Образовательные задачи:
- сформировать представление об основных направлениях и инструментарии диагностики проблем взаимодействия в системе учитель-ученик; ученик-ученик; ученик-родитель;
- раскрыть содержание и методы диагностики психолого-педагогических проблем взаимодействия участников образовательного процесса.
Основное содержание темы:
Сущность понятий «мониторинг» и «диагностика».
Психологическая диагностика личностных особенностей и межличностных взаимоотношений педагогов и обучаемых. Основы диагностики и предупреждения конфликтов в образовательном пространстве. Основные направления диагностики взаимодействия в системе учитель-ученик; ученик-ученик; ученик-родитель. Изучение представления сторон о взаимодействии, причинах конфликтных ситуаций. Стратегии разрешения конфликтов как аспект педагогической действительности.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 050501 - Профессиональное обучение (по отраслям) / Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова. - М.: Академия, 2009. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-5887-0: 273-13.
|
|
Дополнительная
1. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. -Ярославль, 1989.
2. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов н/Д, 1993.
3. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. -- М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 c.
5.1.Содержание практических и семинарских з анятий
Практическое занятие №1 2 часа
Тема занятия: Педагогическое взаимодействие в профессиональной деятельности педагога.
Цель занятия:
формирование умений организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в различных формах на основе личностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- виды и стратегии общения в образовательном процессе.
Основные вопросы для обсуждения:
1. Педагогическое взаимодействие как важный компонент педагогического процесса.
2. Основные стадии коммуникации в педагогическом общении.
3. Параметры эффективного педагогического взаимодействия в образовательном процессе.
4. Деятельность педагога по организации и осуществлении педагогического взаимодействия.
Основные понятия: педагогическое общение, конкуренция, педагогическое взаимодействие, субъекты педагогического общения, кооперация, перцепривные способности педагога.
Проверочные задания
1. Терминологический диктант.
|
|
2. Письменный опрос.
1) Отличия моделей взаимодействия субъектов образовательного процесса.
2) Характеристика сотрудничества как совместная деятельности и как организационной системы активности взаимодействующих субъектов.
3. Тест (2 варианта – 15 вопросов из 60).
4. Работа в группах по основным вопросам занятия.
1) Решение педагогических ситуаций.
2) Задание: Разработка карты-схемы, опорно-логической схемы (таблицы) по основным стадиям коммуникативного взаимодействия в образовательном процессе.
5. Педагогические игры:
· Упражнение «Общение — это …...».
· Деловая игра «Адвокат».
· Упражнение «Поймите меня правильно».
· Упражнение «Толстое стекло».
Домашнее задание
для всех:
Тема занятия: Технология эффективного педагогического воздействия.
Основные вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Необходимые и достаточные условия эффективного воздействия педагога.
2. Воздействие через референтное лицо как один из приемов педагогического воздействия.
3. Технология эффективного педагогического воздействия и ее психологическое обеспечение.
4. Компетентность педагога в сфере педагогического взаимодействия.
2. Разработать карту-схему, опорно-логической схемы (таблицы) по компонентам коммуникативной компетентности педагога.
Индивидуальные задания для самостоятельной работы
1.Составление библиографического справочника (5-10 персоналий).
2. Подбор информации для создания в портфолио раздела «Основные характеристики и особенности реализации технологии субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе».
Задание по выбору студентов:
Задание на поиск и обработку информации:
1. Подбор информации для создания в портфолио раздела «Основные характеристики и особенности реализации технологии субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе».
2. Пользуясь педагогической прессой, подготовьте рефераты на предложенные темы:
1. Особенности педагогического общения.
2. Условия эффективного взаимодействия в педагогическом процессе.
3. Пути преодоления конфликтных ситуаций в семье.
4. Роль педагога в разрешении педагогических конфликтов.
5. Педагогическая культура учителя.
Список рекомендуемой литературы:
Основная литература:
1. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 050501 - Профессиональное обучение (по отраслям) / Г. Д. Бухарова, Л. Д. Старикова. - М.: Академия, 2009. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-5887-0: 273-13.
Дополнительная литература:
1. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.
2. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2005.