Цели и задачи лабораторных занятий: пояснение и закрепление текущего материала с помощью соответствующих задач программирования. Разбор примеров, иллюстрирующих лекционный материал, составление и отладка программ на основе полученных знаний. Приобретение навыков программирования.
Первый семестр
1. Освоение среды программирования и компилятора Turbo-Pascal фирмы Borland International. Ввод, составление, редактирование, трансляция и отладка программ. Примеры создания собственных (пользовательских) типов, описания и обработки данных. Эксперименты с типами данных.
2. Вычислительные задачи. Арифметические, логические операции и отношения. Программирование арифметических и логических выражений.
3. Массивы и множества. Операции с векторами, матрицами и множествами. Алгоритмы упорядочения элементов массива.
4. Строки. Операции и программы обработки символов и строк.
5. Сложные типы данных: записи, варианты, процедурные, файловые типы и указатели. Описания и применения. Задачи упорядочения. Применение оператора выбора.
|
|
6. Статические и динамические переменные. Встроенные и собственные процедуры и функции для работы с динамическими переменными.
7. Иерархические типы данных, указатели и связные списки. Организация, упорядочение, сокращение и расширение списка.
8. Файлы и встроенные процедуры для работы с файлами. Создание модулей.
Второй семестр
9. Среда программирования Delphi. Объекты, классы, формы. Визуальное программирование.
10. Практикум по программированию на С/С++.
11. Вычислительные и графические задачи.
12. Разработка элементов графического редактора.
13. Освоение среды Visual Studio. Обработка событий, исключений и сообщений Windows.
14. Программирование (создание) базы данных и диалоговой системы управления базой данных.
15. Создание собственной библиотеки подпрограмм.
№ учеб. недели | Наименование лабораторных работ | № раздела | Часов |
1,2 | 1. Знакомство с языками программирования и операционной системой. Анализ, ввод, компиляция простейшей программы. | 1,2 | 4 |
3-6 | 2. Разработка простейших программ. Инициализация переменных, ввод, вывод и преобразование данных. | 3,4 | 8 |
7,8 | 3. Разработка программ, реализующих алгоритмы с базовыми конструкциями: ветвление, цикл, выбор. | 4-6 | 4 |
9,10 | 4. Разработка программ, производящих приближенные вычисления. | 2-6 | 4 |
11,12 | 5. Разработка программ с использованием собственных функций. | 5 | 4 |
13-15 | 6. Работа с массивами и текстовой информацией. | 3,6 | 6 |
16-19 | 7. Сложные типы (структуры, записи) и файлы. Закрепление понятий. | 6-9 | 6 |
20-22 | 8. Составление, изменение и упорядочение списков. | 4,8 | 8 |
23-25 | 9. Создание графических объектов. | 13 | 6 |
26-29 | 10. Создание форм и интерфейса программного проекта. | 10-14 | 8 |
30-34 | 11. Обеспечение надежности программ, обработка событий и исключений. | 12-15 | 10 |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
|
|
Виды и содержание самостоятельной работы | Кол-во ЗЕ /часов | Формы и контроль | Литература и дидактические материалы |
Подготовка к лабораторным работам | 2/68 | защита лабораторных работ | Лекционный материал, основная литература по дисциплине, методические указания к лабораторным работам |
Выполнение курсовой работы | 2/68 | защита курсовой работы | Лекционный материал, основная литература по дисциплине, методические указания к лабораторным работам, информация из сети Интернет |
Подготовка к экзамену | 1/34 | Экзамен | Лекционный материал, основная литература по дисциплине, методические указания к лабораторным работам, информация из сети Интернет |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Методические указания по выполнению лабораторных работ.
2. Лекционный материал.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Фаронов В.В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Лидер, 2010. – 640 с.
2. Глушаков С.В., Клевцов А.Л. Delphi 2007. Самоучитель. – Изд. 4-е, доп. и перераб. М.: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – 448 с.
3. Павловская Т.А. С/С++. Программирование на языке высокого уровня.– СПб.: Питер, 2012.–461с.
4. Павловская Т.А., Щупак Ю.А. С/С++. Структурное и объектно-ориентированное программирование: Практикум. – СПб.: BHV – Санкт-Петербург, 2011. – 352 с.
5. Прата Стивен. Язык программирования С++. Лекции и упражнения. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 1184 с.
6. Керниган, Б., Пайк Р. Практика программирования на Си. – М.: Вильямс, 2004. – 288 с.
7. Романов Е.Л. Практикум по программированию на С++. Учебное пособие. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
Дополнительная литература
8. Климов Ю.С. и др. Программирование в среде Turbo-Pascal 6.0: справочное пособие. – Мн.: Высш. шк., 1992. – 158 с.
9. Возневич Э. Delphi. Освой самостоятельно: Пер. с англ. – М.: Восточная Книжная Компания, 1996. – 736 с.
10. Керниган Б., Ритчи Д., Фьюер А. Язык программирования Си. Задачи по языку Си: Пер. с англ. - М.: Финанасы и статистика, 1985.
11. Подбельский В.В, Фомин С.С. Программирование на языке Си. – М.: Финансы и статистика, 2000.
СОГЛАСОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Согласовано: (кафедра, Ф.И.О., должность) | Замечания и предложения кафедры | Подпись, дата. |
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата | Содержание изменений и дополнений (по темам и разделам) | Примечание |
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ТСиВС
Протокол № от "____" __________20__ г.
Заведующий кафедрой д.т.н., проф. А.Б.Мархасин
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ТСиВС
Протокол № от "____" __________20__ г.
Заведующий кафедрой д.т.н., проф. А.Б.Мархасин
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ТСиВС
Протокол № от "____" __________20__ г.
Заведующий кафедрой д.т.н., проф. А.Б.Мархасин
Вопросы к экзамену
1. Понятие и свойства системы, модели, алгоритма, программы. Назначение и критерии оценки программных продуктов.
2. Связь задачи и технологии исследований с задачей и технологией разработки программных средств. Основные этапы программирования и решения задач на ЭВМ.
3. Синтаксис и структура основной программы, подпрограммы и модуля (заголовочного файла).
4. Зарезервированные слова, идентификатор, константа, переменная, типизированная константа и инициализированная переменная.
5. Арифметические и логические выражения, операнд, операция, оператор, комментарии.
|
|
6. Локальные и глобальные элементы программы, их время жизни и область действия. Доступность элементов, управление доступностью.
7. Типы и описание данных как элементы языка и программы. Базовые, стандартные и производные (пользовательские) типы данных.
8. Порядковые, перечисляемые, интервальные и структурированные типы.
9. Строки, массивы, множества, записи, указатели, файлы.
10. Иерархические структуры типов, данных и подпрограмм.
11. Описание, объявление и способы инициализации данных. Свойства типов и данных.
12. Виды и приоритет элементарных операций (унарные, бинарные, арифметические, логические, отношения). Оператор присваивания и автоматическое преобразование типов операндов.
13. Условные и безусловные операторы. Операторы перехода и выбора.
14. Итерация, цикл. Итерационная, рекурсивная и рекуррентная формулы. Операторы цикла (циклы с параметром, предусловием и постусловием).
15. Директивы компилятора (препроцессора).
16. Процедуры и функции, их объявление, описание, вызов. Процедурные типы.
17. Формальные и фактические параметры. Особенности передачи параметров.
18. Стандартные и собственные модули, их организация.
19. Встроенные процедуры ввода-вывода информации. Спецификация формата вывода.
20. Подпрограммы для работы со строками.
21. Статическая и динамическая области памяти. Статические и динамические переменные.
22. Открытые и динамические массивы.
23. Динамическое определение и преобразование типа переменной.
24. Встроенные процедуры и функции для работы с динамическими элементами.
25. Указатели, односторонние и двухсторонние списки. Приемы работы с указателями.
26. Типизированные, нетипизированные и текстовые файлы. Файловая переменная.
27. Встроенные процедуры и функции для работы с файлами.
28. Объектно-ориентированное программирование. Основная идея, принципы, понятия.
29. Классы, объекты, методы и свойства.
30. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Конструкторы и деструкторы.
31. Интерфейс и система управления реализацией программного проекта.
|
|
32. Экранные формы, компоненты и программные средства диалога.
33. Принципы визуального программирования.
34. Графика, создание графических объектов.
35. События, исключения, сообщения и их обработка.
36. Библиотеки, их организация и подключение.
37. Тестирование и оценка эффективности программ.