Что такое расстройства поведения и эмоций у детей' (Задание для взрослых)

Прочитайте перечень расстройств поведения и эмоций, разгруппируйте неупорядоченные свойства, добавьте неуказанные, зачеркните неподходящие. Обсудите свой выбор с другими членами семьи или специалистами.

Стр. 12

Агрессия, агрессивность -это: агрессивность скрытая; агрессивность словесная; агрессивность физическая; безжалостность; властолюбие; враждебность; вредительство; гневливость; деструктивность; драчливость; жестокость; забиячистость; злобность; злодейство; злонравие; злопамятность; злость; конфликтность; мстительность; насилие; ненависть; неприязнь; отвращение и презрение в их единстве; притеснение; разрушительность; рукоприкладство; самоуничтожение; свирепость; сердитость; уничтожение

Оппозиционно-вызывающее поведени е: беспардонность; бесцеремонность; грубость; заносчивость; нагловатость; невежливость; непочтительность; разнузданность; хамство; хулиганство

Негативизм - это: бессмысленная настойчивость; действия наперекор; делание наоборот; отказ; подчеркнутое выражение несогласия с чем-нибудь; твердолобость; упрямство из страха показать свою слабость; упрямство; частое использование слов «не хочу - не буду»

Демонстративность - это: бравирование; взбалмошность; выделывающийся; выпячивание себя; выскочка; вычурность; жеманность; зазнайство; кичливость; надутость; напыщенность; потребность красоваться; потребность рисоваться; притворство; публичность; стремление обратить на себя внимание; чрезмерная артистичность; щегольство

Эмоциональная отгороженность - это: безразличие; безучастность; молчаливость; необщительность; опустошенность; отрешенность; отчужденность; погруженность в себя; псевдоглухота; стремление уединиться; эмоциональная неотзывчивость; эмоциональная холодность

Вспыльчивость - это: бесноватость; взрывчатость; вскипающий; выплескивание эмоций; гневливость; горячность; запальчивость; неистовость; обидчивость; потребность возмущаться; раздражительность; привычка бушевать; способность внезапно рассердиться; привычка заводиться с полуборота; способность рассердиться из-за пустяков

Обидчивость - это: безутешность; вспыльчивость; заплаканность; капризность; ощущение себя оскорбленным; переживание из-за пустяков; плаксивость; привычка всхлипывать; привычка дуться; раздосадованность; ранимость; слезливость; способность часто огорчаться или обижаться; уязвимость; эмоциональная неустойчивость

Стр. 13

Конфликтность - это: базарность; бескомпромиссность; вздорность; забиячистость; задевающий; задиристость; заносчивость; колкость; не способность приспосабливаться; не умение договариваться; непримиримость; неуживчивость; неуступчивость; подстрекательство; провокаторство; провоцирующий; сварливость; скандальность; склочность

Дурашливость -это: балагурство; безалаберность; беззаботность; беспечальность; беспечность; бесшабашность; благодушность; веселость; возбужденность и веселость; глуповатость; клоунада; кривляние; малахольность; несерьезность; обезьянничество; паясничество; потребность вести себя несерьезно; потребность озорничать; развязность; скоморошничание; смешливость без причины; чрезмерная веселость; шаловливость

Нерешительность -это: беззащитность; безропотность; беспомощность; бессловесность; забитость; зависимость от других; зависимость от мнения окружающих; замешательство; застенчивость; избегание нового; кротость; лишенный твердости человек; мнительность; неинициативность; несамостоятельность; неуверенность; робость; покорность; постоянно колеблющийся человек; постоянно сомневающийся; стеснительность; трусоватость; уступчивость; чувствительность к мнению о себе

Страхи - это: боязливость; запуганность; испуг; испуганность; мнительность; перепуганность; пугливость; трусоватость; чрезмерная осторожность

Тревожность - это: беспокойный взгляд; беспокойство; беспричинное волнение; волнение; излишняя бдительность; настороженность; ожидание неудачи; осторожность; отсутствие ощущения безопасности; переживание беспокойства; предчувствие опасности; склонность к смятению; состояние опасения; страх без причины

Скованность -это: зажатость; моторная неловкость; неестественность; отсутствие легкости в действиях; ощущение неловкости

Заторможенность - это: бездеятельность; безразличность; безучастность; замкнутость; инертность; медлительность; нерасторопность; тихость.

Эгоцентричность - это: неспособность встать на точку зрения другого, посмотреть на себя со стороны, глазами других людей; перетягивание одеяла на себя

Стр. 14

Эгоистичность, эгоизм - это: высокомерность; забота о своем «Я» в ущерб другим; не правильно понятый собственный интерес; своекорыстие; себялюбивость; сосредоточение всех целей на себе и на собственной выгоде; крайняя форма эгоцентризма. Эгоист это: единоличник; карьерист

Избегание (дефицит) умственных усилий это: алогичность; бездумность; бездумность; безмозглость; бестолковость, глупость; легкомысленность; недалекость; недогадливость; нежелание учиться; неусидчивость; слабоумие; тупоголовость; туполобость; тупость

Дефицит внимания - это: невнимательность; рассеянность; растяпа

Двигательная расторможенность (гиперактивность)- это: беготня; беспорядочность; вертлявость; двигательное беспокойство; егозливость; излишняя бойкость; импульсивность; моторность; непоседливость; не угомонность; поспешность; суетливость; торопливость; хаотичность в движениях; чрезмерная живость

Речевая расторможенность - это: балаболка; болтливость; говорливость; горлопан; краснобайство; крикливость; неумолкаемость; речь взахлеб; скоропалительность; словоохотливость; убыстренный темп речи; шумливость

Не понимание словесных инструкций. 1) сложных: непонятливость; понимание всего буквально; частое переспрашивание оттого, что непонятно; 2) простых: глуповатость; необходимость повторять задание

Застреваемость -это: выклянчивание; вязкость; догматичность; докучливость; душный; занудливость; кровосос; мудрствование; навязчивость в общении; навязчивость; надоедливость; назойливость; негибкость; педантичность; прилипчивость; трудность переключения; чрезмерная обстоятельность

Сниженная умственная и физическая работоспособность: действия в полсилы; замедленность восприятия; замедленность умственных действий; отсутствие выносливости; утомляемость

Стр. 15

Заключение

Ф.И.О. ребенка ______________

Возр ____________ Дата заполнения_______________

Заполнил: родитель, психолог, педагог________________

Обследование проводилось в процессе: собеседования с родителями, близкими, специалистами; наблюдения ребенка в продуктивной, свободной, игровой деятельности (подчеркнуть и дополнить)

В ходе проведенного обследования можно сделать следующие выводы:

1. Вегето-инстинктивные, психосоматические, резидуально-органические признаки состояния и расстройства. На первый план выходят невыраженные, выраженные (подчеркнуть и дополнить) расстройства ритма сна и бодрствования, избирательность пищевого поведения

2. Особенности мимики (подчеркнуть и дополнить). Выражение лица: живое, заинтересованное, дурашливое, высокомерное, злое, надменное, обиженное, грустное, подавленное, с избеганием зрительного контакта, ребенок часто опускает голову, холодноватое, отчужденное, невыразительное, застывающий взгляд, амимичное, маскообразное, заторможенное, с гримасами, с навязчивыми движениями

3. Основные сферы психической деятельности.

3.1. Сфера переживаний и мотивации. На первый план выходят невыраженные, выраженные (подчеркнуть) расстройства поведения и эмоций, такие как: негативизм, демонстративность, дурашливость, агрессивность, конфликтность, нерешительность, пониженный фон настроения, страхи, тревожность, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, скованность, эгоистичность, эмоциональная отгороженность, псевдоглухота, застреваемость, пресыщаемость

3.2. Когнитивная (умственная) сфера. На первый план выходят невыраженные, выраженные (подчеркнуть) расстройства: избегание умственных усилий, дефицит внимания; сниженная умственная работоспособность; не понимание простых, сложных словесных инструкций; действия по сложному, простому наглядному образцу

3.3. Психомоторная сфера. На первый план выходят невыраженные, выраженные (подчеркнуть) расстройства, такие как гиперактивность, нарушения тонуса мышц, многоречивость, заторможенность

Стр. 16

4. Нарушения активности (подчеркнуть и дополнить): для ребенка характерна нормальная, неустойчивая, сниженная, чрезмерно повышенная умственная активность; избегание (умственных) усилий; нормальная, неустойчивая, сниженная, чрезмерно повышенная (подчеркнуть) физическая работоспособность

5. Расстройства поведения и эмоций образуют у ребенка синдром-структуру (подчеркнуть и дополнить):

5.1. Оппозиционно-вызывающее поведение проявляется в ситуационно-личностных реакциях негативизма и демонстративности, конфликтности, вспыльчивости, агрессивности

5.2. Гиперактивное поведение включает в себя двигательную, речевую расторможенность, импульсивность, дефицит внимания

5.3. Тормозимый тип нарушенного поведения проявляется в ситуационно-личностных реакциях заторможенности, нерешительности

5.4. Тревожные расстройства и страхи. У ребенка наблюдаются конкретные страхи, тревожность, скованность

5.5. Расстройство типа «зависимая личность». Преобладает нерешительность, податливость желаниям других людей. Присоединяется: тормозимость, обидчивость

5.6. Аутистический тип нарушенного поведения. Выраженность эмоциональной отгороженности и псевдоглухоты, негативизма выше, чем других нарушений. Характерно присоединение дополнительных симптомов: тревоги, эгоцентричности и эгоизма

5.7. Эмоционально неустойчивое расстройство личности проявляется в обидчивости, конфликтности

К основному расстройству присоединяются: агрессивность, дурашливость, речевая расторможенность, страхи, тревога (подчеркнуть и дополнить)

5.8. Застревающее, ригидное расстройство личности. Включает в себя застреваемость, негативизм, тревожность как склонность к сомнениям и осторожности, чрезмерную добросовестность, педантичность, навязчивость в действиях

5.9. Депрессивное расстройство. Пониженное, подавленное настрое ние; утрата интересов; сниженная способность получать удовольствие; безрадостность; сниженная физическая работоспособность

К основному расстройству присоединяются: нерешительность; обидчивость; слезливость; неуверенность в себе; заниженная самооценка; нарушения сна; сниженный аппетит

Стр. 17

6. Количественно-временные признаки расстройства. Длительность основного(ных) расстройств(а) (5.1. - 5.9)

Состояние продолжается от 30 мин до 1.5 часа, 2-3 месяца, более 6 месяцев, наблюдается иногда, часто, почти всегда, непрерывно (подчеркнуть). Чередуется с другими состояниями и расстройствами длительностью от 1-2-10-15-30минут, иногда, часто, периоди
чески, приступообразно, почти всегда

7. Помощь в преодолении состояний (подчеркнуть и дополнить). Ребенку необходима помощь в преодолении состояний упрямства, оппозиционного, вызывающего, агрессивного поведения, эмоциональной неустойчивости, обидчивости, дурашливости, пониженного настроения, зависимого, нерешительного поведения, тревожности и страхов, застреваемости, заторможенности

Помощь взрослого необходима иногда, часто, непрерывно (подчеркнуть и дополнить) в виде стимуляции гуманных чувств, ориентации на состояние другого, переключения на иное состояние, стимуляции положительных эмоций и чувства юмора, телесного контакта, осознания особенного или нарушенного поведения ребенком

8. Осознанность и критичность к особенному или нарушенному поведению у ребенка (подчеркнуть и дополнить). Ребенок испытывает чувство неловкости, вины, соглашается, что «поступил плохо», но продолжает себя вести также, критика снижена иногда, часто, почти всегда

9.Особенности речевого поведения. Ребенок использует, не использует (подчеркнуть) речь как средство общения, установления контакта с другими, аргументации, рассуждения

В речи использует: нечленораздельные звуки, слова «не хочу - не буду», «отстань», «не знаю» отказывается отвечать на вопросы, повторяет слова и фразы, переспрашивает, говорит громко, быстро, тихо, медленно, невыразительно

10. Особенности реагирования, реактивность и импульсивность (подчеркнуть и дополнить). Для ребенка характерны реакции: на ограничение, на необходимость согласования совместных действий с другими детьми; порицание, отрицательное, положительное подкрепление, новизну; на присутствие других, стимуляцию положительных эмоций, мотивацию соревнования-соперничества, телесный контакт

Стр. 18

Реакции адекватны, неадекватны, парадоксальны раздражителю (подчеркнуть). Раздражители провоцируют у ребенка расстройства поведения эмоций

11.Направленность переноса, генерализации, отреагирования состояния. Ребенок переносит состояние: на (через) предметное окружение, на взрослых, сверстников, животных, на себя

Ребенок: обвиняет в своих неудачах в других; считает себя добрым, а всех плохими; в состоянии раздражения портит имущество

12. Трудности социализации поведения и состояний. Ребенок не подчиняет поведение нормам взаимоотношений с детьми и взрослыми, не выполняет требования, не соблюдает обязанности, не «держит слово», проявляет безответственность (подчеркнуть и дополнить)

13. Признак социальной опасности, нежелательности состояния, нарушенного поведения. Для окружающих социально опасны и нежелательны следующие состояния ребенка (подчеркнуть и дополнить): агрессивность, протест, расторможенность, заторможенность, бездеятельность, тревожность, страх, эмоциональная отгороженность, обидчивость, конфликтность, застреваемость, эгоизм

Ребенок мешает организации занятий с другими детьми; ребенка нельзя оставлять одного; выводит из себя взрослых, других детей; оскорбляет других словами; бросается предметами; может разбить окно; портит имущество; становится объектом насмешек; теряет уважение сверстников; замыкается в себе; приучается манипулировать для получения выгоды, садится на шею взрослым

14. Тенденция к манипулированию. Ребенок использует состояние для получения: манипулятивной выгоды; того, что хочет; избегания ответственности

Для этого ребенок (подчеркнуть): плачем добивается своего; реакциями упрямства, отказа заставляет взрослого уступать, сдаваться под давлением эгоистических требований; проявляет дурашливость для избегания ответственности; делает вид, что не понимает задание, что обижен; запугивает, обвиняет близких; ставит условия взрослым; говорит не правду

15. Проявления и влияние состояния, нарушенного поведения и эмоций на успешность деятельности (подчеркнуть и дополнить). Расстройства дезорганизующие деятельность ребенка: агрессивность, протест, расторможенность, заторможенность, тревожность, страхи, эмоциональная отгороженность, обидчивость, застреваемость, пресыщаемость, истощаемость

Стр. 19

Расстройства дезорганизуют деятельность ребенка (подчеркнуть и дополнить): учебную, общения, свободную, предметно-практическую, самообслуживания

Расстройства: снижают желание действовать; способность к планированию; целенаправленность, вариативность, совместность, согласованность действий; самоконтроль эффективности действий; переживание успешности действий и результатов

У ребенка: обидчивость снижает настойчивость действий; негативизм, эмоциональная отгороженность, дурашливость нарушают согласованность действий, эмоциональное принятие цели задания и действий, ответственность за результаты действий; застреваемость, заторможенность, нерешительность снижают вариативность действий; вспыльчивость, гиперактивность снижают способность планирования и контроля учебных действий


Рекомендации

Для снижения выраженности и изменения синдром-структуры расстройств поведения и эмоций у ребенка можно рекомендовать следующее (подчеркнуть и дополнить):

§ Стремитесь заключить с ребенком своеобразный воспитывающее-коррекционный договор: «Я тебе (ребенку) интересное, новое, волнующее эмоционально-значимое событие, игру, а ты поведение, которое соблюдает некоторые социальные требования, правила-ограничения»;

§ Варьируйте, усложняйте, упрощайте сложность игровых действий и собственного поведения взависимости от непредсказуемо меняющегося поведения ребенка;

§ Гибко используйте наиболее общие методы изменения нарушенного и особенного поведения ребенка: стимулируйте гуманные чувства, ориентируйте ребенка на состояние сверстника или взрослого; стремитесь обсуждать и объяснять ребенку особенности, причины и последствия нарушенного поведения; переключайте ребенка на иное состояние; стимулируйте чувство удивления у ребенка; провоцируйте и помогайте отреагированию ребенком нежелательных состояний; игнорируйте провокационное и манипулятивное поведение ребенка; положительно подкрепляйте совладающее поведение ребенка; стимулируйте чувство юмора и положительные эмоции у ребенка; используйте стратегии на мотивацию соревнования-соперничества, телесного контакта, стимуляции чувства прекрасного у ребенка и другие;

Стр. 20

§ Используйте стратегии с учетом состояния ребенка. Например, стимулируйте гуманные чувства, если нарушенное поведение не выражено крайне и есть критика к собственному нарушенному поведению;

§ Чаще создавайте Еюображаемые ситуации, в которых ребенок может совладать с нарушенным или особенным поведением в сотрудничестве и под контролем взрослого без боязни ошибиться, сделать что-то не так;

§ Стимулируйте привычку к произвольно-волевому усилию на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного у ребенка в специально организованной предметно-практической, продуктивной деятельности, игровых ситуациях;

§ Стимулируйте чувство ответственности за последствия особенного или нарушенного поведения у ребенка в процессе принятия ограничений, правил взаимоотношений и выполнения действий в игровой, предметно-практической и продуктивной деятельности;

§ Обогащайте репертуар предметно-практических действий, продуктивной деятельности ребенка с целью увеличения вариативности средств овладения ребенком собственным поведением, а также для преодоления пресыщения и истощения от прежней деятельности, переключения ребенка на иное состояние;

§ Игнорируйте расстройства поведения и эмоций, если они не носят характер выраженного оппозиционно-вызывающего, не дезорганизует поведение других детей или являются отражением общей эмоциональной и интеллектуальной незрелости ребенка;

§ Стимулируйте телесный контакт ребенка со взрослым с целью коррекции эмоциональной отгороженности, тревожности, отреагирования явной или скрытой агрессии, враждебности, стимуляции положительных эмоций у депрессивных детей;

§ Провоцируйте расстройства поведения и эмоций у ребенка для отреагирования, преодоления состояния «здесь и теперь» в специально организованных игровых ситуациях;

§ Используйте стратегию на положительное подкрепление, хвалите демонстративного или дурашливого ребенка за реальные, а не предполагаемые результаты в игре или иной деятельности;

Стр. 21

§ Используйте стратегию на отрицательное подкрепление, если поведение ребенка опасно для окружающих и здоровья ребенка;

§ Стремитесь использовать занимательную игровую форму, чувство юмора, иронии и сарказма: 1) Для отреагирования состояния, когда поведение и взаимодействие с ребенком провоцирует у вас состояние агрессии; 2) Для косвенной оценки оппозиционно-вызывающего и иногоособенного и нарушенного поведению ребенка;

Вопросы для диагностической, ситуативной и личностной беседы с ребенком

Негативизм. Ты часто бываешь упрямым, говоришь слова «не хочуне буду»?; Зачем дети говорят «не хочуне буду», делают наоборот: чтобы, испытать взрослых; показать, что уже и сами взрослые; просто так? Демонстративность. Про кого из ребят ты можешь сказать, что он воображала и любит, чтобы на него обращали внимание? Агрессивность, конфликтность. Ты часто злишься, споришь со взрослыми, говоришь грубые слова?; Кто или что тебя чаще всего выводит из себя?; На кого ты чаще всего злишься?; Что означает «злиться», «быть сердитым»?; Кто из ребят щиплется, толкается, говорит обидные слова, кусается? С тобой так бывает, приведи пример.

Дурашливость. Ты дурачишься: потому, что тебе скучно, грустно, хочешь позлить других; чтобы всем было весело; чтобы обратить на себя внимание; чтобы заметили, что ты интересный? Часто ли слишком веселое поведение, твои глупые шутки выводят окружающих из себя? Страх, тревога, нерешительность. Что боятся дети больше всего: остаться одни, получить плохую оценку; насмешек; необычных животных, героев сказок и фильмов?; У тебя бывает так, что ты боишься, а чего сам понять не можешь?; У тебя бывает ощущение, что ты от всех зависишь?; Чего стесняются дети?

Обидчивость. Отчего дети плачут?; На что обижаются дети больше всего: на взрослых, других ребят; когда взрослые что-либо не разрешают; на замечания, грубые слова?; Что ты делаешь, когда тебя обижают?; Ты чаще сердишься или обижаешься?; Ты сначала сердишься, а потом обижаешься?

Стр. 22

Эмоциональная отгороженност ь. У тебя бывает так, что тебя спрашивают, ты СЛЫШИШЬ вопрос, но не отвечаешь?; А кто из ребят не любит разговаривать, играет один, не очень ласковый?

Пониженное настроение, заторможенность. Бывает так, что тебя трудно рассмешить, развеселить?) Бывает, что тебе ничего не хочется делать?; Что тебя печалит, огорчает, мешает быть радостным больше всего? Застреваемость. Бывает так, что ты все об одном думаешь, делаешь одно и тоже, никак переключиться не можешь?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: