Тема занятия: Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса и условия его эффективной реализации
Цель занятия:
формирование умений использовать личностно-ориентированные подходы к обучающимся с учетом их индивидуальных характеристик;
- формирование навыка критически оценивать концепции, системы и технологии воспитания, обучения и развития, навыков методологической культуры.
Основные вопросы для обсуждения:
1. Необходимые и достаточные условия эффективного воздействия педагога.
2. Воздействие через референтное лицо как один из приемов педагогического воздействия.
3. Технология эффективного педагогического воздействия и ее психологическое обеспечение.
4. Компетентность педагога в сфере педагогического взаимодействия.
Основные понятия: методология, закономерности воспитания, концепция, воспитание, принципы воспитания, гуманистический подход в воспитании.
Проверочные задания
1. Терминологический диктант.
2. Письменный опрос.
1) Отличия моделей взаимодействия субъектов образовательного процесса.
2) Характеристика сотрудничества как совместная деятельности и как организационной системы активности взаимодействующих субъектов.
3. Тест (2 варианта – 20 вопросов из 60).
1) Работа в группах по основным вопросам занятия.
2) Решение педагогических ситуаций.
3) Задание: Разработка карты-схемы, опорно-логической схемы (таблицы) по компонентам коммуникативной компетентности педагога.
4. Педагогические игры.
· Упражнение «Общение — это …...».
· Деловая игра «Адвокат».
· Упражнение «Поймите меня правильно».
· Упражнение «Толстое стекло».
Домашнее задание
для всех:
Тема занятия: Цели и функции педагогического общения.
Основные вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1.Целевой и содержательный компоненты педагогического общения.
2. Функции педагогического общения.
3. Основы организации конструктивного педагогического общения.
Индивидуальные задания для самостоятельной работы
1.Составление библиографического справочника (5-10 персоналий).
2. Подбор информации для создания в портфолио раздела «Техники эффективного общения в педагогическом процессе».
Задание по выбору студентов:
Задание на поиск и обработку информации:
1. Подобрать диагностические методики по изучению эффективности педагогического общения в образовательном процессе.
Список рекомендуемой литературы:
Основная литература:
1. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. 031000 (050706) - Педагогика и психология; 031300 (050711) - Социальная педагогика; 033400 (050701) - Педагогика; ОПД.Ф.2 - Педагогика / И. А. Колесникова, Сластёнин В.А., ред. - М.: Академия, 2007. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 978-5-7695-2988-7: 288-53.
Дополнительная литература:
1. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / Сластенин В.А., ред., Колесникова И.А., ред. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 5-7695-3034-0: 214-17.
2. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.
3. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2005.