Коммуникативно-речевые ситуации, связанные

 с созданием устных и письменных высказываний

Задание  № 1. Прочитайте представленный ниже материал и составьте таблицу отличий отзыва от рецензии.

Чем отзыв отличается от рецензии?

Таблица 15

отзыв рецензия
   
   

 

Рецензия – официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-либо научного сочинения, произведения искусства.

Отзыв – высказанное мнение о ком, о чем-либо; оценка кого или, чего-либо // рецензия, критическая статья.

 

Как видите, понятия эти в достаточной мере схожи и в чем-то даже синонимичны. Однако присутствуют и вполне четкие отличия.

 Рецензия – это официальный письменный анализ произведения, а отзыв – это всего лишь мнение о произведении. Чувствуете разницу? Рецензия по определению подразумевает под собой нечто большее, чем просто набор ощущений от прочитанного. И ключевое слово в определении этого понятия – анализ. Таким образом, мы определили: для того, чтобы написать рецензию, нужно провести анализ литературного произведения.

Ну а как же рецензии к нашим опусам в интернете? В 99% случаев эти комментарии не могут называться рецензиями, это отзывы, да и то в лучшем случае! Просто чье-то мнение по поводу прочитанного, субъективная оценка. Со всеми вытекающими отсюда выводами. А это может означать, что рецензент вполне мог чего-то не понять, не прочувствовать, а может быть, он и вовсе не задавался такой целью.

ОТЗЫВ — речевое произведение, основанное на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, увиденно­му, услышанному. Главным в отзыве является выражение личностного отношения к произведению, аргументированная оценка книги, спектакля и т. д. Детальный анализ произведения в Отзыв может отсут­ствовать, но для аргументации оценки в О. включают элементы литературоведческого анализа.

При создании отзыва пишущий ставит различные задачи: поде­литься впечатлением о прочитанном, увиденном, услышанном; повлиять на чувства и мысли читателей, воздействовать на них; поставить в отзыве вопрос дискуссионного характера; оценить про­изведение с точки зрения актуальности поднятых в нем про­блем и т. д. Могут быть отзывы., в которых сочетаются и решаются разные задачи. Отзыв может представлять собой фрагмент (часть) речевого произведения и самостоятельное речевое произведе­ние и может быть написан в форме письма (к другу или автору произведения), и в форме записи в своем дневнике, и в виде специальной заметки в бюллетень («Прочитай» или «Книжные новинки», «Театральные новинки»), в стенную газету. Отзыв может быть написан в ответ на обращение к читателям Дома детской книги и т. д.

Отзыв — одна из разновидностей метатекста (т. е. текста, создавае­мого на основе другого текста).

Отзывы могут быть как устными (например, при обмене мнения­ми о прочитанном, услышанном в кругу друзей или в процессе обсуждения книги, фильма, спектакля и т. п. — на конферен­ции и т. д.), так и письменными — в форме статьи в газету, письма и т. д.

Отзывы различаются в зависимости от рецензируемого источника. В отзыве о художественном произведении высказывается отношение к героям, их поступкам, отмечаются особенности художествен­ной формы произведения. В отзыве о научно-популярной книге не только говорится о том, какое она оставила впечатление, но и сообщается, как помогла книга расширить и углубить знания. Отзыв о спектакле, кинофильме требуют от учащихся знаний в обла­сти сценического искусства, кинематографии. Содержание тако­го отзыва будет во многом зависеть от того, насколько широки знания школьников в этой области. В отзыве о телепередачах могут раскры­ваться особенности их построения, роль звукового, зрительного рядов и т. д.

Отзывы различаются по стилю. Так, если цель отзыва — поделиться впе­чатлением о прочитанном, увиденном, услышанном с другом, ро­дителями, он пишется в разговорном стиле. Если цель отзыва — при­влечь внимание читателей газеты к книге, поспорить по поводу поведения героев, то в нем сочетаются элементы разговорного и публицистического стилей [24, с. 130].

Отзыв. Отзыв дает лишь общую характеристику текста без подробного анализа, однако зачастую содержит практические рекомендации (указания на недочеты и способы их исправления). Самое главное при написании отзыва — выделение основной идеи текста. Лично я, когда пишу отзыв, стараюсь определить, как средства и приемы, используемые автором, соотносятся с основной идеей: помогают ли они ее раскрытию или же наоборот – отвлекают, являются лишними, инородными элементами в полотне повествования. Следует понимать, что во главе угла всегда находится идея (мораль), а средства автор выбирает с тем соображением, чтобы максимальном объеме донести ее до читателя.

Как правило, отзыв включает в себя:

Оценку актуальности темы.

Формулировку основного тезиса (идеи) произведения.

Общую оценку произведения. Указание основных моментов, в которых автор проявил умение и мастерство (или тех правильно выбранных элементов, которые помогали раскрытию темы). Указание на новшества в его работе, расширение представления читателей о тезисе или проблеме произведения.

Недостатки и недочеты (или те элементы, которые мешали раскрытию темы).

Выводы. Как видите, это довольно простой план, пройдясь по которому, любой сможет составить грамотный отзыв на прочитанное.

РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio — рассмотрение, обследование) — речевое произведение, содержащее критическую оценку научно­го, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. В «Словаре синонимов русского языка» термин Р. рас­сматривается как синоним термина отзыв. Однако Р. как одна из разновидностей метатекста отличается от отзыва. В ней предполага­ется дать детальный анализ произведения, что для отзыва необязательно. В то же время в Р. может отсутствовать выражение личност­ного отношения, что является основным для отзыва [24, с.188]

Рецензия. А вот с рецензией дела обстоят намного сложнее. Как мы уже упоминали выше, основа любой рецензии – это анализ, а он в свою очередь не терпит эмоциональных и субъективных оценок. То есть рецензент во время написания должен максимально отстраниться от собственного отношения к личности автора и жанровых предпочтений.

Рецензия должна включать в себя:

Характеристику объекта анализа (тема, жанр рецензируемой работы);

Оценку актуальности идеи произведения;

Место произведения в творчестве автора;

Сравнительный анализ с другими аналогичными произведениями;

Общую оценку работы рецензентом;

Недостатки, недочеты работы;

Выводы. То есть критик перед написанием серьезной рецензии обязан ознакомиться с творчеством рецензируемого, выделить в нем основные мотивы и направления, отметить особенности стиля, и уже вооружившись этими знаниями, разбирать данное конкретное произведение. Естественно, это не в пример сложнее, нежели написание отзыва. Это требует большой вдумчивой и скрупулезной работы, однако и результат ее будет на порядок выше любого, даже самого блистательно отзыва.

Мы же на данном этапе просто запомним: главное ключевое слово для отзыва – впечатление; ключевое слово рецензии – анализ. Как правильно было отмечено одним из авторов, рецензия – это диагноз врача, изучившего как симптомы, так и историю болезни своего пациента. Замечательная аналогия.

 

Задание № 2

Прочитайте статью П. В. Сысоев докт. пед. наук, профессор, зам. директора Института иностранных языков ТГУ имени Г.Р. Державина (г. Тамбов) Правила написания аннотации [28] и напишите на основе материалов данной статьи аннотацию на учебное пособие Тимонина, И. В. Педагогическая риторика: учебное пособие / И. В. Тимонина; Кемеровский государственный университет. - Кемерово, 2012.-300 с.

П. В. Сысоев

Правила написания аннотации

Актуальность

Написание аннотации (на родном и иностранном языках) является одним из важных умений письменной речи. Развитие этого умения у обучающихся и педагогов приобретает особую актуальность в связи с постепенным повышением требований к профессиональной подготовке специалистов. Данное умение не обозначено в требованиях к уровню подготовки выпускников средней общеобразовательной школы (см. Новые современные образовательные стандарты по иностранным языкам. - М.: АСТ/Астрель, 2004), однако владение технологией написания аннотации необходимо в современной жизни выпускников средних школ и студентов.

При подаче заявок на гранты и стипендии зарубежных организаций на обучение или участие в молодежных программах, акциях, форумах обучающимся требуется представлять краткое описание научно-исследовательского или социально-ориентированного проекта. Неспособность правильно составлять аннотацию (резюме) своего проекта будет свидетельствовать об отсутствии у кандидата четких представлений о целях и путях реализации предлагаемого проекта.     

 Умение написания аннотации приобретает в этой связи немалую значимость и для учителей средних общеобразовательных школ и преподавателей вузов, принимающих участие в программах международных образовательных обменов. Кроме того, во многих российских регионах неотъемлемым требованием присуждения высшей квалификационной категории при аттестации является публикация результатов своих исследований в научно-популярных и учебно-методических журналах.

Многие из таких журналов, включая журнал «Иностранные языки в школе», требуют сопровождения статьи аннотацией или резюме на русском и английском языках. Поэтому владение умением написания аннотации, согласно существующим в российской и мировой практике правилам, во многом поможет обучающимся и педагогам более эффективно представить себя и позиционировать свой проект или работу. Именно это и определило необходимость написания статьи, посвященной правилам написания аннотации

Что такое аннотация?

Необходимо отметить, что в русском языке термин «аннотация» используется в разных значениях и включает в себя разное понятийное содержание в зависимости от сферы употребления. Не вдаваясь в детали, отмечу, что авторская аннотация к статье или проекту - это краткая характеристика работы, содержащая только перечень основных вопросов. В этом смысле слово «аннотация» может быть использовано в качестве синонима термину «резюме» (статьи) и английскому «abstract». Аннотации могут быть по объему от 50 до 400 слов в зависимости от сложности материала и требований конкретного журнала.

Структура аннотации

В общем, умение написания аннотации во многом определяется развитием умения обобщения. В аннотации необходимо определить основные идеи/разделы работы, соединить их вместе и представить в достаточно краткой форме. Аннотация, как функциональный тип текста, имеет свою структуру.

Представляя содержание целой работы, аннотация должна включать в себя ее основные разделы: актуальность, постановку проблемы, пути решения поставленной проблемы, результаты и выводы. На каждый из разделов может отводиться по одному предложению. Поэтому четкость изложения мысли является ключевым при написании аннотации.

Рассмотрим подробнее структуру аннотации и приведем примеры каждого из составляющих компонентов (Таблица 16).

Таблица 16

Основные компоненты авторской аннотации

Компонент аннотации Описание Пример
Актуальность С самого начала необходимо показать важность изучаемой исследовательской проблемы или предлагаемого проекта. У читателя сразу должно сложиться представление, почему обсуждаемая проблема требует изучения. Блог является одним из социальных сервисов, используемых в обучении иностранному языку и культуре.
Постановка проблемы После раскрытия актуальности необходимо обозначить существующую проблему на решение которой и будет направлен исследовательский проект (статья). При чтении данного раздела аннотации у читателя должно сложиться впечатление, что без вашего проекта «дальнейшая жизнь просто невозможна». Однако в научной литературе не существует исследований, подтверждающих эффективность использования блога при формировании социокультурной компетенции учащихся.
Пути решения проблемы В данном разделе аннотации необходимо перечислить конкретные шаги, направленные на решение существующей проблемы. В качественных исследованиях (в которых нет описания эксперимента и анализа его результатов) это может быть перечисление исследуемых теоретических вопросов. В количественных исследованиях (если в работах имеются статистические данные эксперимента) в этом разделе аннотации перечисляются методики проведения экспериментальной работы, исследуемые переменные. В данном исследовании, во-первых, был определен компонентный состав социокультурной компетенции, во-вторых, разработана методика формирования социокультурной компетенции средствами блога, в-третьих, описана подготовка и проведение экспериментального обучения, направленного на формирование социокультурной компетенции средствами блога, а также приведен анализ его количественных и качественных результатов.
Результаты В данном разделе представляются количественные или качественные результаты исследования. Рекомендуется использовать общие слова типа «доказала эффективность», «оказалась неэффективной», не упоминая конкретные цифры, которые могут быть неверно интерпретированы. Исследование показало, что в ходе 10-недельного цикла большинство учащихся смогли сформировать социокультурную компетенцию средствами блога, что подтверждает эффективность предлагаемой методики.
Вывод В заключение необходимо обозначить сферу внедрения результатов исследования, насколько проведенная работа расширила существующие представления об изучаемом вопросе или предложило новое решение существующей проблемы. Результаты исследования расширяют знания о методическом потенциале блогов в обучении иностранному языку и культуре.

 

Отмечу, что в данной работе описана структура «классической» аннотации (abstract), позволяющей создать полную картину о статье или проекте. Этой структуры необходимо придерживаться при подготовке документов в зарубежные научные фонды и журналы.

Также необходимо отметить, что достаточно часто научные и научно-популярные статьи не содержат описания экспериментальных исследований. Поэтому во многих случаях при написании аннотации можно ограничиться лишь первыми тремя компонентами: актуальностью, постановкой проблемы и путями решения проблемы. Именно такую структуру будет иметь аннотация к данной статье:

Написание аннотации является одним из умений письменной речи, необходимых как для обучающихся, так и педагогов.

 Невладение технологией написания авторской аннотации не позволит соискателям четко представить свою работу и, как результат, позиционировать свой исследовательский проект. В данной работе, во-первых, обозначена актуальность развития умения написания аннотации, во-вторых, дано определение описательной аннотации статьи или исследовательского проекта, в-третьих, дано описание структуры аннотации.

При написании аннотации на иностранном (английском) языке необходимо также следовать структуре, предложенной в данной работе. Кроме того, для более четкой и ясной передачи смысла на иностранном языке рекомендуется использовать слова и выражения, принятые в англоязычном академическом дискурсе. Приведу примеры наиболее распространенных из них (Таблица 17).

Следуя всем правилам написания, английский вариант аннотации данной статьи будет выглядеть так:

Таблица 17

Коммуникативная задача Выражения
Для обозначения актуальности (переход к проблеме) However
Для перечисления разделов статьи (освещенных вопросов) Our paper (report /project) consists of several (three, four, five) sections:... In the paper, first then finally... First,... Second... Third...
Для обозначения результатов исследования и выводов The data revealed... The study showed... The study proved...

 

Writing an abstract is one of the writing skills useful for both students and teachers.

 

Unawareness of the rules for writing an abstract will prevent applicants from presenting their paper clearly and, as a result, from promoting their research project. This paper consists of three sections: (a) the importance of mastering the skill to write abstracts, (b) definition of the term "abstract", (c) description of an abstract structure.

 

В качестве общих рекомендаций при написании аннотации следует обратить внимание на следующие вопросы:

Лимит слов. При написании аннотации необходимо придерживаться установленного лимита слов (50, 100, 200 или 400).

Временное единство. Аннотации к уже написанным статьям и исследованиям логичнее всего писать в прошедшем времени.

Структура. При написании аннотации необходимо придерживаться общепринятой структуры (Таблица 16).

Простота в изложении. Язык аннотации должен быть простым и понятным широкому кругу специалистов в конкретной области знания. Рекомендуется использовать известные общепринятые термины. Для четкости выражения мысли следует использовать клише «В работе рассмотрены / изучены / представлены / проанализированы / обобщены / проверены...».

Отсутствие деталей. В аннотации необходимо избегать лишних деталей и конкретных цифр.

Ключевые слова. Достаточно часто авторов просят выделить ключевые слова работы. Это делается для поисковых систем и классификации статей по темам. В интересах автора указать наибольшее количество ключевых слов (в рамках оговоренного лимита) для увеличения шансов нахождения статьи через поисковые системы.

Образцы клишированных аннотаций

(тексты представлены преподавателями кафедры русского языка РАГС с использованием материалов из книг А. К. Демидовой и А. Н. Барыкиной)

В книге исследуется (что?)...

В книге (работе, статье и т. п.) показан (ч т о?)...

Большое место в работе занимает рассмотрение (чего? )

В монографии дается характеристика (ч е г о?)...

Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как…

В книге анализируется (ч т о?)...

Главное внимание обращается (н а ч т о?)...

*

Используя (ч т о?), автор излагает (ч т о?)...

Отмечается, что...

Подчеркивается, что...

В книге дается (ч т о?)...

Раскрываются (ч т о?)...

Описываются (ч т о?)...

Особое внимание уделяется вопросам (ч е г о?)...

В работе нашли отражение разработка проблем (чего?), вопросы (чего?)...

Показывается (творческий) характер (ч е г о?)...

Устанавливаются критерии (чего?)...

В книге подробно освещаются (ч т о?)...

Характеризуется (ч т о?)…

Рассматривается (ч т о?)...

В статье на основе анализе (чего?) показан (ч т о?)...

Констатируется, что...

Говорится о...

В заключение кратко разбирается (ч т о?)...

Задание № 3. Прочитайте статью Брулёвой Ф. Г.Доклад как устноречевой жанр на практических занятиях по педагогической риторике [ 3] и выполните задания, данные в этой статье.

Брулёва Ф. Г.

Доклад как устноречевой жанр на практических занятих

по педагогической риторике

 

Введение. В настоящее время много пишут и говорят о личностно-ориентированной системе обучения молодёжи. Модель функционально-грамотной личности студента вуза актуальна для современного образования, так как ориентирует на развитие человеческого потенциала, воспитание компетентного члена общества, будущего учителя подрастающего поколения.

Показателем образованности и культуры речи специалиста является устная речь, поэтому студентов педагогических специальностей необходимо познакомить с основами педагогической риторики, в том числе построению и произношению информационных учебно-научных жанров, как доклад, лекция, научное сообщение.

Деятельное, практическое обеспечение изучаемой темы даёт положительные результаты.

Основная часть. Представим содержание и методику практического занятия по указанной теме, проследим ход его.

Эпиграф к уроку

«Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой — вкрадчивой грацией изложения; третий — преимущественно последовательностью и ясностью изложения. Каждый из них говорит, соображаясь с предметом своей речи, с характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минуты».

   (В. Г. Белинский)

Опорный теоретический материал.

I. По характеру произношения устная публичная речь значительно отличается от того, как говорит человек в быту, в частной или деловой беседе.

Для разговорной обыденной речи характерен ускоренный разговорный стиль. Основные его признаки: быстрый темп, обилие неполных предложений, разговорная и просторечная лексика, "сокращение" слов и звуков (например: здравствуйте — здрасьте; Александр Александрович — Сан Саныч, сейчас — щас, несколько раз — нескраз и т. д.).

В публичной речи используется полный стиль произношения.

При полном стиле темп речи медленнее, каждый слог произносится отчетливо, высказывания завершены, предложения полной структуры, речь более литературна. Следует избегать "письменного" побуквенного произношения.

Овладение монологической речью требует особых усилий, поскольку речевые навыки школьников ориентированы в основном на диалог, который более привязан к бытовой ситуации и непроизволен.

Монологическая речь требует знания норм речи — стилей речи, характера и ситуации общения. Владение нормами не только не исключает, но и предполагает творческое отношение к языку. Это означает умение сочетать стандарт в построении речи с многообразными средствами речевой выразительности.

Существенную роль играет знание стилей языка, их композиционно-стилистических приемов не только в построении речи, но и в ее произнесении.

Цицерон в трактатах об ораторском искусстве не раз приводил изречение Демосфена о том, что в красноречии "первое дело — произнесение, второе — произнесение и третье — тоже произнесение".

При установлении контакта со слушателями самый опасный враг — произносительный шаблон, когда доклад читается по стандартному мелодическому рисунку, "недомашним" голосом; интонация воспроизводит письменные обороты, становится неестественной.

Усилия затрачиваются на воспроизведение заранее заготовленного текста.

II. Наблюдение. Обобщение по таблице. Какими известными вам стилями произношения вы могли бы дополнить эту таблицу? Напишите названия речевых жанров, в которых используются данные стили произношения. Сделайте обобщение.

    Стили произношения   разговорный официальный, сухой торжественный парадно-риторический убедительный аргументирующий художественный, выразительный иронический юмористический, шутливый обыденный, нейтральный

 

III. Доклад как устноречевой жанр.

Таблица 18

Рассмотрите таблицу.

Устные информативные жанры

Лекция Доклад Реферативное сообщение Выступление в аудитории

Доклад

Научный доклад — это сообщение о ходе исследования какой-то научной проблемы, о результатах изучения какого-то важного вопроса. Он содержит новые интересные объективные данные.

Учебный доклад содержит собственную точку зрения автора, его объяснение какого-то факта, оригинальное решение вопроса. Обычно используется научно-популярный стиль. По объему доклад может быть меньше лекции.

Научное сообщение

Научное сообщение чаще всего носит реферативный характер, где кратко сообщается содержание одного или нескольких книжных источников, газетных фактов без оценки содержания.

Это информация, которую получает слушатель на свой вопрос по какой-либо интересующей его проблеме.

Учебное реферативное сообщение читается, как доклад, но лучше его пересказывать.

В сообщении следует обращать внимание на связующие слова между частями (кроме того, далее, таким образом, следовательно, как видим).

IV. Задание 1. Подготовка доклада. Переработайте данную информацию в текст доклада об Олжасе Сулейменове. Запишите этот доклад. Подготовьте партитуру его произнесения в тональности доклада.

Олжас Сулейменов

Олжас Сулейменов родился в 1936 году в г. Алма-Ате. Окончил геологический факультет Казахского государственного университета. Затем учился в Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. Автор сборников стихов "Аргамаки", "Земля, поклонись человеку!", "Солнечные ночи", "Ночь-парижанка", "Доброе время восходов", "Год обезьяны", "Глиняная книга", "Повторяя в полдень", "Круглая звезда", "Определение берега" и других книг, сценариев художественных фильмов "Земля отцов", "Синий маршрут", "Зима — не полевой сезон". Лауреат премии комсомола Казахстана, Государственной премии им. Абая.

Имя Олжаса Сулейменова популярно не только у себя на Родине, но и далеко за ее пределами.

Его стихи отличают глубина мысли, философичность и полемичность, яркая метафоричность, экспрессия, зримая образность, тонкий юмор, острая сатира, неожиданные повороты, умение обыгрывать парадоксы и много других граней.

Горячо и страстно поэт передает чувства степняка, "рожденного в седле":

Я проскочу до края,

Город и степь накреня.

Олжас Сулейменов — сын своего времени, остро чувствующий его радости и боли, победы и неудачи человечества. Он первый среди поэтов откликнулся на полет первопроходца космоса Юрия Гагарина — в самый день старта — листовками и стихами, которые разбрасывались на Алматы с самолета, а потом поэмой "Земля, поклонись человеку!", написанной молниеносно, тут же по горячим следам событий, в течение нескольких дней, пока в печати шли комментарии к полету.

Актуально и сегодня звучат слова этого стихотворения:

"Живите, люди.

Вы совершили свой первый подвиг,

Преодолели земную тягость,

Чтобы потомки это запомнили —

Преодолейте земные тяжбы!"

Слишком много этих земных тяжб. И каждая болью отдается в сердце поэта. Это войны. С древнейших времен и до наших дней. И самая острая боль — Великая Отечественная война.

О войне О. Сулейменов писал мало, но стихотворение "Безымянная высота" достойно внимания. В нем переданы будничность подвига, естественность и безграничность патриотизма солдат:

"Взрывом гранаты мне порубило глаза:

Командир наш, писарь полка Соломин,

Снял с себя мокрый бинт, завязал мне глаза

И сипло сказал: "Посмотрим,

Нас еще двое,

Мы дадим рукопашную,

Меня узнаешь по голосу,

Остальные — не наши...".

Одно из самых чудовищных порождений фашизма — это массовое истребление людей, это концлагеря.

В стихотворении "Девушка на зеленой траве" все в том же суровом стиле поэт пишет, что в рядовом концлагере близ Ополе — города, где сжигали человек двести в день, — узники ели траву:

"Выискан, съеден каждый вершок —

корешок..."

…"Три года после нас не росла трава"...

Этот спокойный рассказ действует сильнее любого обвинения фашизму.

Драматические и полемические поэмы "Муравей", "Кактус", роман в стихах "Глиняная книга" насыщены глубокими философскими размышлениями о судьбе человечества за всю его историю, острым сатирическим пером поэт бичует в них великие и малые людские пороки.

Не забудьте!

1. Обратиться к аудитории и контактировать с ней во время выступления.

2. Назвать тему доклада, сформулировать его основную мысль.

3. Использовать такие вводные слова, как "на мой взгляд", "мне кажется", "следовательно", "во-вторых" и др.

4. Вызовите интерес "слушателей каким-нибудь "зацепляющим" приемом (вопрос, риторическое обращение, пример).

5. Используйте словесные и несловесные средства (схема, таблица), чтобы выделить информативно значимое.

6. Прорепетируйте свой доклад, продумайте позу, тон изложения, выражение лица.

V. Задание 2. Проанализируйте докладсвоего сокурсника и вспомните:

— насколько внимательно аудитория слушала доклад;

— задавали ли вопросы по теме доклада;

— был ли визуальный контакт с докладчиком, можно ли было видеть реакцию слушателей;

— как вы оцениваете визуальный и словесный контакт докладчика;

— раскрыта ли тема, не было ли ненужных отступлений;

— легко ли было понять главное, что помогло и что мешало;

— каковы жесты и мимика говорящего;

— была ли интонационная выразительность при чтении стихов.

 Коммуникативный тренинг. Подготовьте научное сообщение на интересующую вас тему, используя учебную литературу и энциклопедии.

Ориентировочные темы для реферативных сообщений и докладов.

1) Можно ли верить астрологическим прогнозам?

2) Средства привлечения и поддержания внимания в публичном выступлении.

3) Засорение и огрубление русского языка в средствах массовой информации (газета, радио, телевидение).

4) Мастера красноречия.

Памятка для анализа выступления.

1. Раскрыта ли тема, не было ли излишеств? Каков был стиль произношения?

2. Легко ли было уяснить главное, что мешало восприятию и что помогло? Как автор подчеркивает важность темы для себя и для присутствующих?

3. Был ли визуальный и словесный контакт со слушателями?

4. Задавались ли вопросы слушателями, каков был их характер?

5. Насколько внимательно слушали выступающего?

6. Выступите с устным отзывом.

Выступление или ответ студента у доски в аудитории — это разновидности сообщения по учебному вопросу, чаще всего в результате выполненной домашней работы. На ответ у доски распространяются все требования к устной публичной речи:

1) ясность речи; 2) трехчастное построение (вступление, основная часть, заключение); 3) краткость и четкость дикции; 4) умение выделить главное, привести примеры; 5) умение общаться со слушателями.

V. Анализ ответа у доски. Проанализируйте ответ у доски своего однокурсника, исходя из указанных критериев.

Вопросы для самопроверки.

1. Каковы основные требования к построению учебно-научных информативных жанров?

2. В чем состоят различия в построении доклада, лекции, научного сообщения?

3. Как построить наилучшим образом свой ответ у доски?

4. Сделайте самостоятельно вывод: какими качествами должен обладать студент, чтобы ответ на экзамене был ярким, интересным?

 

VII. Самостоятельная работа. Переработайте в речь фрагмент из статьи педагога А. С. Макаренко "О родительском авторитете".

Инструкция.

1. Обратиться к аудитории и наладить с ней контакт.

2. Назвать тему доклада и сформулировать свою задачу.

3. Выделить тоном главное, важное, значимое.

4. Использовать вопросно-ответный способ.

5. Использовать слова-мостки: во-первых, во-вторых, а также, думается, по моему мнению.

 

Откуда берется родительский авторитет, как он организуется? Те родители, у которых дети "не слушаются", склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это — особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело. К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это — ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к одной этой цели и нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели. Как раз те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания для самого послушания. Если дети послушны, родителям живется спокойнее. Вот это самое их спокойствие и является их настоящей целью. На поверку всегда выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро все разрушается, не остается ни авторитета, ни послушания. Бывает и так, что родители добиваются послушания, но зато все остальные цели воспитания в загоне: вырастают, правда, послушные, но слабые люди. Надеемся, что после такого рассмотрения легче будет выяснить, каким должен быть авторитет настоящий.  

 

VII. Вопросы для самопроверки.

1.Какие стили произношения используются в устной речи в учебном процессе?

2. От какого стиля произношения следует отказаться в устном публичном выступлении?

3. Какими стилями произношения вы пользуетесь чаще всего?

4. Каковы основные требования к построению учебно-научных информативных жанров?

5. В чём состоят различия в построении доклада, лекции, научного сообщения?

6. Как построить наилучшим образом свой ответ у доски?

7. Сделайте самостоятельно вывод: какими качествами должен обладать студент, чтобы ответ на экзамене был ярким, интересным?

Жанр лекции

В академической речи иногда начало – это перечень вопросов лекции, которые предстоит изложить.

Дейл Карнеги советует: а) начать с яркого факта; б) задать неожиданный вопрос; в) возбудить любопытство; г) сделать начало коротким и лаконичным; Не советует: а) начинать с извинения, заведомо ставя себя в неудобное положение; б) научную лекцию – со смешной истории: она рассеивает внимание; в) начинать с пышных фраз и выражений – они вызывают недоверие.

 Вступление может длиться 1–2 мин, в докладе – 2–3 мин, в лекции – 7–10 мин.

Главная часть. Она содержит в себе «зерно» темы и цель выступления: доказать, убедить, призвать, отстоять, упросить, утвердить, взволновать, заинтересовать и т.д. Выступающий должен сохранить в главной части устойчивое внимание. Практики советуют в главной части:

1. Доводить до конца свою мысль и цель.

2. Не загружать главную часть большим количеством фактов и примеров.

3. Держать аудиторию в напряжении.

4. Не упускать психологической устойчивости внимания.

Главная часть в лекции не должна превышать 30 мин, в докладе – 20 мин, в речи – 7–8 мин.

Выступающий переходит после вступления к главной части, в которой формируется основная мысль речи. Она может прозвучать в начале главной части или в конце. Существует «Закон края», когда самая важная информация ставится или в начале или в конце, чтобы лучше запомнилась. Говорящий должен помнить, что сила фактов, аргументов должна нарастать. Поэтому эффективнее та речь, когда выступающий оратор постепенно подводит слушателя к основной мысли.

Главная часть не должна быть перегружена. Есть магическое число 7 ± 2, которое означает количество единиц, хранящихся в памяти человека, удерживаемых при одновременном восприятии. Таким образом, лучше, если в речи не больше пяти анализируемых положений. Выступающий пользуется логическими формами изложения: анализом, синтезом, сравнением. Все положения в речи должны быть логически связаны, вытекать одно из другого.

 

Таблица 19

Для кого? Для образовательных программ в школьной, студенческой аудитории, на семинарах, курсах
Цель лекции научной Цель лекции научно-популярной Сообщить научную информацию, логику построения темы, научного мышления Возбудить и поддерживать интерес к теме и материалу, создавать профориентацию
Нацеленность на слушателей Адаптация (приспособление) материала в зависимости оттого, кто слушает: ученики или студенты, преподаватели школ и колледжей или академики
План лекции Текст лекции Простой или подробный, детализированный. Он обязателен для всех выступающих и должен быть записан. План сообщается слушателям. Лекция может содержать несколько тезисов. Обычно хороший лектор записывает текст лекции, но свободно излагает ее, слегка
(записывать или нет?) Регламент лекции заглядывая в контекст. Прочитанная «с места» лекция не может обеспечить надолго внимание и интерес аудитории. Для импровизации возможны специальные карточки-заготовки, где имеются цифры, даты, цитаты. Для школьников – 30 мин, для студентов – 90 мин.

 

VII. Вопросы для самопроверки

Анализ  лекции.  Научно-популярная лекция. Прочитайте текст лекции академика А.Е. Ферсмана, проанализируйте ее по вопросам, данным после текста.

Академик А.Е. Ферсман был классиком научной популяризации. Его книги – «Занимательная минералогия», «Занимательная геология», «Занимательная геохимия», «Воспоминания о камне» – любимы миллионами читателей, они переведены на многие иностранные языки. Несомненно, природа одарила А. Е. Ферсмана талантом не только ученого, но и художника слова. Его называли поэтом камня, и он действительно был им.

Камень в культуре будущего

Мы видели камень в том отдаленном прекрасном прошлом, когда красота ценилась дороже денег и ею измерялись богатства. Мы видим камень в его настоящем – на современном мировом рынке, где сочетается жажда богатства с любовью к роскоши, где камень ценится не по своей девственной красоте, а по ценности вложенных в него денег.

Что же будет с камнем в будущем, и какое место займет он в культуре грядущих эпох?

 Будущее человечества рисуется мне в завоевании и подчинении себе сил природы, в широком и всемирном использовании ее энергии и ее богатств. И чем больше оказывается самоцветов, подходящих для разрешения основных технических задач будущего, широкого применения их, тем больше возможности решить проблемы современной научной работы.

 Но выполнят они эту роль только тогда, когда сумеет человек их получить в любом количестве, когда перестанут они быть редкими диковинками природы, случайною игрою ее подземных сил. И пока человек не сумеет завладеть тайною их искусственного получения, драгоценный камень останется только забавою, роскошью в его руках.

 Но к этому гений человека идет, хотя и медленными, но постепенными шагами.

В борьбе за завоевание техники и природы человечество будет делать огромные усилия, чтобы эта борьба не шла в ущерб красоте. Чувство прекрасного в его лучших и облагораживающих формах не должно будет подавляться грубыми завоеваниями культурного прогресса; и как протест против материализма, истинное искусство явится как необходимый элемент жизни, как один из насущных элементов человеческого обихода. Лучшие и наипрекраснейшие формы природы, начиная с прекрасного и нежного цветка и кончая художественным камнем, будут сливаться в общую гармоническую картину, и из самой природы и ее затейливых линий и красок будет складывать художник будущего новую прекрасную сказку.

 Среди изменчивых и умирающих форм живой природы вечными и незыблемыми останутся художественные достижения обработанного камня, и для искусства он явится тем основным, незаменимым и вечным материалом, из коего будут слагаться самые вековечные достижения человеческого вдохновения.

 В культуре будущего, в формах новых исканий камень снова вернется к тому, что составляло его красоту в Древней Греции, и снова в нем человек будет видеть высшее воплощение красот природы, к которым может прикоснуться лишь горящее священным огнем вдохновение художника.

И рисуется картина из Апокалипсиса: прекрасный город из яшмы, окруженный стенами из цветного камня, горящий огнем, подобно лучшим драгоценным камням; красота и радость сделались мерилом человеческого богатства, и на новых весах переоценивается старый мир, измеряясь и взвешиваясь не по весу золота, не по длине серебряных слитков и шелка, а по глубине радости и счастья, по гармонии и мощи небывалой земной красоты... Картина нам непонятная: но разве нам понятно будущее в каких-либо иных его формах? (А. Е. Ферсман Самоцветы России)

Вопросы и задания

 1. В предисловии к книге лекций «Самоцветы России» А. Е. Ферсман писал: «...На этих страницах, вне узких рамок сухих научных описаний, я хочу по возможности раскрыть этот прекрасный мир природы и влить его в серую жизнь людей». Подтвердите это анализом фрагментов речи академика А. Е. Ферсмана.

2. Найдите структурные части лекции (введение, основная часть, заключение).

3. Приведите примеры использования лектором риторических вопросов, риторических восклицаний, анафоры.

4. Как и с какой целью используются оратором мифологические и литературные материалы?

5. В каком значении употреблено А. Е. Ферсманом слово «материализм» (см. пятый абзац с конца текста)?

6. Как используются в тексте популярной лекции термины и цифры?

7. Охарактеризуйте выступление ученого с точки зрения эмоциональности («сам пережил») и документальности речи («видел собственными глазами»).

8. Выделите тезисы лекции. Какова основная мысль?

 

 

Задание № 4. На основе изученного лекционного материала и самостоятельной работы с литературными источниками подготовить следующие виды бесед: инструктаж; беседа на основе детских наблюдений; беседа по прочитанным рассказам, стихотворениям, сказкам; беседа в сочетании с инсценировкой; беседа по картинам художников; беседа на основе пословиц и поговорок; этическая беседа (подбор рассказов, сказок, стихотворений, картин, пословиц и поговорок и т.д. по выбору студента, но в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся).

При подготовке заданий воспользуйтесь предложенными материалами, представленными ниже.

Эвристическая беседа

[Педагогика http://paidagogos.com/?p=5903#i-2]

Особое место в системе различных методов проблемного обучения занимает эвристическая беседа. Принято считать, что ее создал Сократ, поэтому иногда такую беседу называют сократической. Ее история началась 2 тысячи лет назад, но наиболее продуктивно эвристическую беседу стали изучать с середины пятидесятых годов ХХ века, когда разрабатывалась концепция проблемного обучения. В результате исследований различными педагогами была определена сущность, структура, функции, типы эвристической беседы, затем была разработана система методических приемов, которая позволяет учителю реализовать ее в педагогической деятельности.

Итак, эвристическая беседа это вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Осуществляется это путем правильно поставленных вопросов со стороны учителя и задействования учениками своего опыта, имеющихся знаний и наблюдений.

Характерной особенностью такой беседы является выдвижение проблемы, которая требует решения. Для этого учитель задает ученикам серию взаимосвязанных вопросов, которые вытекают один из другого. Каждый из подвопросов представляет собой небольшую проблему, но в совокупности они ведут к решению основной проблемы, поставленной учителем. Вопрос здесь играет очень важную продуктивно-познавательную функцию.

Примером такой беседы может быть вопрос о природе степи. Учитель задает вопрос «Какая зима в степи» и когда получает короткий ответ, например, «Зима короткая и теплая», учитель начинает задавать подвопросы. Это необходимо, поскольку такой короткий ответ, во-первых, является недостаточным, а во-вторых, не дает возможности ученику его обосновать. К примеру, учитель спрашивает о расположении степи на карте по отношению к лесам и тундре, при этом уточняя, в каком регионе теплее и почему. Затем расширяет «горизонт» вопроса, спрашивая о том, одинакова ли зима на всей территории степи, подводит к изначальному вопросу, на который дети уже с могут дать не только более развернутый ответ, но и обосновать его.

Характеристики эвристической беседы

В результате логически взаимосвязанных вопросов, когда беседа принимает постепенно развертывающийся характер, они сопровождаются цепочкой ответов. Соединены вопросы между собой не механически, они расположены таким образом, что каждый последующий вытекает из ответа на предыдущий вопрос. А ответ выступает как отдельная мыслительная ступенька, которая является частью решения задачи.

Подытожив все это, можно выделить основные характеристики эвристической беседы:

· каждый из поставленных вопросов является логическим шагом поиска;

· вопросы взаимосвязаны;

· поиск ответов и решения осуществляется учениками при частичном руководстве учителя самостоятельно: учитель направляет – ученики решают шаги целостной задачи;

· такой поиск ориентирован на способы получения знаний или на доказательство их истинности;

В успехе поиска большую роль играет запас уже имеющихся знаний.

Чтобы лучше понять природу эвристической беседы нужно рассмотреть ее структурно-функциональные особенности. Основными структурными элементами выступают вопросы и ответы, вопрос является ведущим элементом. Цепь вопросов предполагает ответы на каждый из них, в результате они приводят к определенному общему выводу. Каждый вопрос и ответ на него формируют отдельный шаг. При эвристической беседе движение к следующему шагу возможно только когда завершен предыдущий шаг, то есть новый вопрос задают только после ответа на предыдущий.

Внутри каждого шага и между ними учитель может высказывать корректирующие замечания или разъяснений, к примеру, «покажи на карте», «проанализируй поступок», «отыщите», «вспомни», «прочтите и скажите» и так далее. Замечания играют вспомогательную роль и являются, по сути, вопросами, выраженными не в вопросительной форме.

Как видим, эвристическая беседа не имеет жесткие рамки последовательных и чередующихся вопросов и ответов, в нее включены высказывания учеников, оценочные суждения, цепи вопросов могут быть поставлены таким образом, чтобы ответ на них был объединяющим.

Вопрос и ответ

В ходе анализа структуры эвристической беседы и установления, что вопрос это ее основной элемент, необходимо уточнить его специфику в такой беседе. Вопрос представляет собой сложное взаимодействие различных отношений: предметного, психологического, логического и синтаксического характера, он является обязательным компонентом беседы, выступающей в роли общепедагогической категории.

В эвристической беседе назначение вопроса следующее: он выступает в качестве несущего противоречивое отношение между двумя видами знаний (знание о незнании и знание сущности), при этом вопрос выполняет функцию побуждения к тому, чтобы знания о незнании превратились в знание сущности. В эвристической беседе вопрос является тем первым шагом выхода за пределы знаний, которые уже имеются, без которых неосуществимо познавательное и направленное движение мышления, поскольку форма вопроса свидетельствует о наличии проблемы и устанавливает ее. Вопрос выступает мыслительной задачей, после решения которой ученикам открывается путь к последующему поиску истины. Вопрос позволяет мысли ученика найти выход, когда ему казалось что найти новое решение уже невозможно. Поэтому в эвристической беседе каждый вопрос является шагом по направлению мысли к достижению определенной цели. Каждый раз постановка нового вопроса побуждает учеников искать выход, а это побуждает актуализировать прежние знания материала, который необходим для ответа на вопрос.

Вопросы и ответы имеют несколько точек соприкосновения и органически связанны между собой, и это несмотря на их совершенно противоположные функции: вопросы определяют предмет искомого, а ответы определяют найденное содержание предмета. Ответ в эвристической беседе является не только представлением результата знаний, но и процессом овладения ими. Каждый вопрос указывает на то, что знания ученика имеют некоторую незаконченность, поэтому он выражает побуждение их пополнить. Ответ в качестве структурного элемента эвристической беседы является собственным ответом ученика, поскольку он не видел их в учебнике, не слышал их в рассказе педагога. Его ответ выработался при мыслительной деятельности, на основе тех фактов и обобщений, которые имеются у ученика и при помощи

Специфика структуры эвристической беседы

В результате, анализ структуры эвристической беседы позволяет понять и полнее выявить природу ее сущности. Но поскольку вопрос и ответ являются присущими элементами любой беседы, следует обозначить специфику структуры эвристической беседы. Первым этапом в ней является искомое, а в реализации эвристической беседы первым этапом становится подведение к искомому, его постановка, выраженная в проблеме. Что касается понятия проблема, то она является осознанием того, что еще не познано и должно быть познано. При этом учебная проблема является осознанием учениками познавательного вопроса, решение которого невозможно на базе уже имеющихся знаний, но решить его необходимо, чтобы преодолеть возникшее затруднение (учебное или практическое).

Но отождествить проблему с вопросом нельзя, несмотря на существующую между ними связь (проблемы часто ставят в форме вопроса и нередко они совпадают с ним). Таким образом, проблему можно представить в качестве некой разновидности вопроса.

Искомое основано на противоречии материала, который имеется у учеников и материала, который предстоит найти. Противоречивость данных порождает процесс мышления, который направлен на их устранение. При этом тот запас знаний, который заложен в противоречии, не указывает само решение, а побуждает ученика к его поиску, направляет на путь нахождения новых знаний. В эвристической беседе такой путь поиска, началом которого является постановка искомого, а окончанием нахождение ответа, существует. Сами по себе имеющиеся знания не указывают такой путь, поэтому единственным выходом является пройти путь решения или найти его самостоятельно. Из этого следует, что второй структурный элемент эвристической беседы – способ решения. Ответ, найденный на вопрос, часто оказывается недостаточным, поэтому появляется необходимость проводить проверку решения каждый раз, чтобы установить, удовлетворяет ли полученный ответ. Из этого следует что проверка значимости ответа является последним элементом структуры эвристической беседы. Таким образом, структуру эвристической беседы можно представить так:

· искомое;

· способ решения;

· самое решение и выстраивание учителем шагов поиска и выполнение учениками этих шагов;

· результат решения.

Функции и типы

Проявляется структура такой беседы в ее функциях: побудительной, образовательной, воспитательной, развивающей и контрольно-коррекционной. Эти функции относятся к общепедагогическим, а специфическими функциями эвристической беседы являются:

Обучение различным способам решения проблемы и руководство познавательной деятельности учеников, которое осуществляется через раскрытие и показ пути поиска, его стимулирование и доказательство его истинности, формирование умения выстроить систему доказательств:

· формирование познавательной самостоятельности;

· формирование диалектического мышления.

Достичь этих целей помогает выявление типов, роли и места в учебном процессе эвристической беседы. Так, основными типами такой беседы можно назвать эвристическую беседу, которая направлена на поиск ответа, когда ученики знают способ; эвристическую беседу, которая направлена на поиск способа, когда ученики знают ответ и эвристическую беседу, которая направлена на поиск ответа и способа.

При беседах первого типа воедино сливается и определение пути поиска, и его прохождение. Познавательная деятельность в этом случае сводится к следующему: система вопросов, поставленных учителем, указывает на этапы поиска, а поиск ответа на подвопросы ученики осуществляют самостоятельно, а значит, ученики привлекаются к участию в поиске по элементам.

Второй тип эвристической беседы предполагает раскрытие пути поиска решений, доказательство истинности знаний, другими словами выявление способа. Структура познавательной деятельности в этом случае заключается в следующем: учитель упорядочивает воспроизведение знаний учеников в необходимой для построения знаний при поиске ответа последовательности. Система вопросов позволяет учителю актуализировать знания учеников, а поиск при этом не осуществляется.

Третий тип эвристической беседы характеризует направленность деятельности учеников на поиск ответа, обоснование этапов поиска, которое позволяет найти способ решения. Этот тип является промежуточным между первым и вторым типом.

Таким образом, можно выделить формы эвристической беседы: жесткая вопросно-ответная (компонентами выступают вопрос учителя, ответ ученика) и свободная форма, в которой при вопросе учителя ученики дают цепочку ответов, которые следуют друг за другом без промежуточных вопросов.

Эвристическая беседа выполняет такие задачи как получение глубоких и прочных знаний, побуждение к установке связей и закономерностей, способствует проникновению в сущность материала, помогает найти в нем причинно-следственные связи, опровергнуть ошибочные суждения и обосновать свои, подходить к фактам критически. При этом она развивает высокую активность, сознательность учеников, формирует познавательную самостоятельность.

 


 

 

Виды бесед

 

Сущность, основные воспитательные цели Виды беседы: Структура беседы:
Беседа- метод формирования сознания личности. Вопросно-ответная форма проведения ВМ. Отличие беседы от инструктажа, рассказа: педагог выслушивает и учиты­вает мнение, точки зрения своих собеседников, строит свои отно­шения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этическая беседа- это метод систематического и последова­тельного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателей и воспитанников, метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Предмет этической беседы: нравственные, моральные, этические проблемы. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение. Метод особенно актуален для учащихся 5-8 кл., когда наступает сензитивный период формирования «картины мира». Основные цели этической беседы: - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений; - привлечь внимание учащихся к оценке событий, поступков, явлений социальной жизни и на этой основе формировать у школьников соответствующее отношение к окружающей действительности; - способствовать свободному выражению учащимися своих мыслей, подводить их к самостоятельным выводам, обоснованиям, обобщениям. Примерные темы беседы: 1. Что лучше: синица в руках, или журавль в небе? 2. Кому лучше живется – совестливому или бессовестному человеку? 3. Хорошо ли живется тому, у кого есть все, что он хочет? Виды беседы: 1. Фронтальная –проводится с классом на различные темы: политическую, моральную, правовую, половую, эстетическую и т.д. Педагогические приемы, способствующие повышению эффективности фронтальной беседы: - рассмотрение совершенного учеником поступка и оценка его на фоне уже известного всем случая, который раньше получил правильную оценку коллектива (проведение в ходе беседы аналогий, сопоставлений подобных случаев положительно влияет на подростков); - показать учащимся, что их поведение (в случае нарушения дисциплины) не соответствует нормам права и морали (указать на конкретные нарушения, черты характера); - в случае проявления круговой поруки, действия учащихся можно квалифицировать как отсутствие принципиальности, неправильное понимание таких моральных понятий как товарищество, коллективизм и дружба; - в рассматриваемых фактах, процессах раскрывать учащимся неизвестные им стороны; - якобы соглашаясь с ошибочными взглядами и суждениями, повести разговор «Допустим, что вы правы, но как быть в таком случае…», «Я могу с вами согласиться, но как же объяснить, что…» Коллективные беседыиспользуются в процессе организации разных форм деятельности (сборы, экскурсии, походы, встречи и т. д.). Беседа может быть использована в качестве фрагмента при применении других методов воспитательного воздействия (диспут с элементами беседы, беседа с элементами дискуссии, беседа в процессе лекции, убеждение путем беседы). 2.индивидуальная Желательно проводить их по заранее намеченному плану, они должны способствовать развитию личности ребенка, его индивидуальных особенностей, таланта. Правила ведения индивидуальной беседы: - расположить ученика к откровенному разговору; - правильно выбрать место и время; - начинать беседу с темы, приятной ученику; - не следует беседовать с учеником в присутствии других людей, а также в случае плохого настроения, если что-то мешает беседе с ним; - учащийся должен почувствовать, что учитель желает ему добра и хочет помочь; - в случае совершения учащимся плохого поступка следует (в начале беседы) аргументировано раскрыть правильность понимания сути поступка, действия, мнения и на этом фоне показать никчемность всего аморального, в т. ч. и поступка, совершенного учащимся; - не стараться говорить только самому; - сдерживаться в суждениях, оценках; - наблюдать за тем, как учащийся выражает свою мысль; - проявлять уважение к собеседнику, подчеркивать заинтересованность в разговоре; - спокойно реагировать на все высказывания ученика; - следить за основной мыслью собеседника; - стараться понимать ход его мысли до конца; - учитывать индивидуальные возрастные особенности; - не давать подсказку, а уточнять «В каком смысле?», «Я правильно тебя поняла?», - предпочитать косвенные вопросы; - продолжительность беседы должна длиться не более 30-40 мин. 3. Прогнозируемые (плановые) Намечаются заранее, к ним ведется подготовка. Темы определяются исходя из общего содержания ВП, уровня воспитанности и возраста школьников. План или основные вопросы беседы сообщаются детям заранее, чтобы они активно участвовали в ней. Школьники смогут предварительно готовиться по отдельным вопросам: прорабатывают рекомендованную литературу, подбирают факты, примеры из жизни, литературные иллюстрации. 4. Непредвиденные (внеплановые) Возникают непреднамеренно, рождаются течением школьной и общественной жизни. Поводом для этической беседы становятся конкретные факты, события, поступки одноклассников. Проводится либо по «горячим следам» или несколько позже, когда дети осмыслят и поймут их. Подготовительный этап 1. Определить тему беседы (в зависимости от возраста учащихся, уровня развития ученического коллектива, типичных для этого коллектива сложностей). 2. Подобрать фактический материал, желательно такой, где рассказывается, как нужно поступать в тех или иных случаях, что нужно делать (это можно поручить временной инициативной группе). 3. Продумать вопросы (можно вместе с учащимися). 4. Подготовить учащихся: -заранее объявить детям тему, указать л-ру, подготовить ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры; - при необходимости определить индивидуальные задания (например: подготовить выступления по тем вопросам, по которым учащимися допускаются просчеты); -определить групповые задания (проанализировать состояние дел в классе, связанных с темой, затем совместно определить те вопросы, которые следует поставить на обсуждение. I этап. Мотивационный. - определение темы беседы, обоснование ее выбора (актуальность, значимость); - актуализация внимания учащихся с целью подготовки их к определенному обсуждению жизненно важного вопроса, события, факта, явления, поступка, ситуации; - пробуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала. Приемы: 1. Поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы (например, что такое милосердие, доброта). 2. Перед объявлением темы: а) рассказать о каком-нибудь знаменательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме; б) вспомнить случай из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей беседы. 3. Объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания, афоризма. II этап. Основной. Предложить учащимся первоисточник – материал для обсуждения (рассказ, отрывок, статья и т.д.), содержание которого может иметь позитивную или негативную основу. Раскрыть тему можно на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни. III этап. Диалог с детьми (часть основного). - постановка проблемных вопросов перед учащимися, стимулирование их активности, выслушивание разных точек зрения; - в процессе обсуждения вопросов беседа может заключать в себе элемент дискуссии; - педагог должен использовать метод убеждения, примера. Дополнение:краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение материалов из книг, газет, использование художественных картин, диафильмов, репродукций, музыки. Учитель должен способствовать формированию у школьников навыков свободно выражать свои мысли, подводить их к самостоятельным выводам, обоснованиям, обобщениям. IV этап. Подведение итогов. Заключительное слово ведущего. Он обобщает все сказанное ранее, формирует общие выводы, составляет и дает детям конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы, поощряет детей. Приемы:использование ярких высказываний, метких четверостиший, афоризмов. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.



Литература

1. Антонова,  Л. Г. Методика преподавания риторики будущим педагогам [Электронный


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: