Вопрос 3. Характерные черты Древнерусского гос-ва, структура и функции власти

Для Древнерусского государства характерны:
1) разложение первобытно-общинного строя;
2) формирование феодальных общественных отношений;
3) становление государственного и общественного строя Древнерусского государства с характерными чертами раннефеодального государства;
4) возникновение и развитие ранних государственно-правовых институтов;
5) принятие нормативных актов, которые касались основных сторон жизни государства и общества;
6) укрепление внешнеполитических связей Древнерусского государства;
7) принятие христианства.
Во второй половине XI — начале XII вв. на территории Древнерусского государства — Киевской Руси — стали образовываться Киевское, Черниговское и Переяславское княжества, которые на тот момент были достаточно устойчивыми полугосударствами.
Основной причиной возникновения Киевского государства ученые называют необходимость защиты территории вооруженными силами и потребность в государственном аппарате.
1. Раннефеодальная монархия как форма правления, ее особенности в Древней Руси.
Киевская Русь была государством раннефеодального типа, так как процесс образования классов еще не завершился, феодальное землевладение только возникало, основная масса смердов была еще свободна. В то же время уже формируется боярское землевладение, общинные земли захватываются князьями и боярами, дарятся и раздаются вместе с самими общинниками, которые должны платить оброк хозяину-феодалу.
Форма правления в Киевской Руси — типичная раннефеодальная монархия. Во главе стоял монарх — киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. Он являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князям.
На местах (в других городах) власть великого князя Киева осуществляли его наместники и волостели (в сельской местности).
Признаки раннефеодальной монархии:

- переход законодательно не закрепленной власти в порядке наследования;

- отсутствие юридической ответственности правителя;

- отсутствие институтов власти; - отсутствие регламентации деятельности совета при
князе;

- вече не было постоянным представительным органом;

- ограничение власти постоянно действующим городским собранием.

 
















Вопрос 4. Принятие Русью христианства и его влияние на культуру, и историческую судьбу России.

В княжении Владимира Святославовича (980-1015) произошло крупнейшее событие в жизни Руси – принятие христианства(988), кот. стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого древнерус.гос-ва. К тому же оно было важнейшим итогом русско-византийских отношений в 10в. Как и др.раннефеодальные гос-ва, Русь нуждалась в общегос. религии, кот бы закрепляла только что созданное гос-ое единство. Дохристианская религия – язычество такой роли играть не могла, будучи идеологией родового строя. Она вошла в противоречие с новыми условиями классового общества и гос-ва и не была способна освящать и укреплять существующий общ.порядок.
Основными причинами принятия христианства являлись: недопустимость изоляции от христианских гос-в; монотеизм (единобожие); укрепление единого гос-ва во главе с монархом; введение5 новой морали; необходимость объяснить нарастание социального неравенства.
Сразу же после того, как Владимир занял в980г. киевский престол, устранив старшего брата Ярополка, он сделал попытку создать общерусский пантеон во главе с Перуном – богом грозы и установить общий ритуал. Однако механич. объединение старых племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну. К тому же нов.культ сохранял в себе идеи родового равенства, неприемлемые для феодального общества.
Владимир понял, что надо не реформировать старое, а принять принципиально новую религию, соответствующую сформировавшемуся гос-ву.
Существовало несколько видов таких религий: православие, католицизм, мусульманство, иудаизм. Но выбор был исторически предрешен в пользу христианской православной Византии. Социально-политич.устройство Византии было наиболее близким растущему древнерусскому гос-ву.
Одна из причин решения князя – проникновение христианства на Русь еще до Владимира. Бабушка Вл. Княгиня Ольга крестилась в Константинополе(957) и побуждала к этому своего сына Святослава, однако он продолжал оставаться язычником.
В 988г в г.Херсонесе(юж.побережье Крыма) Владимир крестился, затем он женился на визант.принцессе Анне, затем он прибывает в Киев и приказывает уничтожить всех языческих идолов. Владимир жестоким обоазом наказывал те племена, кот. отказывались принимать православие. Процесс принятия христианства растянулся на несколько десятилетий. После 988г. в России продолжало существовать двоеверие(христианство и некоторые элементы язычества). Первые священники на Руси были из Болгарии и лишь некоторые с Византии. Первым митрополитом на Руси был Михаил. В других городах церкви возглавлялись епископами. Князья выделяли на содержание церкви десятину – десятую часть даней и оброков.
Принятие христианства активизировало развитие зодчества, ремесел, храмов; активно стало развиваться с/х; христианство активно способствовало развитию письменности и возможности освоения византийской культуры; появились нов.обряды в культуре, запрещен ритуал убийства; неизмеримо вырос международ.авторитет Руси, кот. вошла в христианский мир.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: