Уровневый подход в диагностике расстройств поведения и эмоций у детей

Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач

Оглавление

Задачи и методы диагностики расстройств поведения и эмоций у детей

Уровневый подход в диагностике расстройств поведения и эмоций у детей

О схеме и таблице анализа симптомов нарушенного поведения ребенка

Примерная схема наблюдения за поведением ребенка (Опросник. Ребенок глазами взрослого)

Таблица анализа симптомов расстройств поведения и эмоций у детей

Что такое расстройства поведения и эмоций у детей" (Задание для взрослых)

Заключение

Рекомендации

Вопросы для диагностической, ситуативной и личностной беседы с ребенком

Краткий перечень игровых задач коррекции расстройств поведения и эмоций у детей

Стр. 1

Рекомендуется для специалистов психолого-педагогического профиля, практических психологов, всех, кто интересуется проблемами диагностики расстройств поведения и эмоций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи и методы диагностики расстройств поведения и эмоций у детей

Когда специалист-психолог сталкивается с особенным или нарушенным поведением ребенка, то главными диагностическими задачами является выяснение выраженности и синдром-структуры нарушенного поведения ребенка в целом, уточнение какие расстройства присоединяются к основному, соотнесение запроса ближайшего социального окружения ребенка (родителей или педагогов) с результатами диагностики. Так, например, запрос родителей или педагогов может быть противоречивым, более узким, конкретным и не всегда соответствовать причине расстройств поведения и эмоций у детей.

Определение, уточнение синдром-структуры расстройств поведения и эмоций у ребенка в данном пособии предлагается с помощью следующих методов: наблюдения за поведением ребенка; опроса и беседы со взрослыми (близкими, родителями), педагогами, работающими с ребенком; в процессе собеседования специалиста с ребенком; в спонтанных и специально организованных ситуациях предметно-практической, игровой, продуктивной деятельности.

Диагностическая беседа с ребенком может иметь ограниченное значение и специфику ввиду того, что ребенок дошкольного и младшего школьного возраста, особенно с интеллектуальными проблемами, плохо осознает особенности собственного поведения и понимает вопросы взрослого, если они сформулированы недостаточно просто и ясно.

В процессе наблюдения и взаимодействия с ребенком можно выделить общие, комплексные и специфические, характерные признаки расстройств поведения и эмоций у детей - это внешние, наблюдаемые проявления расстройств (в мимике, жестах, поведении, деятельности); в речевом поведении (сила голоса, темп и связность речи, и пр.); длительность состояния; количество помощи ребенку для совладания состоянием; особенности реагирования, импульсивности; реакции на новизну, неожиданность, ограничение, на неуспех и неудачу, препятствие; реакции избегания, центробежные, тормозные; чувствительность к присутствию других; способность ориентации на состояние другого, налаживания и согласования совместных действий с другими; осознанность

Стр. 2

и критичность к особенному или нарушенному поведению у ребенка; направленность или перенос состояния (на других, на себя, на мир предметов и животных); присоединяемые к основному расстройства; признак успешности в деятельности; тенденция к манипулированию для получения выгоды; признак социальной и другой опасности состояния, нарушенного поведения и другие.

Специфические — это признаки, ситуационно-личностные реакции наиболее характерные для конкретного расстройства. Например, ребенок в состоянии негативизма, упрямства часто использует в речи слова «не хочу - не буду», отказывается или делает наоборот. Ребенок в состоянии эмоциональной отгороженности плохо ориентируется, распознает эмоциональные состояния других, что препятствует налаживанию и согласованию совместных действий со сверстниками. Для гиперактивного ребенка специфическими являются избыточность, суетливость движений, чрезмерная сила голоса, темп речи и пр.

Опросники, схемы наблюдения могут помочь специалисту в установлении контакта с родителями и ближайшим взрослым окружением ребенка.

Кроме этого, вы можете дополнять опросники новыми ситуационно-личностными реакциями, полученными в процессе беседы и наблюдения за поведением ребенка в спонтанных и специально организованных ситуациях предметно-практической, продуктивной, игровой и другой деятельности. При этом необходимо помнить, что симптомы расстройств поведения и эмоций, сочетаясь, образуют синдром-структуру (гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания, эмоциональная отгороженность с негативизмом и эгоцентризмом, страхи с нерешительностью и т. д.).

Чтобы определить синдром-структуру расстройств поведения и эмоций у ребенка (качественная диагностика), необходимо выделить те симптомы расстройства, которые встречаются наиболее часто (количественная диагностика).

Помните, что ситуационно-личностные реакции, симптомы расстройств поведения и эмоций, которые проявляются устойчиво более 6-ти месяцев, требуют особого внимания со стороны взрослого.


Стр. 3


Уровневый подход в диагностике расстройств поведения и эмоций у детей

Уровневый подход объединяет в себе как качественный, так и количественный подходы в диагностике расстройств поведения и эмоций у детей. Уровневый подход в диагностике расстройств поведения и эмоций, отграничение патологических форм реагирования от непатологических в целом представлен в работах Ковалева В. В. (1988), для детей с эмоциональной отгороженностью и аутизмом Никольской О. С. (1991) и других авторов.

Когда взрослый оценивает расстройство поведения и эмоций у ребенка, то он ориентируется на разнообразные признаки расстройства: общие, специфические, комплексные, характерные для состояния ситуационные и личностные реакции.

Уровень - 0. Это отсутствие ситуационных и личностных реакций конкретного состояния, расстройства.

Уровень -1. Это уровень нормального функционального состояния, когда ситуационные и личностные реакции оппозиционно-вызывающего поведения, эмоциональной неустойчивости, гиперактивного, дурашливого, заторможенного, застревающего поведения, тревожно-зависимых и депрессивных расстройств, эмоциональной отгороженности преодолеваются самим ребенком или при незначительной психолого-педагогической помощи взрослого. Характерно отсутствие устойчивых вегето-инстинктивных, психосоматических, резидуально-органических признаков состояния.

Уровень - 2. Это уровень невротических, функционально обратимых состояний, требующих значительную психолого-педагогическую помощь взрослого. Расстройство, состояние проявляется как нарушение общепринятых норм поведения, взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми. При отсутствии выраженных расстройств интеллекта характерно использование ребенком состояния как средства для получения манипулятивной выгоды. Расстройства поведения и эмоций, как правило, должны наблюдаться не менее шести месяцев.

Уровень - 3. Ребенку требуется очень значительное количество психолого-педагогической помощи, корректирующей поведение ребенка. Это косвенно указывает на необходимость медикаментозной помощи ребенку. Проявление расстройства за пределами привычных социальных групп (семьи, группы детского сада, класса). Наблюдается соматизация и присоединение других расстройств к основному. Опасность закрепления реакций как патохарактерологических.

Стр. 4

Уровень - 4. Включает в себя характеристику 3-го уровня. В большей степени характеризует острое и (или) длительное, приступообразное состояние, когда требуется медикаментозная помощь ребенку. Психолого-педагогическая коррекционная помощь взрослого очень значительна и почти не оказывает влияния на поведение ребенка. Состояние характеризуется: низкой способностью к саморегуляции; неспособностью сосредоточиться; нецеленаправленным, импульсивным полевым поведением; аутоагрессией; социальной опасностью или угрозой для здоровья ребенка и окружающих; закреплением реакций как патохарактерологических. Критика и чувство вины за особенное или нарушенное поведение отсутствуют. Негативизм в виде выраженных отказов, дурашливость, демонстративные реакции выраженного истсройдного характера с падениями, ударами об пол, с криками в ответ на требования взрослого, обидчивость, застреваемость на негативных чувствах, враждебность быстро переходят в физическую агрессию, мстительность, стремление нанести вред другим, себе, испортить имущество. Эмоциональная отгороженность переходящая в черствость, с восприятием людей как неодушевленных предметов, с грубой недостаточностью социальных эмоций, крайним эгоцентризмом и эгоизмом. Для ребенка характерно психомоторное возбуждение, неспособность усидеть на месте, стремление бегать, громко и быстро говорить, или наоборот, заторможенность в движениях, зрительном восприятии, познавательной деятельности. Страхи сверхценно-боязливого отношения к объектам и явлениям с выраженной тревогой, обманами восприятия. Неспособность к продуктивной предметно-практической и другой деятельности.

Стр. 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: