Как хотела меня мать да за первого отдать

Игровая программа ко Дню молодежи.

Программу проводит Ведущая.

 

Звучит песня «Как хотела меня мать...».

Добрый вечер! Здоровья также вам доброго, достатка в доме, жен пригожих да мужей хороших! И тогда жизнь свою проживете в радости, счастье да любви. Но вот вопрос — как девушке найти его, хорошего, по каким признакам? Где он, хороший, обретается, где ходит-болтается и как понять, какой он на самом деле, и не будет ли мучительно больно за бесцельно прожитые годы в разговорах с мамой и лучшими подругами? Значит, нужно выбирать настолько тщательно, чтобы было чем похвастать — а мой-то, мой-то лучше всех! Как раз по вкусу. А вкусы, как известно, у нас разные. Сегодняшняя программа позволит девушкам лучше понять мужскую сущность. А вам, ребята, позволит показать себя во всей красе. А теперь я предлагаю нашим богатырям напрячь память и вспомнить те русские сказки, в которых кто-то кого-то искал, выбирал и потом женился. И жили они дружно и счастливо. На правах профессиональной свахи хочу еще добавить — не все в тех сказках выдумано, так бывает, и очень часто, на самом деле.

Варианты: «Золушка», «Сказка о мертвой царевне», «Золотой петушок», «Аленький цветочек», «Дюймовочка», «Царевна-лягушка» и др. Всего нужно выбрать семерых ответивших юношей, можно подсказывать сюжеты сказок, добиваясь, чтобы сказали название.

Итак, у нас — семеро представителей мужского пола, семеро, так сказать, рыцарей без страха и упрека, отважно решивших предоставить самих себя для того, чтобы помочь девушкам с выбором. В самом начале программы звучала песня, и первый ее куплет гласил: «Как хотела меня мать да за первого отдать. А тот, первый, парень был неверный — ох, не отдай меня мать». Что значит — неверный? Может, любит женщин? Так это вроде хорошо. Может, не той веры — мусульманин, иудаист, кришнаит? И это не играет большой роли. А может быть и другой вариант - случается, что в самые ответственные моменты мужчина вдруг называет свою любимую совсем чужим именем. То есть неверно ориентируется в данной обстановке. И чтобы выявить, кто из присутствующих мужчин именно неверный, проведем конкурс.

На сцену приглашают девушек, у которых предварительно собирают по одной вещи (украшение, носовой платок и т.д.), которые подают в корзинке игрокам. Те берут по одному предмету и относят той, которая, по их мнению, является хозяйкой. Если вещь не принадлежит этой девушке, игрок возвращается к корзинке и выбирает другой предмет. Проиграл тот мужчина, который нашел владелицу предмета последним.

У нас появился претендент на титул, вы выбываете из игры и получаете в награду медаль с надписью «Мистер Ловелас». Мы желаем вам успехов в покорении женских сердец!

Итак, мужчин осталось шесть. И следующая строчка песни гласит «Как хотела меня мать да за другого отдать. А тот, другий, ходит до подруги». Ну что ж, и эта ситуация объяснима. Молодой человек находится в хороших отношениях с подругами невесты, а та ревнует. Зря, наверное. Ведь подруги — дело святое, они почти никогда не предают. Например, я была бы очень рада, если бы мой муж не смотрел на моих подруг из-под нахмуренных бровей зорким взглядом, а общался с ними, мило шутил и ходил со мной в гости посплетничать. Но так думаю я, оказывается, есть и другие мнения. Поэтому объявляется следующий конкурс, назы­вается он «Подруги», и его суть — проверить мужчин на коммуникабель­ность. Я буду рассказывать — всего несколько слов — о наших с вами общих подругах, а вы по очереди должны угадать, о ком я веду речь. Этих подруг все знают очень хорошо, их голос звучит в наших домах каждый день. Имя подруги, которая пришла и говорит. (Алла.)

Кому снятся «зимние сны»? (Алсу.)

У кого маленькие часики смеются «тик-так»? (Валерия.)

Кто утверждает о себе: «Я — ворона, я — ворона»? (Линда.)

Для кого из подруг важнее всего погода в доме? (Лариса.)

Кто простил попытку №5, но вот опять, и вот опять? (Виа Гра.)

А кто просит французской любви, раз это так неизбежно? (Гостья из будущего.)

Кто говорит «до свидания» любимому городу и утверждает, что почти попала в хроники его? (Земфира.)

Кто из подруг любит Диму-пилота и вечно просится с ним в полет? (Лариса.)

Кто умеет разводить тучи руками? (Ирина.)

Выбывает мужчина, давший меньше всего ответов.

Вы у нас — мужчина серьезный, на пустяки не размениваетесь, по гостям ходить не любите. Вам присваиваем звание «Настоящего полковника», что и подтверждаем этой медалью. Желаем не изменять своим правилам и дальше. Вас осталось пятеро. Шансы получить звание супермена все возрастают. И следующий куплет песни гласит: «Как Е хотела меня мать да за третьего отдать, А тот, третий — что во поле ветер». Размышляем, что это значит. Вариантов несколько. Это может значить — ветреный человек, неспособный держать свое слово, а может значить совсем другое — легкий в жизни и общении человек со свежим дыханием — как ветер с бескрайней степи, он летит по жизни легко и непринужденно. Мне нравится второй вариант. И сейчас — конкурс на легкость и свежее дыхание.

На стоп кладутся две купюры, два игрока становятся друг против друга и стараются передуть эту купюру на сторону противника. У кого купюра упала со стола — тот проиграл. Затем проигравшие соревнуются между собой. Со сцены уходит игрок, которые проиграл всем.

Вы проиграли в этом конкурсе, а мы желаем, чтобы вам повезло в любви. Присваивая вам звание «Чемпион в тяжелом весе», мы вручаем памятную медаль и от всей души желаем новых побед именно в этом виде спорта. Итак, четверо мужчин, выдержанных, как старое вино, осталось соревноваться за почетное звание. А что же гласит следующий куплет? «Как хотела меня мать за четвертого отдать. А четвертый — старый да негодный». Негодный — это значит, вышедший из употребления, непригодный к нему. А еще есть распространенное мнение, что если у вышедшего из строя электроприбора сменить батарейку, предохранитель, просто лампочку — смотря в чем причина поломки — то он заработает с новой силой и еще долго будет радовать своим светом и теплом. Так же и человек — если с одной женщиной у мужчины перегорает предохранитель, то есть два способа — сменить предохранитель или сменить женщину. И все наладится. И следующий конкурс — выявить потенциал электрических приборов под общим названием «мужчины» и проверить их на выносливость. У нас имеются четыре розетки, к трем из них подведено напряжение 220 вольт, одна — холостая. Я выдаю вам четыре иголки, вы суете их в розетку — и кому досталась «холостая», тот проиграл. Не пугайтесь, шутка.

Конкурс очень даже вкусный — каждому выдается по большой тарелке спагетти, приготовлены они по настоящему итальянскому рецепту, по пустой тарелке и выдаются замечательные большие ложки. Тарелки со спагетти перед вами, ложки в руках — заряжайтесь! Энергии в спагетти — хоть отбавляй!

Конкурс: кто быстрее переложит ложкой спагетти на пустую тарелку.

У одного из вас батарейка и правда подсела, подзарядка происходила немного дольше, и поэтому проиграл в этом конкурсе. Но это не беда — его потенциал очень высок, просто немного замедлена реакция. И он получает звание «Супермен» и памятную медаль, которую может с гордостью носить на своем пиджаке.

Трое, их осталось всего трое! Что нам скажет следующий куплет? «Как хотела меня мать да за пятого отдать. А тот пятый — пьяница проклятый!» Вот-те раз! У нас в России непьющих мужчин как бы и не бывает, это такая редкость, что впору заносить в Красную книгу. А кто выпивает не больше одного литра водки в день — так это и не пьяница вовсе, а так, в меру употребляющий. Так что даже не знаю, что и сказать. Придется вспомнить фильм «Кавказская пленница» и воспользоваться идеей оттуда. Помните, как Шурик собирал фольклорный материал на Кавказе, и сколько рюмок он выпил под замечательные тосты? Значит, так и быть — будем говорить тосты. Налили себе по рюмочке сока, первый тост прослушали, выпили. Налили по рюмочке водочки — тоже тост. Будем чередовать, чтобы не оказаться под столом. У кого не останется поводов выпить — тот и будет считаться проигравшим и неспособным от души напиться, он получит звание «Мистер Трезвенник» и большую медаль.

Проводится конкурс.

Итак, их осталось двое. Самый напряженный момент борьбы. Что поется в песне? «Как хотела меня мать да за шостого отдать. А тот, шостый — малый недорослый». Думаете, девушка имела в виду его рост и жаловалась на его недостаток? Не угадали. Она жаловалась на его юный возраст — мол, не дорос еще до настоящей любви и настоящих чувств. Хоть ему и пошел четвертый десяток, а любви он еще не знал. А вы, двое оставшихся в живых после долгих баталий, доросли ли до настоящей любви? Мы сейчас узнаем это, проведя следующий конкурс. Слово «любовь» — оно такое яркое, многогранное, у него так много составляющих, что перечислять их не хватит дня. Но все же попробуем. С чем у вас ассоциируется «любовь»? И мы готовы услышать ваши объяснения, если вдруг нам это покажется безосновательным. Например, слово любовь у меня ассоциируется со словом «яблоко», которое Ева сорвала с древа познания. И так далее, пока у вас не иссякнет фантазия.

Проводится конкурс «Ассоциация».

Сочувствуем — выбыть на финише довольно обидно, но неизбежно — победитель должен остаться только один. Мы искренне поздравляем вас — у вас имеется воля к победе и почти все данные для этого — и присваиваем звание «Настоящий любовник» и серебряную медаль, выполненную из любимого продукта всех великих любовников — черного шоколада.

Подошло время церемонии награждения победителя. Право именоваться «Идеальным мужчиной», прошедшим все препятствия и выдержавшим все с честью, подтверждает вот эта медаль. А все присутствующие здесь девушки могут взять у него автограф и сфотографироваться на память, чтобы было чем похвастать в кругу подруг, если нужно — показать в назидание мужу и лет этак через «надцать» показать подросшей дочери — мол, вот он, портрет идеального мужчины!



Юбилей села

 

С закономерностью жестокой и ощущением вины мы нынче тянемся к истокам своей российской старины.

Я. Смеляков.

 

Вот с таким эмоциональным настроением мы приступили к подготовке праздника, посвященного 600-летию села Ижевское, одного из красивейших сел Рязанщины. Ижевское сегодня — это около пяти тысяч жителей, занятых в сельском хозяйственна местных промышленных предприятиях, в сфере культуры, просвещения, торговли. Внешний облик села создают привольно расплеснувшееся древнее озеро Изево, одетые в асфальт и зелень улицы, деревянные и каменные дома, постройки с квадратами садов и огородов, микрорайон современных пятиэтажек и корпуса молочно-консервного комбината

Свою сценарно-режиссерскую работу мы начали с поисков главного места праздника, способного вместить две-три тысячи людей. Таким местом стал центр села, на пересечении двух улиц, где образовалась небольшая площадь. Вокруг разместились уни­вермаг, сельский Дом культуры, кинотеатр, ряд магазинов, старинные здания, создающие своеобразный уют. Центр села — место торговли, встреч, общения и досуга. А историческое прошлое зданий, находящихся здесь, дает возможность представить характер действий, происшедших когда-то на этом перекрестке улиц.

И когда на зданиях появились стилизованные вывески типа - "Майное общество "Трезвость" "Изба-читальня", "Пивная" и др., то и площадь; и сама улица как бы ожили, заговорили языком истории. Историческую декорацию дополнили наглядными средствами, необходимыми для оформления эпизодов из современной жизни села.

Историческая значимость праздничного места, его архитектурные особенности помогли создать предметно-символическую образность, придали достоверность и смысловую емкость всему действию.

Но прежде чем создать это действие нам пришлось немало поработать над историческим и современным материалом. Основными источниками здесь оказались материалы ижевского музея К. Э. Циолковского, бережно хранимые в библиотеке газетные подборки, рукописные издания, альбомы по истории села, деятельности именитых ижевцев, устные рассказы, воспоминания жителей села. При знакомстве с материалом выяснилось, что шестисотлетняя история села, его возникновение, и становление не отра­жены в ранних письменных источниках, за исключением упоминаний о нем в дарственной грамоте рязанского князя Олега да в мытных книгах. И возникла возможность подать эту историческую часть жизни села как легенду, как "преданье старины глубокой".

Другой временной отрезок истории села — с начала XIX века и до" наших дней — был отображен в различных источниках. И здесь мы уверенно опирались на документы и свидетельства очевидцев.

Когда изучение материала было закончено, появился сценарный план, а затем и программа праздника, включающая в себя: театрализованное представление на улице Красной (Ижевское вчера и сегодня); спортивные состязания на стадионе (торжество жизненной силы и здоровья народа); клубные посиделки в Доме культуры ("Круглый стол" по проблемам, нам пришлось немало поработать над историческим и современным материалом. Основными источниками здесь оказались материалы ижевского музея К. Э. Циолковского, бережно хранимые в библиотеке газетные подборки, рукописные издания, альбомы по истории села, деятельности именитых ижевцев, устные рассказы, воспоминания жителей села. При знакомстве с материалом выяснилось, что шестисотлетняя история села, его возникновение, и становление не отражены в ранних письменных источниках, за исключением упоминаний о нем в дарственной грамоте рязанского князя Олега да в мытных книгах. И возникла возможность подать эту историческую часть жизни села как легенду, как "преданье старины глубокой". ("Круглый стол" по проблемам сферы обслуживания, чествования передовиков и активистов общественной работы); конкурс гармонистов в парке имени В. И.Ленина (раскрытие исторических традиций самодеятельного творчества ижевцев); тематическая дискотека в Доме культуры (праздничный досуг молодежи); тематическая кинопрограмма в кинотеатре "Смена": утром для детей сборник мультфильмов, вечером для взрослых кинофильм "Русь изначальная".

На практике порой бывает так: сценарий еще не готов, но есть определившийся замысел, позволяющий видеть схему будущего мероприятия, и уже в этот период начинаются работы по его подготовке. Так было и у нас. Сценарная разработка программы представлений и клубных посиделок шла параллельно с работой по оформлению праздника, освоению репертуара коллективами самодеятельности.

В день праздника в Ижевское приехали коллективы самодеятельности, из других сел района, РДК и помогли сделать большой концерт. Исполнителей пяти ведущих ролей пригласили из областного ТЮЗа, другие роли исполняли жители села. И надо сказать, что со всеми своими ролями ижевцы справились.

Главным действием праздника, его идейно-эмоциональным центром было театрализованное представление. Ему предшествовали такие действия, как сбор праздничных колонн трудовых коллективов села у обелиска Памяти, ритуальный проход колонн по улице Красной к месту праздника, их встреча, торжественное открытие праздника с поднятием флага и праздничным салютом.

Театрализованное представление по содержанию и форме получилось как развернутая инсценировка истории села. И здесь хочется подробнее остановиться на приемах сценарно-режиссерской работы.

Нахождение приема инсценирования документального материала — это нахождение режиссерского постановочного решения представления. Найденный прием — ярмарка — предопределяет композицию представления, хронологическую и смыс­ловую подачу материала в эмоционально-образной форме.

История села Ижевское неотделима от истории государства Российского. Хлебопашцу приходилось защищать свой кров, свое государство на протяжении многих столетий. И всю жизнь над мужиком был занесен барский бич, бич завоевателя; кнут ходил по спинам мужика и его домочадцев. Войны, мор, болезни истребляли ижевцев. Иногда на многие годы жизнь в селе затухала, покрытая, как саваном, пепелищами, пока родовое древо не давало новые побеги. И опять закипала жизнь, заново рубились избы и храмы, отстраивалось разграбленное или сгоревшее село. Кнут и саван — эти постановочные детали стали организующим началом в сценической подаче материала. Три бича в руках Вестников ритмически и смыслово отбивали эпизоды, акцентировали кульминационные моменты представления. Кроме Вестников, действие вели двое ведущих и Летописец. Последний вступал в действие, когда требовалось фактологическое уточнение, как говорится, с документом в руках.

Зачин праздника с ярмарки позволил показать эскизно, чем занимались предки сельчан, что они производили, какие у них были ремесла. Театрализованная часть праздника начиналась с ярмарки в селе Ижевское на Красной улице, где в старое время проходили торги, ярмарки, базары.

* * *

...Духовой оркестр играет "Краковяк", и на площадку поднимаются участники представления — торговцы, ряженые. Бондари, приехав на ярмарку на лошади, запряженной в телегу, скатывают, бочки и вносят их на площадку. Бондарным, бочарным искусством село Ижевское славилось не только в губернии Рязанской, но и в других краях еще в Древней Руси. Бондарям и открывать ярмарку.

ПЕРВЫЙ БОНДАРЬ.

Ярмарка!

ВТОРОЙ БОНДАРЬ.

В Ижевском ярмарка!

ТРЕТИЙ БОНДАРЬ.

Три раза в году в Ижевском ярмарка!

ПЕРВЫЙ.

Хорошая жизнь в селе Ижевское! Особенно для тех, кто вернулся с отхожих промыслов с деньгами!

ВТОРОЙ.

К их услугам два трактира! (Показывает на трактиры Баукова и Быркина. Вестники игриво щелкают бичами).

ТРЕТИЙ.

Две пивных! (Жест в сторону зданий, где были пивные).

ПЕРВЫЙ.

Казенная винная лавка!

БОНДАРИ (вместе).

Да пять церквей!

(Удар бичами. Духовой оркестр исполняет Несколько задористых тактов "Краковякя"

ПЕРВЫЙ.

Все на ярмарку! На Красную улицу!

Подходи, бедный! Подходи, богатый!

ВТОРОЙ.

Подходи, тонкий! Подходи, пузатый!

ТРЕТИЙ.

Бочонки так раздаем, задаром!

(В эпизоде "ярмарка" торговцы продают товар, производимый в селе. Здесь и "обнова из сукна Воронкова", и "шубы из овчин Кроткова на длинного и короткого", и "сапоги из кожи Лагуренина, в которых до Парижу дошли; а подошва не заменена", здесь "лучшие штаны во все Ижевском, с кантом алым, по выпуклым местам с металлом! Люди не хают, собаки не лают", здесь же и "лампы трехлинейные из заграничного магазина". У каждого торговца свой товар. Торговля идет бойко, весело, подстегиваемая ударами бичей да закличкой бондарей).

"Тары-бары, растабары,

Расторговываем товары!"

Факты истории и факты сегодняшнего дня возникают в этом эпизоде на основе ассоциативных связей, как перекличка дня вчерашнего с днем сегодняшним, что вызывает веселое оживление у зрителей. Тем более что мастеровой люд непосредственно общается со зрителями, плотно заполнившими улицу. Следует учесть что фамилии, называемые по ходу действия, жителям знакомы, в селе живут потомки тех ижевцев.

ОРУЖЕЙНИК.

Промеж нас, мастеровых, спор идет: какое ремесло на ижевской земле самое древнее да почетное!

ПЛОТНИК.

Какое нужнее да главнее! Мы, люди мастеровые, узорочье рязанское" избы рубили да храмы ставили!

ОРУЖЕЙНИК

Мы, оружейники, так думаем: пищаль да порох — всему голова!

КУЗНЕЦ.

Ремесло-то почетное, которое нужнее людям! Когда село строили, то во что первый гвоздь колотили?

ПЛОТНИК.

Известно, в дерево.

КУЗНЕЦ.

В шляпку, дядя! Кузнечное ремесло— всему голова!        

ПЛОТНИК.

А чем гвоздь-то колотили?

ВСЕ ВМЕСТЕ

Топором!

КУЗНЕЦ.

А топор кто сладил?

ВСЕ ВМЕСТЕ

Кузнец!

ПЛОТНИК

Кому до чего, а кузнецу до наковальни! А мы, плотники, исстари Ижевское отстраивали!

КИРПИЧНИК.

Когда это было-то! При царе Горохе! Все сгнило, что не сгорело. Сейчас все дома из нашего кирпича (жест в сторону улицы). Вот и выходит: наше ремесло главнее!

ПЕРВЫЙ.

Наше ремесло по всей Руси славится! Нас знают на Дону!

ВТОРОЙ.

В Одессе и в Клину!

ТРЕТИЙ.

В Кизляре и в Крыму!

ПЕРВЫЙ.

Треть села бондарным ремеслом кормится!

ВТОРОЙ.

Не только кормится, но и одевается!

ТРЕТИЙ. И; хозяйство содержит. Бочки — это же живые деньги!

ПЕРВЫЙ.

Деньги на бочку!

(Бондари с достоинством вынимают мешочки с деньгами и кладут на бочку. При этом называют места торговли: Азов, Крым, Москва, Одесса, Коломна).

ПЕРВЫЙ.

(Собрав все мешочки, показывает, их).

Мешок за проход на Азов на Дону! А за ваше ремесло сколько? Ну! (Приказывает). Деньги на бочку!

(Мастеровые вынимают свои тощие мешочки и кладут на бочку).

Каков сбор! (Смеясь). Вот и весь спор! Всяк видит, что рукомесла ваши... Как это, дьяк, по - научному называется?

ДЬЯК.

Нерентабельны!

ЛЕТОПИСЕЦ.

Это как же так, нерентабельны (Поднимает книгу). Ижевцы и иже с ними, соседи наши и гости дорогие! Эта мытная книга таможенников Коломны.

ДЬЯК (поясняет).

Мыт взимался за провоз товаров через посты, перевозы и заставы.

ЛЕТОПИСЕЦ.

В лето 1667 года здесь записано: (Читает). "Из городов Рязани, Касимова, из дворцовых сел Любичи, Ловцы, Белоомут, из помещичьих сел Половского, Перкина, Петрова, Старой Рязани, Киструса, Ижевского...".

ВСЕ ВМЕСТЕ.

Ижевского!

ЛЕТОПИСЕЦ.

"...Кузьминского и деревни Мольясовой сделано 61 проход на 42 стругах, 8 паузках и 24 лодках".

ДЬЯК.

Еще триста лет назад ижевцы везли в Москву хлеб, рожь, овес!..

ШЕРСТОБИТ.

Сукно крестьянина Воронкова!

ТОРГОВЕЦ.

Сало крестьян Кутасина и Дружинина!

КОЖЕВЕННИК.

Кожу с завода Лагуренина!

СКОРНЯК.

Овчина производства Кроткова, Бесшапочникова!

МАСЛОБОЙ.

Масло производства Агурейкина, Уткина!

ВОЙЛОЧНИК.

Войлок производства Воронина, Кубишкина, Бугоркова, Лазарева!

ДЬЯК.

Всего сто лет назад!

ПЕРВЫЙ.

Эко, чем удивили! Сегодня назад

везут больше! Только при одном проходе электрички "Березка" рязанцы везут назад из Москвы говядину!..

ВТОРОЙ. Колбасу!..

ТРЕТИЙ. Масло

И спор мастеровых переходит в сказ о жизни села и жизни государства. Бондари начинают хоровой сказ о царях и переходят к сменявшимся правителям села Трубецким, Одоевским, Хилковым, Демидовым. Сказ стихотворения А. К. Толстого переходит в песне под мелодию песни "На Муромской дороге", в хоровую декламацию.

ПЕРВЫЙ БОНДАРЬ.

"Послушайте, ребята,

Что вам расскажет дед:

Земля наша богата,

Порядка в ней лишь нет.

БОНДАРИ (поют).

Земля наша, богата,

Порядка в ней лишь нет".

У ижевцев много было хозяев. Их дарили, проигрывали в карты, отда­вали за долги, продавали семьями и поодиночке, селом и по половине. До сих пор в селе бытуют прозвища: одна часть сельчан относится к "хилковским", другая — к "Одоевским". Удивительно, как живуча память в названиях улиц, в сохранении кличек по имени владельцев села.

ПЕРВЫЙ БОНДАРЬ.

Века прошли в печали.

Не прочен был наш кров.

Селом владел вначале

Дмитрий Годунов.

Далее говорится о временах, когда селом владели князья Трубецкой, Одоевский, Хилков.

В музее К. Э. Циолковского находится копия выкупного акта Николая Демидова, последнего владельца Ижевского. Этот документ, как яркое свидетельство околпачивания крепостных, отпущенных на волю в 1832 году был сценически решен следующим образом.

...Раздается звон церковных колоколов, сзывающий ижевцев на сход, и ведущий зачитывает обращение помещика-хозяина Демидова к крестьянам.

ВЕДУЩИЙ.

Обращение Николая Демидова к ижевцам: "Села Ижевского с деревнями приказчику вотчинному правлению ж всем крестьянам. 18 июня 1832 года. Санкт-Петербург.

Благословлением Всевышнего и священною волею Августейшего Монарха нашего свершилось благополучие жителей Ижевской вотчины. Всемилостивейший Государь Император в день сего июня соизволил осчастливить высочайшим утверждением условный акт, заключенный между мною и крестьянами, об увольнении их в звание свободных хлебопашцев...".

(Вестники истории отбивают ударами бичей основной вывод акта).

ЛЕТОПИСЕЦ.

И будет стоить вам, ижевцы, ваша воля три миллиона триста девяносто девять тысяч двести рублей ассигнациями!

(Удар бичами и барабанная дробь).

И будете платить вы, ижевцы, тридцать лет! А у кого нет денег, выбивать розгами, найдутся!

(Под колокольный перезвон и под удары бичей мастеровые кидают деньги на бочку до последней копейки в карманах).

ВЕДУЩИЙ.

1833 год!

БОНДАРИ.

Неурожай, православные! Нет хлебушка! Нет денег!

(Удары бичей. Плач).

ВЕДУЩИЙ.

1838 год!

БОНДАРИ.

Православные, сгорело Ижевское! Нет денег!

(Жители села падают под ударами бичей, поднимаются).

ВЕДУЩИЙ.

1839 год!

БОНДАРИ.

Неурожай, православные! Нет денег!

(Колокольный звон, удары бичей).

ВЕДУЩИЙ.

1848 год!

БОНДАРИ.

Голод, православные! Холера! Мрут люди! Нет денег!

(Перезвон - колоколов. Мастеровые лежат на площадках. Ритуальная группа из шести девушек с белой тканью поднимается на площадку и становится около мастеровых. Священник и Дьяк ходят среди усопших и читают молебен. Девушки покрывают тканью мастеровых. Выходит хор, исполняет песню на слова Н. А. Некрасова "В полном разгаре страда деревенская")

Факты, взятые из литературных источников по истории села Ижевского, сценически подавались методом их контрастного сопоставления или после подачи факта пелась частушка, снимавшая тяжелое впечатление предыдущего действия. Например, исправник приказывает на сходе выявить политически неблагонадежных и сообщает факты революционной работы их односельчан, а сельчане отвечают на это частушкой. "Что ты въешься, черный ворон,

Над моею головой?

Что, полиция, стращаешь

Белокаменной тюрьмой!"

Исторический документальный материал требует разнообразной сценической подачи и особого отношения к его обработке.

Постановочный прием с кнутом и саваном, заявленный в первом эпизоде, завершит действие в эпизоде военных лет, после чего Вестники истории сломают бичи и сбросят их с площадки.

В жизни села Ижевское были замечательные факты, которые можно оценить лишь в исторической перспективе. Так, факт рождения основоположника космонавтики в хронологии села раскрывается через чтение священником метрической записи. "1857 года 5 сентября. Имя родившегося — Константин. Звание, имя, отчество и фамилия родителей и какого вероисповедания — корпуса лесничих подпоручик Эдуард Игнатьевич Циолковский вероисповедания католического и законная его жена Мария Ивановна вероисповедания православного. Восприемники Арциховский, Екатерина Ивановна Юмашева. Совершил обряд крещения младенца Константина священник Матвей Ижевский 1857 года сентября 12 го (Духовой оркестр исполняет мелодию песни "Я — Земля". Над улицей Красной поднимается портрет К. Э. Циолковского. Производится салют из ракетниц. Отправляются цветы к памятнику К. Э. Циолковского).

Действие инсценировки доходит до наших дней и завершается чествованием лучших людей села. Затем начинается концерт гостей из соседних сел и районного центра.

 

* * *

Не все в представлении было решено так, как задумано в сценарии. Скудность материального обеспечения пришлось восполнить смекалкой и фантазией. Не достали, к примеру, метеозонды, и руководитель коммунхоза предложил простое решение: к корзине машины, используемой на стройках, прикрепили огромный портрет и подняли. Зрители не могли видеть машину из-за сценической площадки, перекрывавшей всю центральную улицу, но видели поднимающийся вверх портрет на стреле. Создавалось впечатление, что портрет основателя космонавтики под торжественную мелодию оркестра поднимается, словно стартующей ракетой с помощью специально придуманного для этого случая приспособления.

Ижевцы, участвуя в праздновании 600-летия села, почувствовали свою причастность к его судьбе, свою связь с предками, и есть надежда, что многие осознали, что они - являются ветвями могучего родового дерева, возникшего в глубине веков. Эту надежду питают слова благодарности заслуженных людей села, старожилов, сказанные на другой день, после праздника.


 


Посиделки за чашкой.

 

Оформление зала.

Плакаты с поговорками: "Кто в радости живет, того кручина неймет!", "За хлебом-солью всякая шутка хороша", "Выпей чай — забудешь печаль", "От крепкого чая сердцу становится теплее, а с добрым словом — и жизнь веселье.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ.

Милости просим, гости дорогие, званые да желанные!

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ.

Будьте, как дома, Дом культуры — ваш дом. Знакомьтесь со всем, Что еще не знакомо. И с каждым знакомьтесь, Кто вам не знаком.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ.

Проходите, не тушуйтесь, Будем сегодня чаи распивать, Хороводы водить, Хлеб-соль кушать. Да песни слушать.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ.

Добро пожаловать!

Всех привечаем,

Душевно встречаем.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ.

Вот пряники русские,

Бублики пухлые,

Чай сладкий да крепкий.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ.

Ничего не продаем,

Все задаром отдаем.

За игру, за пение,

Хорошее настроение.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ.

Мы гостей встречаем — чаем,

Первым делом угощаем — чаем,

В новом тульском самоваре — чай, По-особому заварен — чай,

Сладким медом и вареньем — чай, чай, чай,

Поднимает настроение — чай-чай.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ.

Какой же праздник без хорошей песни?

(Фольклорная группа исполняет русскую народную песню. Потом поют частушки)

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ.

Ставьте ушки на макушке,

Будем петь сейчас частушки!

Второй ведущий.

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

Как гармошка заиграла,

Я не удержалася.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ.

Дорогие гости, кто из вас знает частушки, присоединяйтесь к фольклорной группе. Вас ждет приз.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ.

А чай в самоварах еще не остыл,

Кто во время танцев устал,

Угощайтесь, набирайтесь сил

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ

1 октября по старому стилю, 14 октября по новому — праздник Покрова Пресвятой Богородицы Покров в народе считали началом зимы. В народе говорили: " Каков Покров — такова и зима. Ветер-с севера—, к холодной, с юга — к теплой, с запада — к "снежной, при переменном — к зиме непостоянной. Если лист с дуба и березы упадет чисто — к легкому год»

Давайте вспомним русские народные праздники, гуляния, кто последним назовет праздник, тот будет победителем. Начинаем аукцион." (Победителю вручается приз).

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ.

Загадки, говорят, загадывать

Всегда любили наши предки.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ.

Мы загадки знаем,

Мы их загадаем,

Раз у нас сегодня посиделки.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ.

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И удочки есть,

И у внучки есть,

У коровы есть, у собаки есть,

Чтоб его узнать, надо вслух назвать.

(Имя)

Слаще меда, мягче пуха,

Отдохни — все шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить.

(Лень)

Бежит свинка, истыкана спинка.

Круглая гора, что ни шаг, то нора.

На одной яме — сто ям с ямой.

(Наперсток)

Мы на них стоим и пляшем,

Ну, а если им прикажем,

Нас они бегом несут,

Подскажи, как их зовут.

(Ноги)

И комковато, и ноздревато, и кис­ло,

И ломко, а всех милей.

(Хлеб)

То худеет, то толстеет, а на весь дом голосит.

(Гармонь)

Сидит барыня в ложке, свесив ножки, (Лапша)

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ.

Отгадайте, гости дорогие, мелодии каких танцев сейчас прозвучат. (Полька, краковяк, вальс и т. д.)

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ.

А сейчас конкурс скороговорок "Мисс Трындычиха».

(Раздать участникам карточки со скороговорками, нужно произнести 3 раза с разными отношениями).

У тети Тины — тюлевое платье. Шел с козой косой козел.

У пенька пять опят. Чешуя у щуки, щетинка у чушки.

На дворе погода размокропогодилась. Архип осип, Осип охрип.

Шла Саша по шоссе и сосала:ушку. и т. д.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ.

Мы сладко сегодня попели,

Откушали сладко не раз,

Но время кончать посиделки,

До встречи, друзья! В добрый час!

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: