Содержание дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 


по дисциплине «Программирование на языке высокого уровня», направление 230100 «Информатика и вычислительная техника», степень «бакалавр», профиль подготовки «Автоматизированные системы обработки информации и управления».

 

Факультет информатики и вычислительной техники (ИВТ)
Кафедра
телекоммуникационных сетей и вычислительных средств (ТСиВС)

 

 



Программу разработал

д.т.н., проф.                                                                                               А.С.Кузнецов

 

 

Новосибирск – 2011

 

 

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника» (степень «бакалавр») для специальности   «Автоматизированные системы обработки информации и управления». Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (Б.3). Шифр дисциплины в рабочем учебном плане – Б3.Б.4.

 

Виды учебной работы

 

Виды учебной работы Семестр 1 Семестр 2 Семестр 3 Семестр 4 Семестр 5 Семестр 6 Семестр 7 Семестр 8 Всего
Лекции, часов 34 34             68
Лабораторные работы, часов 34 34             68
Практические занятия, часов - -             0
Всего аудиторных занятий, часов 68 68             136
из них в интерактивной форме, часов 0 0             0
Самостоятельная работа студентов, часов 58 94             152
Общая трудоемкость дисциплины, часов 126 162             288

Формы и сроки контроля:

Курсовая работа / проект   Х            

 

Расчетно-графическое задание                
Коллоквиум                
Контрольная работа Х Х            
Зачет Х              
Экзамен   Х            
Общая трудоемкость дисциплины, ЗЕ* 3,5 5,5             9

*Одна зачетная единица (ЗЕ) эквивалентна 36часам.

Рабочая программа рассмотрена и обсуждена на заседании кафедры Телекоммуникационных сетей и вычислительных средств (протокол №   от       ).

 

Программу разработал д.т.н., проф.                                                              А.С.Кузнецов

Зав.кафедрой ТСиВС д.т.н., проф.                                                                 А.Б.Мархасин



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

1.1.   Обучить студентов основам современных методов прикладного и системного программирования на языках высокого уровня Object Pascal и С++, широко используемых в автоматизированных систем обработки информации и управления.

1.2. Привить системное мышление и представление, способствующее созданию эффективных программных продуктов.

1.3. Сформировать и закрепить навыки объектно-ориентированного программирования на языке высокого уровня.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (Б.3). Шифр дисциплины в рабочем учебном плане – Б3.Б.4. Изучение данной дисциплины базируется на материале школьного курса «Информатика». Дисциплина является предшествующей для большинства дисциплин, в том числе: «Математическое программирование», «Оптимальное проектирование», «АСУ», «Базы данных», «Инженерная и компьютерная графика» и др.

 


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- ОК-1. Владеет культурой мышления, способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- ОК-2. Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

- ОК-3. Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

- ОК-5. Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности.

- ОК-6. Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

- ОК-7. Умеет адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.

- ОК-11. Осознаёт сущность и значение информации в развитии общества, владеет основными методам, способами и средствами получения, хранения и преобразования (обработки) информации.

- ОК-12. Имеет навыки работы с компьютером как средством обработки информации.

- ПК-2. Может осваивать методики (инструкции) использования программных средств для решения практических задач;

- ПК-5. Способен разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использовать современные инструментальные средства и технологии программирования.

3.2. В результате изучения дисциплины студент должен

З нать основы прикладного, системного и объектно-ориентированного программирования на языках Object Pascal и С++, особенности синтаксиса программ и их элементов; знать принципы организации исследований, разработки программных проектов, хранения, поиска и обработки данных.

Уметь самостоятельно осваивать новые программные продукты, анализировать, находить, оценивать и применять эффективные программные решения; систематизировать знания и представление необходимости, создавать компоненты и модули программ; уметь формулировать задачу, выбирать и применять необходимый инструментарий для разработки специальных программных продуктов; решать типичные задачи разработки программных проектов с использованием технологии объектно-ориентированного программирования, использовать современные инструментальные средства при разработке программного обеспечения.

Владеть навыками программирования на языке высокого уровня, инструментальными средствами составления, трансляции, отладки и тестирования программ, навыками разработки и оформления проектной и рабочей технической документации, контроля соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Первый семестр

Тема и содержание лекции (раздела) Неделя Часы
1. Введение.Языки программирования низкого и высокого уровня, их области применения. Языки Turbo Pascal, Object Pascal, Turbo C, C++, Fortran и другие. Понятие и свойства системы, модели, алгоритма, программы. Назначение и критерии оценки программных продуктов. Связь задачи и технологии исследований с разработкой программного продукта, как инструмента исследований. Основные этапы программирования и решения задач на ЭВМ (отображение целей, возможностей, задач исследований, представление технологии исследований и программного проекта, согласование принципиальных решений и т.д.). 1 2
2. Алгоритмы и программы.Определение алгоритма. Свойства алгоритма. Отличие алгоритма от понятий метод, процедура, функция. Программа как реализация алгоритма обработки данных и одновременно как совокупность описаний и исполняемых операторов. Алфавит языка. Понятия: служебное (зарезервированное)  слово, идентификатор, константа, переменная, арифметическое и логическое выражения, операнд, операция, оператор, комментарий. Типы данных, переменных и операций. Синтаксис и структура основной программы, подпрограмм и программного проекта в Turbo Pascal и Object Pascal. Модуль как структурный элемент или блок программного проекта. Организация модуля и системы модулей. Зависимые и независимые модули. Связь между понятиями отображение и реализация. Локальные и глобальные элементы программы, их время жизни и область действия. Доступность элементов, управление доступностью. 2,3 4
3. Представление информации в ЭВМ.Понятие информации. Формы представления числовой, символьной и графической информации в ЭВМ. Типы, описание и классификация типов данных (базовые, стандартные, производные, порядковые, перечисляемые, интервальные, строки, массивы, множества, записи, указатели, файлы – общее представление). Типизированные константы и инициализированные переменные. Способы инициализации данных. Свойства типов и данных – области допустимых значений, допустимые операции. Виды и приоритет элементарных операций (унарные, бинарные, арифметические, логические, отношения). Явное и неявное преобразование типов операндов. 4,5 4
4. Основные операторы (условные, безусловные, присваивания, перехода, выбора, циклы), правила оформления и применения. Циклы с постусловием и предусловием. Операторы ветвления и выбора. Директивы компилятора (препроцессора). 6 2
5. Собственные процедуры и функции, их объявление, описание, вызов. Формальные и фактические параметры. Передача значений и адресов переменных. Стандартные и собственные модули. Встроенные процедуры ввода-вывода информации. Спецификация формата вывода. 7,8 4
6. Массивы и сложные типы данных: записи, варианты, процедурные, файловые и указатели. Иерархические структуры типов, данных и подпрограмм. Описание, объявление и реализация. 9-11 6
7. Указатели.Адресация объектов в программе. Указатель, адресная арифметика, тип указателя. Статическая и динамическая области оперативной памяти. Статические и динамические переменные. Классы ошибок, возникающих при работе с указателями. Взаимосвязь между массивами и указателями. Разность указателей. Использование внешней памяти и динамическое управление требуемой оперативной памятью (управление расходом ресурсов и эффективностью программного продукта). Динамическое определение и преобразование типа переменной. Встроенные процедуры и функции для работы с динамическими элементами. 12,13 4
8. Связные списки, графы, сети и деревья. Односторонние и двухсторонние связи. Задачи на графах и задачи автоматизации работы с графами. Использование указателей. 14-16 6
9. Типизированные, нетипизированные и текстовые файлы. Файловая переменная, встроенные процедуры и функции для работы с файлами. 17,18 4

Второй семестр

Тема и содержание лекции (раздела) Неделя Часы
10. Введение в объектно-ориентированное программирование. Основная идея, принципы, понятия. Принципы визуального программирования с помощью Delphi и С++. 1,2 4
11. Объекты, классы, методы и свойства (в С++и Delphi). Инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Конструкторы и деструкторы. 3,4 4
12. Интерфейс и система управления реализацией программного проекта. Создание экранных форм и программных средств диалога. 5,6 4
13. Графика, создание графических объектов. 7,8 4
14. События, исключения и сообщения Windows, их обработка. 9,10 4
15. Библиотеки, их создание и подключение. 11 2
16. Языки Turbo С и С++в отличиях от Turbo и Object Pascal. Особенности синтаксиса программ, операций, операторов, описаний типов, констант, переменных и подпрограмм. 12-17 12

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: