Лидер – это положительно-активная личность, к мнению которой прислушиваются. Лидер способен вести за собой. На первых днях смены важным является определение лидеров и «ориентировка» отряда на этих людей для того, чтобы успешно организовать самоуправление в отряде.
* определенный авторитет в коллективе (к мнению этого человека прислушиваются, с ним советуются);
* достаточно взрослая и взвешенная жизненная позиция;
* мнение лидера не идет в разрез с вашими представлениями об устройстве отрядной жизни, и он не противопоставляет себя вам.
Функции самоуправления детей в лагере.
1. Самоактивизация. Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.
2. Организационное саморегулирование. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.
3. Коллективный самоконтроль. Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого – поиск новых, более эффективных путей решения задач.
|
|
Условия, необходимые для включения ребят в деятельность по самоуправлению:
1. Поиск. Развитие организаторских способностей у детей, воспитание у них чувства хозяина лагеря (старт-марш, разведка, поисковый десант и др.)
2. Планирование коллективной деятельности. Полезно планировать разнотипные дела, используя методику коллективного творческого планирования (мозговой штурм, копилка предложений, аукцион идей и др.)
3. Форма организации КТД. Возможно создание банка идей, клубов по интересам, мастер-классов, творческих лабораторий, дискуссионных центров для сбора и анализа предложений ребят по организации творческих дел, проектирования участия в них каждого из ребят, определения творческих заданий.
Советы вожатому по организации самоуправления в отряде:
* Ответьте для себя на вопрос: чему Вы хотите научить детей своего отряда в процессе организации самоуправления?
* Какие полномочия Вы можете и хотите передать детям отряда?
* Определите, каковы возможности детей, исходя из их возрастных особенностей, психологической характеристики?
* Определите, какая управленческая структура будет существовать в отряде, какие поручения нужно передать детям?
* Спрогнозируйте цикличность чередования творческих поручений.
* Претворите свои идеи в жизнь вместе с детьми.
Конфликт
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны, Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы социального конфликта, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.
|
|
Виды конфликтов:
1) Внутриличностные конфликты – конфликты между элементами структуры личности. Причинами могут быть противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой, противоречие между различными ролями индивида, трудность выбора между различными вариантами поведения.
2) Межличностные конфликты – столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины могут самыми разнообразными.
3) Конфликты между личностью и группой – это более многоплановые конфликты, которые, кроме внутриличностных и межличностных причин, включают причины, обусловленные групповой организацией.
4) Межгрупповые конфликты – наиболее частый вид конфликтов, который выражается в столкновении интересов различных групп. Причина: экономические, политические, национально-этнические и т.д.
5) Международные – возникают между отдельными государствами или группами государств.
По сферам деятельности выделяют: бытовые, трудовые, семейные, воинские, учебно-педагогические и др.
По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты: статусно-ролевые, ресурсные, социокультурны, идеологические и др.
По временным параметрам: кратковременные, быстротечные, длительные.
По результативности: конструктивные, деструктивные.
По характеру причин: реалистические, нереалистические.
Функции конфликтов.
Негативные функции конфликта: - эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте; - представление о побежденных оппонентах, как о врагах; - ухудшение социально-психологического климата в коллективе; - чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе; - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников после завершения конфликта; - сложное восстановление деловых отношений (шлейф конфликта).
Позитивные функции конфликта: - разрядка напряженности между конфликтующими сторонами; - сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом; - стимулирование к изменениям и развитию; - снятие синдрома покорности у подчиненных; - получение новой информации и диагностика возможностей оппонентов.