Условия успешности работы в группах взаимопомощи

· Формирование умения высказывать свои мысли и чувства.

· Формирование умения помогать другим.

· Общение внутри группы дает возможность почувствовать единство с людьми, оказавшимися в схожей ситуации, чего нельзя добиться индивидуальными методами работы.

· Развитие жизненной устойчивости, формирование полезных навыков и уверенности в себе.

· Участники группы могут обмениваться опытом в решении проблем, понять, что их ситуация и проблемы не уникальны.

· Пробуждение надежды.

· Видение перспективы.

· Зарождение и проявление собственной активности.

· Преодоление чувств изоляции и отчужденности.

· Эмоциональная и социальная поддержка, обмен полезной информацией полученной из личного опыта о жизни с ВИЧ.

· По инициативе членов группы в качестве консультантов могут привлекаться специалисты различного профиля.

· Практическая помощь.

· Конкретные результаты (трудоустройство, стабилизация материального положения, преодоление наркотической зависимости).

В группах взаимопомощи участники чаще всего обмениваются жизненным опытом, историями своей жизни и, самое главное, стремятся проникнуться проблемами друг друга. Участники группы, объединенные одной проблемой, открыто говорят о себе, выслушивают друг друга, обмениваются советами. Все это создает атмосферу сочувствия и сопровождается стремлением сообща преодолевать возникающие трудности и проблемы. Особенно важно в группах взаимопомощи то, что одни и те же люди являются и помощниками, и получателями помощи. Помочь другому – значит помочь и самому себе.

Чувства одиночества и беспомощности начинают сопровождать человека, когда сталкивается с серьезной проблемой, связанной с ВИЧ-инфекцией. Он обращается к специалистам, просит помощи или совета у родных и друзей, либо пытается справиться с трудной ситуацией сам. При этом бывает ощущение, что даже те люди, которые желают помочь, до конца не способны понять состояние, потому что сами его не пережили.

Представьте, что в кризисный момент, рядом с вами есть несколько человек, которые ищут ответы на те же вопросы, преодолевают те же трудности, что и вы, и от которых не приходится ничего скрывать. Среди них вы можете поговорить о том, что вас волнует, узнать, как другие поступали в том или ином случае. В группе с радостью примут ваш опыт и по достоинству оценят ваши успехи.

Практика групповой работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, показала, что работа сообща имеет много преимуществ. Группа – это общество в миниатюре. Она дает возможность получить практическую помощь и эмоциональную поддержку от других членов группы. Став участником группы, можно более объективно оценить свою ситуацию, приобрести чувство оптимизма и уверенности в завтрашнем дне. Человек начинает осознавать сходство потребностей и проблем членов группы, и за счет этого снижается уровень тревожности и изоляция.

Во-первых, группа помогает людям, переживающим серьезную проблему, избавиться от чувства одиночества и непонимания окружающих. У людей, посещающих группу, появляется возможность научиться доверять себе и другим.

Во-вторых, группа придает уверенность и позволяет каждому участнику чувствовать себя защищенным. Услышав, как другие говорят о своих проблемах, даже очень замкнутый человек решится рассказать о том, что волнует его. Ведущий следит, чтобы групповой опыт не был травмирующим. Полученный в группе опыт поддержки и сопереживания позволяет научиться более открытому отношению к окружающим и к самому себе. Для многих людей, находящихся в кризисном состоянии, легче вначале поддержать кого-то в группе, позаботиться о другом, а затем перенести этот опыт заботы и принятия на себя. В группе человек может стать тем, кто оказывает помощь и тем, кто получает помощь, получить представление о позитивном опыте решения проблем.

В-третьих, группа позволяет увидеть проблему каждой семьи с разных точек зрения и менее субъективно. Когда-то Л.Н. Толстой писал, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по-своему. Человек убеждается, что его трудности не являются чем-то исключительным. Размышляя о проблемах коллег по группе, сопереживая им, помогая найти выход, каждый начинает лучше понимать и решать личные трудности, иногда даже те, о существовании которых он прежде не догадывался. Участник группы может обнаружить альтернативные пути преодоления обычных проблем и разрешения конкретного конфликта.

Кроме того,  много проблем у семей, где есть ВИЧ - позитивные, связано с процессом общения. Ситуация в семье часто  бывает негативной, конфликтной, характеризуется социальной изоляцией и низкой самооценкой. В ходе групповой работы члены семьи приобретают опыт завязывания контактов и общения с другими людьми. Таким образом, можно преодолеть социальную изоляцию.

Участие в работе группы взаимопомощи помогает многим семьям, вынужденным жить в условиях стигматизации и дискриминации, преодолеть внутреннюю стигматизацию.

Часто семьи упорствуют в усвоенном стереотипе общения. Здесь групповая работа предоставляет возможность испытать чувство солидарности и тем самым дает стимулы и импульсы для изменений, помогает освоить навыки более эффективного общения, которые могут находить свое отражение в семейном взаимодействии и тем самым поддерживать процесс социально-педагогической работы с семьей. Возможно, что и проблемы участников будут разрешаться более эффективно в групповом взаимодействии. В безопасной обстановке группы даже тот, кто чувствовал себя изгоем, может попробовать изменить линию поведения. В группе удается испытать и осмыслить опыт выживания в коллективе, узнать собственные сильные и слабые стороны во взаимодействии с людьми, особенности своего поведения в ситуации психологического давления, противостояния большинству. Общение в группе ближе к реальной жизни. Поэтому перевод того, что было понято в группе, в повседневную жизнь происходит легче и быстрее, чем при индивидуальной работе со специалистом. Совместно пережитые положительные эмоции уменьшают чувство социальной изолированности, свойственное семье, нуждающейся в помощи, и положительно влияют на формирование чувства собственного достоинства.

Важно еще раз отметить, что основным рабочим инструментом в группах является общение, при котором используется метод обмена личным опытом в позитивном преодолении трудностей и проблем, связанных с ВИЧ.

Группа взаимопомощи дает возможность учиться на своих и чужих ошибках, увидеть себя глазами других, испытать опыт глубоких, искренних отношений. Человек имеет возможность отказаться следовать ожиданиям других и научиться жить самостоятельно. Групповое взаимодействие способствует личностному росту, потому что человек неизбежно ставится в положение, которое вынуждает его к самоизучению. Это необходимо, чтобы стать самим собой и особенно важно в ситуации кризиса помочь семьям с ВИЧ - положительными найти свое место в стремительно меняющемся мире.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги работы над книгой, мы понимаем, что далеко не все проблемы, связанные с работой фасилитаторов и координаторов в группах взаимопомощи с ЛЖВ, мы смогли рассмотреть. Считаем целесообразным в будущем изучить и обобщить опыт работы групп взаимопомощи в Республике Беларусь. Тем не менее, надеемся, что предложенный нами материал даст возможность начинающим координаторам и ведущим ощутить алгоритм групповой работы на основе взаимопомощи. Тем, кто давно работает в группах взаимопомощи, всегда предоставляется возможность почерпнуть что-то новое благодаря участникам группы.

Мы надеемся, что данное пособие станет ориентиром для всех волонтеров, желающих помочь ЛЖВ, используя методику работы в группах взаимопомощи.

Обозначила значимость групповой работы одна из участниц группы так: «Открытием для меня было то, что моя сложная проблема намного легче, чем у других. И хотя проблема у нас общая, но обстоятельства ситуации у многих участников группы не просто трудные, а ужасные. Удивительно, но моя проблема уже не пугает меня. Я уже воспринимаю ее спокойно, без ужаса»

Сердечно желаем всем успехов и творческих удач в этой нужной и интересной работе.



Словарь терминов

 

ВИЧ (Human Immunodeficiency Virus) – вирус иммунодефицита человека. Относится к лентивирусам, подгруппа ретровирусов. Способен со временем уменьшать количество Т-лимфоцитов, приводя к развитию СПИДа.

Группы взаимопомощи – регулярно собирающиеся группы людей, объединенных общей проблемой или ситуацией. Организаторами и ответственными лицами на группе являются сами участники. Группу может вести фасилитатор, который также должен разделять проблему или ситуацию, объединившую других участников. Группы взаимопомощи признаны эффективным методом для повышения качества жизни и развития активизма людей с хроническими заболеваниями, принадлежащих к стигматизированным группам.

Групповая динамика – процессы взаимодействия членов группы: образование в группе подгрупп по интересам; появление в группе лидеров и их уход; развитие группы; изменение ролей членов группы; распад группы.

Групповая дискуссия – один из методов, используемых в групповой работе. Ее цель – формирование соответствующих социальных установок, умений и навыков по организации и руководству дискуссией, необходимых для решения аналогичных проблем в реальной жизни. Проблемой дискуссии может быть конкретная ситуация либо межличностные отношения участников.

Групповая сплоченность – стремление группы к совместной деятельности, основанное на едином понимании цели и схожей мотивации для ее достижения. Сплоченность ведет к созданию в группе атмосферы безопасности, снижению напряжения, установлению искренних, доверительных отношений между участниками.

Группы поддержки – регулярно собирающиеся группы людей, объеди ненных общей проблемой или ситуацией. Служат для обмена опытом, информацией и оказание поддержки. Организатором таких групп выступает общественная или государственная организация. Группу ведет профессиональный фасилитатор, сотрудник организации, в которой проходит группа. Группы поддержки считаются эффективным методом для повышения качества жизни людей, особенно живущих с хроническими заболеваниями и принадлежащих к стигматизированным группам.

Дискриминация – необоснованные ограничения прав и свобод людей, обычно из-за их принадлежности к стигматизированной в обществе группе. Является непосредственным следствием стигмы.

Игра (упражнение) – это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной целью. Их цель – дать участникам группы возможность исследовать свое поведение в безопасном пространстве, чтобы изменить его в реальности.

Коалиция – временный союз индивидов, групп для достижения общей цели.

Конфиденциальность – обязательство хранить тайну доверенной секретной или личной информации. Согласно законодательству, результаты тестирования на ВИЧ конфиденциальны, и никто не обязан раскрывать свой ВИЧ-статус, кроме случаев оговоренных законом.

Обратная связь – это любого рода сведения, которые человек получает от других участников тренинга относительно своего поведения в различных ситуациях общения.  

Правила группы – список норм, которых должны придерживаться участники группы, включая финансовые вопросы, выбор лидера, процедуру принятия решений, этику поведения на встречах группы, конфиденциальность.

Перфекционизм – убеждение, что наилучшего результата можно (и нужно) достичь. В патологической форме – убеждение, что несовершенный результат работы неприемлем.

  Равный равному – программы обучения, ухода и профилактики, в которых услуги предоставляются человеком, обладающим общими с клиентом характеристиками (возраст, пол, национальность, наличие ВИЧ). Данный подход позволяет специалисту использовать свой жизненный опыт и способствует большему доверию со стороны клиентов. Обычно подход равный равному используется в программах профилактики. Тем не менее, он также эффективен в службах поддержки людей с ВИЧ; например, службы консультирования людей с ВИЧ могут строиться по этому принципу.

Стигма – в области социальных наук сильный социальный стереотип, который полностью меняет отношение к другим людям и к самим себе, заставляя относится к человеку только как к носителю нежелательного качества.

Целевая группа – люди, жизненная ситуация которых обременена совокупностью проблем и, кроме того, характеризуется наличием особых кризисных и конфликтных ситуаций.

Фасилитатор – человек, занимающийся организацией и ведением групповых форм работы с целью повышения их эффективности. Задача фасилитатора следить за регламентом и способствовать комфортной атмосфере, сплочению группы и плодотворной работе. Группы поддержки и взаимопомощи относятся к тем видам групповой работы, при которых необходимо присутствие фасилитатора. 

Эмпаурмент – от английского слова «power» (сила, власть, полномочия, энергия). Процесс, в результате которого представители стигматизированной группы овладевают информацией, навыками и ресурсами для независимости и управления своей жизнью.



Литература

1. Вачков, И.В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: учеб. пособие / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. – СПб.: Речь, 2004.

2. Савельева, И. Группы взаимопомощи / И. Савельева, Н. Недзельский, А. Толмосова. – М.: Российский фонд «ИМЕНА»: изд. центр «Рубикон», 1998.

3. Грецов, А.Г. Психологические тренинги с подростками / А. Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2008.

4. Киричук, Н. Тренерский сундучок / Н. Киричук. – Новосибирск.: МОФ СЦПОИ, 2001.

5. Кори, Д. Теория и практика группового консультирования: пер. с англ. / Д. Кори. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 640 с.

6. Крутикова, И. Тренинг: руководство к действию. Теория и практика / И. Крутикова, К. Лаврова, В. Ли. – М., 2008.

7. Коновалова, С.Н. Здравосозидание. Нравственность. Семья: рекомендации. / С.Н. Коновалова. – Минск: МГДДиМ, 2008.

8. Консультирование до и после теста на ВИЧ: пособие для тренеров работающих в области консультирования по вопросам ВИЧ/СПИД. – М.: «СПИД Фонд Восток – Запад», 2006.

9. Недзельский, Н. Поддержка людей, живущих с ВИЧ / Н. Недзельский, Е. Морозова. – М.: Просветительский центр «ИНФО – Плюс», 2003.

10. Основы знаний по проблеме ВИЧ/СПИД: спецкурс / авт.- сост. В.М.Быкова [и др.] – Минск: Тесей, 2002.

11. Психосоциальные аспекты работы с ВИЧ - позитивными людьми: метод. пособие / С.В. Куницкая, М.А. Вересковская, Л. В. Савицкая и др.

12.Руководство по сохранению семейного жизнеустройства детей, затронутых проблемой ВИЧ – инфекции.- СПб: С.-Петерб. общественная организация «Врачи детям», 2008.

13.Стишенок, И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей / И. В. Стишенок. – СПб.: Речь, 2006.

14. Сборник нормативных документов по проблеме ВИЧ/СПИД. - Минск: Тесей, 1999.

15.Субцельный, Д.Ю. Информационный справочник организаций, оказывающих услуги в области ВИЧ/СПИД в Республике Беларусь / Д. Ю. Субцельный. – Минск: «Лазурак» 2007.

16.Фопель, К. Технология ведения тренинга. Теория и практика: пер. с нем. / К. Фопель. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2004.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

План первого занятия группы взаимопомощи:

Цель: знакомство, создание доброжелательной атмосферы.

1. Приветствие. Самопрезентация ведущего группы. Представление целей, задач и возможностей группы (например, темы для обсуждения, приглашения по желанию специалистов разного профиля).

2. Знакомство участников друг с другом. Упражнение «Интервью в парах».

3. Определение ожиданий, запросов и опасений участников группы.

4. Выработка правил группы. Обычно правила группы вырабатываются самими участниками в начале первой встречи. В процессе работы группы они могут корректироваться. Это дает возможность почувствовать свою роль и ответственность за группу. Уточнение организационных вопросов: дня недели, времени и регулярности занятий.

5. Практическое применение. Обычно это упражнения и игры.

· Упражнение-обсуждение «Моя проблема».

· Упражнение на продолжение знакомства «Снежный ком», «Аллитерация имени».

6. Выработка ритуалов группы (приветствия, прощания, ритуал «зажженной свечи», ритуал чаепития).

7. Подведение итогов (возможно во время чаепития). Участники высказываются по кругу о чувствах, которые вызвала встреча, о пожеланиях на будущее, при этом происходит обратная связь участников.

8. Прощание.


Приложение 2



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: