Основные проблемы и трудности в работе с группой

Все больше ведущих сегодня осознают тот факт, что им непросто помогать группе в решении ее задач. Вне зависимости от задач конкретной группы всегда возникают проблемы, связанные с мотивацией участников. Хочет того ведущий или нет, каждый участник задает себе вопросы: «Что я получу от работы в группе? Принесет ли она мне удовлетворение? Удовлетворяются ли в этой группе мои значимые потребности?».

В дальнейшем у участников возникают другие вопросы, связанные уже с их взаимоотношениями или с отношениями с ведущим: «Чувствую ли я себя в безопасности, высказывая отличную от мнения большинства точку зрения? Слышат ли меня другие? Могу ли я доверять?».

Если неопытный ведущий при работе с группой ориентируется только на решение какой-либо групповой задачи и при этом игнорирует потребности участников и то напряжение, которое возникает у них в связи с их неудовлетворенными запросами, то вскоре он столкнется с классическими проблемами:

· участники будут апатичны, мобилизуя для работы только необходимый минимум энергии;

· группа разделится на активных участников и участников, избирающих поведение «на вторых ролях», у которых пребывание в группе на самом деле вызывает фрустрацию (чувство тревоги и безысходности);

· между особенно честолюбивыми участниками возникает «борьба за власть»;

· решения будут приниматься с большим трудом и не будут совместимыми;

· дискуссии будут слишком продолжительными и утомляющими, так как вместо того, чтобы открыто обсуждать возникающие межличностные конфликты, участники будут скрыто решать свои проблемы во время совместной работы;

· участники не будут чувствовать себя достаточно информированными и будут получать ответы на волнующие их вопросы только через свои догадки, сплетни и слухи.

Постепенно в группе формируется прохладная, скучная и псевдодружеская атмосфера. Ведущий  же старается компенсировать угрожающие симптомы распада группы посредством санкций, материальных стимулов или сильного давления.

В групповом процессе часто возникают проблемные ситуации, которые могут послужить источником получения нового и интересного опыта. В групповом процессе возникают проблемные ситуации, которые препятствуют ее развитию, затрудняют взаимную поддержку участников. Причинами таких ситуаций могут быть:

 

Нарушение конфиденциальности – серьезная проблема, поскольку вся групповая работа основана на доверительных отношениях, в частности на убеждении, что никто из группы не расскажет вне круга личную информацию, полученную в группе.

Что делать?

- Обсудите с участниками правило конфиденциальности, расскажите о последствиях, которые могут иметь место в результате его нарушения;

- Обозначьте пределы конфиденциальности;

- Подписывая договор о сотрудничестве, напомните о конфиденциальности, поскольку этот пункт внесен в договор.

 

Образование группировок («могучие кучки») – может отрицательно сказаться на процессе создания доверительной атмосферы и сплоченности группы.

Что делать?

- Предотвратить появление группировок можно, если проводить с самого начала упражнения с постоянной сменой участников в парах и микрогруппах.

- Если вы замечаете, что некоторые члены группы начинают противостоять остальной группе, попробуйте разделить их. Рассадите их так, чтобы члены намечающейся группировки сидели порознь.

- Разбейте группу по парам так, чтобы в одной паре оказался участник из группировки и участник, в нее не входящий. Поручите им дело, которое требует взаимодействия, возможно даже вне группы.

- Если различия (социальный статус, возраст и пр.) начинают мешать работе, обсудите этот момент с группой.

Привлечение внимания к себе – необходимость быть в центре внимания всей группы.

Что делать?

- Избегайте позитивного невербального подкрепления (улыбки, одобрительные кивки), когда видите, что участник работает на публику.

- Разбейте группу на пары, а сами составьте пару с позером и наедине обсудите с ним его поведение.

- Установите для каждого лимит времени.

- Подчеркивайте, что работа и внимание группы должны быть распределены равномерно между всеми участниками.

- Вы можете остановить позера фразой: «Я вынужден прервать Вас, другим тоже надо высказаться».

- Обращайтесь к другим участникам, особенно застенчивым: задавайте им несложные вопросы, постарайтесь посадить их рядом с активными участниками, поддерживайте инициативу.

Сопротивление – самозащита, зачастую проявляется как вызов ведущему; возможны попытки спровоцировать ведущего на агрессию.

Что делать?

- Можно встретиться с каждым из участников перед началом групповой работы и попытаться доходчиво объяснить, для чего создается группа.

- Скажите, что у каждого члена группы есть право покинуть ее.

- Если в группе всего один сопротивляющийся участник, не тратьте на него слишком много сил в попытке преодолеть сопротивление. Позвольте ему выразить свой гнев по поводу того, что ему приходится участвовать в группе. После этого оставьте его в покое и продолжайте работу дальше.

- Попросите участника рассказать, что его заставляет вести себя подобным образом.

- Используйте методики и практические задания, которые требуют активных действий. Пусть они делают или создают что-то конкретное, изучая новые модели поведения на практике.

Споры – нормальное явление в групповой работе, поскольку в межличностном общении часто возникают различные мнения по обсуждаемым вопросам. Однако, спор может привести к конфликту.

Что делать?

- Переведите споры в дискуссии для того, чтобы вести конструктивный разговор.

- Используйте различия во мнениях для целей обучения. Попросите участников открыто высказывать свои мысли, а затем предложите остальным поддержать одну из сторон или высказать собственную точку зрения.

- Возможно, вам придется пересмотреть установленные правила групповой работы.

Молчание – может быть вызвано фрустрацией, особенно если на самом деле он хотел бы высказаться и теперь испытывает дискомфорт, разрываясь между противоречивыми желаниями – отступить или проявить агрессию, вести себя активно или, наоборот, пассивно. Молчание некоторых участников может стать проблемой для остальных, более активных членов группы.

Что делать?

- Чтобы конструктивно реагировать на молчание, ведущий должен четко знать, что такое поведение может содержать в себе различные сообщения. В ряде случаев – молчание – это отступление из ситуации и уход от контакта.

- Молчание отдельного участника ведущий может нарушить дружеским вопросом: «Мне в настоящий момент очень недостает контакта с тобой, и я хотел бы знать, что ты нам сообщаешь своим молчанием?».

- Если молчит вся группа, ведущий может сказать: «Я не уверен в том, что понимаю, что означает ваше молчание. Что вы хотите выразить с его помощью?».

«Шутники в группе» – дружелюбныйвариант «саботажников», они своими постоянными и неуместными шутками мешают серьезным намерениям других участников. «Шутник» сообщает в завуалированной форме: «Я не очень убежден в собственной ценности. Благодаря своим шуткам я получаю хоть какое-то внимание».

 

Что делать?

- Ведущему необходимо вступить в конфронтацию с ним, позаботившись о том, чтобы он увидел свои сильные стороны и смог получить от остальных достаточно реалистичную позитивную обратную связь.

 

Проблемные ситуации, которые затрудняют процесс группового взаимодействия.

Ориентирование участников вовне -ориентированный вовне участник пытается как можно больше обобщать и механически применять однажды полученные знания. Так как он мало полагается на свою интуицию, эмоциональный мир и восприятие, то не ощущает и не принимает во внимание сложные чувства и установки своего партнера по общению. Фраза, которую они могут проговаривать следующая «Мы не хотим терять время… нужно работать эффективно работать… Зачем это собрание, где только говорят…»

Перфекционистский подход к групповой работе ( направленный   на непременную успешность работы в группе) - группы с перфекционистским стилем достигают посредственных результатов, особенно при решении сложных задач.

Преследование перфекционистких целей может стимулироваться отдельными доминирующими и малочувствительными в социальном плане участниками, которые хотят выделиться.

Признаки группы с перфекционистким целеполаганием таковы:

- поверхностные «голосования», которые с виду быстро решают проблемы, но в действительности только обостряют их;

- делегирование ответственности;

- зависимость от внешней мотивации.

Избирательное и искаженное восприятие -важная предпосылка результативности работы в группе – способность участников точно воспринимать себя и партнеров по общению. Только в этом случае членам группы удается наладить контакт друг с другом и настроиться на общение. Как только наш контакт становится ограниченным и избирательным, мы получаем лишь обрывочную информацию, и процесс общения затрудняется, если не нарушается совсем.

В каждой группе участники испытывают принятие и отказ, у них возникают приятные воспоминания и болезненные ассоциации. При этом отдельные участники могут рассматривать события в группе только в определенном ракурсе. Например, кто-то может вести все свои наблюдения с точки зрения того, «насколько интеллигентны другие участники». Другой может смотреть на группу с точки зрения привлекательности участников и т.п.

 

Слишком много или слишком мало откровенности -для любой группы решающее значение имеет вопрос, насколько люди искренне общаются друг с другом. Если они не откровенны, возникает большая дистанция в общении, если слишком откровенны, то сильная близость создает новые проблемы.

Свидетельством излишней неадекватной откровенности является следующее:

- участник начинает все время предъявлять претензии другим, даже если они не возражают ему;

- участник не приглашает слушателя реагировать на него, он выступает «соло», не ожидая ни аплодисментов, ни протеста;

- участник никак не учитывает поведение и чувства партнера и навязывает себя ему.

Научиться тому, как верно работать с трудными ситуациями и с «трудными» членами группы является одной из важнейших задач. Хотя ведущий группы не принимает полностью ответственность за то, чтобы остановить участников, прерывающих работу группы, он должен обратить внимание на эту ситуацию и работать таким образом, чтобы они не истощили энергию группы и не затрудняли продуктивную работу с остальными. В этом случае ведущий группы должен показать проблемным участникам группы, как они выглядят в глазах других. Для этого нужно спрашивать членов группы о том, чего они хотят, развивать у них понимание ограниченности времени, отведенного на групповое занятие, и научить их вступать в конфронтацию с теми членами группы, которые негативно влияют на групповой процесс. Таким образом, группа сама начинает контролировать деятельность проблемных участников.

Цель группы взаимопомощи – поиски эффективных методов решения проблем ЛЖВ. Часто сформировавшаяся группа приходит просто к хорошему способу провести свободное время, что приводит к распаду группы и лишает людей возможности получить поддержку.

Создание и развитие групп взаимопомощи – это ответственность и работа, которые хотя и распределяются среди всех участников, но в большей степени ложатся на актив. Актив может состоять и из одного человека, но в таком случае это приводит к образованию групп-однодневок, которые прекращают существование, как только основатель группы эмоционально «сгорает» или не может больше заниматься группой. Необходимы несколько человек, готовых отвечать за создание и развитие группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: