Основные параметры крови

KISSN 0374-9959

ГБОУ ВПО Минздрава РФ

Новосибирский государственный медицинский университет

Кафедра нормальной физиологии

Учебно-методическое пособие

ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ

 

 

 

Новосибирск 2013

 


УДК 612.1(072)

 

Печатается по постановлению ЦМК от «2» июня 2011 г., протокол № 9

 

Авторы-составители:  

 

Л.К. Антропова,

Е.А. Арчибасова,

В.Ю. Дружинин,

В.Ю. Куликов, 

Н.Б. Пиковская,

О.В. Сорокин

 

 

Рецензенты:

 

 

Физиология крови: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НГМУ, 2013 - 81 с.

 

Настоящее учебно-методическое пособие представляет учебный материал по физиологии крови. Пособие составлено в соответствии с требованиями учебных программ по нормальной физиологии и предназначено для самостоятельной работы студентов при подготовке к занятиям и экзаменам, при решении тестовых и ситуационных задач.

Издание рассчитано на студентов всех факультетов медицинского университета

 

ãКоллектив авторов, 2013

ãНовосибирский Государственный

медицинский университет 2013




О г л а в л е н и е

Предисловие 4
Тема 1.1. Кровь как внутренняя среда организма  Классификация жидких сред и их распределение в организме Основные параметры крови Осмотическое давление плазмы Регуляция рН крови Буферные системы крови Физиологические особенности внутренней среды в детском возрасте Задания для самостоятельной работы Ситуационные задачи Вопросы для самоконтроля 5 6 8 10 13 14   17 17 18 19
Тема 1.2 Свойства форменных элементов крови  Физиология эритроцитов Эритропоэтин Гемоглобин Лейкоциты Специфическая защита или иммунитет Задания для самостоятельной работы Ситуационные задачи Вопросы для самоконтроля 20 22 26 27 31 36 45 45 47
Тема 1.3 Антигенные свойства эритроцитов Группы крови Эритроцитарная антигенная система АВО Группы крови системы резус  Правила переливания крови Задания для самостоятельной работы Ситуационные задачи Вопросы для самоконтроля 48 49 49 51 54 55 55 56
Тема 1.4 Свойства плазмы. Свёртывающая и антисвёртывающая системы крови Функциональное значение тромбоцитов Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз Коагуляционный гемостаз Механизмы фибринолиза Физиологические особенности детского возраста Задания для самостоятельной работы Ситуационные задачи Вопросы для самоконтроля     57 59 65 65 67 76 77 78 79
Вопросы к контрольному занятию по разделу «Физиология крови» 80
Литература 81

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Настоящее учебно-методическое пособие посвящено одному из важных разделов нормальной физиологии - физиологии крови. Изучение этого раздела, как правило, представляет определенные трудности, так как имеющаяся учебная литература, к сожалению, не в полной мере отражает все стороны учебной программы. Кроме того, для более эффективного усвоения программы необходимы наглядные материалы индивидуального пользования. В связи с этим возникла необходимость в издании учебно-методического пособия, в котором в соответствии с программой курса изложены разделы: кровь как внутренняя среда, форменные элементы крови, группы крови, гемостаз.

Особенностью настоящего пособия является широкое использование как общепринятых, так и оригинальных рисунков, схем, таблиц, облегчающих восприятие и усвоение материала.

Материал пособия отражает современные представления об основных молекулярных процессах, протекающих на тканевом, клеточном и молекулярном уровнях с участием вторичных посредников.



Тема 1.1 КРОВЬ КАК ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА

Вопросы к занятию

1. Понятие о внешней и внутренней среде организма. Гомеостаз, параметры гомеостаза и механизмы их регуляции (Клод Бернар).

2. Количество и состав крови. Минеральный состав плазмы, концентрации важнейших ионов, физиологическое значение их постоянства.

3. Осмотическое и коллоидно-осмотическое (онкотическое) давление крови, физиологическое значение. Единицы и методы измерения. Осмотическая концентрация и осмотическое давление.

4. Постоянство рН крови, физиологическое значение. Буферные системы. Бикарбонатная буферная система - основная буферная система крови. Причины нарушения кислотно-щелочного равновесия. Щелочной резерв крови.

Дополнительно для студентов педиатрического факультета

1. Особенности внутренней среды новорожденных.

2. Условия, сохраняющие постоянство внутренней среды новорожденных.

 

Живые организмы находятся в постоянном взаимодействии с внешней средой, получая из нее кислород и питательные вещества, и удаляя продукты жизнедеятельности. В процессе эволюции и увеличения размеров тела, клетки живых организмов потеряли связь с внешней средой и контактируют только с внеклеточной жидкостью. Клетки организма человека и животных, выполняющие разнообразные функции, могут оставаться целыми и работоспособными только в том случае, если будут получать из окружающей их жидкости кислород, глюкозу, аминокислоты и другие необходимые вещества, а в эту жидкую среду выводить продукты метаболизма. Таким образом, клетки существуют как бы во «внутреннем море» — во внеклеточной жидкости. Из этой жидкости клетки получают кислород и питательные вещества и отдают в неё отработанные продукты. Так как все клетки и их производные (например, макромолекулы, образующие различные внеклеточные структуры) живут исключительно в одной и той же среде — во внеклеточной жидкости — её с полным основанием называют внутренней средой организма. Термин «внутренняя среда организма» предложен французским физиологом Клодом Бернаром (1813–1878). В это понятие включена совокупность жидкостей – кровь, лимфа, тканевая, спинномозговая жидкость.

Клетки способны жить, расти, развиваться и выполнять свои специализированные функции столь долго, сколь долго будут поддерживаться во внутренней среде организма подходящие концентрации кислорода, глюкозы, различных ионов, аминокислот, жировых веществ, кислотно-щелочное равновесие и так далее. Важнейшее свойство внутренней среды – ее постоянство (гомеостаз), то есть постоянство отдельных параметров внутренней среды (напряжение кислорода и углекислого газа в крови, суммарная осмотическая концентрация, температура концентрация глюкозы, ионов, аминокислот, белков и др.), в противоположность меняющимся параметрам внешней среды. Гомеостаз (греч. homois - подобный, stasis – стоящий) – относительно динамическое постоянство внутренней среды и устойчивость физиологических функций организма. «Постоянство внутренней среды – условие свободной жизни», - так сформулировал это положение Клод Бернар. Постоянство каждого из параметров внутренней среды обеспечивается специализированной регуляторной системой.

Кровь относится к жидкостям внутренней среды организма, точнее — к внеклеточной жидкости, циркулирующей в сосудистой системе.

Основной составной частью жидкости является вода. В организме взрослого человека вода составляет 75%, новорожденного – 90%. Для человека массой тела 70 кг - это около 50 литров.

Все водное пространство организма принято делить на два основных сектора (рис. 1)

· внеклеточный, на долю которого приходится 20% от массы тела;

· внутриклеточный — 40% от массы тела.

Внеклеточный сектор неоднороден, поэтому дополнительно в нем выделяется:

· внутрисосудистая вода, составляющая 7% от массы тела (кровь, лимфа);

· межклеточная вода — 20%.

Рис. 1. Вода в организме человека

• Между кровью и тканевой жидкостью происходит постоянный обмен веществ и транспорт воды, несущей растворенные в ней продукты обмена, гормоны, газы, биологически активные вещества. Следовательно, внутренняя среда организма представляет собой единую систему гуморального транспорта, включающую кровообращение и движение жидкости в последовательной цепи: кровь → тканевая жидкость → ткань (клетка) → тканевая жидкость → лимфа → кровь.

• При избытке в организме воды наблюдается общая гипергидратация (водное отравление). Потеря 10 % воды приводит к состоянию дегидратации (обезвоживание), при потере 20 % воды наступает смерть. При недостатке воды в организме возникает перемещение жидкости из клеток в межклеточное пространство, а затем в сосудистое русло. При патологии вода аккумулируется в полостях тела: асцит, плеврит, перикардит и.т.д.

• Человек в течение суток принимает около 2 - 2,5 л воды (включая и воду, содержащуюся в пищевых продуктах).

• Из организма человека и животных выделяется всегда несколько больше воды, чем поступает в него (на 200-300 мл/сут). Это связано с образованием в нем эндогенной воды как продукта окисления органических веществ.

• Эндогенные механизмы образования воды: 1 г. белка – 0,4 мл воды, 1 г. углеводов - 0,6 мл воды, 1 г. жира – 1 мл воды.

Система крови

Понятие о системе крови введено в 1939 году отечественным клиницистом Г. Ф. Лангом (1875-1948). Согласно Лангу, в систему крови входят:

· периферическая кровь, циркулирующая по сосудам;

· органы кроветворения — красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка;

· органы кроверазрушения — селезенка, печень, красный костный мозг;

· регулирующий нейрогуморальный аппарат.

Деятельность всех компонентов системы обеспечивает выполнение основных функций крови.

Основными функциями крови являются: транспортная, защитная, гуморальная регуляция.

Транспортная функция. Кровь осуществляет перенос кислорода и углекислого газа (дыхательная функция), доставку к тканям питательных веществ и удаляемых из организма веществ к органам выделения.

Защитная функция обеспечивается наличием в крови иммунокомпетентных клеток.

Регуляторная функция. Участие в осуществлении гуморальной регуляции, благодаря транспорту гуморальных регуляторов – гормонов, биологически активных веществ, транспортируемых кровью к клеткам организма.

 

Основные параметры крови

Кровь представляет собой непрозрачную красную жидкость, которая постоянно движется по кровеносным сосудам. Она состоит из жидкой части – плазмы и форменных элементов – эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. У взрослого человека форменные элементы крови составляют 40 – 48 %, а плазма – 52 – 60 %. Соотношение форменных элементов и плазмы крови называется гематокритным числом, или гематокритом (Ht). В современных анализах крови он обозначается как PCV (packed cell volume). Для характеристики гематокрита указывается лишь объём плотной части крови. В норме гематокрит мужчины равен 0,41—0,53, а женщины — 0,36—0,46. У новорождённых гематокрит примерно на 20% выше, а у маленьких детей — примерно на 10% ниже, чем у взрослого. Определение гематокрита проводится с помощью метода, предложенного M. A. Wintrobe в 1929 году. Согласно ему, специальную стеклянную градуированную трубочку заполняют кровью и центрифугируют с заданным числом оборотов центрифуги за заданное время.

    При некоторых заболеваниях гематокрит может изменяться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: