Слово о писателе. Жанр драмы. «Бесприданница» как социально-бытовая драма. Особенности конфликта. Образ главной героини. Художественный мир Островского-драматурга.
Л.Н.Толстой. Повесть «Два гусара» – 2 часа
Слово о писателе. Образы героев. Своеобразие стиля Л.Н.Толстого.
Ф.М.Достоевский. Повесть «Бедные люди» – 2 часа
Слово о писателе. Идеал и действительность. Тип героя-идеалиста. Своеобразие стиля Достоевского.
ВН. ЧТЕНИЕ В.Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери» – 1 час
Есть ли герой в лирическом стихотворении? (виньетка)
А.С.Пушкин. Стихотворения «К ***» («Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил, любовь еще быть может…», «Жил на свете рыцарь бедный…», «Мадона» – 2 часа
Любовная лирика Пушкина. Любовь как пробуждение души. Лирический герой. Поэтический мир стихотворений. Двухсложные размеры. Актуализация изученного ранее.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю» – 2 часа
Философская лирика Лермонтова. Мир, жизнь, любовь. Поэтический мир стихотворений. Трехсложные размеры. Актуализация изученного ранее.
С.А.Есенин. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» – 2 часа
Слово о писателе. Родная земля в творчестве Есенина. Человек и природа. Философские мотивы. Поэтический мир стихотворений.
В.В.Маяковский. Стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Прозаседавшиеся» – 2 часа
Слово о писателе. Пафос нового мира в лирике Маяковского. Своеобразие лирического героя. Гротеск и фантастика. Поэтический мир стихотворений.
А.А.Блок. Стихотворения «Россия», «Девушка пела в церковном хоре», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На поле Куликовом» (фрагмент из цикла «Родина») – 2 часа
Слово о писателе. Многообразие лирики Блока. Родина, душа, любовь. Символические образы. Поэтический мир стихотворений.
А.А.Ахматова. Стихотворения «Сжала руки под темной вуалью», «Мне голос был», «Я пришла к поэту в гости» – 2 часа
Слово о писателе. Лиризм поэтического мира Ахматовой. Душевный выбор в любви и жизни. Поэтический мир стихотворений.
Б.Л.Пастернак. Стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…», «О, знал бы я, что так бывает…» – 2 часа
Слово о писателе. Человек, творчество, жизнь в лирике Пастернака. Проблема нравственного выбора. Поэтический мир стихотворений.
Н.А.Заболоцкий. Стихотворения «Не позволяй душе лениться…», «Некрасивая девочка» – 1 час
Слово о писателе. Нравственно-философская проблематика лирики Заболоцкого. Душа, жизнь, красота. Поэтический мир стихотворений.
Поэзия второй половины XX в.: Е.А.Евтушенко. Стихотворение «Идут белые снеги». А.А.Вознесенский. Стихотворение «Я тебя никогда не забуду». Р.И.Рождественский. Стихотворение «Мгновения» – 2 часа
Слово о писателях. Лиризм современной жизни в творчестве поэтов второй половины XX века. Образ современника: жизнь, внутренний мир, судьба. Открытость лирического героя. Поэтический мир стихотворений.
ВН. ЧТЕНИЕ. В.С.Высоцкий. Стихотворения «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю». Б.Ш.Окуджава. Стихотворения «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс» – 1 час
Зачем и для кого писатель создает литературное произведение? (виньетка)
Автор – читатель. Авторская позиция. Актуализация изученного ранее: понятие пафос
А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума» – 8 часов
Слово о писателе. Проблема жанра и стиля. Своеобразие конфликта. Система персонажей. Проблема ума и безумия. Язык и стих комедии. Традиции и новаторство. Пушкин и Гончаров о комедии.
А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» – 2 часа
Ситуация испытания жизнью. Библейский сюжет в произведении. Маленький человек как новый герой русской литературы. Мастерство Пушкина-прозаика.
Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель» – 2 часа
Слово о писателе.Тип маленького человека у Гоголя. Проблема личности. Житийность повести. Выбор героя: необходимость и искушение. Гуманизм Гоголя.
А.П.Чехов. Рассказы «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия» - 2 часа
Слово о пистеле. Своеобразие юмора Чехова. Образная система рассказов. Актуализация изученного ранее.
ВН. ЧТЕНИЕ. Ф.М.Достоевский. Повесть «Белые ночи» – 1 час
Класс
Аудиторные занятия | 89 часов |
Аудиторные сочинения | 10 часов |
Обобщение изученного | 4 часа |
Резерв (в том числе на внеклассное чтение) | 2 часа |
Всего | 105 часов |
NB проверить расчасовку
Литература как искусство слова – 1 час
Понятие о литературном процессе. Основные этапы развития мировой литературы.
Литература Античности (виньетка)
Обзорное занятие – 1 час
Понятие об античной литературе. Актуализация изученного ранее. Основные жанры античной литературы
Гай Валерий Катулл. Стихотворение «Будем, Лесбия, жить, пока живы…» - 1 час
Слово о писателе. Понятие об античной лирике. Особенности содержания и образов стихотворения.
Квинт Гораций Флакк. Стихотворение «Памятник» – 1 час
Слово о писателе. Понятие об античной лирике. Жанр оды. Особенности содержания и образов.
Литература Средневековья (виньетка)
Обзорное занятие – 1 час
Понятие о древнерусской литературе. Актуализация изученного ранее. Основные жанры древнерусской литературы.
«Слово о полку Игореве» – 4 часа
«Слово…» как выдающийся памятник древнерусской литературы. Своеобразие жанра. Историческая основа. Связь с фольклором. Сюжет и композиция. Система образов. Пафос «Слова…». Художественный язык произведения.
Обзорное занятие – 1 час
Понятие о европейской литературе средневековья. Основные жанры.
Данте Алигьери. «Божественная комедия» («фрагменты). – 2 часа
Слово о писателе.«Божественна комедия» как произведение позднего средневековья. Своеобразие жанра и сюжета. Идея восхождения и очищения души человека как центральная в произведении. Смысл композиции. Художественные особенности произведения.
Западноевропейская литература XIV – XVIII вв. (виньетка)
Обзорное занятие – 1 час
Понятие о литературе Возрождения. Идеалы эпохи возрождения. Основные жанры.
Джованни Бокаччо. «Декамерон» (фрагменты) – 1 час
Слово о писателе. Особенности содержания. Система образов.