игры |
1 2 3 | 1. Игры с В природе все есть! | Природным материалом Найти в природе предметы обладающие характеристикам, соответственно полученным карточкам. Разложить на белой ткани, обсудив точность выбора. |
Невская губа»
Модель позволяет имитировать загрязнения акватории впадающими в нее реками, познакомиться с ее жителями, понять возникающие проблемы
2.. «Музей мусора»
Распределить мусор в соответствии с утверждением на карточках. Провести экскурсию по экспозиции с обсуждением правильности выбора.
Что на реке лишнее?»
Определить с помощью простейших методик потенциальных загрязнителей, исследовав сточные воды неизвестных предприятий
Проверка органолептических способностей»
Не открывая коробочки, определить –какой природный материал в них находится. Составить таблицу, сравнить правильность определения
3. «Зачем знать про рН?»
Разложить коробочки в соответствии с собственными представлениями: «кислое», «нейтральное», «щелочное».
Перевернув коробки проверить правильность их распределения.
Найди себе Друга»
Найти маленькое животное. Рассмотреть под микроскопом. Рассказать о том, как оно выглядит, зачем необходимо природе и отпустить с благодарностью на прежнее место