Структура и содержание пояснительной записки

В пункте 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ установлены требования к содержанию пояснительной записки. Так, в ней должна отражаться информация:

· об организации;

· о ее финансовом положении;

·

 

сопоставимости данных за отчетный год и предшествующий ему годы;

· методах оценки;

· существенных статьях бухгалтерской отчетности;

· фактах неприменения правил бухгалтерского учета (с соответствующим обосно ван ием).

Кроме того, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация указывает изменения в учетной политике на следующий отчетный год. Согласно пункту 24 ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны содержать сведения, относящиеся к учетной политике организации. Помимо этого, они должны обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые нужны пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового состояния организации и результатов ее деятельности. В пояснительной записке, если только это не детализировано в других формах отчетности, приводятся сведения о наличии на начало и конец отчетного периода, а также о движении в течение отчетного периода (п. 27 ПБУ 4/99):

· ЗакрытьКроме пояснительной записки, информация может быть раскрыта в отчете о движении денежных средств, отчете об изменениях капитала, приложении к бухгалтерскому балансу и др.

· отдельных видов нематериальных активов;

· отдельных видов основных средств, в том числе арендованных;

· отдельных видов финансовых вложений;

· отдельных видов дебиторской задолженности;

· отдельных видов кредиторской задолженности;

· средств оценочных резервов, резервов предстоящих расходов и платежей. Кроме того, в ней содержатся данные:

· об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном и др.) организации;

· объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности);

· о составе прочих доходов и расходов;

· чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях;

· любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;

· событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности;

· прекращенных операциях;

· государственной помощи;

· прибыли, приходящейся на одну акцию.

В большинстве Положений по бухгалтерскому учету указаны сведения, подлежащие расшифровке в бухгалтерской отчетности.

Отметим, что поясняющая информация (ее состав и полнота) и способы представления у каждой организации могут быть свои. Общим для всех организаций является то, что пояснительная записка должна содержать:

ЗакрытьИнформация в пояснительной записке может быть представлена в виде текста, таблиц, графиков, диаграмм и других форм систематизации данных

сведения, относящиеся к учетной политике организации;

дополнительные данные, отсутствующие в балансе и отчете о прибылях и убытках, но необходимые пользователям бухгалтерской отчетности.

Поскольку установленной структуры пояснительной записки не существует, рассмотрим, например, такой порядок ее составления:

· раздел 1 «Сведения об организации»;

· раздел 2 «Информация об учетной политике»;

· раздел 3 «Сведения об отдельных активах и обязательствах»;

· раздел 4 «Информация о доходах и расходах организации»;

· раздел 5 «Прочая информация»;

· раздел 6 «Информация о связанных сторонах»;

· раздел 7 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации»

31. Упрощенная форма бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: преимущества и недостатки, состав и содержание регистров, их взаимосвязь.

Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными: Федеральным законом О бухгалтерском учете, Положением О бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также настоящими Типовыми рекомендациями.

Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы: а)    создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б)  ввести в штат должность бухгалтера; в)  передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту; г)   вести бухгалтерский учет лично.

Принятая малым предприятия учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Малые организация могут применять для документирования хозяйственных операций:

формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации,

ведомственные формы,

а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом О бухгалтерском учете и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Малому организацию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета:

- единой журнально-ордерной формы счетоводства для организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N 63;

- журнально-ордерной формы счетоводства для небольших организаций и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. N 176.

- упрощенной формы бухгалтерского учета согласно настоящим Типовым рекомендациям.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы.

Отражение хозяйственных операций осуществляется посредством двойной записи.

Для предприятии учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций.

32. Автоматизированная форма бухгалтерского учета: преимущества и недостатки, программное обеспечение бухгалтерского учета в Российской Федерации.

В настоящее время разработано достаточно много компьютерных программ, настраиваемых на конкретные потребности пользователей и обеспечивающих ведение бухгалтерского учета в организациях. Бухгалтерские программы содержат план счетов, экранные формы первичных документов, журналы, отчеты, а также средства, позволяющие изменить конфигурацию программы для нужд конкретного пользователя, независимо от масштабов его деятельности.

При автоматизированной форме бухгалтерский учет осуществляется путем внесения корреспонденций счетов непосредственно в журнал хозяйственных операций либо заполнением первичных учетных документов. При проведении заполненных первичных учетных документов происходит автоматическое формирование корреспонденции счетов. Также реализована возможность получения печатной формы созданного документа. Существует возможность формирования проводок путем введения так называемых «типовых операций», в основу которых положена типовая корреспонденция счетов. Квалифицированный пользователь может значительно расширить список типовых операций путем добавления в него новых типовых операций, созданных им самим.

Бухгалтерские программы, как правило, содержат большой объем нормативно-справочной информации, которая включает в себя документы по организации бухгалтерского учета, схемы и календари уплаты налогов и другие данные, позволяют организовать многоуровневый аналитический и синтетический учет, работать с несколькими планами счетов и несколькими базами данных.

Автоматизированная форма учета позволяет проводить большое число различных операции, в частности начисление амортизации, заработной платы, отчислений на социальные нужды, распределение затрат, закрытие месяца и другие операции.

Регистры бухгалтерского учета, такие как оборотные и шахматные ведомости, журналы-ордера и ведомости к ним, формы бухгалтерской и налоговой отчетности могут быть сформированы за любой отрезок времени. Существует возможность получать выходные формы, содержащие необходимую информацию по аналитическому и синтетическому учету.

С применением средств вычислительной техники методология бухгалтерского учета не меняется, меняется лишь технология обработки информации.

Основными достоинствами данной формы учета является однократное введение первичной информации, быстрота обеспечения пользователей необходимой информацией.

Основными принципами автоматизированной формы бухгалтерского учета являются:

однократный ввод учетных данных; автоматическое создание регистров аналитического и синтетического учета; автоматическое поучение информации об отклонениях от установленных нормативов и норм; автоматическое формирование всех учетных регистров и форм бухгалтерской и налоговой отчетности.

Классификация современного программного обеспечения:

- ориентация на размер предприятия;

- локальные и сетевые версии;

- ориентация на бухгалтерский учет в различных сферах деятельности, а также ориентация на бюджетный учет;

- отечественные и зарубежные программы.

Пакеты «Мини-бухгалтерия». К типовым программным продуктам этого класса, имеющим наибольшую популярность и распространение, можно отнести следующие базовые варианты пакетов: «1С: Бухгалтерия», «Турбо-бухгалтер», «Инфо-бухгалтер», «Финансы без проблем», «Интегратор-Соло», «Инфин».

Пакеты «Интегрированная бухгалтерская система» (ИБС). Большинство разработок этого класса «выросло» из предыдущего. Сегодня группа ИБС является одной из наиболее распространенных.

Пакеты «Комплексная система бухгалтерского учета».

33. Формы организации бухгалтерского учета на предприятии в соответствии с российским законодательством; права и обязанности главного бухгалтера.

Должность гл.бух представляет единство как минимум трех составляющих. Во-1х,практически каждый главный бухгалтер (кроме работающего по гражданско-правовому договору) является наемным работником, то есть находится в трудовых правоотношениях с работодателем. Данное обстоятельство предопределяет то обстоятельство, что круг прав и обязанностей главного бухгалтера структурно включает в себя трудовые права и обязанности. Во-2х,гл.бух является должностным лицом, это превращает его в субъект административной и уголовной ответственности.В-3х,гл.бух является, 2м лицом предприятия по фин.вопросам. Более того, в результате своей деятельности он выполняет публичные функции. Орг.бухг. учета на предприятии представляет собой систему мероприятий по его осуществлению. Она вкл. определение структуры и численности учетного персонала, организацию его работы, разграничение ответственности,определение форм и методов бух.учета,организацию рабочего места бухгалтера, выполнения им своих обязанностей. Ответственность за организ-ю бухг.учета, соблюдение законодательства при выполнении хоз.операций несут руководители организаций. Руководители организаций могут:1) вести бух.учет лично;2) для ведения бухгалтерского учета создать структурное подразделение из лиц, состоящих в трудовых отношениях с организацией, возглавляемой главным бухгалтером;3) на основании договора о возмездном оказании услуг поручить ведение бух.учета орган-ии или гражданину, занимающемуся предприн-ой деятельностью без образования юрид.лица. Выбор варианта организации бух.учета в организации зависит от ее величины, юрид.формы существования, особенностей производства и управления, степени механизации и автоматизации обработки эконом-ой инфо-ии.

34. Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Нормативное регулирование БУ представляет собой установление государ-ми органами общеоб-х правил ведения БУ и составления бух.отчетности.

Нормативное регул-е БУ вкл.:1)нормативное правовое регулирование - осуществляется нормами права, содержащимися в соотв-х нормативных правовых актах; 2) методическое (нормативно-техническое) регулирование – осущес-ся методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответ-их актах методического (нормативно-технического) характера.

Законы представляют нормативные акты, принимаемые представительным органом гос.власти РФ или ее субъектов.
Указы Президента РФ являются подзаконными нормативными актами, принимаемыми на основании и во исполнение законов РФ и не противоречащие им. Основой правового регулирования БУ в стране явл. Конституция РФ, принятая 12.12.1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории РФ.
Гражд.кодекс РФ определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникн-я и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. НК РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Труд.кодекс РФ определяет основные начала законод-ва в сфере трудовых отношений, реализуемые посредством его целей. ФЗ "О бух.учете" распрост-ся на все орган.,наход-ся на терр.РФ.В законе определены понятия "синтетический учет", "аналитический учет", "план счетов БУ, "бух.отчетность".
Закон содержит нормы:1)- основные требования к ведению БУ; 2) порядок оформления всех хоз.операций, проводимых организ-ей, первичными учетными докум-ми; 3)правила ведения регистров БУ, предназ-ых для систематизации и накопления учетной инфор, для отражения на счетах БУ и в бух.отчетности. Регистры БУ ведутся в специальных книгах (журналах);
- виды оценки имущества и обязательств организации для их отражения в учете и отчетности, а также в случаях начисления амортизации объектов и оценки объектов БУ путем резервирования;
- правила проведения инвентаризации имущества и обязательств орган., порядок урегулирования выявленных в ходе инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными БУ;
- состав бух.отчетности, ее содержание и порядок оформления, периодичность ее составления, правила представления и утверждения отчетных форм и др.
ФЗ "Об аудиторской деятельности" определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Уголовный кодекс РФ предусматривает меры ответственности за нарушения.

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: